Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (система Занкова)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Белоус Галина Леонидовна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (система Занкова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса МБОУ «СОШ № 5» на 2014-2015 учебный год разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником (Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 1класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам  начального общего  образования нового поколения.

Цели обучения предмету «Окружающий мир»:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

2. Общая характеристика учебного предмета

Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

 В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественнонаучных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в форме рисунков.

Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям. Этот подход к развитию содержания сохраняется во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем «путешествуют» по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

Содержание курса в 4 классе – следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды, сравнивают с природой России. Узнают, как развиваются науки, люди изобретают машины, бытовую технику, технические средства, которые входят в повседневную жизнь человека; приходят к пониманию интереса человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление обучающихся с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества – познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, – так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности. На это нацеливают и специально сформулированные в учебнике задания.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

1) история открытия и познания природы Земли;

2) развитие человека и человеческого общества;

3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО содержание учебников для 1–4 классов направлено на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, достижение ими личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Это выразилось в том, что задания в учебниках окружающего мира носят многофункциональный характер: разработанные на предметном содержании, они решают проблемы воспитания, развития обучающегося, создают условия для организации системно-деятельностного подхода, а в своей совокупности учат его учиться.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

3. Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане

Предмет входит в предметную область «Обществознание и естествознание».

На предмет «Окружающий мир» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 270 ч.

1 класс - 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели)

2 класс – 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

3 класс – 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

4 класс – 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

На предмет «Окружающий мир» в 1 классе базисным учебным планом начального общего образования отводится 66 часов (2 часа в неделю; 33 учебные недели).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        - Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

        - Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

        - Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

        - Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

        - Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

        - Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

6. Содержание учебного предмета

1 класс

66 часов

Окружающий  мир: природа, общество, труд.

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа – источник познания.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.

Природа.

Человек и природа

 Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля - планета. Луна – спутник Земли.

Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки живой природы (дыхание, питание, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.

Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Из истории Земли

Человек и природа

Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Становление человека

Человек и общество

Общее представление об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений.

Человек – охотник. Кочевники и земледельцы.

Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

Мы – часть окружающего мира

Человек и общество

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Россия, Российская Федерация – страна, где мы живем, наша Родина. Россия – самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Расположение Москвы на карте.

Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.

Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.

7. Тематическое планирование

1 класс (66 часов)

Что такое окружающий мир 8 ч

Где мы живем

Природа и ее изменчивость

Природа – первый «учебник» человека

Природа первый «учебник» человека – Природа 18 ч

Вселенная, или Космос

Земля как планета

Значение воды на Земле

Значение воздуха на Земле

Разнообразие природы

Неживая и живая природа

Живая природа

Царства живой природы

Растения

Зависимость растений от природных условий

Растения и человек

Животные

Разнообразие растений и животных

Природа и человек

Земная поверхность

Труд человека

Из истории Земли 12 ч

Модели и изображения Земли

Тепловые пояса Земли

Облик Земли постоянно меняется

Так или не так?

Место и время

Как открывали новые земли

Главная особенность Земли 9 ч

Появление и развитие жизни на Земле

Древние растения и животные

Современные растения и животные

Древняя и современная природа Земли

Растительноядные и хищные животные

Становление человека

Земля рассказывает о себе

Мы – часть окружающего мира 19 ч

Кто такие «мы»

Мы – разные по возрасту и внешнему виду

Мы живем в разных природных условиях

Люди живут в разных странах

Мы живем в разном времени суток

Мы заняты разным делом

Мы должны охранять окружающую среду

«Россия – любимая наша страна»

Транспорт и связь

Что вы знаете о своей стране

Как жили наши предки

Жизнь современного человека

Законы современной жизни

Основные виды учебной деятельности обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС НОО содержание учебников для 1–4 классов направлено на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, достижение ими личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Это выразилось в том, что задания в учебниках окружающего мира носят многофункциональный характер: разработанные на предметном содержании, они решают проблемы воспитания, развития обучающегося, создают условия для организации системно-деятельностного подхода, а в своей совокупности учат его учиться.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

Педагогические технологии

1. Технология формирования приемов учебной работы.

