Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2011). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx59.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2011).

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 год
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 год

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  1. формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  2. на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно_следственных связей между приро дой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  3. в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  5. освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
  6. воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Изменения в авторскую учебную программу не вносились.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Особое структурирование содержания программы  способствует решению поставленных задач курса.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости.

Предметом исследования школьников является единство неживой

и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается

в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на

проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией. Программа построена по принципу дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгийи трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

1) история открытия и познания природы Земли;

2) развитие человека и человеческого общества;

3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную

среду активизирует эмоциональночувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий.

Место учебного предмета в учебном плане

Продолжительность изучения математики в 1 классе -  33 учебные недели по 2 ч в неделю,

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

– знание основных моральных норм поведения

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я»

как гражданина России;

– представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения;

–понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном    материале;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике

и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге

явлений;

– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательного текста;

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– допускать существование различных точек

зрения;

– договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы;

– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

– различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

– различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних

признаков;

– различать и называть основные части растений;

– узнавать растения  деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель растений и животных.

Обучающийся получит возможность научиться

– соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту

(экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

– описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки..

Человек и общество

Обучающийся научится:

– узнавать государственную символику Российской Федерации и

своего региона; – различать прошлое, настоящее и будущее;

– определять родственные связи в семье;

– соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

– использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться:

– оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

– находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России

– Москву, свой регион и его главный город.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (60 часов)

Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)

Природные объекты и предметы, созданные человеком.  Родной город, страна - Россия, столица  -  Москва. Школа.

Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа  -  источник познания.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.

Природа (17 часов)

Человек и природа

Космос. Звезды, планеты.

Свет, тепло, вода, воздух  -  условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов . Признаки живой природы

Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.

Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Планета Земля (10 часов)

Человек и природа

Ознакомление с глобусом  -  моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Становление человека (8 часов)

Человек и общество

Общее представление об истории людей.

Древнейшие люди  - собиратели растений.

Человек  - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

Современное человечество (18 часов)

Человек и общество

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям.

Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий.

Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Россия, Российская Федерация  - страна, где мы живем, наша Родина.

Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России. Россия  - многонациональная страна. Москва  - столица России.

Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.

Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.

Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Часы учебного

 времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Окружающий мир: природа, общество, труд

(7 часов)

1

Где мы живем.

Урок-игра

Различение объектов города и деревни. Соотнесение рисунков с действительностью. Знакомство с правилами дорожного движения. Подведение анализируемых объектов под понятия («окружающий мир», «природа»). Моделирование ситуации и представление своих ощущений в ней (игра-инсценировка «Я в городе», «Я в деревне»)

1

2

Школа (экскурсия по школе)

Знакомство и обсуждение правил поведения

в школе. Различение норм поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и

других общественных местах, во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми. Моделирование возможных ситуаций в школе. Ориентирование в здании (знакомство с расположением кабинетов, классов, столовой, спортивного, актового залов и др.)

1

3

Труд людей

Урок-игра

Знакомство с разными профессиями людей.

Участие в игре «Угадай профессию», где

один ребенок описывает профессию, другие

отгадывают. Выяснение значения профессий для общества. Знание телефонов экстренной помощи

1

4

Безопасный маршрут от дома

к школе (занятие на улице).

Проведение наблюдения за объектами природы. Соблюдение правил поведения на дороге и улице. Обсуждение вопроса о значимости правил поведения на дороге и улице. Моделирование и оценка ситуации поведения на улице и в общественных местах. Работа со схемой «Безопасное движение по дороге в школу»

1

5

Что такое окружающий

мир (экскурсия в лес, парк)

Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы . Сравнение и различение дня, ночи, времен года. Собирание природного материала для выставки поделок «Золотая осень».  Участие в игре «Какое дерево потеряло листок»

1

6

Природа и ее изменчивость.

Различение объектов и явлений природы.

Описание иллюстрации в учебнике (описание местности), называя внешние признаки времен года и давая им характеристику. Сравнение рисунков (изменения, которые могут одновременно происходить в природе: смена суток, времени года, изменения погоды). Обсуждение результатов своих наблюдений, совместная выработка правил участия в диалоге.  Участие в групповой работе с природным материалом – гербарием (листьями деревьев).

1

7

Природа – источник познания.

Урок-путешествие

Выделение признаков объектов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (выполнять задания в учебнике на определение признаков предметов с помощью чувств). Обсуждение пословиц. Ориентирование в пространстве. Рассказ о явлениях природы, опираясь на жизненный опыт. Отгадывание загадок. Объяснение этимологии мотивированных фамилий

1

Природа

(17 часов)

8

Вселенная, или Космос.

Работа с рисунками в учебнике. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Группировка

объектов природы. Приведение сведений из

дополнительных источников информации (о Луне, Солнце). Объяснение причин явлений.  Составление макета Вселенной, распределяя расположение космических тел. Моделирование ситуации «Что произойдет на Земле, 29.09если исчезнет Солнце»

1

9

Земля – планета Солнечной системы.

Урок-путешествие

Проведение  несложных наблюдений (опыты с лампой и зеркалом). Использование модели (глобус) для описания явлений (неравномерного освещения Земли, смены дня и ночи). Формулирование предварительного вывода об условиях, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода и воздух). Установление связей между объектами природы и явлениями в природе

1

10

Значение воды на Земле.

Характеристика свойств воды. Проведение опытов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать. Анализ диаграммы соотношения на Земле суши и воды. Формулирование выводов на основе наблюдений. Совместная разработка правил безопасности жизнедеяельности.  Группировка объектов окружающего мира по заданным и самостоятельно выделенным признакам

1

11

Значение воздуха на Земле.

Проведение несложных опытов, которые доказывают, что воздух есть везде. Формулирование выводов на основе наблюдений. Высказывание своей точки зрения. Знакомство с правилами здорового образа жизни. Определение значения объектов окружающего мира (какое значение имеет воздух для человека, всех живых организмов, какое значение имеет ветер) с опорой на рисунки

1

12

Разнообразие природы Земли.

Работа с глобусом, картой. Соотнесение рисунка с картой. Знакомство с картинами разных художников. Работа с дидактическим материалом (карточками). Предположения о причинах разнообразия природных условий нашей страны, о возможности обитания каких-либо животных в различных. Нахождение иллюстраций по заданию учителя

1

13

Знакомство с природой

родного края (экскурсия

на природу, в краеведческий

музей)

Установление связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных

и временами года. Проведение групповых и самостоятельных наблюдений на экскурсии. Соотнесение природы родного края с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе. Формулирование вопросов. Подготовка не большого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии

1

14

Неживая и живая природа.

Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственные предметы). Описание изученных объектов и явлений живой и неживой природы. Выделение их существенных признаков, доказательство наличия того или иного признака у объекта (дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание). Сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств. Осуществление классификации изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам (или с помощью учителя). Разделение объектов природы на живую и неживую природу, объекты, сделанные человеком. Проведение наблюдений и простейших опытов. Приведение доказательств с опорой на результаты

опытов (в ходе наблюдения за домашними растениями, их движением к свету сделать вывод о движении растений)

1

15

Царства живой природы

Работа в группе с дидактическим материалом (карточками) с целью самостоятельно разделить объекты природы на группы: животные, растения, грибы. Самостоятельное (или с помощью учителя) выделение признаков объектов живой природы (обоснование отнесения объекта природы в какую-либо группу). Оценка работы одноклассников. Составление и работа со схемой (делениеприроды на 4 царства). Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой информации о растениях и животных своей местности

1

16

Растения. Строение растений.  Наблюдение за комнатными растениями.

Работа с гербарием: описание растения, его частей; сравнение и выявление общего между различными растениями; определение слов, повторяющихся при описании). Различение существенных признаков от несущественных при определении растения. Самостоятельное извлечение информации из рисунка (определение частей растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Нахождение частей целого. Обсуждение значения корня, стебля, листьев, плода,

цветка для растения. Предположение последствий отсутствия отдельных частей у растения

1

17

Зависимость растений

от природных условий.

Соотнесение объектов природы с условиями природы (определение зависимости внешнего строения растений от тепла и влаги). Установление простейших причинно-следственных связей. Приведение примеров растений. Работа по формированию научного понятия. Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика условий, необходимых для жизни растений (свет, влага, тепло).

