Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа»)
    рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

    Ильдюкова Елена Алексеевна

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»

    О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова. (УМК «Перспективная начальная школа») 2011 г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir.docx34.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»

    О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова. (УМК «Перспективная начальная школа») 2011 г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО

    Цели:

    - формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;

    - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и

    эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

    Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в

    процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего

    поколения.

    Задачи

    - формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной

    школе;

    - развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

    - создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной,

    познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

    Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,

    исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и

    системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    2. Общая характеристика учебного предмета

    Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к

    миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан,

    ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса

    «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,

    природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале

    природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента

    экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить

    опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы

    адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду

    с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

    Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных

    связей всех дисциплин начальной школы.

    Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики,

    музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и

    эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

    Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к

    осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в

    ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества,

    тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую

    панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться

    дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории,

    литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных

    знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического

    образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма,

    опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное

    достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для

    дальнейшего развития личности.

    Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый

    курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Основные учебно-воспитательные задачи

    курса:

    - дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

    - последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать,

    выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работать с научно-популярной, справочной

    литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

    - изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об

    объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе

    естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

    - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому

    образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков

    3 класс

    В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших

    измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей

    (географическая карта, глобус).

    Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание

    темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы.

    Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения

    природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

    Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и

    формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в

    целом.

    3. Описание места учебного предмета в учебном плане

    Согласно учебному плану в МОУ «Начальная общеобразовательная школа №10» на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной

    школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе 66 ч. (2 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные

    недели в каждом классе).

    4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и

    воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей

    природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном

    развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с

    отечественными традициями духовности и нравственности.

    • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

    • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы

    и социума.

    • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

    • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в

    осознанном желании служить Отечеству.

    • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций

    народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

    • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

    • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

    • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и

    окружающим людям.

    5. Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных

    учебных действий (УУД):

    3 класс

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

     Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как

    хорошие или плохие.

     Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих

    нравственных ценностей).

    Обучающиеся получат возможность научиться:

     Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

     Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

     Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

     Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

     В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы

    всех, исходя из имеющихся критериев.

     Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки

    от самого человека.

    Регулятивные УУД:

     Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

     Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

     Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

     Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    Познавательные УУД:

     Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в

    один шаг.

     Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей,

    энциклопедий, справочников, хрестоматии «Родной край» Л.И.Буровой

     Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

     Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

     Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

    Коммуникативные УУД:

     Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных

    речевых ситуаций.

     Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

     Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных

    речевых ситуаций.

     Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

     Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

     Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить

    вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

     Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..

     Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

     Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

    В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

     характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;

     находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

     определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

     сравнивать и различать формы земной поверхности;

     находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;

     моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;

     проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;

     называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);

     находить на физической карте разные водоемы и определять их название;

     характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

     ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

     приводить примеры веществ;

     сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

     исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях,

    характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

     исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру

    воздуха с помощью градусника;

     извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет,

    детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха,

    готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

     сравнивать свойства воды и воздуха;

     следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

     характеризовать кругооборот воды в природе;

     исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;

     характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);

     обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;

     извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о

    почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

     исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных

    ископаемых;

     различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на

    примере своей местности);

     извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет,

    детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

     характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

     проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга,

    растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;

     характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);

     извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет,

    детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

     фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные

    обозначения);

     опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;

     обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости

    бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

     определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей

    животного и растительного мира природных сообществ;

     называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;

     называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

     понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;

     использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

     использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для

    поиска необходимой информации.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

     самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;

     извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных

    сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

     осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического

    поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким

    животным);

     обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе

    своего края, к почве, к полезным ископаемым;

     пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение

    температуры тела);

     выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

    В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

     описывать достопримечательности Московского Кремля;

     различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля,

    соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

     находить место изученного события на ленте времени;

     находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;

     описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;

     извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о

    достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

     находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

    Обучающиеся получат возможность научиться:

     соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком,

    используя при обозначении века римские цифры;

     находить на ленте времени место изученному историческому событию;

     проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные

    в Конституции Российской Федерации;

     использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).

