Главные вкладки

    Методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему:
    Урок окружающего мира в 3 классе "Законы лесной жизни" (Система Занкова)

    Белоус Галина Леонидовна

    Урок окружающего мира в 3 классе. Цели: Сформировать представления учащихся о лесе как о природном сообществе; познакомить с законами лесной жизни. Организация пространства: Фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель: Белоус Галина Леонидовна, МБОУ «СШ № 5»  

    город Нижневартовск Тюменская область ХМАО -Югра

    Предмет: Окружающий мир

    Класс: 3 класс

               Тип урока: урок открытие нового знания

               Продолжительность: 1 урок, 45 минут

    Примечание: Перед данным уроком была изучена тема «Что такое природное сообщество». Были даны индивидуальные задания отдельным обучающимся о законах лесной жизни с использованием этой информации на данном уроке.

    Тема: Лес – природное сообщество. Законы лесной жизни.

    Цели: Образовательный аспект: Сформировать представления учащихся о лесе как о природном сообществе; познакомить с законами лесной жизни; систематизировать представления учащихся о видах леса и ярусности в них, о разнообразии лесных обитателей; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

    Развивающий аспект: Развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное  мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.

     Воспитательный аспект:  Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение полученной работы.

    Формировать УУД:

    - Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    -  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    - Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

    Планируемый результат: Предметные: 

    Знания: узнают о законах лесной жизни. 

    Умения: научатся определять вид растений и животных по характерным отличиям.

    Навыки: составлять вопросы, устные рассказы.

    Метапредметные:

    Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

    Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

    Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

    Основные понятия: законы лесной жизни

    Межпредметные связи: Русский язык, литература, экология.

    Ресурсы:

    - основные-  Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир. Учебник для 3 класса

    - дополнительные- «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2006, мультимедийные диски;

    - карточка – инструкция;

    - предметные картинки с изображениями растений и животных;

    - карточка – схема восстановления цепей питания;

    - дидактические карточки;

    - листочки зелёного и жёлтого цвета;

    - компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point, магнитофон.

    Организация пространства: Фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах.

    Ход урока.

    1. Этап мотивации  к учебной деятельности (2 мин) (самоопределения) к учебной деятельности.

    (Класс разделен на 4 группы.)

    Слайд 1.

    1. Возьмёмся за руки, поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу.  

    Я, ты, он, она –

    Вместе дружная семья.

    Улыбнись соседу справа,

    Улыбнись соседу слева.

    Мы с тобой друзья.

    2.Слайд 2.

    Девиз урока:

    «Не страшны нам любые испытания.

    Вперёд, друзья,

    Откроем новые знания!»

    - Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

    2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. (4 мин)

    У: Сегодня мы отправимся в путешествие. Куда? Отгадайте. Давайте все закроем глаза и послушаем музыку.

      (Звучат звуки леса).

    -Какие звуки природы услышали?

    -Какое отношение эти звуки имеют к теме нашего урока?

    (Будем говорить о лесе.)

    Слайд 3

    3.Этап формулирования темы урока, постановка цели (3 мин)

    У: Я хочу пригласить вас сегодня в лес,

    Полный сказок и чудес.

    Если внимательны будете, дети,

    Тайны чудесные откроете эти.

    Лес, не только для нашей забавы,

    В нём – деревья, ягоды, травы.

    Насекомые, звери и птицы

    Все хотят с вами подружиться.

    Учёные тоже работают тут.

    Лес они сообществом зовут.

    - Какова же тема нашего урока?

    (Лес – природное сообщество)

    На слайде открывается название темы.

    • Что такое сообщество?

    (Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).

    Слайд 4.

    • Что мы можем сегодня узнать о лесе?

    На доске открывается план.

    1. Кто живёт в лесу?
    2. Как связаны между собой в лесу растения и животные?

    4. Этап формирования нового знания. (15 мин)

    1. Сообщение учеников – «Законы лесной жизни»

    Слайд 5.

    1 ученик. На опушке леса выросло дерево. Вырасти – уже не просто: для этого надо соблюдать законы лесной жизни. Вы видели молодой ельник? Ростом он по пояс, а пробраться сквозь него трудно, так тесно стоят ёлочки друг к другу.

    2 ученик. Но в старом хвойном лесу вы свободно проходите под кронами могучих деревьев. А ведь и здесь когда-то была чаща. Но выжили из ёлочек лишь те, которые смогли приспособиться к этим условиям. Остальные исчезли.

    Слайд 6.

    1 ученик. Наше деревце подошло лесному содружеству. Вместе с другими растениями оно включилось в «общественную жизнь» леса.

    - Если это ель, то, отбрасывая тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место. СЛАЙД (ель)

    А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.

    2 ученик. - А вот если наше деревце – береза, СЛАЙД (береза) то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю светом.

    У:  Какой мы сделаем вывод?

    (В еловом лесу растут тенелюбивые растения, а светолюбивые – в лесу, где растут берёзы.)

    Работа в парах.

    - Чем является лес для живых организмов?

    (Домом.)

    - С каким домом можно сравнить лес?

    1. У: Я вам предлагаю создать свой лесной дом. Что нам необходимо сначала сделать?

    (Посадить растения)

    Работа в парах.

    Для этого поработаете в парах. У вас лежат на столах конверты под №1.  

    -Какое задание вы можете предложить выполнить?

    -Выберите только те растения, которые растут в вашем лесу.

    -Какие растения остались? Почему вы их не взяли для своей картины?

    Проверка по эталону.

    Обсуждение ответов учащихся.

    (Дети объясняют, почему не выбрали пальму, ковыль, тимофеевку.)

    1. Работа в группах:  

    У: Теперь вы создадите свои картины: елового, соснового, хвойного, смешанного леса.

    - Для этого поработаете в группах.

    У: Вы будете работать по инструкции.

    Инструкция.

    1.Выбери и приклей растения верхнего яруса.

    2.Выбери и приклей растения, которые могут расти рядом с ними.

    3.Не забудь, что есть растения теневыносливые и светолюбивые.

    (Три группы работают в группах на месте, а четвёртая создаёт свою картину на интерактивной доске.)

     Обсуждение ответов учащихся.

    -Как располагаются растения в лесу?

    (Ярусами.)

    -Почему растения располагаются ярусами?

    Вывод: Оказывается, существуют законы лесной жизни, которые надо соблюдать.

    1. Коллективная работа 

    Работа с учебником.

    У:-Кроме деревьев, кустарников, травянистых растений, что ещё можно увидеть в лесу?

    (Грибы.)

    У: Я вам предлагаю отправиться в лес за грибами. Какие грибы вы собирали?

    Слайд 7.

    - Что мы знаем про грибы?

    (Съедобные и несъедобные)

    -Где мы будем искать подосиновик?      

    - Подберезовик?                                            

    - Белый гриб?                                            

    - Сыроежку?                                        

    -Какой мы сделаем вывод?

    (Грибам нужны деревья)

    - А почему?

    Работа с учебником.

    У: Обратимся к нашему учебнику. Вы прочитаете текст учебника (страница 128 первый абзац)  и ответите на вопрос:

    -Почему грибам нужны деревья?

    (Чтение детьми про себя)

    - Так почему грибам нужны деревья?

    (Оказывается, грибы и деревья обмениваются информацией.)

    5. Физкультминутка (2 мин)

    У: Ребята, мы достаточно долго путешествуем по лесу. Не пора ли нам отдохнуть.

     Физминутка.

    Вверх руки подняли и покачали-

    Это деревья в лесу.

    Низко присели, вниз посмотрели-

    Это жучок пьет росу.

    В стороны руки, плавно помашем-

    Это к нам птицы летят.

    Где они сядут, тоже покажем-

    Сели все дружно опять.

    4. Этап формирования нового знания (продолжение)

    5) Коллективная работа

    Проблемная ситуация на уроке.

    У: Ребята, замечательный у нас получился лес. Но представьте: в нашем лесу расплодились жуки-короеды и листогрызы.

    -Почему так случилось?

    -Что могло произойти? 

    (Будет уничтожена большая часть древесной растительности. Лес начнет гибнуть.)

    Лес может превратиться в то, что показано на слайде.

    Слайд 8.

    -Что мы можем сделать, чтоб помочь лесу?

    (Мы должны добавить в наш лес птиц.)

    -Какие животные помогут уничтожить в нашем лесу жуков-короедов и листогрызов?

    Работа в группах:  У каждой группы конверт № 2 с картинками животных. Определить вид животных, который может помочь в решении проблемы. Найти  лишних животных.

    Три группы работают в группах на месте, а четвёртая -  на интерактивной доске.

    Обсуждение ответов учащихся.

    - Почему эти животные не живут в нашем лесу?

    (Нет условий в нашем лесу.)

    Вывод: 

    - Какой вывод мы сделаем?

    Значит, животным, как и растениям, нужны определенные условия: питание, среда обитания.

    6. Этап первичного закрепления (4 мин)

    У: Лес – это природное сообщество, потому что здесь приспособились к определенным условиям окружающей среды. А в любом природном сообществе складываются пищевые цепочки.

    1. Коллективная работа. Составить пищевую цепочку взаимоотношений в нашем лесу.

