Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья по окружающему миру на тему

Руженкова Татьяна Александровна

Я, Руженкова Татьяна Александровна,  работаю учителем начальных классов в   МОУ «Ялгинская СОШ» с 1992 года. Имею высшую квалификационную категорию с 2006 года. Педагогический стаж работы -  31 год,  из них  23 года – учитель начальных классов указанного общеобразовательного учебного заведения.

Моя работа отмечена:

- значком «Почётный работник общего  образования РФ » 2003 г.;

- Почетной  Грамотой  УО г.о. Саранск, 2000г., 2006г.

удостоверением «Ветеран труда»,2009г.

 

Ведущая педагогическая  идея   в моей работе с детьми  - «Особенности экологического воспитания младших школьников в урочное и внеурочное время».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_opyta_ruzhenkova_t.a.doc_k.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта Руженковой Т.А.

Я, Руженкова Татьяна Александровна,  работаю учителем начальных классов в   МОУ «Ялгинская СОШ» с 1992 года. Имею высшую квалификационную категорию с 2006 года. Педагогический стаж работы -  31 год.

Моя работа отмечена:

- значком «Почётный работник общего  образования РФ » 2003 г.;

- Почетной  Грамотой  УО г.о. Саранск, 2000г., 2006г.

- Удостоверением «Ветеран труда»,2009г.

Ведущая педагогическая  идея   в моей работе с детьми  - «Особенности экологического воспитания младших школьников в урочное и внеурочное время».

 

Актуальность и перспективность опыта

Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры, которая непосредственно связана с нравственным критерием, этической доминантой.  Поэтому экология природы воспринимается нами как экология души ребёнка.

Предпосылками правовой базы для формирования экологического образования населения служит принятый в Российской Федерации Закон «Об охране окружающей природной среды» (19 декабря 1991 г.), в XI разделе которого «Экологическое воспитание, образование, научные исследования» указывается на обязательность преподавания экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Цели, задачи, содержание, формы и методы экологического образования и воспитания младших школьников нашли отражение в работах Л.П. Салеевой, И.К. Блиновой, В.М. Минаевой, А.А. Плешакова, А.Е. Тихоновой, А.А. Вахрушева, О.В. Бурского.

В педагогической деятельности учителя встречаются определенные недостатки и трудности в организации экологического воспитания и образования младших школьник. Эта проблема решается нами в широком интегративном контексте, на основе межпредметных взаимодействий и обобщений.  Это обстоятельство, безусловно, явно повышает актуальность важного педагогического вопроса.

Перспективность опыта объясняется его практической значимостью. Из всего многообразия  практико-ориентированных экологических вопросов для младших школьников важны следующие:

-защита неживой природы (воздух, вода, полезные ископаемые) и почвы от загрязнения, разрушения и истощения;

-сохранение многообразия видов живых организмов и целостности их сообществ;

- охрана природы как необходимое условие сохранения нравственного и физического здоровья людей. Вот почему наша педагогическая идея формулируется так  -  «Экология природы – экология души».

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта,

обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе  имеет начальная школа. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают.  То есть,  в процессе осмысления мироздания, природы у детей формируется чувство эмпатии. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций,  идёт развитие способностей и интересов. На наш взгляд,  эффективным педагогическим средством для формирования указанных качеств личности младшего школьника является экологизация всех учебных предметов и внеклассных мероприятий с учетом принципа межпредметности и интеграции. Особое место среди учебных предметов начальной школы занимает курс «Окружающий мир». Убеждены, что познание детьми окружающего мира не может быть ограничено только рамками урока,   оно органически переплетается с другими предметами учебного плана  и внеклассной работой. Например, на уроках окружающего мира, русского языка, чтения, математики, трудового обучения нами  передаются детям знания об окружающем мире, прививаются умения и навыки для самостоятельного общения с природой, мы учим вдумчиво и внимательно читать книгу природы, воспитываем чувство ответственного, бережного, нравственно-духовного, гуманного отношения ко всему живому на земле. Каждый урок сопровождается нами иллюстративным материалом, фотографиями, картинами, видеоматериалами. В уроки мы включаем разнообразный материал, основанный на личных наблюдениях из жизни, очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, великих учёных и писателей.

