Рабочая программа по предмету "Окружающий мир". 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Начальная школа 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №31

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля

Рассмотрено на заседании                                                        Утверждаю

предметного методического объединения                             Директор школы:  

протокол №_____                                                                      _____________Е.В.Туренко                                                    

 от «_____» _____________2011 г                                           протокол педагогического совета №__

Руководитель МО:                                                                     от «____»_______________2011 г.                                                                            

________________Г.Г.Рудько                  

                                                                                       

                                                                                                                                                                               

Рабочая  программа

по предмету

«Окружающий мир»

для 2 класса.

(УМК «Начальная школа 21 века»,

автор Н.Ф. Виноградова)

   

Составитель рабочей программы:

Юркина Светлана Владимировна,

учитель начальных классов.

 

Год составления: 2011 г.

г. Нижневартовск, 2011 г. 

Пояснительная записка учебного предмета  «окружающий мир»

начального образования

1. Общая характеристика учебного предмета

Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

       Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

         Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально - ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

       Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

       Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

2. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками:

«Человек и природа».

«Человек и общество».

«Правила безопасной жизни».

3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

4. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

5. Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
  • Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества привсем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • Установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • Освоение правил и норм

Социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

  • Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

  • Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
  • Софрмированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • Овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных дисциплин;
  • Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • Владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Понимание роли и значения родного края в природе и историко – культурном наследии России, в ее современной жизни;
  • Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
  1. Содержание начального общего образования по учебному предмету
  1. Человек и природа.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Выпускник научится:

  • Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные прибору; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • Использовать естественно – научные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
  • Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой  природе; использовать их для объснения необходимости бережного отношения к природе;
  • Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • Понимать необходимость ЗОЖ, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционирования организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

Выпускник получит возможность научиться:

  • Использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записии обработки информации, готовитьнебольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • Моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конутруктора;
  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту и природной среде;
  • Пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • Выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • Планировать, контролировать и оценивать учебные дейчтвия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  1. Человек и общество.

Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек — создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации — глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте; Государственная граница России.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы:

Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

 Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Выпускник научится:

  • Узнавать государственную символику РФ и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира РФ, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
  • Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящие к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной деятельности в информационной образовательной среде;
  • Определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
  1. Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.

  1. Планируемые результаты освоения программы  «Окружающий мир» начального образования.

Раздел

Ожидаемые результаты обучения и показатели их достижения выпускниками начальной школы

 

 Человек и общество

В процессе обучения

учащиеся научатся

Примеры учебных ситуаций и учебных задач, которые уч-ся могут выполнять

Модели инструментария для оценки достижений

самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых

самостоятельно и уверенно

 Осознавать и ценить роль и значение семьи в их жизни; дорожить семейным укладом и традициями,

поддерживать их, демонстрируя понимание и умение: определять состав своей семьи, круг близких родственников;

рассказывать о семейных традициях;

указывать, из чего состоит хозяйство семьи, и определять свой вклад (свои основные семейные

обязанности)рассчитывать необходимые расходы на собственные нужды

 Учащиеся, работая индивидуально или в группах, могут охарактеризовать состав

семьи из двух и трех поколений, составив о них рассказы; дать с помощью учителя характеристику роли отдельных членов в семье.

Они могут предложить и обсудить развернутый план книги «Моя семья».

Работая индивидуально или в группе, учащиеся могут обсудить замысел и выполнить проектную работу по темам «Семейный праздник», «Семейные реликвии».

Они могут с помощью учителя подготовить и провести конкурс «Домашние мастера», демонстрируя свои

умения в выполнении домашних обязанностей.

 Учащиеся могут письменно ответить на вопросы и задания на

определение состава семьи.

Они могут рассказать о некоторых традициях своей семьи, о домашнем хозяйстве своей

семьи.

Учащиеся могут составить список

необходимых покупок для празднования собственного дня

рождения и подсчитать затраты

 Источники информации:

— работы учащихся;

— деятельность учащихся;

— статистические данные;

— результаты тестирования.

Методы:

— оценивание процесса выполнения;

— открытый ответ;

— выбор ответа;

— краткий ответ;

— портфолио.

Критерии:

— разумность гипотез, пояснений и примеров;

индивидуальный прогресс в расширении активного словарного запаса;

адекватность в реализации замысла поставленной учителем задаче;

адекватность поведения в речевой ситуации;

индивидуальный прогресс в использовании речевых средств при описании уклада, традиций семьи, своих семейных обязанностей

Осознавать и ценить роль и значение школы в их жизни; понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их, демонстрируя умение:

содержательно рассказывать о своем классе (из кого состоит, сколько в нем

мальчиков, девочек, есть

ли тезки и т. п.);

формулировать правила

общения со сверстниками

и со взрослыми

Учащиеся, работая в группе, могут подготовить визитную

карточку «Мой класс».

Работая индивидуально или в парах, они могут обсудить основные моменты письма сверстнику из другого региона с рассказом о своей школе, своем классе.

Они могут принять участие в обсуждении содержания и маршрута экскурсии по классу для гостей школы

 родителей), подготовить и коллективно провести такую экскурсию.

Работая в группе, они могут обсудить и составить режим

дня ученика, следить за его выполнением.

Учащиеся могут предложить

вариант визитной карточки класса.

Они могут принять посильное участие в подготовке текста экскурсии по классу для гостей школы (родителей) и ее проведении.

Они могут написать письмо сверстнику из другого региона с рассказом о своем классе, своей школе.

Пользуясь подготовленной совместно памяткой, учащиеся могут ответить на вопросы о режиме дня школьника, оценить, в какой мере они его выполняют.

Источники информации:

— работы учащихся;

— деятельность учащихся;

— результаты тестирования.

Методы:

— наблюдение;

— оценивание процесса выполнения;

— портфолио;

— вопросы для самоанализа.

Критерии:

— адекватность выполнения задания его теме и характеру;

содержательность представленной информации о классе и школе;

— адекватность избранных речевых средств для презентации

собственных проектов;

индивидуальный прогресс в исследовании правилам организации учебного труда;

индивидуальный прогресс в исследовании правилам общения

в классе

Показывать на карте границу России, столицу России,

свой город (или село, поселок, станицу и др.)

Учащиеся могут принять посильное участие в путешествии по карте родной страны

Учащиеся могут показать по карте границы России, местоположение столицы и одного-двух знакомых городов, названных учителем, в том числе родного города, края, области

Источники информации:

— деятельность учащихся;

— результаты тестирования.

Методы:

— открытый ответ;

— выбор ответа.

Критерии:

— корректность использования

приемов работы с картой;

— адекватность выполнения задания его теме и характеру

Уважать, узнавать и описывать государственные символы: герб, флаг.

Знать наизусть слова Государственного гимна

Работая в группе, учащиеся могут подготовить и провести викторину на знание

государственных символов.

Они могут в уместных случаях хором исполнить Государственный гимн.

Работая в группе, учащиеся могут создать общеклассную символику и ввести определенные традиции ее использования

Учащиеся могут предложить вопросы к викторине на знание

государственных символов.

Они могут безошибочно узнать

российский герб и флаг, соблюдать необходимые ритуалы при прослушивании гимна

 Критерии:

адекватность выполнения задания его теме и характеру;

содержательность представленной информации о государственной символике

Перечислять и кратко устно описывать памятные места столицы России — Москвы, достопримечательности своего края (города, поселка и др.)

Работая в группе, учащиеся могут подготовить и выполнить проект «По памятным

местам столицы», провести его презентацию.

Они могут организовать и

провести конкурс рассказов «С чего начинается Родина», «Моя дорога от дома до школы»

Учащиеся могут подготовить постер или иную иллюстрацию к

коллективному проекту «По памятным местам столицы». Они могут рассказать о достопримечательностях своего родного города, сопроводив рассказ показом изображений

   

Уважать и описывать обычаи народов России

Работая в группах, учащиеся могут подготовить коллективную рукописную книгу

«Народов дружная семья»

 Учащиеся могут назвать 2—3 народа, населяющие Россию, подготовить материал в рукописную

иллюстрированную книгу (пословицы, сказки, описания обычаев народов России)

 Источники информации:

— работы учащихся;

— деятельность учащихся.

Методы:

— оценивание процесса выполнения.

Критерии:

— корректность и содержательность информации об обычаях народов России

Устанавливать связь государственных праздников с

историческими событиями, описывать наиболее значимые исторические

события

Учащиеся могут спланировать и провести коллективное мини-исследование связи некоторых государственных праздников с историческими событиями и представить полученные результаты

 Учащиеся могут выбрать или самостоятельно подготовить открытку «Поздравляю с праздником»

 Источники информации:

— работы учащихся;

— деятельность учащихся.

Методы:

— оценивание процесса выполнения;

— портфолио.

Критерии:

— адекватность выполнения задания его теме и характеру;

— содержательность представленной информации

Ориентироваться в наиболее распространенных сферах труда в современном обществе

Работая в группе с учебными материалами (в том числе информационными образовательными ресурсами), учащиеся могут составить

список из 5—10 наиболее

распространенных профессий, устно презентовать свой список.

Они могут провести интервью с родителями и подготовить выставку «Все работы хороши»

 Учащиеся могут назвать 2—3 профессии и описать одну из них, рассказать о профессии своих

родителей

 Источники информации:

— работы учащихся;

— деятельность учащихся.

Методы:

— оценивание процесса выполнения;

— портфолио.

Критерии:

— корректность и содержательность информации об основных профессиях

Проявлять понимание того,

что события прошлого проходили в ином историческом пространстве, что историческое пространство может быть условно изображено на плане, рисунке,

схеме; соблюдать правила работы у настенной исторической карты

Работая в группах, учащиеся могут, пользуясь предоставленными им источниками,

найти описание мест, в которых проходили исторические события.

Они могут сравнить географическую и историческую карты России, своими словами дать описательное

определение исторической карты.

Они могут выполнять правила работы у настенной карты при показе объектов на

исторической карте.

Учащиеся могут определить

основные способы обозначения на карте исторических

объектов (например, городов, рек, мест сражений, торговых путей, места рождения исторического деятеля, собственного места рождения). Работая в группе, учащиеся могут подготовить ряд вопросов для викторины «О чем рассказала историческая карта». Учащиеся могут принять участие в конкурсе знатоков «По местам исторических событий…» (на лучшее выполнение доступных заданий по контурной карте)

Учащиеся могут указать и описать особенности предоставленной им исторической карты (символика, легенда).

Они могут сопровождать показ объекта на карте кратким указанием «словесного маршрута» (к северу от Москвы, в устье реки Дона и т. п.)

 Источники информации:

— работы учащихся;

— деятельность учащихся;

— статистические данные.

Методы:

— наблюдение;

— оценивание процесса выполнения.

Критерии:

— соблюдение правил работы у настенной карты;

— использование в речи географических ориентиров;

индивидуальный прогресс в пользовании легендой карты при выполнении заданий на контурной карте

 Различать достоверные факты и вымысел

Работая в группах, учащиеся могут сортировать различные информационные источники (например, летописи, сказки, повести, статьи,

изображения и т. п.) по

признаку их достоверности/недостоверности. Они могут пояснить свой выбор

 

 

Находить и сопоставлять

факты, относящиеся к:

— облику, виду, устройству

окружающих предметов;

— основным занятиям, орудиям труда, жилищам, отдельным обычаям и верованиям наших предков; средствам передвижения

и средствам передачи информации в их исторической ретроспекции («было — стало»)

Работая в группах, учащиеся могут подготовить сборник

творческих работ «Ими гордится Россия», включающий описания наиболее значимых исторических событий,

связанных с выдающимися

историческими личностями.

Работая в группах, учащиеся могут принять участие в обсуждении и подготовке

программы посещения исторического музея.

Работая в группах, учащиеся могут подготовить устную

презентацию, отражающую историю развития средств труда, транспортных средств и т. п.

Учащиеся могут подготовить

собственный рассказ об историческом деятеле с использованием учебника и дополнительных

материалов.

Они могут подготовить материалы (короткие тексты, рисунки с подписями и т. п.) к совместному рекламному проспекту по итогам экскурсии в исторический музей: «Не пропустите, когда пойдете в музей». Учащиеся могут принять участие в обсуждении  выставок работ, выступить с коротким отзывом/рецензией по итогам просмотра выставки, участия в празднике.

Источники информации:

— работы учащихся;

— деятельность учащихся.

Методы:

— оценивание процесса выполнения;

— вопросы для самоанализа.

Критерии:

— адекватность замысла и его реализации поставленной учителем задаче;

— качество объяснений;

— уместность использования исторических терминов в процессе описания;

индивидуальный прогресс в использовании устной и письменной речи для описания исторических реалий

8.Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

У выпускника будут сформированы:

Выпускник получит возможность для формирования:

Личностные универсальные учебные действия

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

  1. Общеучебные умения и навыки

              В результате изучения курса окружающий мир, обучающиеся на ступени начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единсве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позвоит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсазуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

                В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Источник информации:

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.  Стандарты второго поколения.  Москва «Просвещение» 2010.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Стандарты второго поколения.  Москва «Просвещение» 2010.
  • Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения.  Москва «Просвещение» 2010.

Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» 2 класс,

автор: Н.Ф.Виноградова

     (УМК «Начальная школа 21 века»)

Программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой «Окружающий мир», 2 класс. Изд. «Вентана-Граф», М. 2010 г.

Основная цель курса «Окружающий мир» - формирование основ личности, способной к активному добыванию информации, ее критическому анализу и ответственному поведению в соответствии с результатами этого анализа.

      Курс построен в соответствии с общими теоретическими положениями отечественной методики естествознания, а также на основе концептуальных положений развивающего обучения младших школьников, и направлен на решение следующих задач:

  • адаптация учащихся к учебной деятельности;
  • выявление и корректировка имеющихся у младших школьников знаний об окружающей действительности;
  • формирование новых знаний и умений, обеспечивающих успешное взаимодействие учащихся в системе «человек – природа – общество»;
  • формирование позитивного отношения к окружающему миру: природе, самому себе.

      Специфика курса состоит в коммуникативно – интерактивной организации его содержания, которая заключается в том, что учащимся не просто сообщается готовая информация, а организуется их познавательная деятельность в соответствии со следующими этапами:

  • актуализация имеющихся знаний по теме, констатация учащимися их недостаточности;
  • поиск источников новой информации и определение способов ее получения;
  • получение и преобразование новой информации, включение ее в общую систему знаний каждого ученика.

        Особое внимание в курсе уделяется формированию индивидуальной позиции учащегося в его отношении к миру. В ходе обучения формируется не готовые стереотипы деятельности, а убеждения, позволяющие целесообразно строить свое поведение в природе и обществе.

        Поэтапная организация познавательной деятельности учащихся позволяет формировать у них соответствующие содержанию курса общеучебные навыки, а также совершенствовать умения, сформированные в рамках других курсов. Кроме того, названные выше этапы соответствуют структуре учебной деятельности, поэтому систематическое их применение в учебном процессе обеспечивает формирование основных ее компонентов.

        В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы обучения. В основе их отбора лежат общие принципы дидактики, развивающего обучения, гуманной педагогики. По дидактическим целям выделяются следующие группы методов: метод актуализации, методы получения новой информации, методы индивидуализации и применения знаний.

       УМК по курсу построен в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование у младших школьников элементарных знаний о природе и обществе в прошлом и настоящем.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Для ученика:

  • Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: учебник, 2 класс: в 2 ч.–М.:Вентана – Граф, 2010
  • Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: рабочая тетрадь.- М.: Вентана – Граф, 2010.- в 2

Для учителя

  • Сборник программ к комплекту учебников «начальная школа XXI века» - 3-е изд., дораб. И доп. – М.: Вентана – Граф, 2010
  •  Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой/авт.-сост. О.А.Исакова.- 2-е изд., перераб. и испр. – Волгоград: Учитель, 2008.

Учебник и тетрадь для 2 класса построены с учетом различных уровней подготовки учащихся. Так, ученики, которые не умеют читать, получают информацию с помощью иллюстраций, схем и символов. Читающие дети, кроме того, получают и экстраполируют на других учащихся и текстовую информацию. Учитель по своему усмотрению может прочитать необходимые сведения сам или предложить это сделать вслух или про себя читающим детям. Дифференциация обучения по курсу подразумевает не просто деление учащихся на читающих и не читающих, а более тонкий учет их возможностей. Зная особенности своих учеников, учитель может менять последовательность заданий, пропускать некоторые их них, более подробно рассматривать другие, максимально используя материал учебника и тетрадей.

                Преподавание курса «Окружающий мир» организовано в МРО.   Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно обучается по целевой  индивидуализированной программе.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию в обучении:  по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. В граф – схеме указано количество  часов на модуль, название модулей и расчасовка на каждый этап модуля. Каждый модуль включает в себя этапы:

  • установочно – мотивационный этап, на данном этапе формируется внутренняя мотивация и   ставятся учебно -  воспитательные цели, стимулирующие учащихся к успешной работе. На установочно-мотивационный этап отводится в среднем 1 урок.
  • содержательно – поисковый этап, цель этапа - развитие поисковой, познавательной    активности и самостоятельности учащихся через   минимизацию теоретического материала, актуализацию опорных знаний и поиска их связей с неизвестными знаниями. На этот этап отводится от 2 до 3-х, 4-х уроков.
  • контрольно-смысловой, цель этапа– первичное осмысление, развитие самооценки, контроля и самоконтроля через оценку учащимися понимания приобретенных знаний, изучение степени овладения учебным материалом, понимание смыслового содержания изученного. На данном этапе проводятся сам работы, практические работы, мини – тесты, т.е. идет проверка осмыления детьми  нового материала. На это отводится 1 урок.
  • адаптивно – преобразующий этап,  цель - обобщение, формирование умений, навыков и норм деятельности учащихся, применение знаний через использование системы упражнений для формирования умений, навыков, дифференциацию учебных знаний, творческий перенос знаний в новых условиях учебы. На этот этап отводится от 2-х до 3-х, 4-х уроков.
  • системно – обобщающий  этап,  цель - формирование целостной системы знаний через  умения определять место данного модуля в общем содержании учебного курса. На этом этапе дети систематизируют и обобщают знания от 2-х до 7- ми уроков.
  • контрольно – рефлексивный этап, цель - развитие творческой рефлексии через итоговый контроль. На это отводится 1 урок, но может быть и 2, в зависимости от сложности и объема материала.

Модуль не должен быть менее 6 уроков.

     Планирование обеспечивает выполнение: теоретической и практической части программы; ФГОС второго поколения.

Разделы программы:

  • Человек и его здоровье -  17 часов
  • Где мы живем -   14 часов.
  • Твои друзья – взрослые и дети – 6 ч.
  • Человек и природа - 24 часов
  • Наша страна – Россия - 6 часов

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится:

  • количество часов в год – 68;
  • количество часов в неделю – 2;
  • количество часов для проведения практических работ – 6;
  • количество экскурсий – 5;
  • количество часов отведенных на проверочные, контрольные работы– 5;

Курс «Окружающий мир» - это интегрированный предмет  и изучается совместно с курсом «Мы – дети природы» (региональный компонент), на который отводится 34 ч. Главная цель курса «Мы – дети природы» - воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей и формирования у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.

Требования  к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • содержание основных понятий;
  • биологическое разнотравье Югорского края;
  • культуру народов, населяющих родной край.

Учащиеся должны понимать:

  • взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в социальной среде края.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания для объяснения взаимосвязей в социальной среде;
  • сохранять благоприятную социоприродную среду;
  • улучшать социоприродную среду.

На изучение курса отводится 1 час в неделю.

Корректировка программ «Окружающий мир», «Мы – дети природы», «ОБЖ».

«Окружающий мир»

«Мы – дети природы»

«ОБЖ»

1. Человек и его здоровье

Лес дает нам стол и дом (1ч.)

Огонь – источник жизни. Огонь – враг человека. Не играй с огнем

2. Где мы живем. Твои друзья  - дети и взрослые

Праздники в доме. У нас гости (1ч.). Домашняя утварь – искусство, мастерство северян (1ч.). Жилищще народов Севера (1 ч.). Дружная семья.   (1ч.). Образы детей в Югорских сказках (1ч.). Игры и игрушки детей Югры (1 ч.).

Моя квартира. Могут ли удобства обернуться бедой? Несчастный случай в быту. Если звонит незнакомец в дверь.

3. Человек и природа

Югорские леса и лесные чудеса (1ч.). Ягоды нашего края (1ч.). Югорское разнотравье (1 ч.). Наши грибы (1 ч.). Народный календарь (1 ч.)

Опасность в природе. Съедобные и несъедобные грибы. Где север, а где юг. Хороша наша река. Тонет человек. Беда на льду.

4. Наша страна – Россия.

Здравствуй, край Мансийский, милый (1 ч.)

Человек и окружающий мир.

Требования  к уровню подготовки учащихся  2 класса

                    К концу  II класса учащиеся должны:

Различать:

  • живые и неживые тела природы;
  • полезные и вредные привычки человека;
  • деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
  • правила речевого этикета в зависимости от ситуации общения и его участников, этические понятия (добро - зло, трудолюбие - леность,  справедливость – несправедливость, вежливость – невежливость);

Приводить примеры:

  • положительного и отрицательного отношения человека к окружающей природе;
  • фактов риска для здоровья и жизни.

Кратко характеризовать:

  • правила поведения в общественных местах и значения их выполнения;
  • основные условия роста и развития человека (правильное питание, чистый воздух, физическая культура, общение, познание)
  • значение природы для человека;
  • сезонные изменения в природе;
  • отличия человека от животного, правила гигиены и ЗОЖ.

Применять знания в практической деятельности:

  • проводить наблюдения в природе, простые опыты и практические работы,  используя для этого простейшие инструменты;
  • устанавливать простые связи в природе (сезонные);
  • писать свой полный адрес, полное имя, имена и отчества членов семьи;
  • ориентироваться в окружающей среде обитания (ближайшие улицы);
  • соблюдать ПДД, правила поведения в общественных местах, правила ОБЖ.

Знать:

  • семья и школа, их место в жизни ребенка;
  • роль профессии в жизни  отдельного человека и общества;
  • что такое природа живая и неживая на уровне предметов;
  • свой край, город, микрорайон, транспорт,  правила культурного поведения  в учреждениях, дорогах;
  • растения – часть живой природы, группы животных, особенности диких и домашних животных;
  • измерительные приборы: термометр.

Уметь:

  • наблюдать в окружающем мире смену времен года, состояние погоды;
  • соблюдать режим дня;
  • различать объект живой и неживой природы;
  • узнавать  в окружающей природе изученные растения и животных;
  • соблюдать правила охраны животных;
  • давать общую положительную и отрицательную оценку  отдельных поступков своих и окружающих людей;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • оказывать простейшую доврачебную помощь при небольших травмах.

 В рабочей программе отражены  следующие  КОМПЕТЕНТНОСТИ: умение сотрудничать, получать информацию при работе  с дополнительной литературой о природе, умение организовывать  взаимосвязь своих знаний самостоятельно и в работе в паре,

Граф – схема по предмету «Окружающий мир» 2 класс, 68 ч.

модуля

п/п

Часов модуля

Названия модулей

      Этапы/количество часов

У-М

С-П

К-С

А-П

С-О

К-Р

1

16

Человек и его здоровье

2

2

1

5

4

2

2

10

Твои друзья – взрослые и дети.

1

2

1

2

2

2

3

16

Наша страна – Россия.

1

2

1

3

7

2

4

11

Человек и природа.

2

1

1

3

2

2

5

15

Животные и растения природных сообществ

1

2

1

7

2

2

Итого

68 ч.


Модуль №1.  Человек и его здоровье.                                                                        16 ч.                            

Цели: формировать понятие ЗОЖ, развивать личностные качества: санитарно – гигиеническую и эстетическую культуру, эмоции, творческие способности, познавательный интерес; воспитывать умение правильно следить за совим здоровьем, культуру общения и поведения через уроки «Окружающего мира».

Компетентности: умение организовывать  взаимосвязь своих знаний самостоятельно и в работе в паре.

УУД: развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

Знать: понятия «объект природы», «живая - неживая природа», «настоящее», «прошлое», будущее», «историческое время», «история», «здоровье», «ЗОЖ», гигиену и культуру питания.

Уметь и иметь:  представления об органах слуха и зрения, составлять режим дня, составлять правила организации труда и отдыха.

СД «Уроки окружающий мир Кирилла и Мефодия» 2 класс

Этапы

 Тема модуля

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

 Способы достижения цели

 Оценочная деятельность

Дата

У – М

2 ч.

 - Что такое окр. мир?

- Что изучает история?

Знать понятия «объект природы», «живая - неживая природа», «настоящее», «прошлое», будущее», «историческое время», «история».

 Актуализация знаний по теме. Организация беседы.

Сод. оценка доли участия  в беседе и имеющихся знаний.

3.09

7.09

С – П

2 ч.

- Человек – живой организм.

- Наши помощники – органы чувств.

Знать понятия «организм», «особенности живого организма», «внешние чувства». Иметь представления об органах слуха и зрения.

Частично – поисковая деятельность.

Организация беседы.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний и активности на уроке

10.09

14.09

К – С

Что такое здоровье?

Знать понятия «здоровье», «ЗОЖ». Уметь составлять режим дня.

Организация беседы.

самооценка участия в беседе и активности на уроке

17.09

А – П

5 ч.

- Чтобы не уставать.

-Физическая культура.

-Урок с порт. зале.

- Закаляться может каждый.

-Здоровое питание. Лес дает нам стол и дом.

Знать и уметь составлять правила организации труда и отдыха. Понимать важность физ. культуры для здоровья человека. Знать и применять правила закаливания организма. Уметь правильно питаться.

Упр., основанные на практическое знание. Организация беседы.

с/оц и работа в паре

21.09

24.09

28.09

1.10

5.10

С – О

4 ч.

-Умеешь ли ты есть?

-Здоровье и осторожность.

-Можно ли изменить себя?

Знать гигиену и культуру питания. Научить детей применять правила осторожности для здоровья. Ответить на вопрос «Можно ли изменить себя?»

Организация работы по умению систематизировать уже имеющиеся знания. Организация беседы. Дидактическая игра.

Работа в группе

8.10

12.10

15.10

19.10

К – Р

Тест по теме «Человек и его здоровье».

Диагностика ЗУН по теме.

Тест.

Сод/оц учителем

22.10

К – Р

Работа над ошибками.Экскурсия

Рефлексия ЗУН по теме

Орг. работы над ошибками

Рефлексия.

26.10

Модуль №2. Твои друзья – взрослые и дети.                                                          10 ч.                            

Цели: формировать понятие о семье и друзьях; развивать познавательный интерес, воображение, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать; воспитывать внимательность и заботливость к членам семьи и друзьям.

Компетентности: умение организовывать  взаимосвязь своих знаний самостоятельно и в работе в паре.

УУД: развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи.

Знать: понятия «семья», «помощь», «обязанность», «поколение», домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», «традиция», «правило»,  «вежливый», «приветливый», «внимательный», «дружба»,  «мимика»,  «жесты»;  виды правил, правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде дома, на лестнице.

Уметь и иметь: применять правила дружбы,

СД «Уроки окружающий мир Кирилла и Мефодия» 2 класс

Этапы

 Тема модуля

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

 Способы достижения цели

 Оценочная деятельность

Дата.

У – М

- Что такое семья? Жилище народов севера.

Знать понятия «семья», «поколение», домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».

 Актуализация знаний по теме. Организация беседы.

Сод. оценка доли участия  в беседе и имеющихся знаний.

29.10

С – П

2 ч.

-Труд в семье. Домашняя утварь народов севера.

-Как семья отдыхает? Праздники в доме. У нас гости.

Знать понятия «семья», «помощь», «обязанность», «традиция».