    (Даны таблички с названиями. Составить пищевую цепочку. Коллективная работа на доске)

    растение – жук-короед –дятел – сокол

    1. Работа  по мультимедийной детской энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2006 (раздел «Мир вокруг нас», вкладка «Игры», тема «Цепи питания»)

    Работа на интерактивной доске. Игра «Цепи питания».

    У:-  Составьте цепи питания животных, выберите нужные объекты. Один из предложенных объектов лишний.

    Учащиеся работают на интерактивной доске, перемещая картинки с животными и растениями в необходимую часть пищевой цепи.

    1. картинки: сокол, гусеница, волк, змея.

    2. картинки: змея, тюльпан, чибис, бабочка

    7. Динамическая пауза. (2мин)

    Динамическая пауза.

    Дует ветер нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветерок всё тише-тише,

    А деревцо всё выше-выше.

    6.Этап  первичного закрепления (продолжение)

    1. Работа группами. Восстановите пищевые цепочки.

    Выполните самостоятельно задание на карточке.

    -Как думаете, вы правильно выполнили задание?

    Я чувствую, что некоторые не уверены в правильности выполнения этой работы.

    Поднимите руки, кто не совсем уверен в правильности выполнения.

    Я вам предлагаю готовые ответы. Внимательно посмотрите на экран интерактивной доски и сравните свои ответы с эталоном.

    Выполните самопроверку с опорой на эталон.

    -Ребята, у кого были сомнения, но работа оказалась правильно выполненной, встаньте, пожалуйста. Молодцы, ребята я желаю вам и впредь быть уверенными , а для этого надо хорошо  знать учебный материал. А кто был уверен, но в результате контроля нашел ошибки, вам необходимо в следующий раз быть более внимательными.

    8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (3 мин)

    Подведение итогов

    - Какова же была цель нашего урока?

    - Достигли ли мы её?

    - Можем теперь ответить на вопросы, которые вас интересовали в начале урока?

    - Были ли у вас затруднения?

    - Смогли ли мы их преодолеть?

    Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным, прикрепите желтый листик

    - Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса. 

    Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся.

    9.Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж. (2мин)

    Слайд 9.  Задание дано дифференцировано.

    Для  1 группы: ответить на вопросы учебника (страница 130).

    Для 2 группы: составить пищевые цепочки по рассказу В. Бианки «Куница за белкой» (страница 129-130 учебника).

    Для 3 группы: написать сочинение-размышление «Почему белка не может жить в воде?»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок окружающего мира 3 класс Автор: Белоус Галина Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5» г. Нижневартовск 2014 Лес – природное сообщество. Законы лесной жизни.

    Слайд 2

    Девиз урока «Не страшны нам любые испытания. Вперёд, друзья, Откроем новые знания!»

    Слайд 3

    Лес – природное сообщество. Законы лесной жизни.

    Слайд 7

    Почему грибам нужны деревья?

    Слайд 10

    Домашнее задание Для 1 группы: ответить на вопросы учебника (страница 130). Для 2 группы: составить пищевые цепочки по рассказу В. Бианки «Куница за белкой» (страница 129-130 учебника). Для 3 группы: написать сочинение-размышление «Почему белка не может жить в воде?»

    Слайд 11

    Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок окружающего мира в 3 классе по теме "Лесные законы" по системе Л.В.Занкова

    На данном уроке идёт интеграция урока окружающего мира и урока здоровья  по программе О.С.Гладышевой. На уроке использован материал по изучению родного края, правил безопасного поведения в лесу в экст...

    урок окружающего мира в 3 классе по теме "Лесные законы" по системе Л.В.Занкова

    Наданном уроке идёт интеграция урока окружающего мира и урока здоровья по программе О.С.Гладышевой. Использован материал изучения родного края и безопасного поведения в лесу....

    урок окружающего мира в 3 классе по теме "Лесные законы" по системе Л.В.Занкова

    Наданном уроке идёт интеграция урока окружающего мира и урока здоровья по программе О.С.Гладышевой. Использован материал изучения родного края и безопасного поведения в лесу....

    урок окружающего мира в 3 классе по теме "Лесные законы" по системе Л.В.Занкова

    Наданном уроке идёт интеграция урока окружающего мира и урока здоровья по программе О.С.Гладышевой. Использован материал изучения родного края и безопасного поведения в лесу....

    Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Безопасное поведение в лесу»

                    Данный урок проводится в форме заседания клуба. Задачи данного занятия: - углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие раст...

    Урок окружающего мира в 3 классе по системе Занкова "Природное сообщество болото"

    Цель урока: создание условий для расширения знаний учащихся о природном сообществе "болото"....

    Урок окружающего мира в 4 классе Лесная зона России

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе Лесная зона России...