Мероприятие в 4 классе: "Четыре царства природы"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Беляев Александр Иванович

Использование информационных технологий в начальной школе.

 

 

 

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка, и, прежде всего, на его умственное развитие. Окружающий мир – источник чувств. На уроках окружающего мира легко создать ситуации удивления, вопроса, предложения предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, развития логического мышления. С приходом в школу новых информационных технологий, а также применение традиционных методических приемов позволяет мне организовать эти уроки более ярко, сделать их запоминающимися.

 

 

Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natali_1_metod.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока во 4 классе Четыре царства природы

Тип урока: урок новых знаний

Тема урока: Четыре царства живой природы.

Цели урока:

познакомить учащихся с основными царствами живой природы: растения, грибы, бактерии, животные.

Раскрыть основные отличия этих царств: растения-грибы, грибы-бактерии, бактерии-животные.

Уточнить знания учащихся об основных качествах живых существ ( дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.)

Расширить кругозор

Методические приемы, используемые на уроке:

Презентация «Четыре царства природы», ПК, мультимедиапроектор.

Дидактическая игра «Найди свою группу»;

Работа в парах с рисунками-схемами в рабочей тетради «Познаем окружающий мир – 2 класс»;

Решение кроссворда.

Конспект урока.

Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Любите ли вы путешествовать? Наше путешествие не сказочное. Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. А кого мы называем живыми существами? На этой планете есть четыре царства – государства. Учитель демонстрирует ученикам карту планеты. Вся поверхность планеты покрыта тучами. Но что я вижу? Плотный туман окутал всю планету – ничего не видно. Но есть способ рассеять туман. Выручит нас игра «Найди свою группу».

Цель игры: опытно игровым путем ученики распределяют таблички с названиями и рисунками живых организмов на четыре группы.

При допуске ошибок учитель не спешит исправлять учеников сам. Опыт показывает, что ребята справляются сами или с помощью одноклассников. ( Ребята могут спутать грибы с растениями).

Учитель: Молодцы, ребята! Теперь, кажется, и туман исчезает (с карты «Планеты — живые существа» убираются тучки).

Ребята видят названия царств.

3. Новый материал.

СЛАЙД «Четыре царства природы» (слайд 2)

По щелчку мыши на слайде появляются названия каждого царства.

Задается вопрос: Кто населяет эти царства? Как живется их обитателям? Если не могут ответить на этот вопрос , то учитель отвечает: Сейчас мы это узнаем!

Учитель: В какое царство мы отправимся сейчас?

Дети делают выбор, например – растения. По гиперссылке «растения» происходит переход на СЛАЙД «Многообразие растений».

Ученик читает стихи, появляющиеся на экране.

Учитель: Как здесь красиво! Какой нарядный лес! Что мы в нем видим?

Ученики: деревья, кустарники, ягоды, травы – это и есть растения, все они разные.

Учитель: А что одинаковое у всех растений?

Ученики: У них одинаковые части. (Выводим детей на ответ с помощью наводящих вопросов.)

ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ

СЛАЙД «Части растений»

Дети называют части растений, на экране они появляются по щелчку мыши.

Учитель: Какую роль выполняют корень, стебель, лист, цветок, плод.

Ответы детей учитель уточняет.

Физминутка для глаз.

ВЫХОДИМ НА СЛАЙД «четыре царства» по кнопке «ДОМОЙ»

Учитель: Наше путешествие продолжается, и выбираем новое царство – Грибы.

ПЕРЕХОД ПО ГИПЕРССЫЛКЕ на слайд «Назови грибы».

Учитель может просто попросить назвать грибы или учитель загадывает загадки, ответы на которые ученики ищут на слайде.

По щелчку мыши появляются названия представленных грибов – происходит проверка ответов учеников.

Учитель: Почему нельзя путать грибы с растениями? (Дети, как правило, на этом этапе еще не знают отличий и часто грибы путают с растениями, но можно ожидать и правильного ответа)

Учитель: Давайте посмотрим, как устроен гриб.

СЛАЙД «СТРОЕНИЕ ГРИБА».

