Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «Дары рек и озер».
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Гулакова Ирина Александровна

    Цели деятельности учителя:

    - повторить прежде изученный материал о реках и озерах;

    - развить умение учащихся показывать на карте реки и озера;

    - обсудить проблемы, возникающие при практическом использовании рек и озер людьми.

    Планируемые результаты

    Личностные:

    - уметь делать выбор, опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся;

    - уметь работать самостоятельно,в паре и в группе, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;

    - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Предметные:

    - знать основные озера и реки России;
    - уметь использовать полученные знания по изученному разделу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dary_rek_i_ozer.doc50 КБ
    Office presentation icon dary_rek_i_ozer_22.04.15.ppt712.5 КБ
    Microsoft Office document icon zadanie3_4.doc18 КБ
    Microsoft Office document icon zadanie_krosvord_3.doc21.5 КБ
    Microsoft Office document icon zadanie_1.doc14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 22.04.2016г.                                                                                                                      Учитель: Дубровская Н.Ю.

    Школа: 95                                                                                                                                   Методист: Анищенко И.Л.

    Класс: 3-2                                                                                                                                   Студентка: Гулакова Ирина, 36 группа.

    Кабинет: № 214

    Урок: №1

    Время: 08:00- 08:45.

    Конспект урока окружающего мира.

    Тема: «Дары рек и озер».

    Цели деятельности учителя:

    - повторить прежде изученный материал о реках и озерах;                    

    - развить умение учащихся показывать на карте реки и озера;      

    - обсудить проблемы, возникающие при практическом использовании рек и озер людьми.

    Планируемые результаты

    Личностные:

    - уметь делать выбор, опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся;

    - уметь работать самостоятельно,в паре и в группе, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;

    - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Предметные:

    - знать основные озера и реки России;
    - уметь использовать полученные знания по изученному разделу.

    Тип урока: комбинированный урок.

    Оборудование: учебник 3 класс "Окружающий мир" 1, 2 часть (О.Н. Федорова, Г.В. Трафимова), карточки с заданиями, учебная презентация.

    Этапы. Методы. Приемы.

    Время

    Содержание деятельности учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1. Организационный момент

    Словесный: слово учителя

    08:00-

    08:00

    Здравствуйте, ребята. Проверим свою готовность к уроку. У всех на партах лежит учебник окружающего мира, пенал.

    Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся. Я желаю вам хорошей работы на уроке. Можете садиться.

    Проверяют свою готовность к уроку.  Приветствуют учителя.

    Эмоциональный настрой на урок.

    Л: самоопределение;

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2.Мотивационный этап

    Словесный: слово учителя

    Практический: работа с оглавлением учебника.

    Словесный:

     определение  темы урока, формулирование целей, ответы на вопросы.

    08:00-

    08:02

    Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

    Глядятся в него молодые рябинки,

    Цветные свои примеряя косынки.

    Глядятся в него молодые берёзки,

    Свои перед ним поправляя причёски.

    И месяц и звёзды -

    В нём всё отражается ...

    Как это зеркало называется? (Озеро) (Слайд 1)

    Чуть дрожит на ветерке

    Лента на просторе,

    Узкий кончик в роднике,

    А широкий — в море. (Река) (Слайд 2)

    • Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? (Надо ли охранять болота?)
    • Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. (Дары рек и озер, 86 страница). (Слайд 3)

    Какие цели мы можем поставить сегодня на уроке?

    Познакомиться …....

    Узнать …........

    Научиться …..........(Слайд 4)

    Отгадывают загадки.

    Высказывают предположения.

    Работают с оглавлением учебника.

    Отвечают на вопросы.

    Обсуждают тему урока.

    Формулируют цели урока.

    К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме.

    Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

    Р: целеполагание;

    3. Актуализация знаний

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

    08:02-

    08:03

    А какие реки и озера России ты знаешь? (Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Иртыш). (Слайд 5)

    Какие реки и озера расположены в Челябинской области? (Миасс, Ай, озеро Смолино, Первое, Чебаркуль и т. д.).

    Отвечают на вопросы.

    Высказывают свои предположения.

    К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме.

    4. Постановка учебной задачи, целеполагание

    Словесный: слово учителя

    08:04-

    08:05

    В России более миллиона рек. Тебе, конечно, известны Москва-река и река Нева. С именем Москвы-реки связано имя столицы нашей Родины — Москвы. В устье реки Невы. Впадающей в Финский залив Балтийского моря, стоит Санкт-Петербург. Этот город тоже был столицей России более 200 лет — с 1712 по 1918 год. (Слайды 6-9)

    Слушают учителя

    К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме.

    5. Решение частных задач

    Словесный: слово учителя

    Практический: выполняют устное задание, выполняют задание в группах

    Словесный: слово учителя.

    Практический: выполняют задание, разгадываю кроссворд.

    Практический: выполняют задание в парах.

    Словесный: читают текст.

    08:05-

    08:30

    Задание по карточкам в группах

    Сейчас, мы поработаем в группах, я раздам вам карточки с заданием. На каждой карточке написано: одно озеро или река, вам нужно рассказать и показать на карте, классу свое озеро или реку,  Разделимся на группы, каждая группа получит карточку с заданием и выполнит его, используя учебник 2 часть и форзац учебника 1 части.

    На выполнение 3 минуты.

    Проверим. 1 группа, какой у вас природный объект? Что можете рассказать про него? Покажите на карте. 2 группа, т.д. Отлично, вы хорошо справились с заданием. (Слайд 10)

    Теперь, проверим как внимательно вы слушали.

    Кроссворд

    Сейчас вам будет нужно разгадать кроссворд. Вы так же будете работать в группах. Можете приступать.

    1.Самая длинная река страны? (Обь)

    2.Самое большое озеро на Земле? (Каспийское)

    3.Самое промерзшее озеро страны? (Таймыр)

    4. Самое большое озеро в Европе? (Ладожское)

    5.Самое горячие озеро России? (Фумарольное)

    6.Какую реку народ называет «матушкой»? (Волга)

    Давайте проверим. Каждая группа по очереди будет читать вопрос и ответ на него. 1 группа, начинайте. (Слайд 11)

    Какое слово получилось? (Байкал) (Слайд 12)

    Кто может рассказать про него? (Самое глубокое и чистое озеро)

     Посмотрите на доску. У кого нет ни одной ошибки? Поднимите руки. Отлично, вы хорошо справились с заданием. У кого 1 ошибка, 2? Поднимите руки. Ничего, в следующий раз вы обязательно постарайтесь и выполните задание без ошибок.

    Молодцы! Вы очень внимательно слушали.

      Реки и озера всегда играли важную роль в жизни людей. Как правило, города и села вырастали у водоемов.

    Работа в парах

    Откройте карту, на форзаце 1 части учебника. Поработайте в парах и найдите города которые стоят на реке Волга. (Астрахань, Волгоград, Саратов, Самара, Казань, Нижний Новгород и др.) На выполнение 2 минуты. Кто хочет выйти к доске и показать их на карте.(Слайд 13)
    Сейчас, мы поговорим об использовании рек и озер. Откройте 2 часть учебника, страницу 88. Начиная со слов «У озер были возведены древнерусские города....». Начнет читать цепочкой по абзацу первый ряд.

    Работают в группах.

    Отвечают у доски.

    Отгадывают кроссворд.

    Работают в группах.

    Размышляют, дают ответы.

     

    Подводят итоги.

    Сверяют свою работу с образцом.

    Работают в парах.

    Читают текст.

    К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

    К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

    П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    К: осознание значимости совместной деятельности;

    П: развитие умения анализировать познавательный объект;

    К: осознание значимости совместной деятельности;

    П: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

    6.Динамическая пауза

    Словесный: слово учителя

    08:30-

    08:33

    Ребята, встанем, немного разомнемся.

    (Видео- физкультминутка). 

    Выполнять физические упражнения.

    К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

    7. Решение частных задач

    Практический: выполняют задание в рабочей тетради.

    Словесный: слово учителя, отвечают на вопросы.

    08:33-

    08:40

    Откройте, свои рабочие тетради на странице 32, упражнение 43.

    Н, прочитай задание. Что нужно сделать в этом задании? Поднимите руку, кому не понятно задание? Приступайте, на выполнение 5 минут.

    Кто может ответь на вопрос, для чего используются водоемы? (для отдыха, ловли рыбы, передвижения, орошения полей и лугов, добычи соли и др.) (Слайд 14)

    Откройте, учебники на странице 89.

    Рассмотрите рисунки в учебнике.

    Как в нашей местности используются водоемы? (добыча полезных ископаемых, перевозки, для отдыха и т.д).

    Как происходит загрязнение рек и озер?

    Что вы, могли бы предпринять, для того чтобы предотвратить загрязнение водоемов?
    Как вы думаете, какое самое главное богатство рек и озер? (пресная вода).

    Выполняют задание в рабочей тетради.

    Отвечают на вопросы.

    Выполняют фронтальную проверку.

    П: развитие умения анализировать познавательный объект;

    П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

    8. Итог урока.
    Рефлексия.

    Домашнее задание.

    Словесный: слово учителя

    08:40-

    08:45

    Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    Вспомните, какую цели мы ставили на урок? Поднимите руку, те кто считает что мы их достигли.

    Закончите предложения:

     «Сегодня я повторил …»

     «Было интересно …»

     «Я считаю, что на уроке я поработал ...» (Слайд 15)

    Откройте дневники, запишите домашнее задание. (Слайд 16)
    Подготовьте пересказ, страницы 86-89.

    Определяют, достигнута ли цель урока.

    Проводят самооценку.

    Л: определяют личностный смысл изучения темы;

    Р: умение давать самооценку.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Озеро Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц и звёзды - В нём всё отражается ... Как это зеркало называется ?

    Слайд 2

    Река Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий — в море.

    Слайд 3

    Дары рек и озёр.

    Слайд 4

    Цели: Познакомиться ….... Узнать …........ Научиться …..........

    Слайд 5

    Самые крупные реки России: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Иртыш.

    Слайд 6

    Москва-река.

    Слайд 7

    Столица Родины-Москва.

    Слайд 8

    Река Нева впадает в Финский залив Балтийского моря.

    Слайд 9

    Санкт-Петербург.

    Слайд 11

    1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд О б ь В о л г а К а с п и й с к о е Т а й м ы р Л а д о ж с к о е Ф у м а р о л ь н о е

    Слайд 12

    Озеро Байкал – самое глубокое и чистое озеро.

    Слайд 14

    1. Озёра и реки – дороги для путешествий и перевоза грузов и пассажиров. 2. На реках построены гидроэлектростанции . 3. Реки и озёра орошают поля и луга. 4. Из солёных озёр добывают соль. 5. Водоёмы используют для рыбного хозяйства. 6. Река и озёра – места отдыха людей. 7. Озёра и реки – это пресная вода .

    Слайд 15

    «Сегодня я повторил …» «Было интересно …» «Я считаю, что на уроке я поработал ...»

    Слайд 16

    Домашнее задание: Подготовить пересказ страницы 86-89



    Предварительный просмотр:

    1. Выходя за деревню, видишь огромные пространства, засеянные культурными растениями, такими как рожь, пшеница, овёс, ячмень, типчак, гречиха. Высокая, густая рожь – это в своём роде лес. Здесь живут птицы и звери. Вот над рожью летают полевые луни. Целый день они заняты тем, что летают над хлебами, отыскивая мышей, хомяков, и истребляют их в большом количестве. Вот канюк поймал суслика. Солнце давно уже село, потухает короткая летняя зорька, какие-то тени видны над рожью. Это совы вылетели на охоту. Целую ночь они будут ловить полёвок. Трудна их работа.

    Но во ржи живёт множество таких мелких животных, которые страшнее грызунов. Это насекомые – вредители. Поля: слизни, тля, дождевые черви, гусеницы. Однако у зерновых есть друзья, которые их берегут. Это насекомоядные зверьки: землеройки, ежи, - насекомоядные птицы, жабы.

    2. Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик, ежа. Всякие есть цветы: белые, красные, жёлтые, лиловые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер, рогоз, мышиный горошек, колокольчик, луговой василёк. Какие красивые цветы! В цветках копошатся шмели, пчёлы, мухи. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жучков и муравьёв. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений лягушек и кузнечиков. Только раздающееся стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.