Частично – поисковая деятельность. Организация беседы.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний и активности на уроке

2.11

16.10

К – С

Твои друзья  - взрослые и дети. Образы детей в югорских сказках.

Знать понятие «правило», составление  правил.

Практич. работа (работа в паре). Организация беседы.

Сод/оц учителем

19.10

А – П

2 ч.

- Твои друзья  - взрослые и дети. Урок творчества.

- Мы пришли в театр.

Знать понятия «вежливый», «приветливый», «внимательный». Познакомить с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде дома, на лестнице.

Организация беседы.

Дидактическая игра.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний и активности на уроке

23.10

26.10

С – О

2 ч.

- О дружбе. Дружная семья. Игры и игрушки народов севера.

-Составляем правила дружбы.

Знать понятие «дружба», «мимика», «жесты». Знать и уметь применять правила дружбы.  

Организация работы по умению систематизировать уже имеющиеся знания. Организация беседы. Творческая работа.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний и активности на уроке

30.10

3.12

К – Р

Тест  по теме «Твои друзья  - взрослые и дети».

Диагностика ЗУН по теме.

Тест.

Сод/оц учителем

7.12

К – Р

Работа над ошибками. Экскурсия

Рефлексия ЗУН по теме

Орг. работы над ошибками

Рефлексия.

10.12

Модуль №3.  Наша  страна - Россия.                                                                      16 ч.                            

Цели:  формировать первичное знание о Родине, стране, крае, родном языке, народах России; развивать связную речь, интерес к предмету через разные формы и методы проведения учебных занятий через обучение; воспитывать уважительное отношение к старшим, к культуре и традициям народов страны, их труду; привите желания трудиться.

Компетентности: умение организовывать  взаимосвязь своих знаний самостоятельно и в работе в паре.

УУД: формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества.

Знать: понятия «Родина», «край», «труд – основа жизни», «конституция», «права граждан», «права детей», «солнечная система»,  исторические места и памятники родного города, важность значении труда в жизни людей, предков русских людей, историю становления Москвы, города «Золотого кольца»,  нацоинальности людей, живущих в России.

Уметь:  различать труд людей в городе и в деревне.

СД «Уроки окружающий мир Кирилла и Мефодия» 2 класс

Этапы

 Тема модуля

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

 Способы достижения цели

 Оценочная деятельность

Дата.

У – М

 Что такое Родина? Здравствуй, край Мансийский, милый!

Знать понятие «Родина».

 Актуализация знаний по теме.  Организация беседы.

Сод. оценка доли участия  в беседе и имеющихся знаний.

14.12

С – П

2 ч.

- Родной край – частица Родины.

- Зачем человек трудится?

Знать понятие «край», «труд – основа жизни».

Частично – поисковая деятельность. Организация беседы.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний

17.12

21.12

К – С

Все профессии важны (интегрированный урок).

Познакомить с новой профессией программиста, с компьютером, абаком. Знать важность значения труда в жизни людей.

Практ. работа: работаем с

компьютерем. Организация беседы.

Сод/оц учителем

24.12

А – П

3 ч.

- О труде фермера и экономиста.

- Хлеб – главное богатство России.

- Экскурсия на предприятие (хлебозавод)

Понимать значение хлеба и важность труда на земле хлебопекаря.

Организация беседы.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний и активности на уроке

28.12

С – О

7 ч.

 - Из истории родного края.

- Из истории нашей Родины.

- Города России. Москва.

- Древние города России.

- Мы – граждане России.

- Народы России.

- Первое знакомство со звездами.

Знать исторические места и памятники родного города, предков русских людей. Уметь различать труд людей в городе и в деревне. Знать историю становления Москвы. Знать города «Золотого кольца». Знать понятия «конституция», «права граждан», «права детей». Знать нацоин-сти людей живущих в России. Знать понятие «солнечная система».

Организация работы по умению систематизировать уже имеющиеся знания.

Организация беседы.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний и активности на уроке

 

14.01

18.01

21.01

25.01

28.01

1.02

4.02

К – Р

Тест по теме «Наша страна – Россия»

Диагностика ЗУН по теме.

Тест.

Сод/оц учителем

8.02

К – Р

Работа над ошибками. Экскурсия в музей.

Рефлексия ЗУН по теме

Орг. работы над ошибками

Рефлексия.

11.02

Модуль №4.  Человек и природа.                                                                              11 ч.

Цели:  формировать  представление о живой и неживой природе, различать растения и животных разных сообществ; развивать связную речь, интерес к предмету через разные формы и методы проведения учебных занятий через обучение; воспитывать бережное отношение к природе, умение правильно пользоваться дарами природы.

Компетентности: умение организовывать  взаимосвязь своих знаний самостоятельно и в работе в паре.

УУД: развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

Знать: понятия «растение», «лес», части растений, виды растений, виды и особенности леса,

Уметь:  пользоваться дарами природы, различать живую и неживую природу.

СД «Уроки окружающий мир Кирилла и Мефодия» 2 класс

Этапы

 Тема модуля

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

 Способы достижения цели

 Оценочная деятельность

Дата.

У – М

2 ч.

- Животные – живые существа.

-Растения – живые существа.

 Знать царство живой природы и основные качества животных. Знать понятие «растение», части растений, виды растений.

 Актуализация знаний по теме. Организация беседы.

Сод. оценка доли участия  в беседе и имеющихся знаний.

15.02

18.02

С – П

- Природное сообщество «Лес». Югорское разнотравье.

Знать понятие лес, виды и особенности леса.

Частично – поисковая деятельность. Организация беседы.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний

22.02

К – С

Человек и лес. Югорские леса и лесные чудеса.

Знать различные кустарники и травянистые кустарники.

Практ.  работа: составление памятки «Бережное отношение к лесу».Организация беседы.

Сод/оц учителем

25.02

А – П

3 ч.

- Лесная аптека. Грибы нашего края.

- Растения – живые существа. Ягоды нашего края.

- Животные леса.

Знать лекарственные растения леса, ядовитые и съедобные грибы. Знать животных леса и их образ жизни.

Упр., направленные на знание лекарственных растений и животных леса. Организация беседы.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний

29.02

3.03

7.03

С – О

2 ч.

- Подземные жители.

- Голоса леса.

Знать понятие «пресмыкающиеся» и их образ жизни. Знать лесных птиц и их особенности в поведении.

Организация работы по умению систематизировать уже имеющиеся знания. Организация беседы.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний

10.03

14.03

К – Р

Народный календарь. Тест по теме «Человек и природа»

Диагностика ЗУН по теме.

Тест.

Сод/оц учителем

17.03

К – Р

Работа над ошибками. Экскурсия  в  зимний сад ДЦТ

Рефлексия ЗУН по теме

Орг. работы над ошибками

Рефлексия.

21.03

Модуль №5.  Животные и растения природных сообществ.                              15 ч.

Цели:  формировать  представление о живой и неживой природе, различать растения и животных разных сообществ; развивать связную речь, интерес к предмету через разные формы и методы проведения учебных занятий через обучение; воспитывать бережное отношение к природе.

УУД: развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

Компетентности: умение организовывать  взаимосвязь своих знаний самостоятельно и в работе в паре.

Знать: понятие «вода», свойство воды, обитателей и растения водоемов, луга, сада, поля, луга, правила бережного отношения к природе.

Уметь:  различать растения и животных разных природных сообществ.

СД «Уроки окружающий мир Кирилла и Мефодия» 2 класс

Этапы

 Тема модуля

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

 Способы достижения цели

 Оценочная деятельность

Дата.

У – М

 Что такое вода? Свойства воды. Виды водоемов.

 Знать понятие «вода», свойства воды и виды водоемов.

 Актуализация знаний по теме.  

Организация беседы.

Сод. оценка доли участия  в беседе и имеющихся знаний.

4.04

С – П

2 ч.

- Обитатели водоемов.

- Земноводные.

Знать обитателей водоемов, их особенностями; понятие «земноводные», их образ жизни.

Частично – поисковая деятельность. Организация беседы.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний

7.04

11.04

К – С

 Водная стихия. Растения рек и озер.

 Знать понятие «вода», свойства воды и виды водоемов. Знать обитателей водоемов, их особенностями; понятие «земноводные», их образ жизни.

Организация беседы. Практ.  работа: бережное отношение к растениям рек и озер (памятка)

Сод/оц учителем

14.04

А – П

7 ч.

- Животные и растения болот.

- Жизнь луга – 2 ч. 

- Растения поля.

- Животьные поля.

- Жизнь сада. – 2 ч.

Знать и различать растения рек и озер, болот, луга, поля, сада.

 

Упр., направленные на сходство и различие животных и растений в разных природных сообществах. Организация беседы.

Работа в паре и группе.

в/оц доли участия в беседе и имеющихся знаний

18.04

21.04

25.04

28.04

2.05

5.05

9.05

С – О

2 ч.

- Природа и человек.

- Экскурсия в живой уголок.

Составляем  правила бережного отношения к природе.  Творческая работа.

Организация работы по умению систематизировать уже имеющиеся знания. Организация беседы.

с/оц участия в беседе, активности на уроке

12.05

16.05

К – Р

Тест по теме «Животные и растения природных сообществ».

Диагностика ЗУН по теме.

Тест.

Сод/оц учителем

19.05

К – Р

Интегрированный урок «В гостях у красной книги»

Диагностика ЗУН по теме.

Интегрированный урок.

Рефлексия.

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....