2.Технология дифференцированного обучения.

3."Технология учебно-игровой "деятельности

4.Технологии развивающего обучения

5.Использование ИКТ.  

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

Контроль уровня обученности.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные уроки (тесты)

1

1

1

3

Практические работы

1

1

1

1

4

Проверочные работы

1

1

1

1

4

Экскурсии

3

1

1

1

6

Критерии оценки

       В 1-х классах, обучающиеся по учебно-методическому комплексу системы Л.В. Занкова используется безотметочная (критериальная) система оценивания школьников.

       Безотметочная система оценивания, являясь одним из условий успешности реализации системно-деятельностного подхода в школьной практике, направлена на развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтерисованного в самоизменении и способного к нему.

         Безотметочная система оценивания представляет собой систему работы учителя и обучающихся, в которой отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Контроль и оценка при таком подходе отражают, прежде всего, качественный процесс и результат обучения, который включает не только фиксированный уровень усвоения учеником знаний по предметом, но и динамику в уровне знания, умения и развития обучающихся.

        Каждый педагог должен отчетливо себе представлять основные цели свой педагогической работы в рамках контрольно-оценочной деятельности:

- способствовать формированию у детей действий самоконтроля и самооценки;

- отслеживать процессуальную сторону учения;

- определять «точечно» проблемы учащихся с последующей дифференцированной коррекцией действий и знаний учащихся;

- определять динмику изменений, происходящих у учащихся в предмтных знаниях, метапредметных умениях, в формировании механизмов учебной деятельности, качеств личности.

         Основными принципами безотметочной системы оценивания являются:

- критериальность

Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработано совместно с обучающимися основе. Критерии должны быть однозначными, предельно четкими и измеряемыми.

- приоритет самооценки

Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективности (оценка выполненной работы).

- гибкость и вариативность

Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие средств его реализации, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

 - естественность процесса контроля и оценки

Контроль и оценка проводятся в естественных условиях для обучающихся, в различных видах деятельности, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной и внеурочной работой в обычных условиях.

        В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал: количественна (описательная).

        Качественная  составляющая обеспечивает содержательную сторону оценивания формируемых умений, понятий и способов действия, всестороннее видение способностей и возможностей обучающихся и т.д.

        Количественная  - позволяет выстраивать шкалу приращений как для отдельных обучающихся, так и для класса,  сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.

        Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Использование ИКТ и проектной деятельности

№ п/п

Тематический блок

Количество часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

1.

Что такое  окружающий мир?

 3

  • Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»,
  • презентации,
  • Интерактивный тренажер по окружающему миру;
  • видеоролики.

2.

Природа первый «учебник» человека – Природа

18 ч.

10

  • Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»,
  • презентации,
  • Интерактивный тренажер по окружающему миру;
  • видеоролики.

"Чудеса и загадки Земли"

3.

Из истории Земли

12ч

5

  • Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»,
  • презентации,
  • Интерактивный тренажер по окружающему миру,
  • видеоролики. 

«Как открывали новые земли»

4.

Главная особенность Земли

9 ч

6

  • Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»,
  • презентации,
  • Интерактивный тренажер по окружающему миру,
  • видеоролики. 

«Как ухаживать за кошкой и собакой»

5.

Мы - часть окружающего мира 

19ч

7

  • Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»,
  • презентации,
  • Интерактивный тренажер по окружающему миру,
  • видеоролики. 
  1. «Россия – любимая наша страна»
  2. «Транспорт»

 

ИТОГО

66ч

  31 (47%)

5 (8%)

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • название своего города,  номер своего дома, адрес школы;
  • названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
  • государственную символику России;
  • первый куплет и припев гимна России;
  • виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
  • правила поведения в городе во время экскурсии;
  • что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
  • название органов чувств и их функции;
  • названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
  • основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
  • названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);
  • название каждого времени года и их последовательность;
  • основные признаки времен года;
  • правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
  • проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
  • различать объекты природы и изделия человека;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • различать части растений, отображать их в рисунке;
  • приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
  • приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
  • приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
  • приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
  • приводить примеры съедобных грибов своего края;
  • приводить примеры ядовитых ягод своего края;
  • ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
  • называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  • установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
  • написания на конверте своего адреса;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).