Учитель: а теперь сравните строение гриба и строение растения.

Дети: у гриба вместо корня грибница, у гриба нет семян и плодов, у него споры. У гриба нет листьев и стеблей, а у растений – есть. Значит, гриб – не растение.

Учитель: Почему грибы и растения – живые существа?

Дети: грибы, как и растения, могут питаться, размножаться, умирать.

ВЫХОД НА СЛАЙД «ЧЕТЫРЕ ЦАРСТВА ПРИРОДЫ» по гиперссылке.

Учитель: Еще не закончено наше путешествие – следующее царство – бактерии.

ПЕРЕХОД НА СЛАЙД «Бактерии»

Ученик читает о бактериях текст на слайде.

Учитель: все вы болели: у кого был насморк, высокая температура, болел живот. Иногда причиной наших болезней могут стать вредные бактерии.

На слайде рассматриваем виды бактерий «Кокки», «Холерный вибрион».

Учитель: Тело бактерий хорошо защищено. Иногда, чтобы убить вредные бактерии, мы пьем специальные лекарства или кипятим воду. Но есть и полезные бактерии – кисломолочные, в йогуртах, в сметане, кефире. Почему бактерии тоже являются живыми существами?

Дети: Бактерии растут, размножаются, погибают.

Учитель: Молодцы!

ВЫХОД НА СЛАЙД «Четыре царства природы» по гиперссылке.

Учитель: В каком царстве мы еще не были? Да, это животные.

ВЫХОД НА СЛАЙД «Многообразие животных»

Учитель: Назовите этих животных. Почему мы говорим «многообразие животных»? все ли животные одинаковые, что их различает? Как передвигаются животные? Прыгают, летают, ползают, лазают, бегают, плавают. Как питаются животные? Как строят жилища и воспитывают потомство? Вьют гнезда, роют норы, устраивают логова, берлоги и т.д. Животные – это тоже живые существа. Назовите признаки живых существ.

Молодцы, ребята! Вы завершили наше путешествие. А теперь посмотрим, что вы запомнили.

Физминутка.

4. Самостоятельная работа в тетради «Познаем окружающий мир» №1. Работа проводится в парах (если класс к ней готов). Задание: Заполните схемы «Четыре царства природы», «Строение гриба», «Части растений».

Проверка и самопроверка может проводиться в парах.

5. Самостоятельная работа «Разгадай кроссворд»

СЛАЙД «Разгадай кроссворд»

Учащиеся получают листы с полем кроссворда. Учитель загадывает загадки про бабочку 1, гриб боровик 2, икра 3, корень, 4 клен 5, спора 6.

Проверка в парах. Слайд «Реши кроссворд». По щелчку появляются ответы.

6. Итог урока. Оценивание самых активных участников путешествия. Что узнали? Какие отличительные признаки всех живых существ вы запомнили?

7. Домашнее задание. Рассказать о царствах живой природы и живых существах, населяющих каждое царство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Четыре царства природы

Презентация к уроку окружающего мираУМК "Планта Знаний " 3 классЧетыре царства живой природы 4_zarstva.png...

Внеклассное мероприятие в 3 классе «Четыре стихии»

Внеклассное мероприятие  в 3 классе «Четыре стихии»Учителя Волковой Н.В. МАОУ «СОШ №50 с углублённым изучением английского языка», г. ПермьОборудование: Воздушные шары,  вода и 4 стака...

Конспект урока во 2 классе "Четыре царства природы"

Конспект урока с использованием мультимедиа...

Внеклассное мероприятие Игра «Путешествие в царство природы»

1.     привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды,2.     воспитывать любовь, гуманное оглашение к природе;3.     пред...

«В некотором царстве. Царства природы. Бактерии».

Урок открытия нового знания, посвященный бактериям...

Урок по окружающему миру в 3 классе "Четыре царства" УМК "Планета знаний"

Тип урока:  урок ознакомления с новым материаломТема урока: Четыре царства живой природыЦель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащими...

Внеклассное мероприятие Игра по станциям «В царстве природы» (4класс)

Данное мероприятие поможет закрепить знания по окружающему миру....