Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «У лесного озера».
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Чурсина Валентина Васильевна

    Цели:

    ·        познакомить учащихся с жизнью лесного озера;

    ·        формировать навыки правильного поведения в природе;

    ·        формировать информационную грамотность, умение работать с текстом;

    ·        формировать у учащихся умение наблюдать.

    ·        развивать познавательный интерес к изучению предмета и природе родного края;

    ·        развивать творческие способности учащихся;

    ·        воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

    ·        воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного климата при работе в группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл u_lesnogo_ozera.docx26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    У лесного озера

    Цели:

    • познакомить учащихся с жизнью лесного озера;
    • формировать навыки правильного поведения в природе;
    • формировать информационную грамотность, умение работать с текстом;
    • формировать у учащихся умение наблюдать.
    • развивать познавательный интерес к изучению предмета и природе родного края;
    • развивать творческие способности учащихся;
    • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
    • воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного климата при работе в группе.

    Данный урок является одним из уроков в разделе «Природа вокруг нас».

    Ход урока

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Комментарии(Формируемые УУД)

    Организационный момент.

    Слайд №1 (Презентация)
    Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое зеркало.

     

    Формирование целеустремлённости и жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.

    Актуализация опорных знаний.

    – Сегодня я предлагаю вам заглянуть в тайны природы, ведь многое для нас остаётся ещё загадкой. А так хочется раскрыть все тайны, окружающие нас.

    Включить музыку «Шум леса и воды»

     

     

    – Как вы думаете, тайны чего мы сегодня с вами будем открывать?
    – Ну, что, любители тайн, отгадаете мою загадку?
    Глядятся в него молодые рябинки,
    Цветные свои примеряя косынки.
    Глядятся в него молодые берёзки,
    Свои перед ним поправляя прически.
    И месяц, и звезды –
    В нём всё отражается…
    Как это зеркало называется?

    Тайны леса, тайны воды, тайны реки.
    Да. 






    Озеро.

    Учить детей находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

    Усвоение новых знаний.

    – Сегодня мы будем знакомится с жизнью лесного озера.

    Слайд №2 (тема урока).

    – 
    Как вы думаете, а для чего нам это нужно знать?
    – Вы уже поняли, что сегодня мы работаем в группах. Вспомните правила работы в группах.
    – Возьмите 
    конверт №1, достаньте листочки и все вместе сообща запишите на них то, что вам известно об озере и что бы вы хотели узнать.
    – Итак, группы готовы, давайте проверять.
    – Я поняла, что многое об озере вы уже знаете, но есть тайны о которых вы бы очень хотели узнать. Поэтому наша задача сегодня:





    Мы живём в России и должны знать её природу.

    Ребёнок повторяет правила работы в группе (правила висят на стенде).
    Ученики работают на листочках.

    Ученики рассказывают о том, что они записали.





    Учить детей определять цель деятельности на уроке. 

    Умение взаимодействовать в учебной деятельности. Коммуникация как взаимодействие.
    Учить слушать других.

    Слайд №3 (задачи урока)
    – 
    Но сначала давайте выясним, а что такое озеро?
    – Чем озеро отличается от других водоёмов?
    А какие озёра вы знаете?

    Слайд №4, Слайд №5 (озёра России).
    Озёр в природе очень много, но нам предстоит путешествие по лесному озеру.


    Озеро – это водоём. Озеро – это хранилище пресной воды.
    Нет течения.
    Озеро Байкал, Ладожское озеро.


    Учить детей находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

    Слайд №6 (лесное озеро).

    – Как вы думаете, почему человек остановился и присел у лесного озера?

    – Да, действительно, очень часто мы идём в лес за грибами и ягодами и не видим той красоты, которую таит в себе природа. А ещё мы с вами жители больших городов и нас постоянно окружает шум, от которого нам иногда хочется убежать.

    Ученик №1 читает стихотворение об озере (см. приложение).
    Хотел понаблюдать за красотой озера и хотел посидеть в тишине.

    Учить читать наизусть.
    Учить слушать других.

    – Я предлагаю вам побывать в роли исследователей.
    Возьмите 
    конверт №2, на конверте написано, что вы будете изучать. Прочитайте текст, выберите нужную информацию и выпишите её на листочек. 1 группа изучает растения лесного озера. 2 группа проанализирует подводный мир – рыбы. 3 группапознакомится с насекомыми, обитающими у лесного озера. 4 группа узнает о птицах и зверях, которых мы можем встретить у водоёма.
    Пришло время узнать о растительности и животном мире озера.

    Работа в группах.

    Умение взаимодействовать в учебной деятельности. Коммуникация как взаимодействие.
    Поиск и выделение необходимой информации.

    – Озера богаты растительностью.

    Слайд № 7, Слайд № 8 (растения).

    Рассказ ученика.

    Учить слушать других.

    На озере можно увидеть, как летний ветерок колышет белоснежные цветки какого- то растения.
    Слайд № 9 (кувшинка).

    Ученик №2рассказывает про кувшинку.

    Учить слушать других.
    Поиск и выделение необходимой информации.

    – А какая же рыба обитает в озере?
    Слайд № 10 (рыбы).

    Рассказ ученика.

    Учить слушать других.

    – Давайте узнаем об одной хищнице – о щуке.
    Слайд № 11 (щука).


    Ученик №3
    рассказывает про щуку.

    Учить слушать других.
    Поиск и выделение необходимой информации.

    – Когда в тёплое время приходишь к водоёму можно увидеть различных насекомых.
    Слайд №12 (насекомые).