1

18

Растение и человек.

Сравнение и различение разнообразных групп растений, характеристика их роли в жизни человека

1

19

Животные.

Урок-игра

Самостоятельная (или по заданным учителем критериям) классификация животных на группы. Различение существенных и несущественных признаков животных. Определение смысла понятий «млекопитающие», «земноводные», «пресмыкающиеся». Диалог, обмен мнениями. Работа в группе. Использование  дополнительных источников информации

1

20

Разнообразие растений

и животных.

Сравнение растений и животных между собой по рисунку в учебнике. Описание животных своей местности. Рассказ о любимом животном. Слушание и извлечение главной

мысли из прочитанного текста. Приведение примеров растений и животных. Участие в игре «Кто где живет» (дети разгадывают загаданное животное и показывают на карте его примерное местообитание). Использование краеведческого материала: какие животные обитают в своей местности, какие растут растения, где они еще могут быть. Подготовка сообщения о домашнем питомце (его повадках, внешнем виде и т.д.)

1

21

Природа и человек.

Составление рассказа по рисунку. Знакомство с Красной книгой. Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защиты.

1

22

Земная поверхность

Различение и называние предметов, сделанных человеком. Знакомство с понятием «вещество», определяя, из каких веществ сделаны предметы.

1

23

Труд человека

Урок-игра

Составление рассказа по рисунку. Сравнение предметов старины с современными. Объяснение происходящих изменений с орудиями труда, оборудованием. Обсуждение пословиц и поговорок. Установление причинно-следственных связей. Рассказ о профессии своих родителей

1

24

Красота природы

Проверь себя

Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий

1

Планета Земля (10ч)

25

Глобус-модель Земли

Ознакомление с глобусом. Форма Земли. Экватор. Полюс. Материк. Океаны. Работать с готовыми моделями (глобус, физическая карта); показывать на глобусе материки и океаны. Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

1

26

Географическая карта

Ознакомление с картами: карт полушарий (Восточное и Западное полушария), карта России, карта родного края. Материки, океаны. Уметь показывать на глобусе и карте материки и океаны. Умение поиска и выделения нужной информации

1

27

Азбука географии

Ознакомление с географическими знаками, окраской объектов географической карты. Умение работать в паре.

1

28

Тепловые пояса Земли

Заочное путешествие по тепловым поясам Северного и Южного полушарий Земли. Умение работать в паре.

Приводить доказательства своей точки зрения. Умение различать изученные объекты по названным признакам

1

29

История одной местности

Характеризовать изменения в неживой природе Земли. Пангея. Материки. Мировой океан.

1

30

Так или не так? Проверь себя

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Умение устанавливать причинно-следственные связи.

1

31

Появление и развитие жизни на земле

Урок-путешествие

Характеризовать условия необходимые для жизни на Земле. Животные океана. Животные и растения суши.

Работа по рисунку.  Сравнение млекопитающих и птиц

1

32

Древние и современные растения и животные

Обсуждать изменения в природе. Гибель динозавров и расцвет птиц, млекопитающих. Работа в паре - составление вопросов о данных объектах природы

1

33

Древняя и современная природа Земли

Развитие наблюдательности и умения сравнивать. Сравнение объектов живой и неживой природы. Иметь представление о связях между деятельностью человека и состоянием природы

1

34

Растительноядные хищные животные

Ознакомление с историей Земли в схемах. Появление живой природы и её разнообразие. Совместная разработка правил безопасности жизнедеяельности

1

Становление человека (8 часов)

35

Предки человека

Урок-путешествие

Ознакомление с  особенностями строения и питания древнейших. Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

1

36

Человек становится охотником

Коллективная охота. Изображение орудий и оружия для охоты. Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. Моделирование ситуации «Чему должны были учить детей древние люди»

1

37

Человек прямоходящий

Рассказывать об овладении огнём, строительстве домов, одежде из растений и шкур.

1

38

Родовой строй

Характеризовать понятия: род племя. Общение внутри племени. Работа по схеме. Умение аргументировать своё предположение

1

39

Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки

Характеризовать особенности домашних животных. Причины, побудившие человека заняться одомашниванием разных животных. Работа в группе

1

40

Начало осёдлой жизни

Рассказывать о жилище,  занятии  сельским хозяйством, организации жизни. (Род.  Племя.) Составление рассказа по рисунку

1

41

Земля рассказывает о себе.

Проверь себя

Знакомство с науками: археологией, палеонтологией. Иметь представление о связях между деятельностью человека и состоянием природы

1

42

Экскурсия в краеведческий музей

Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя. Иметь представление о взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и животных и временами года. Ознакомиться с особенностями природы родного

края

1

Современное человечество (18 часов)

43

Кто такие «мы»

Приводить примеры и демонстрировать образцы взаимоотношений в семье, обществе.

1

44

Семья.

Взаимоотношения людей разного возраста. Правила

вежливого общения. Составление рассказа « Помощь семье»

1

45

Семья. Родословная. Практическая работа по составлению родословной

Составление родословной своей семьи.

1

46

Мы – разные по возрасту и внешнему виду

Различие людей по цвету кожи, чертам лица. Установление простейших причинно-следственных связей. Приведение примеров. Работа по формированию научного понятия. Работа с дополнительными источниками информации.

1

47

Мы живём в разных природных условиях

Характеризовать природные условия, в которых живут люди. Сравнение рисунков. Составление рассказа о природных условиях нашей местности

1

48

Люди живут в разных странах

Знакомство с разными государствами, средствами связи (транспорта, радио, телефон, почта). Поиск информации. Исследование

1

49

Обычаи разных народов

Рассказывать об одежде, национальной кухне, народных промыслах. Поиск информации. Исследование. Составление рассказа о семейных праздниках

1

50

Мы живём в разное время суток

Знакомство с изменением времени суток на территории России. Работа по рисункам. Обсуждение опыта

1

51

Мы заняты разным делом

Составление рассказа о профессиях родных. Проведение опыта. Моделирование ситуации «Моя профессия»

1

52

Мы должны охранять окружающую среду

Обсуждение вопросов экологии. Бережное

отношение к природе и вещам, сделанным человеком. Проведение опыта

1

53

«Россия – любимая наша страна»   Урок-путешествие

Понятия: Россия, Российская Федерация - страна, где мы живем, наша Родина. Местоположение на глобусе и карте.

1

54

Ознакомление с государственной символикой России

Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия - многонациональная

страна. Москва  - столица России. Расположение Москвы на карте.

1

55

Транспорт и связь.

Урок-игра

Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила

безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.

1

56

Что мы знаем о своей стране

Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.

1

57

Как жили наши предки

Работа в паре. Обсуждение картины В. Васнецова «Три богатыря».Составление рассказа об образе жизни наших предков.

1

58

Жизнь современного человека

Беседа: Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.

1

59

Законы современной жизни

Ответы на вопросы по рисунку. Составление правил современной жизни. Учиться уважению к окружающим, соблюдению нравственных законов жизни

1

60

Обобщение по разделу «Современное человечество».

Проверьте себя

Приведение доказательств с опорой на результаты

опытов, бесед

1

Резерв

61

Экскурсия в целях ознакомления

с профессиями

работников на предприятиях сферы быта,

производства или в сельском хозяйстве.

Соблюдать правила общения со взрослыми и

сверстниками в официальной обстановке, использовать правила поведения в общественных местах и на улице. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе, общественных местах

1

62

Экскурсия по историческим и памятным местам города

1

63

Экскурсия в зоопарк

1

64

Экскурсия  по ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице по ПДД

1

65

Урок-игра «Окружающий меня мир»

Находить дополнительную информацию с помощью книг, Интернета

1

66

Итоговый урок.

Обобщение тем года

1

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 год
  2. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров», 2011 год
  3. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров» , 2011 год
  4. Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

Оборудование и приборы

- натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород;

- изобразительные: муляжи плодов, животных, таблицы групп растений и животных;

- физический глобус Земли, компас;

-атлас для начальных классов;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

- рисунки, слайды;

- самодельные наглядные пособия;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова) разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, а также авторской программой Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебнико...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова

В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы  начального общего образова...

Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению и русскому языку для 2 класса. Система Л.В.Занкова

В данном материале представлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием, включающим возможные виды деятельности обучающихся на уроке....

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...