    3. У самых берегов возвышаются стройные заросли рогоза с тёмно-коричневыми початками на верхушках стеблей. Недалеко от него тростник покачивает своими густыми метёлками тёмно-фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть скопление камыша и мятлика.

    По крупным белым цветкам и округлым блестящим листьям, плавающим по воде, мы узнаём одно из самых красивых растений – кувшинку. Цветки её целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Летом поверхность воды полностью затягивается зелёным покровом ряски. Есть растения, которые полностью погружены в воду. Из них наиболее часто встречается элодея. Здесь много водорослей.

     Среди прибрежных животных обитает много стрекоз. Они схватывают на лету мух, комаровшмелей и других насекомых. По гладкой водной поверхности скользит клоп-водомерка. Типичный обитатель здешних мест – жук-плавунец – прожорливый хищник, поедает головастиков и мальков рыб.

    4. Тёмный лес хорош в ясный солнечный день, - тут и прохлада от могучих кедров, высоких сосен, и чудеса света: райской птичкой кажется сойка. Самое распространённое дерево в тайге – лиственница.

      По высоким стволам деревьев по спирали передвигаются и постоянно постукивают дятлы, долбя кору. Повсюду живут галки, быстрые ласточки, проворные сороки, желтогрудые синицыснегири. На высоких елях строят из мха, сухой травы пуха гнёзда рыжие белки. К зиме они запасают орехи, сушат съедобные грибы: подосиновики, опята, боровики, мухоморы, яркие лисички.

     Часто холодной тёмной ночью можно услышать вой голодного волка. За калиновым кустом притаился от хитрой лисы маленький зайчонок. Под корнями старых осин и берёз устраивают себе жилища ежибарсуки.

     Плоды орешника – лещины висят на ветках, будто в зелёных подстаканничках, которые называются плюсками. В июле – августе созревают ярко-красные ягоды земляники, малины. Россыпью чернеют ягоды черники и ежевики. Этими ягодами любят лакомиться медведи, лоси, олени. Рядом с ягодами раскинулись тёмно-зелёные листья папоротника.



    Предварительный просмотр:



    1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

    2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
    Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок.


    3. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
    Скромный полевой цветок, синеглазый…


    4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
    А денечка через два облысела голова.
    Спрячу-ка в карманчик бывший …

    5.Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
    Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути.
     

    6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
    Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.
     

    7.Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
    Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет.
     
    8. У забора живет, никого не признает,
    Не собака, а кусается, и погладить не дает.



    1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

    2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
    Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок.

    3. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
    Скромный полевой цветок, синеглазый…


    4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
    А денечка через два облысела голова.
    Спрячу-ка в карманчик бывший …

    5.Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
    Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути.
     

    6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
    Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.
     

    7.Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
    Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет.
     
    8. У забора живет, никого не признает,
    Не собака, а кусается, и погладить не дает.



    Предварительный просмотр:

    Лес - это____________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________.

    Луг - это____________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________.

    Поле – это_________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________.

    Водоем - это________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________.

    Болото - это_________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира. Тема урока: «Если случилась беда".

    Урок окружающего мира по программе Виноградовой, на котором учащиеся сами ставят перед собой цель урока и стараются её реализовывать в течение всего урока .На уроке формируются УУД,соответствующие тре...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

    -Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «У лесного озера».

    Цели:·        познакомить учащихся с жизнью лесного озера;·        формировать навыки правильного поведения в природе;·...

    Конспект урока окружающего мира Тема урока «Природа и мы»

    УМКПерспективная начальная школаТип урокаКомбинированныйЦель, задачиЦель : Формирование понимания связи неживой и живой природы с окружающей средой.Задачи:Образовательные:Формировать знания правил пов...

    Конспект урока окружающего мира. Тема урока "Золотое кольцо России",3 класс

    Конспект урока по оружающему миру в 3 классе, на тему "Золотое кольцо России",...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «Золотое кольцо России» 1-й урок (3 класс)

    Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом. Планируемые результаты:Предметные:-знать города Золотого кольца Росс...

    Конспект урока окружающего мира Тема: «Золотое кольцо России: Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир» 2-й урок (3 класс)

    Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города З...