    В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

     понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода,

    летом во время купания, при переправе через водные пространства;

     понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

     пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

     пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

     соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при

    переправе через водные пространства;

     соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

     осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического

    поведения в природе.

    3 КЛАСС (68 часов)

    Человек и природа

    Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор.

    Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное).

    Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.

    Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте).

    Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и

    Западно-Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со

    взрослыми).

    Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.

    Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и

    предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) – человек, животные, грибы, растения, микробы.

    Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы – мельчайшие

    частицы, из которых состоят вещества.

    Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состоя ния

    воды – твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода – растворитель. Растворы в

    природе. Почему воду надо беречь.

    Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.

    Кругооборот воды в природе.

    Воздух – это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных,

    растений.

    Погода и ее составляющие: движение воздуха – ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над

    поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы определяющие направление ветра (флюгер) и силы

    ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за

    погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».

    Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные).

    Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных

    ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.

    Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни

    человека.

    Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения,

    животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

    Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек – защитник природы. Природа

    будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер – шмели – мыши – кошки). Природные

    сообщества родного края (два, три примера). Посильное участие в охране природы родного края.

    Человек и общество

    Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (58 статья Конституции Российской Федерации – гражданин

    обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (42 статья Конституции). Российские

    заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной Книги России, изображение животных Красной

    книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).

    Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль) – весна (март,

    апрель, май)  лето (июнь, июль, август) – осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век – отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории

    строительства Московского Кремля (XII век – деревянный, XIV век – белокаменный, XV век – из красного кирпича). Имена великих князей,

    связанных с историей строительства Московского Кремля.

    Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей – основателей городов (Ярослав Мудрый – Ярославль, Юрий Долгорукий

    –Кострома, Переславль-Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI – XVII вв., Троице-Сергиева

    лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде – XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле

    и Костроме – XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире – XII в.).

    Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб

    города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость

    (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.

    Правила безопасного поведения

    Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со

    стеклянным термометром.

    Повышение температуры тела – как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

    Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и

    школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).

    Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.

    Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у

    водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).

    Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины).

    Телефон службы спасения МЧС.

    Формы реализации программы:

    -фронтальная;

    -парная;

    -групповая;

    -индивидуальная

    Методы реализации программы:

    -практический;

    -объяснительно-иллюстративный;

    -частично- поисковый;

    -наблюдение;

    -информативный

    Способы и средства:

    -технические средства;

    -модели и таблицы;

    -рисунки;

    -альбомы по искусству;

    -дидактический раздаточный материал

    7. Учебно-методическое обеспечение программы

    3 класс

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. – М.

    : Академкнига/Учебник.

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. :

    Академкнига/Учебник.

    1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

    2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп;

    микропрепараты;

    3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

    4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

    5. географические и исторические карты;

    6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое

    другое из жизни общества.

    Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств

    фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

    Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов

    и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.

    Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для 1 класса по УМК " Перспективная начальная школа"

    В рабочую программу входят пояснительные записки,содержание программ и тематическое планирование по предметам: обучение грамоте( русский язык литературное чтение,математика, окружающий мир,физическая ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

    Рабочие программы по предметам 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

    Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике, изобразительному искусству, технологии, физическому воспитанию,музыке + тематическое планирование. 2 класс УМК ...

    Рабочие программы по предметам третьего класса УМК Перспективная начальная школа

    Аннотации к рабочим программам 3 класс «Перспективная начальная школа»Аннотация к рабочей программе по русскому языку 3 класс3 класс (5 часов в неделю) 170ч.Рабочая программа по русскому языку для 3 к...

    Рабочая программа по предмету окружающий мир (3 класс) "Начальная школа 21 века"

    Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009), основной общеобразовательной программы МКОУ «Ястребовская СШ», б...

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы...

    Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" (УМК "Перспективная начальная школа"4 класс)

    Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключаетс...