Урок окружающего мира в 3 классе "Законы лесной жизни" (Система Занкова)
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Белоус Галина Леонидовна

Урок окружающего мира в 3 классе. Цели: Сформировать представления учащихся о лесе как о природном сообществе; познакомить с законами лесной жизни. Организация пространства: Фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Белоус Галина Леонидовна, МБОУ «СШ № 5»  

город Нижневартовск Тюменская область ХМАО -Югра

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

           Тип урока: урок открытие нового знания

           Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Примечание: Перед данным уроком была изучена тема «Что такое природное сообщество». Были даны индивидуальные задания отдельным обучающимся о законах лесной жизни с использованием этой информации на данном уроке.

Тема: Лес – природное сообщество. Законы лесной жизни.

Цели: Образовательный аспект: Сформировать представления учащихся о лесе как о природном сообществе; познакомить с законами лесной жизни; систематизировать представления учащихся о видах леса и ярусности в них, о разнообразии лесных обитателей; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Развивающий аспект: Развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное  мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.

 Воспитательный аспект:  Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение полученной работы.

Формировать УУД:

- Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемый результат: Предметные: 

Знания: узнают о законах лесной жизни. 

Умения: научатся определять вид растений и животных по характерным отличиям.

Навыки: составлять вопросы, устные рассказы.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Основные понятия: законы лесной жизни

Межпредметные связи: Русский язык, литература, экология.

Ресурсы:

- основные-  Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир. Учебник для 3 класса

- дополнительные- «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2006, мультимедийные диски;

- карточка – инструкция;

- предметные картинки с изображениями растений и животных;

- карточка – схема восстановления цепей питания;

- дидактические карточки;

- листочки зелёного и жёлтого цвета;

- компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point, магнитофон.

Организация пространства: Фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах.

Ход урока.

1. Этап мотивации  к учебной деятельности (2 мин) (самоопределения) к учебной деятельности.

(Класс разделен на 4 группы.)

Слайд 1.

1. Возьмёмся за руки, поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу.  

Я, ты, он, она –

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Мы с тобой друзья.

2.Слайд 2.

Девиз урока:

«Не страшны нам любые испытания.

Вперёд, друзья,

Откроем новые знания!»

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. (4 мин)

У: Сегодня мы отправимся в путешествие. Куда? Отгадайте. Давайте все закроем глаза и послушаем музыку.

  (Звучат звуки леса).

-Какие звуки природы услышали?

-Какое отношение эти звуки имеют к теме нашего урока?

(Будем говорить о лесе.)

Слайд 3

3.Этап формулирования темы урока, постановка цели (3 мин)

У: Я хочу пригласить вас сегодня в лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Лес, не только для нашей забавы,

В нём – деревья, ягоды, травы.

Насекомые, звери и птицы

Все хотят с вами подружиться.

Учёные тоже работают тут.

Лес они сообществом зовут.

- Какова же тема нашего урока?

(Лес – природное сообщество)

На слайде открывается название темы.

  • Что такое сообщество?

(Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).

Слайд 4.

  • Что мы можем сегодня узнать о лесе?

На доске открывается план.

  1. Кто живёт в лесу?
  2. Как связаны между собой в лесу растения и животные?

4. Этап формирования нового знания. (15 мин)

  1. Сообщение учеников – «Законы лесной жизни»

Слайд 5.

1 ученик. На опушке леса выросло дерево. Вырасти – уже не просто: для этого надо соблюдать законы лесной жизни. Вы видели молодой ельник? Ростом он по пояс, а пробраться сквозь него трудно, так тесно стоят ёлочки друг к другу.

2 ученик. Но в старом хвойном лесу вы свободно проходите под кронами могучих деревьев. А ведь и здесь когда-то была чаща. Но выжили из ёлочек лишь те, которые смогли приспособиться к этим условиям. Остальные исчезли.

Слайд 6.

1 ученик. Наше деревце подошло лесному содружеству. Вместе с другими растениями оно включилось в «общественную жизнь» леса.

- Если это ель, то, отбрасывая тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место. СЛАЙД (ель)

А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.

2 ученик. - А вот если наше деревце – береза, СЛАЙД (береза) то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю светом.