8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

для обучающихся:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров», 2014
  3. Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Издательский дом «Федоров».
  4. Трофимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
  5. Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
  6. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. «Учимся Учиться и Действовать» 1 класс в 2 вариантах.

для учителя:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров», 2014
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  4. Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Издательский дом «Федоров».
  5. Трофимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
  6. Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
  7. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. «Учимся Учиться и Действовать» 1 класс в 2 вариантах.

2. Специфическое сопровождение (оборудование)

Наглядные пособия:

  • натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
  • изобразительные:
  • муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
  • таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
  • физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
  • атлас для начальных классов;
  • настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
  • рисунки, слайды, презентации;
  • самодельные наглядные пособия;
  • Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (интерактивная доска,  компьютер, проектор.
  • медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
  • Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.
  • Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
  • Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
  • Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
  • В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
  • Осуществлять деятельностный подход в обучении помогает использование различных  энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.

3. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
  • телевизор;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • принтер лазерный;
  • фотокамера цифровая;
  • видеокамера цифровая со штативом.

  1. Экранно - звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- видеофильмы, соответствующие тематике программы по окружающему миру (по возможности);

- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по окружающему миру (по возможности);

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.

  1. Оборудование класса:
  • ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Список образовательных интернет - ресурсов

для учителей начальных классов

Рассмотрен на заседании ПЦК от 30.08.2014 г., протокол № 1

Утвержден на заседании МС от 19.09.2014г. протокол №1

  1. Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru
  2. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»
    http://catalog.iot.ru
  3. Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» http://www.kinder.ru
  4. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  5. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
    Сайт Рособразования
    http://www.ed.gov.ru
  6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  7. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
  8. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
  9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://eor.edu.ru
  10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  11. Школьный портал http://86sch5-nv.edusite.ru
  12. Портал системы образования г. Нижневартовска http://edu-nv.ru

Окружающий мир

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

История Отечества с древнейших времен до наших дней http://slovari.yandex.ru/dict/io

Образовательно-исторический портал Великая империя. История России http://imperiya.net

Государственные символы России. История и реальность http://simvolika.rsl.ru

Гербы городов Российской Федерации http://heraldry.hobby.ru

Революция и Гражданская война: исторический проект http://www.rusrevolution.info

Великая Отечественная война 1941–1945:хронология, сражения, биографии полководцев http://www.1941–1945.ru

Великая Отечественная http://gpw.tellur.ru

Сталинградская битва http://battle.volgadmin.ru

Герои страны http://www.warheroes.ru

Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны» http://www.pobediteli.ru

Портал «Археология России» http://www.archeologia.ru

История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru

История Древней Греции http://www.greeceold.ru

Древняя Греция: история, искусство, мифология  http://www.ellada.spb.ru

Забытые цивилизации http://www.forgotten-civilizations.ru

Библиотека текстов Средневековья http://www.vostlit.info

Эскадра Колумба http://www.shipyard.chat.ru

Эпоха Возрождения http://www.renclassic.ru

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник http://www.borodino.ru

Государственный Исторический музей http://www.shm.ru

Планета Земля http://www.myplanet-earth.com

Страноведческий каталог «EconRus» http://catalog.fmb.ru

Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» Каталог минералов http://www.catalogmineralov.ru

Классификация почв России http://soils.narod.ru

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm

http://www.mojgorod.ru

Карты Google http://maps.google.com

Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.mirkart.ru Московский зоопарк http://www.roldesign.ru/zoo

Природа и животные http://zoo.rin.ru

Телеканал «Бибигон» http://www.bibigon.ru



Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Развернутое тематическое планирование

1 класс – 66 часов

    №

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Универсальные учебные действия

Дата проведения

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

100

1-2

Что такое окружающий мир (8ч.)

Где мы живём

2

Урок-экскурсия

Природа родного края в осенний период

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Умение называть окружающие предметы и их признаки.

Умение вступать в диалог.

Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

3

Природа и её изменчивость

1

Комбинированный

Осенние изменения в живой и неживой природе. Растительный мир родного края Мир растений и животных

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение различать предметы и выделять их признаки.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

4

Природа и её изменчивость

Экскурсия .Ознакомление с живой и неживой природой.

1

Комбинированный

Осенние изменения в живой и неживой природе. Растительный мир родного края Мир растений и животных

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение различать предметы и выделять их признаки.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

5-6

Природа -  первый «учебник» человека.

2

Комбинированный

Наблюдение за происходящим в природе

Принятие ценности природного мира.

Умение наблюдать сезонные изменения в природе.

Умение договариваться, находить общее решение.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

7

Экскурсия . Наблюдения за осенними изменениями в природе.

1

Урок-экскурсия

Осенние изменения в живой и неживой природе

Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

Умение работать в группах по изучению учебного материала. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Умение адекватно принимать оценку учителя.

8

Природа первый «учебник» человека – Природа (18 часов)

Вселенная, или космос

1

Урок-путешествие

Космос и космические тела

Способность радоваться успехам одноклассников.

Умение сравнивать и различать объекты неживой природы.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

9

Земля как планета.

1

Комбинированный

Земля как планета Солнечной системы. Причины смены дня и ночи

Осознание ответственности человека за общее благополучие  жизни на планете.

Умение сравнивать и различать объекты неживой природы.

Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.

10

Значение воды на Земле.

1

Комбинированный

Изменения в живой и неживой природе

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

11

                                   Природа продолжение

 

Значение воздуха на Земле

1

Комбинированный

Вода - важнейшее условие жизни на Земле. Воздух -газообразное вещество

Понимание взаимосвязи человеческой  деятельности  и природного мира.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

12

Разнообразие природы

1

Комбинированный

Достопримечательности нашего города

Развитие чувства знакомства прекрасного на основе знакомства с культурой.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

13

Экскурсия. Знакомство  с природой  родного края.

1

Урок-экскурсия

Садовые и дикорастущие цветы

Установка  на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

14

Неживая и  живая природа.

1

Комбинированный

Окружающий мир. Природа живая и неживая. Признаки, присущие объектам живой природы

Формирование бережного отношения к труду других людей.

Умение сравнивать и различать объекты живой,  неживой природы и объекты, созданные человеком.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

15

Живая природа.

1

Комбинированный

Растения. Строение растений

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

16

Царство живой природы.

1

Комбинированный

Комнатные, садовые и дикорастущие цветы. Значение цветка-подарка

Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

17

 Растения. Деревья, кустарники, травы.

1

Комбинированный

Понятие «растение»

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

18

Зависимость растений от природных условий. Практическая работа. «Наблюдение изменений, происходящих в природе».

1

Комбинированный

Понятие «растение»

Формирования бережного отношения к природе.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

19

 Растения и человек. Практическая работа. «Наблюдение за комнатными растениями и их движением»

1

Комбинированный

Комнатные растения

Понимание связи между деятельностью человека и состоянием природы.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.

20

Деревья, кустарники, травы

1

Комбинированный

Растения. Строение растений

Анализ  соответствия  результатов требованиям конкретной задаче.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

21-22

Животные. Разнообразие животных и растений

2

Комбинированный

Многообразие животного мира

Анализ  соответствия  результатов требованиям конкретной задаче.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

23

Природа и человек.

1

Комбинированный

Разумное использование природных богатств

Осознание ответственности  человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

24

Труд человека. Экскурсия. Ознакомление с профессиями работников школы.

1

Урок-экскурсия

Разнообразные профессии работников школы.

Принятие ценности руда.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

25-27

Из истории Земли (12 часов)

Общие представления об этапах развития планеты Земля.  Глобус.

3

Комбинированный

Форма планеты Земля. Распределение тепла на ее поверхности. Этапы ее развития.