    – 
    А как красива стрекоза! 
    Слайд №13 (стрекоза).

    Рассказ ученика.


    Ученик №4рассказывает про стрекозу.

    Учить слушать других.

    Пение птиц тоже вызывает у нас восхищение.
    Включается запись «Пение птиц».
    Расскажите о птицах, живущих на озере, но не забудьте о зверях и земноводных. 
    Слайд №14, Слайд №15

    Рассказ ученика.

    Учить слушать других.
    Поиск и выделение необходимой информации.

    – Сейчас ребята познакомят нас с кряквой и выдрой. 
    Слайд № 16, Слайд № 17

    Ученик №5рассказывает про крякву.
    Ученик №6рассказывает про выдру.

     

    – Интересно, а есть ли в озере жизнь, которую наш глаз не видит? Сейчас мы вместе попытаемся найти ответ на этот вопрос, а поможет нам в этом прибор под названием микроскоп.
    Работа с микроскопом.

     

     

    – Так, какой же вывод можно сделать?

    В озере обитают мельчайшие живые организмы, которые наш глаз не видит.

    Учить находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке

    – Теперь вы знаете, какие представители живой природы обитают в озере. Красивое лесное озеро – это их дом.
    Слайд № 18 (лесное озеро).

    Ученик №7 читает стихотворение об озере (см. приложение).

    Учить читать наизусть.
    Учить слушать других.

    Первичное закрепление знаний.

    – Красота озёр давно привлекала людей. Многие приезжают суда отдохнуть от городской жизни, а некоторые едут помечтать. Вот такую ситуацию наблюдал однажды на озере мой знакомый лесник дядя Ваня.

    – Что вы можете сказать о поведении этих ребят?
    – А зачем мы вам показали такую ситуацию?

    Слайд № 19 (загрязнение).

    – 
    Водоём – это единственный дом для некоторых животных и растений. А человек часто приходит в этот дом незваным гостем. Он нарушает экологическое равновесие в водоёмах. Озёра загрязняются ядохимикатами с полей, бытовыми отходами. В последнее время настоящим бедствием являются кислотные дожди. Мы с вами можем помочь озеру, если будем хотя бы убирать за собой, когда отдыхаем, чтобы не было вот такой беды.

    Слайд №20.

    Ситуация №1. Дети инсценируют отдых на озере.

    Так поступать нельзя.
    Для того, чтобы мы не делали таких ошибок.

    Моделирование ситуации.
    Самостоятельное создание способов решения проблем.
    Учить детей объяснять с позиции нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как
    плохие.

    Этап закрепления знаний.

    – Сегодня мы исследовали жизнь лесного озера и постарались ответить на многие вопросы, которые вас интересовали. Я предлагаю вам создать свой макет лесного озера.
    Возьмите
     конверт №3. Выберите растения и животных, которые обитают в нашем водоёме и приклейте их на основу. Помните, что работаем мы все вместе сообща.
    Озеро в глухом лесу
    Елями от глаз укрылось,
    Словно за свою красу
    И невинность устыдилось.

    Кроссворд.

    Работа в группах.



    Ученики выходят со своими работами.

    Моделирование
    Умение взаимодействовать в учебной деятельности.
    Коммуникация как взаимодействие.

    Обобщение и систематизация знаний.

    – Озеро – это естественный водоём, а если оглянуться вокруг, то в нашем классе есть искусственный водоём, очень напоминающий жизнь в озере – аквариум. Те же растения и даже речные рыбы. А как они называются?

    Караси.

    Оценка.

    Итог урока.

    – Ну что же, пожалуй, пора подвести итоги нашего урока
    Вспомните начало нашего урока, вы писали на листочках то, что вы знаете и хотели бы узнать. Ответили мы на ваши вопросы?

    Ученики работают на листочках, которые были выданы в начале урока.
    Да.

    Оценка.

    Рефлексия.

    – Ребята, в завершении я предлагаю вам оценить наш урок. Вспомните, к нам на урок заглянуло солнышко. Представьте себя его лучиками. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Подойдите к доске и прикрепите свой лучик.

    Если ученику все понравилось и у него хорошее настроение, он прикрепляет лучик к улыбающемуся солнцу, если не все понятно, но урок понравился – неулыбающееся солнышко. Если урок не понравился – грустное солнышко.

     

    Домашнее задание.

    – Прочитать текст стр. 44-46 под названием «У лесного озера».
    – Спасибо всем за урок!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира. Тема урока: «Если случилась беда".

    Урок окружающего мира по программе Виноградовой, на котором учащиеся сами ставят перед собой цель урока и стараются её реализовывать в течение всего урока .На уроке формируются УУД,соответствующие тре...

    Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс

    Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «Полна природа удивленья»

    Педагогическая цель: создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и на...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

    -Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «Дары рек и озер».

    Цели деятельности учителя:- повторить прежде изученный материал о реках и озерах; - развить умение учащихся показывать на карте реки и озера; - обсудить проблемы, возникающие при практическом использо...

    Конспект урока окружающего мира Тема урока «Природа и мы»

    УМКПерспективная начальная школаТип урокаКомбинированныйЦель, задачиЦель : Формирование понимания связи неживой и живой природы с окружающей средой.Задачи:Образовательные:Формировать знания правил пов...

    Конспект урока окружающего мира. Тема урока "Золотое кольцо России",3 класс

    Конспект урока по оружающему миру в 3 классе, на тему "Золотое кольцо России",...