У:  Какой мы сделаем вывод?

(В еловом лесу растут тенелюбивые растения, а светолюбивые – в лесу, где растут берёзы.)

Работа в парах.

- Чем является лес для живых организмов?

(Домом.)

- С каким домом можно сравнить лес?

  1. У: Я вам предлагаю создать свой лесной дом. Что нам необходимо сначала сделать?

(Посадить растения)

Работа в парах.

Для этого поработаете в парах. У вас лежат на столах конверты под №1.  

-Какое задание вы можете предложить выполнить?

-Выберите только те растения, которые растут в вашем лесу.

-Какие растения остались? Почему вы их не взяли для своей картины?

Проверка по эталону.

Обсуждение ответов учащихся.

(Дети объясняют, почему не выбрали пальму, ковыль, тимофеевку.)

  1. Работа в группах:  

У: Теперь вы создадите свои картины: елового, соснового, хвойного, смешанного леса.

- Для этого поработаете в группах.

У: Вы будете работать по инструкции.

Инструкция.

1.Выбери и приклей растения верхнего яруса.

2.Выбери и приклей растения, которые могут расти рядом с ними.

3.Не забудь, что есть растения теневыносливые и светолюбивые.

(Три группы работают в группах на месте, а четвёртая создаёт свою картину на интерактивной доске.)

 Обсуждение ответов учащихся.

-Как располагаются растения в лесу?

(Ярусами.)

-Почему растения располагаются ярусами?

Вывод: Оказывается, существуют законы лесной жизни, которые надо соблюдать.

  1. Коллективная работа 

Работа с учебником.

У:-Кроме деревьев, кустарников, травянистых растений, что ещё можно увидеть в лесу?

(Грибы.)

У: Я вам предлагаю отправиться в лес за грибами. Какие грибы вы собирали?

Слайд 7.

- Что мы знаем про грибы?

(Съедобные и несъедобные)

-Где мы будем искать подосиновик?      

- Подберезовик?                                            

- Белый гриб?                                            

- Сыроежку?                                        

-Какой мы сделаем вывод?

(Грибам нужны деревья)

- А почему?

Работа с учебником.

У: Обратимся к нашему учебнику. Вы прочитаете текст учебника (страница 128 первый абзац)  и ответите на вопрос:

-Почему грибам нужны деревья?

(Чтение детьми про себя)

- Так почему грибам нужны деревья?

(Оказывается, грибы и деревья обмениваются информацией.)

5. Физкультминутка (2 мин)

У: Ребята, мы достаточно долго путешествуем по лесу. Не пора ли нам отдохнуть.

 Физминутка.

Вверх руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели-

Это жучок пьет росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем-

Сели все дружно опять.

4. Этап формирования нового знания (продолжение)

5) Коллективная работа

Проблемная ситуация на уроке.

У: Ребята, замечательный у нас получился лес. Но представьте: в нашем лесу расплодились жуки-короеды и листогрызы.

-Почему так случилось?

-Что могло произойти? 

(Будет уничтожена большая часть древесной растительности. Лес начнет гибнуть.)

Лес может превратиться в то, что показано на слайде.

Слайд 8.

-Что мы можем сделать, чтоб помочь лесу?

(Мы должны добавить в наш лес птиц.)

-Какие животные помогут уничтожить в нашем лесу жуков-короедов и листогрызов?

Работа в группах:  У каждой группы конверт № 2 с картинками животных. Определить вид животных, который может помочь в решении проблемы. Найти  лишних животных.

Три группы работают в группах на месте, а четвёртая -  на интерактивной доске.

Обсуждение ответов учащихся.

- Почему эти животные не живут в нашем лесу?

(Нет условий в нашем лесу.)

Вывод: 

- Какой вывод мы сделаем?

Значит, животным, как и растениям, нужны определенные условия: питание, среда обитания.

6. Этап первичного закрепления (4 мин)

У: Лес – это природное сообщество, потому что здесь приспособились к определенным условиям окружающей среды. А в любом природном сообществе складываются пищевые цепочки.

  1. Коллективная работа. Составить пищевую цепочку взаимоотношений в нашем лесу.