Заметим, что наряду с традиционными,   нами используются и инновационные, нестандартные формы, методы и приемы обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-игры; моделирование игровых, ситуативных и проблемных заданий на уроке; написание  детьминебольших сочинений, рассказов, докладов, сообщений,  составление книжек-раскрасок с текстом об интересных явлениях природы, о животных и растениях. С целью развития мышления, наблюдательности учащихся в структуру занятий мы включаем нестандартные текстовые задачи, загадки, кроссворды, ребусы, стихи, пословицы, поговорки с экологической тематикой, экологические сказки и рассказы, экологические проблемные ситуации, которые способствуют развитию экологической культуры младших школьников. Это и математика с задачами экологического направления и познавательного характера, изложения и сочинения о природе на уроках русского языка, научно-познавательные тексты на уроках чтения. Ребята охотно собирают природный материал для изготовления поделок на уроках трудового обучения.

Деятельностный метод обучения  создаёт в начальной школе особый экологический микроклимат, особую духовно-нравственную среду. Именно эта нравственная атмосфера  влияет на:

- воспитание духовно-нравственных качеств личности (ответственность, честность, доброта, милосердие, любовь к природе);

- развитие трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

- воспитание гуманистических ориентиров поведения младшего школьника, исключающих жестокость, насилие над личностью, над природой, жестокое обращение с животными.

 Приведём ряд аргументов в пользу деятельностного метода.

Известно, что наиболее действенным средством экологического воспитания детей является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Важную роль играет природоохранительная деятельность ребёнка. Виды ее многообразны:
а) по защите природной среды (подкормка животных, спасание животных, попавших в беду, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений); б) по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» патруле, рейдах в природу); в) по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка посадок от сушняка); г) по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет); д) по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).                                                    

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированное обучение. Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, викторины, загадки. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, окружающему.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе работы ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно-коммуникационных технологий. Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

На уроках в начальных классах использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Их используют для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, тренингов и пр.

Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Школа подключена к сети Интернет. Это позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, разработок и др.

Наличие теоретической базы опыта

Теоретическую основу  нашего педагогического опыта составляют:

1) идеи В. А. Сухомлинского, который в своё время заметил: « К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». Именно эта особенность младшего школьного возраста сострадание, сопереживание, эмпатия  должна быть использована в достижении главной, приоритетной задачи экологического воспитания – эмоционально-нравственное и творческое развитие младшего школьника; 

2)Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

  1. Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
  2. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно-воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.

Ведущая педагогическая идея – «Экология природы- экология души»

На протяжении  многолетней  педагогической работы мы убедились, что современная школьная  педагогика XXΙ века должна быть нравственной педагогикой, педагогикой ценностей. Многие современные учёные, педагоги  с тревогой констатируют факт, что современная модель школьного образования  почти не содержит нравственных и мировоззренческих ориентиров. В данной связи актуальность  рассмотрения  вопроса экологического воспитания младших школьников, формирования его   экологической культуры в контексте феномена духовности носит безусловной характер. Экологическая культура является частью культуры в целом, обогащает её. Формируя экологическую культуру у детей, мы не только воспитываем у них любовь к природе, бережное, а не потребительское отношение к ней, но воспитываем гражданственность, мировоззрение, формируем вопросы нравственности, духовности.  Духовность человека является главным критерием развития его личности. Под духовностью личности понимается  нами его способность различать приоритеты в жизни, ценности, способность подчинять им свои поступки, поведение. Духовность – это высшее достояние человеческой души, сердце личности.  Истинная духовность предполагает нравственно- бескорыстное отношение к природе. Нами реализуется данная педагогическая идея в учебном процессе с учётом возрастных (физиологических, психологических) особенностей и личностных потребностей младших школьников: при системном построении учебных и факультативных занятий в начальной школе. Для систематизации работы по экологическому воспитанию младших школьников намииспользуется «Программа экологического воспитания», обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся. Важен  инновационный и традиционный контекст, педагогические технологии. Эти факторы способствуют значительному повышению экологической культуры младших школьников. Например,  особенно актуален в данном случае деятельностный метод обучения.  Для экологического становления детей важны прогулки на природе, наблюдения за ней. Из окна класса мы часто восхищаемся восходом солнца, наблюдаем за зимней зарёй, за небом, за красками утренних облаков, за ярким солнышком,  за красиво падающими хлопьями снега. Экскурсии на Левженский склон, который находится в 4 км от р. п. Ялга,  мы  ежегодно проводим с детьми, дабы это уникальное место  нашей республики, участок степной растительности. Многие растения, произрастающие здесь, занесены в Красную книгу Мордовии и России.

Оптимальность и эффективность средств

 Среди образовательных технологий в своей экологической работе мы применяем личностно-ориентированные и развивающие , игровые, проектные и дискуссионные технологии, нетрадиционные уроки и факультативные занятия.

Главная задача всех уроков – формирование экологической культуры детей в широком нравственном контексте. Так при изучении темы: «Что такое природа» большинство уроков проводим на природе, используя ведущий метод – наблюдения, когда дети знакомятся с объектами живой природы в естественном виде, в естественной обстановке. Наблюдение ведёт к эмоционально-нравственному становлению детей, формируется эмпатия, милосердие.  То есть актуализируется нравственный смысл проблемы.

Дети видят большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, срубленные деревья), они практически стараются помочь природе: убирают мусор, подвязывают веточки, сажают деревья и цветы, делают кормушки и скворечники. Младшие школьники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит, и любви. Окружающая природа требует сочувствия, тепла и помощи.

Важным направлением в экологическом воспитании считаем поиск и самостоятельное изучение дополнительной литературы. Дети с удовольствием делают сообщения и презентации о животных, растениях, временах года, подбирая интересные факты из их жизни, ищут загадки, пословицы, стихи.

В своей работе мы используем метод проектов. Вот темы, которые разрабатывали дети  в разные годы: «Влияние регуляторов роста на корнеобразование комнатных растений», «Влияние погодных условий на развитие вишни обыкновенной», «Взаимоотношения сосны и берёзы», «Условия прорастания семян сои». «Влияние регуляторов роста на прорастание семян чечевицы», «Зачем семени кожура?».

Основная цель проводимой работы – просвещение учащихся по вопросам нравственного, бережного отношения к природе, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, формирование навыка исследовательской и экспериментальной работы.

Работа над проектом способствует формированию у детей определённых  нравственных принципов взаимоотношения с природой

Работа по экологическому образованию и воспитанию детей начинается нами с 1 класса. Уже в первые минуты знакомства со своими учениками мы стараемся вовлечь их в удивительный мир природы. Для этого создаём соответствующую атмосферу классной комнаты. На стенах и подставках – комнатные растения. В шкафах расставлены альбомы: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», гербарии лекарственных трав, цветов, деревьев и кустарников.     Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка.   Например, в букварный период мы   рассказываем детям о грибах, насекомых, птицах, диких животных. При организации словарной работы  можно предложить учащимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными определёнными словами. И тут же, на уроках русского языка дети знакомятся с экологической тематикой – они составляют цепочки питания, куда входят словарные слова: гусеница – муравей – медведь, осина – заяц – лисица. Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними. Известно, что при изучении русского языка в начальных классах проводится работа и  по развитию речи. Детям можно предложить следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц «Много леса – береги, мало леса – посади» и др.;  Можно предложить составить рассказы по картинкам или на заданную тему. Например, «Мы охраняем родную природу», «Правила друзей природы» и т.д.  Тексты для диктантов, изложений и проверочного списывания на экологическую тему  формируют нравственную составляющую ребёнка.  Благодатен материал для этих брать из произведений художественной литературы.

Особое внимание на уроках чтения уделяем работе по развитию у детей чувства эмпатии, желания и потребности охраны природы. Литература - образное искусство, искусство слова, которое ярким образом нацелено на формирование эмоциональной отзывчивости, то есть эмпатии. Мы рассказываем учащимся об увлечении природой В. Бианки,о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, И. Бунина, М. Пришвина. Важное место в формировании этических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова и других поэтов. Работа над ними позволяет  нам развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, высказывать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к охраняемому миру. Для уроков чтения и русского языка используем богатый материал о природе по каждому месяцу из приложения к газете «1 сентября».

Основы экологического воспитания формируются и на уроках математики. В России -100 заповедников,  а у нас в Мордовии- 2 заповедника

федерального значения. Во сколько раз больше заповедников России,

чем в Мордовии? Какие заповедники есть в Мордовии, как они

называются, где находятся?

2.На территории России 2 000 000 рек, а на территории республики

Мордовия – 1000 рек. На сколько больше рек в России, чем в

Мордовии?

Назовите реки Мордовии, которые вы знаете.

Д. Мокша, Сура, Алатырь, Инсар, Саранка, Сивинь, Рудня, Исса,

Парца, Выша.

4. В Мордовии- 500 озёр, а рек – 1000. Во сколько раз рек больше, чем

озёр?

5.Из 250 000 видов растений земли 1\10 часть находится на грани

исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани

исчезновения?

Какие растения , занесённые в Красную книгу Мордовии , вы знаете?

Д. Венерин башмачок, адонис весенний, прострел раскрытый, горицвет

весенний. Ирис безлистный, миндаль низкий, лён жёлтый, ков

 Экологическое обучение и воспитание продолжается нами и на уроках математики. Использование межпредметных текстовых задач способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы. Например, при изучении чисел в пределах 100 дети решают такие задачи: Устно решаем экологические задачи.

1. В России -100 заповедников,  а у нас в Мордовии- 2 заповедника федерального значения. Во сколько раз больше заповедников России, чем в Мордовии? Какие заповедники есть в Мордовии, как они называются, где находятся?

2.На территории России 2 000 000 рек, а на территории республики Мордовия – 1000 рек. На сколько больше рек в России, чем в Мордовии?

Назовите реки Мордовии, которые вы знаете..

4. В Мордовии- 500 озёр, а рек – 1000. Во сколько раз рек больше, чем озёр?

5.Из 250 000 видов растений земли 1\10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

Какие растения , занесённые в Красную книгу Мордовии , вы знаете?

Все числовые данные познавательного характера накапливаются из различных отраслей знаний, энциклопедических изданий, журналов «Начальная школа», В. Бианки «Лесная газета», А. Плешаков «Зеленые страницы». С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания: «Нарядим елочку», «Посадим деревья», «В лес по грибы», «Соберем ягоды», «Помоги животным» и др. Например: Определи, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»: береза – (280), сосна – (170), тополь – (230). Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:1000 – 200х4 + 80 . Ответ примера укажет на название дерева. Приведенные примеры показывают, как можно на уроке математики расширить, углубить, уточнить экологические знания учащихся, полученные, например,  на уроках природоведения. На уроках математики дети получают конкретные цифровые, статистические сведения о состоянии природы родного края, о значении растений и животных в природе и жизни человека.

Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет внеклассная работа. Системой работы с детьми становятся традиционные праздники: «Золотая осень», «Здравствуй, гостья-зима», «Проводы зимы», «Весна-красна», экскурсии во времена года, «Защита времён года», «День птиц». Эти праздники мы проводим в классе каждый год. Но по мере взросления детей, меняется содержание и формы проведения.

Для школьников постоянно готовим различные конкурсы, соревнования. Одной из таких форм - становится книжка-раскладушка по временам года. Дети оформляют замечательные книжки, в которые помещают стихотворения, рассказы, рисунки, загадки, кроссворды.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

 Многие творческие работы детей печатаются в республиканской газете «Родничок»

Стихотворение «Зима»

Стихотворение «Снег кружится»

Стихотворение «Метель»

Стихотворение «У окошка»

Рисунок «Зимние забавы»

Победитель в конкурсе «Творчество учащихся»- в

2014 году

Статья «На сцене- школьные таланты» и обложка к газете

Рассказ «Моя мама»

Стихотворение «Вперёд, солдат»

Стихотворение «23 февраля»

Стихотворения «Дедушке»,

«Папочке»

Стихотворение «Я мужчин всех поздравляю..»

Рисунок « 23 февраля»

Стихотворение «Снег кружится»

Стихотворение «Зима пришла»

Стихотворение «Зима »

Кузнец Победы

Стихотворение « Да здравствует победа»

Стихотворение « Нас не победить»

Стихотворение «Про войну»

Баляева Даша

Каргина Настя

Зубарев Саша

Сайгашкина Яна

Киселёва Катя

Макушкина Настя

Шумовой оркестр

Гаврилова Лиана

Родионов Дима

Гаврилова Лиана

Макушкина Настя

Кафторева Аня

Шугурова Диана

Мурлаев Саша

Давыданова Кира

Зубарев Саша

Кафторева Анна

Цыпкайкина Дарья

Зубарев Саша

Каргина Настя

1 класс

1 класс

1 класс

1 класс

4 класс

4 класс

2 класс

4 класс

4 класс

4 класс

4 класс

4 класс

4 класс

1 класс

1 класс

1 класс

5 класс

2класс

2  класс

2 класс

«Родничок», №6,2014.стр. 10

«Родничок», №6 ,2014, стр.10

«Родничок», №6 , 2014,стр.10

«Родничок», №6 ,2014, стр.10

«Родничок», №6 ,2014, стр.24

«Родничок», №6 ,2014, стр.31

Диагональ, №15, 2012

«Родничок», №2, 2014,стр.29

«Родничок»,№1, 2014,стр.3

«Родничок»,№1, 2014,стр.3

«Родничок»,№1, 2014,стр.12

«Родничок»,№1, 2014,стр.12

«Родничок»,№1, 2014,стр.12

«Родничок»,№1, 2015,стр.10

«Родничок»,№1, 2015,стр.10

«Родничок»,№1, 2015,стр.10

«Родничок»,№2, 2015,стр.12

«Родничок№3, 2015,стр., 23

«Родничок№3, 2015,стр., 23

«Родничок№3, 2015,стр., 23

Подготовка младших школьников к межрегиональной научно- практической конференции исследовательских работ по эколого- этнографическому проекту: «Дерево Земли, на которой я живу». Представлены работы- «Влияние регуляторов роста на корнеобразование комнатных растений», 2 место, 2010г. «Влияние погодных условий на развитие вишни обыкновенной» 2 место 2011г., «Взаимоотношения сосны и берёзы» 2012 г., «Условия прорастания семян сои» 2 место. 2013 г. «Влияние регуляторов роста на прорастание семян чечевицы»2014 г. «Зачем семени кожура?»,1 место 2015 г.

Республиканский уровень

Форум Одарённые дети

Лауреат форума Киселёва Катя с исследовательской  работой: «Взаимоотношения сосны и берёзы, 2 место 2013г.

     Киселёва Катя. Диплом  1 место,

   городской конкурс чтецов, посвящённый 1000- летию воссоединения Рос -                    сии и Мордовии, 2011г,

Зубарев Саша, Каргина Настя, Цыпкайкина Даша, участники конкурса  стихов, проходившего  в ФГБУ «Мордовский государственный природный заповедник имени П.Г.Смидовича, 24. 09.2015.

  Проводимая работа позволяет нам получать результаты подготовки уча -   щихся, развивает творческие и познавательные способности детей. Реализа ция творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые  места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика продви жения учащихся, которая отражена в таблице.

Внутренний мониторинг за последние 3 года

Предмет

2012 – 2013

3класс

2013 – 2014

4класс

2043 – 2015

1класс

% кач-ва

Ср. балл

% кач-ва

Ср. балл

% кач-ва

Ср. балл

Русский язык

65%

4,0

66%

4,0

-

-

Математика

70%

4,1

71%

4,1

-

-

Литературное чтение

87%

4,4

88%

4,5

-

-

Окружающий мир

85%

4,3

87%

4,4

-

-

Мы охотно делимся педагогическим опытом  работы: выступаем с докладами на уровне школы, принимаем участие в работе городских семинаров, даём открытые уроки.

2012 -2013 г.

2013-2014 учебный год

2014-2015учебный год

Выступление на МО учителей начальной  школы по теме «Экологическое воспитание младших школьников»

Выступление перед родителями: «Готов ли ребенок к школе?»

Выступление на родительском собрании класса по теме «Вместе можно сделать много».

Выступление на семинаре классных руководителей школы по теме «Организация совместной работы учителя и семьи»

Выступление на педагогическом совете школы по теме «Развитие духовности и нравственности младших школьников»

Выступление на МО учителей начальных классов по теме «Формирование личностных УУД на уроках по программе «Школа России»

 В 2012-2015 гг. для учителей Ялгинской СОШ провела открытые уроки: Урок по математике на тему «Сложение и вычитание чисел до 10.Решение задач»Презентация.(1 класс)  Кейс-урок по окружающему миру в 4 классе «Жизнь пресного водоёма»,

 «Умножение многозначного числа на однозначное. Закрепление»» (с презентацией),  урок по чтению в 3 классе «В.Н.Пришвина о М.М. Пришвине» (с презентацией).

Свой педагогический опыт  публикуем в сети Интернет на образовательных  сайтах

Постоянно повышаю свою квалификацию, большое внимание уделяю самообразованию, систематически обучаюсь на курсах республиканского уровня:    

1.« Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов». 26.03-28. 06 2012г

72 часа.

2.Заочные дистанционные курсы.  «Создание здоровьесберегающей  образовательной среды   образовательного учреждения , соответствующей требованиям ФГОС ОО»

( 10 октября  по 28ноября 2014 год), 108 часов.

3. «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»(с 16 февраля по 27 февраля  2015 г.) 72 часа.

4. Краткосрочное повышение квалификации с 21 мая по 29 мая 2015г.  по дополнительной профессиональной программе

«Психолого-педагогические основы деятельности воспитателя в летнем оздоровительном лагере», 72 часа.

5.Повышение квалификации с 29 мая по 11 июня 2015 г. по дополнительной профессиональной программе «Инновационные образовательные технологии и технологии психолого- педагогического сопровождения как фактор успешной социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 108часов.

 

Возможность тиражирования

Работы по данной теме (конспекты открытых уроков и выступления) представлены на сайтах:

http://nsportal.ru/ruzhenkova-tatyana-aleksandrovna  ,

 http://ruzhenkova56.pedmir.ru/ ,

 http://soc.edurm.ru/users/tatyana56 ,

http://wwww.openclass.ru/node/477845

http://uchitelya.com/

http://www.proshkolu.ru/ruzhenkova55

 http://multiurok.ru/zkuf /    

http://infourok.ru/user/ruzhenkova-tatyana-aleksandrovna 

на школьном сайте: http: //www.schoolrm.ru/schools/yalgsar/about/        

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, экологические знания в частности, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью мы используем в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.

Учитывая психологические особенности своих учащихся, работаю дифференцированно, использую разноуровневые задания. На уроках создаю проблемные ситуации, развиваю творческие способности детей, учу их правильно излагать свои мысли, делать выводы, умозаключения. Игровые технологии помогают создать эмоциональное воздействие на развитие интереса к изучаемому предмету, способствуют формированию вычислительных навыков, орфографической зоркости, снимают усталость и напряжение. Каждый ребенок чувствует себя участником образовательного процесса.

  1. УМК «Школа России»
  2. Учебный предмет: Окружающий мир
  3. Класс: 4
  4. Тема урока: Жизнь пресного водоёма
  5. Цель: сформировать у учащихся представления о жизни пресного водоёма.
  6. Планируемые результаты:

Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: – самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: – строить рассуждения.

  • извлекать информацию из  иллюстраций, текстов.
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • строить рассуждения; обобщать.
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: – адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;
  • задавать вопросы.

Предметные:

       -знать представителей животного и растительного мира пресного водоёма.

- исследовать материал о жизни бобров- «короля грызунов»

- формировать бережное отношение к природе водоёма.

-узнать как охранять водоёмы и для чего нужно их охранять?

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь,  ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы. 

  2.Актуализация знаний.

Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом,

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам,

Да вот беда: привязан плот –

Он никуда не поплывет.

Где мы только что побывали?

 Конечно же, на реке…

– Скажите, к какому природному  сообществу относится река?( это водоём)

-Скажите, какие бывают водоёмы? (Искусственные и естественные)
– Какие водоёмы относятся к естественным?
(Реки, озёра, моря, ручьи, океаны)
– Какие водоёмы относятся к искусственным?
(Водохранилища, пруды, каналы)
Почему они названы искусственными?
(Они созданы человеком.)
– Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.
– Давайте сформулируем тему нашего урока:
 Жизнь пресного водоёма. Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать  и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, , узнать как охранять водоёмы).

Вывод:

Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа .

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF  ( 4 страница)

 – Давайте составим план работы .План записывается на доске.

3.Организация работы с кейсами.

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа  ботаники. Участники расскажут нам о растениях водоёма и их роли в сообществе.

2 группа  зоологи. Участники расскажут нам о животных  водоёма и их роли в сообществе.

3 группа исследователи  Участники расскажут нам о чудесах  «короля грызунов». Эта группа узнает  всё самое интересное  о бобрах,

4 группа экологи. Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоёма.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

  1. Кейсы.

Кейс №1

Источник №1:Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.4 класс. Часть 2.Издательство «Просвещение», Москва2012. Стр192-194.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF  ( 4 страница)

Источник №2

Атлас- определитель От земли до неба. М., «Просвещение», 2012,стр. 71-78.

   Источник №3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF  ( 4 страница)

Кубышка жёлтая – её  красивые   жёлтые цветки многие видели,  и они привлекают внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло-сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках, с медленным течением.

Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью.

http://lekartrav.narod.ru/images/kubishka.jpg кубышка

Источник №4

Растения вырабатывают кислород, являются домом для животных и пищей.

Учащиеся составляют схему о роли растений в водоеме.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF  ( 4 страница)

http://priroda.clow.ru/text/2200-1.jpg

Кейс №2

Источник №1:Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.4 класс. Часть               2.Издательство «Просвещение», Москва2012. Стр195-196

Выдра – небольшой зверёк, длина тела от 70 до 100 см, хвоста 35 – 55 см; масса 5 – 10 кг. Окраска меха спины тёмно-бурая или коричневая с очень густым светло – коричневым подшерстком. На боках окраска меха более светлая, брюхо серебристое. Выдра живёт в лесных реках, озёрах, ручьях и даже в болотах. Везде она предпочитает более открытые участки берега со слабо развитой водной растительностью. Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. На суше выдра передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками.  Выдра – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками. Свою добычу она либо подкарауливает, сидя на каком – нибудь выступающем из воды камне, либо преследует. Выдра – ценный пушной зверь, однако везде она немногочисленна, редка. Поэтому охота на неё в большинстве месс запрещена.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF 

    Источник №2

    Загадки

1.        Под водой живет народ,

        Ходит задом наперед.

2.        Длинным клювом тонким

        Схватит лягушонка –

        Капнет с клюва капля.

        Кто же это?..

        (Цапля.)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/584b5ce7-4b3f-4546-a109-ae6decd413b0/egretta.htm 

3.        У нее во рту пила.

        Под водой она жила.

        Всех пугала, всех глотала,

        А теперь – в котел попала

        (Щука.)   

 

 http://ribalka-rf.ru/gallery/shuka/53-schuka-17.html

4.        Водяные мастера

        Строят дом без топора,

        Дом из хвороста и тины

        И плотину.

        (Бобры.)

 р http://fotki.yandex.ru/users/zubi-trubi/view/20734

5.        На дне, где тихо и темно,

        Лежит усатое бревно.

        (Сом.)

 http://rybalka-ua.com/atlas-ryb/ryba/33-som/photo.html

6.        У кого глаза на рогах,

        А дом на спине?

        (Улитка.)

7.        Голубой аэропланчик

        Сел на белый одуванчик.

        (Стрекоза.)

 basik.ru/macro/3001/short/

8.        Пестрая крякушка

        Ловит лягушек,

        Ходит вразвалочку –

        Спотыкалочку.

        (Утка.)

http://www.apus.ru/im.xp/051048048057055055057048.jpg улитка

  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/01/16/zhizn-presnogo-vodoyoma

Источник №3

Прудовая лягушка имеет средние размеры 75 – 85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху  тело ярко-зелёное или оливкового цвета с тёмными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого цвета.  Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Этот язык закреплён во рту необычно: не задним, а передним концом. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперёд язык, к которому и прилипает добыча.

 

Головастики – это детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8302070-95db-4ed0-9b65-f665ae635efb/ResFile.SWF 

Источник №4

 Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.

Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб.

Назовите, какие хищники обитают в водоемах.

Цапля, клоп-водомерка, щука, жук-плавунец, лягушки.

Плавунец  окаймлённый – достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло-жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма.  Плавунец  окаймлённый живёт в прудах, небольших озерцах, в тихих затонах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными животными: насекомыми, рачками, улитками

  • http://www.bacalavre.ru/upload/iblock/7d1/11_preview.jpg

Кейс №3

Источник№ 1.Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.,стр. 209-210

Бобр – один из крупных грызунов. Длина  его тела до 100 см, хвоста 25-35 см; масса – 20-25 кг. Голова небольшая округлая. Глаза маленькие. Хвост несколько уплощён. Окраска меха от рыжевато-бурой до почти чёрной. Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр с высокими берегами, обильным травостоем и зарослями кустарников. В воде он хорошо плавает, ныряет.  Бобры издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Бобр – ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена

Источник №2 Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.,стр. 211-212

Источник №3  Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.,стр. 213-214

Источник №4 Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.,стр. 215 -217

Бобр http://fotki.yandex.ru/users/zubi-trubi/view/20734

Кейс№ 4

Источник №1 Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.4 класс. Часть 2.Издательство «Просвещение», Москва2012. Стр196-198

Источник №2.

Как охранять жизнь пресного водоёма…

http://gnilomedova.59313s016.edusite.ru/p11aa1.html

Источник №3

Загрязнение  водоемов  опасно  для  всего живого. Чтобы  уберечь  реки, озёра  от загрязнения, сточные  воды  фабрики  заводов  пропускают  через  очистные сооружения.   Строятся  и  такие  предприятия,  на  которых  вообще  не  бывает  сточных  вод.  Как могут дети принять участие в охране воды? Это совсем несложно! Нужно не загрязнять водоёмы, где мы отдыхаем, напоминать об этом взрослым, экономить чистую воду в домах. Каждый   человек  должен   беречь   воду!

http://fotovid-2.io.ua/v7fc1bbfc8609f3df9ee968ff34330f21

Источник №4

Для чего нужно охранять водоёмы с пресной водой?

Почти вся вода на Земле соленая. Пресной воды, которую можно пить, совсем мало. Человеческий организм больше чем наполовину состоит из воды, поэтому он не может без нее прожить более трех суток. Она также нужна животным и птицам, деревьям и грибам, бактериям. Каждый день люди выпивают несколько литров воды, которая содержится в пище и напитках. С давних времен люди располагались в тех местах, где можно было выжить. Все большие города находятся вблизи источников воды. Поэтому водоемы, из которых берут воду для населенных пунктов, должны хорошо охраняться. Наиболее очевидно загрязнение водоёмов  действует на водных обитателей . С рыбой, которая выловлена в таком водоеме,  вредные вещества оказываются в организме человека Уже сейчас много стран столкнулось с проблемой дефицита качественной пресной воды. Если люди не будут заботиться о сохранении источников с чистой водой, то эта проблема с каждым годом будет обостряться. Охранять водоемы – это то же самое, что оберегать жизнь на Земле, заботиться о красоте мира, где живут не только люди, но и много других живых существ.


http://www.kakprosto.ru/kak-101253-pochemu-nuzhno-ohranyat-vodoemy#ixzz3Sk9oBhZx

  1. Работа в группах.

                     

2.Учитель выполняет роль консультанта.

  1. Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

  1. Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы  участникам.

  1. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Какое же это сообщество – водоём? Как к нему нужно относиться?

5. Домашнее задание

  1. группа. Составить памятку «Как вести себя у водоёма», 

2 группа. Приготовить сообщения о растениях или животных  водоёмов нашего края. 

         3 группа. Нарисовать в группах экологический знак  охраны воды от           загрязнения.

6.Рефлексия.

Закончить урок я хочу такими словами:

Есть одна планета-сад.

В этом  космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут-

В реку смотрят удивленно

Береги свою планету

Ведь другой на свете нету.

О какой планете идёт речь?  О нашей планете- Земля…

Высказывания детей.

Покажите смайлики. Синий цвет- у меня всё получилось, я доволен своей работой на уроке, жёлтый – у меня были затруднения в работе, красный- я не справился с заданиями.

Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок!

Список использованной литературы

1. Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.4 класс. Часть 2.Издательство «Просвещение», Москва2012.

2. Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.

3. Атлас- определитель От земли до неба. М., «Просвещение», 2012.

4.Смирнов С. «Есть одна планета-сад.…»  М.  - «Просвещение», 1990 г.    


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8302070-95db-4ed0-9b65-f665ae635efb/ResFile.SWF

  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF  ( 4 страница)

http://www.kakprosto.ru/kak-101253-pochemu-nuzhno-ohranyat-vodoemy#ixzz3Sk9oBhZx

hhttp://gnilomedova.59313s016.edusite.ru/p11aa1.html

ttp://fotovid-2.io.ua/v7fc1bbfc8609f3df9ee968ff34330f21

Бобр http://fotki.yandex.ru/users/zubi-trubi/view/20734

Плавунец http://www.bacalavre.ru/upload/iblock/7d1/11_preview.jpg 

  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/01/16/zhizn-presnogo-vodoyoma

стрекоза basik.ru/macro/3001/short/

цапля http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/584b5ce7-4b3f-4546-a109-ae6decd413b0/egretta.htm 

рак http://fotki.yandex.ru/users/maxim831/view/83431

выдра http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF 

http://priroda.clow.ru/text/2200-1.jpg

кубышка http://lekartrav.narod.ru/images/kubishka.jpg кубышка   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного публичного опыта

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить эти способности. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы во...