Модель Земли  - глобус

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

28-29

Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы

2

Комбинированный

Экватор. Полюс. Полушария

Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

30

Контрольная работа

1

Урок контроля

31

Анализ контрольной работы. Материки и океаны. Тепловые пояса

1

Комбинированный

Материки и океаны

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение различать изученные объекты по названным признакам.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

32

Зарождение жизни в воде

1

Комбинированный

Зарождение жизни в воде

Установка  на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

2 полугодие

 33-34

Зарождение жизни в воде. Выход жизни на сушу

2

Комбинированный

Зарождение жизни в воде

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

35-36

Совершенствование наземных форм жизни.

2

Комбинированный

Древние и современные животные

Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

37

Появление жизни на Земле

1

Комбинированный

Гипотезы возникновения жизни на Земле

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Формирование логического действия – синтеза.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

38-39

Главная особенность Земли (9 ч)

Древнейшие люди - собиратели растений.

2

Комбинированный

Строение предков человека. Причины изменений, произошедших с человеком

 Умение  использовать в общении правила вежливости.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

40-41

Человек-охотник. Кочевники и земледельцы

2

Комбинированный

Причины расселения человека на новые земли и условия изобретения простейших орудий и оружия

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

42-43

Окультуривание растений и одомашнивание животных

2

Комбинированный

Домашние животные

Установка  на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

44

Науки, изучающие историю Земли. (археология, палеонтология, история)

1

Комбинированный

Понятия археология, палеонтология, история

Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

45

Экскурсия в школьный музей.

Общее представление об археологии, палеонтологии, истории.

1

Экскурсия в краеведческий музей

Понятия археология, палеонтология, история

Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

46

Кто мы такие. Современное человечество. Мы - часть окружающего мира

1

Комбинированный

Современное человечество

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

47

Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий

1

Комбинированный

Родственные связи в семье. Семья - ячейка общества

 Умение  использовать в общении правила вежливости.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

48

Мы часть окружающего мира (19 часов)

Практическая работа. 

«Семья. Родословная»

1

Комбинированный

Родственные связи в семье. Семья - ячейка общества

 Умение  использовать в общении правила вежливости.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

49.

Контрольная работа

1

Урок контроля

50

Анализ контрольная работа.

Особенности жизни людей в разных природных условиях, разных государствах

1

Комбинированный

Климат. Своеобразие природы определяют особенности жизни человека и его внешний облик

Понимание чувств других людей и сопереживание им.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

51

Люди живут в разных государствах

1

Комбинированный

Многообразие стран на планете

Понимание чувств других людей и сопереживание им.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

52-53

Мы живём в разное время суток

2

Комбинированный

Часовые пояса и Гринвичский меридиан

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

54-55

Страна, где мы живем. Эпизоды из истории России

2

Комбинированный

Страна, где мы живем

Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

56-57

Законы общежития

2

Комбинированный

Правила поведения в общественных местах, на улице, в школе. Профессии. Правила вежливости

Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

58

Изменение человеком облика Земли

1

Комбинированный

Последствия загрязнения окружающей природы

Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

59

Экскурсия «Изменение человеком облика Земли»

1

Экскурсия

Последствия загрязнения окружающей природы

Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

60

Охрана окружающей среды

1

Комбинированный

Охрана окружающей среды

Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

61

Знакомство с Красной книгой

1

Комбинированный

Животные и растения, занесенные в Красную книгу

Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

62

Знакомство с Красной книгой.

Практическая работа «Красная книга Нижневартовска»

1

Комбинированный

Животные и растения, занесенные в Красную книгу

Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

63

Отдых. Как осуществляются связи между людьми на планете

1

Комбинированный

Досуг людей

Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах.

Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

64

Обычаи разных народов

1

Урок-игра

Обычаи разных народов

Осознание ответственности  человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

65

Контрольная работа.

1

Урок контроля

66

Анализ контрольной работы.

Из истории Древней Руси

1

Комбинированный

Древнерусское государство

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс система Занкова

Настоящая рабочая программа разработана на основе системы развивающего обучения Занкова Л. В. применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2011г. Рабочая ...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (система Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственног...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс система Занкова

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС  к учебнику Н.Я.Дмитриевой (2012 г)...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс система Занкова

Рабочая программа (по ФГОС) и тематическое планирование по системе Занкова 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова

В рабочей программе следующие разделы: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование. Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, система Занкова, учителя Аксюк Г.М.

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Кон...