(Даны таблички с названиями. Составить пищевую цепочку. Коллективная работа на доске)

растение – жук-короед –дятел – сокол

  1. Работа  по мультимедийной детской энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2006 (раздел «Мир вокруг нас», вкладка «Игры», тема «Цепи питания»)

Работа на интерактивной доске. Игра «Цепи питания».

У:-  Составьте цепи питания животных, выберите нужные объекты. Один из предложенных объектов лишний.

Учащиеся работают на интерактивной доске, перемещая картинки с животными и растениями в необходимую часть пищевой цепи.

1. картинки: сокол, гусеница, волк, змея.

2. картинки: змея, тюльпан, чибис, бабочка

7. Динамическая пауза. (2мин)

Динамическая пауза.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише-тише,

А деревцо всё выше-выше.

6.Этап  первичного закрепления (продолжение)

  1. Работа группами. Восстановите пищевые цепочки.

Выполните самостоятельно задание на карточке.

-Как думаете, вы правильно выполнили задание?

Я чувствую, что некоторые не уверены в правильности выполнения этой работы.

Поднимите руки, кто не совсем уверен в правильности выполнения.

Я вам предлагаю готовые ответы. Внимательно посмотрите на экран интерактивной доски и сравните свои ответы с эталоном.

Выполните самопроверку с опорой на эталон.

-Ребята, у кого были сомнения, но работа оказалась правильно выполненной, встаньте, пожалуйста. Молодцы, ребята я желаю вам и впредь быть уверенными , а для этого надо хорошо  знать учебный материал. А кто был уверен, но в результате контроля нашел ошибки, вам необходимо в следующий раз быть более внимательными.

8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Подведение итогов

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Можем теперь ответить на вопросы, которые вас интересовали в начале урока?

- Были ли у вас затруднения?

- Смогли ли мы их преодолеть?

Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным, прикрепите желтый листик

- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса. 

Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся.

9.Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж. (2мин)

Слайд 9.  Задание дано дифференцировано.

Для  1 группы: ответить на вопросы учебника (страница 130).

Для 2 группы: составить пищевые цепочки по рассказу В. Бианки «Куница за белкой» (страница 129-130 учебника).

Для 3 группы: написать сочинение-размышление «Почему белка не может жить в воде?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира 3 класс Автор: Белоус Галина Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5» г. Нижневартовск 2014 Лес – природное сообщество. Законы лесной жизни.

Слайд 2

Девиз урока «Не страшны нам любые испытания. Вперёд, друзья, Откроем новые знания!»

Слайд 3

Лес – природное сообщество. Законы лесной жизни.

Слайд 7

Почему грибам нужны деревья?

Слайд 10

Домашнее задание Для 1 группы: ответить на вопросы учебника (страница 130). Для 2 группы: составить пищевые цепочки по рассказу В. Бианки «Куница за белкой» (страница 129-130 учебника). Для 3 группы: написать сочинение-размышление «Почему белка не может жить в воде?»

Слайд 11

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Урок окружающего мира по теме "Лесные опасности"

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А. А. Закрепление правил безопасности, которые надо соблюдать дома. Обучение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых. О...

Конспект урока окружающего мира 1 класс система Л.В.Занкова "Что мы знаем о своей стране"

В материале Вашему  вниманию представлен конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе с использованием нетбуков. Вот уже третий год наша школа участвует в проекте "Вольное дело". Каждый о...

Урок окружающего мира в 3 классе по системе Занкова "Природное сообщество болото"

Цель урока: создание условий для расширения знаний учащихся о природном сообществе "болото"....

урок окружающего мира 3 класс "Лесные производители"

Урок разработан по разделу "Экосистемы" по теме "Лесные производители" . Урок открытия новых знаний, по системе "Школа2100", с испоьлзованием ИКТ, для 3 класса....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «У лесного озера».

Цели:·        познакомить учащихся с жизнью лесного озера;·        формировать навыки правильного поведения в природе;·...

Урок окружающего мира на тему "Лесные производители" с использованием ИКТ-технологий

Тема урока: «Экосистема леса. Лесные производители»Планируемые результаты.Личностные:- учебно-познавательный интерес к экосистеме леса;- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной...