Урок окружающего мира .4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Путешествие по Иркутской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.2 КБ
Файл barguzinskiy_zapovednik.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:

                      Урок-путешествие в 4 классе.

Тема: Путешествие по родному краю.

Цели: воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, интереса к истории родного края.

-Дать представление о том, насколько огромен наш край

-Изучение истории образования Иркутской области

Задачи:

1) Расширить представления учащихся об истории края.

2) Показать младшим школьникам роль человека в образовании края.

3) Активизировать познавательную деятельность учащихся.

4) Продолжать работу по сплочению классного коллектива.

5)Воспитывать любовь  к родному краю

6)Формирование интереса к прошлому и настоящему Иркутской области

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Приводить примеры основных достопримечательностей края.

Узнавать герб Иркутской области.

Запомнить дату рождения Иркутской области.

Знакомство с первой постройкой Иркутска.

Закрепление знаний об озере Байкал.

Знакомство с символами родного города: гербом.

 Регулятивные: Самостоятельно решать задачи ,викторины.

 Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные: Работать с разными видами информации и ориентироваться в них.

Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные: Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.

Развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные: Осознание необходимости учения.

Осознавать необходимость в том, чтобы гордиться родным краем.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Учиться выражать свое мнение.

В процессе работы на уроке использовались следующие методы организации учебно-познавательной деятельности:

словесный (сообщения учащихся в ходе урока; рассуждение, беседа);

исследовательский (изучение текстов)

практический (создание и презентация творческой работы);

репродуктивный (воспроизведение знаний о родном крае);

Оборудование:

(Физическая карта Иркутской области, исторический атлас"Иркутская область",презентация" Баргузинский заповедник",презентация"Мой любимый город",книга Марка Сергеева"Капелька по капельке",фильм о Байкале, викторина

                                  Ход урока

Ребята, у нас сегодня не простой урок, а урок путешествие. И будем мы путешествовать по Иркутской области.

1.Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края,

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Прохладней лёгкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поёт звучнее.

-Мы с вами живём в Сибири. Это огромная территория Азии от Урала до побережья Охотского моря, от Северного Ледовитого океана до Казахских степей и Монголии.

Бескрайнюю тундру к югу сменяют непроходимые леса тайги. На юге леса уступают засушливым степям Хакасии и замыкаются цепью Саянских гор Слово Сибирь произошло от монгольского"шииб",что означает"лесная чаша".

Присоединение Сибири к России связано с именем Ермака-предводителя казачьих отрядов.1 сентября 1581 года дружина Ермака вступила в поход. В 1652 г.на Дьячем острове было построено Иркутское зимовье, а в 1686 г.острог превратился в Иркутск. В 1690 г.Петром 1 был утверждён герб Иркутска"Бегущий бабр а во рту у него соболь"

2.Иркутск удачно стоял на торговых перекрёстках. Через него в Россию шли караваны из шёлково-чайного Китая и из шерстяно-мясной Монголии. Отсюда снаряжались экспедиции купцов и охотников.(с.14-15 атлас).

   3.В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали. И через 9 лет первый поезд прибыл в Иркутск, а через 37 лет  26 сентября 1937 г. была образована Иркутская область с центром   в городе Иркутске. И с тех пор в этот день отмечается День Иркутской области.

-Да, интересна и знаменательна история нашей области. Давайте почитаем и поговорим о том, кто жил на нашей земле в глубокой древности.(атлас с.6-7)

Богата наша земля и полезными ископаемыми.(атлас с.4)

Так же богат наш край лесами, они занимают 67% территории.

Разнообразен и животный мир нашей области. Многие животные и растения занесены в Красную книгу. А ещё в Иркутской области находится Баргузинский заповедник.(презентация).

-Скажите ребята, а чем знаменита наша область на весь мир?

-Правильно, жемчужиной мира называют его. Байкал переводится, как "Богатое озеро."

Всё необычно в нём, животный мир настолько своеобразный, что многих рыб, рачков и, особенно мельчайших организмов нигде не встретишь на земном шаре.

А разве не удивителен его возраст?

Озёра живут 20-30 лет, а Байкал ,установили учёные ,родился 22 мил. лет тому назад Он древнее всех озёр на белом свете. Глубина его 1620 ,его берега расходятся на 2 см.в год.

В Байкал впадает 336 рек и речек и каждая капля воды, попавшая в озеро, вытекает из него только через 400 лет.

Но самое главное: в Байкале столько воды, что если остановить все реки, приносящие ему свои запасы, если поставить над ним большой-пребольшой таз, чтобы не падал дождь и снег, то и тогда Ангара, единственная река, вытекающая из Байкала сможет течь, не пересыхая 400 лет.

И вот тогда люди задумались: почему такая сила пропадает зря нельзя ли заставить Байкал работать. И решили они построить на Ангаре гидростанции, самые мощные в мире.(показ фильма)

А сейчас ребята хочется поговорить о нашей маленькой родине, где мы живём.

Стоит наш городок на реке Бирюса. Родина. Невозможно перечислить всего того, что стоит за этим ёмким словом. Это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. И я надеюсь, что вы, когда станете взрослыми, будете приумножать славу нашей области и города.(презентация"Мой любимый город")

-В конце урока я хочу порекомендовать книгу Марка Сергеева"Капелька по капельке",в ней вы прочитаете о славном озере, о пальмах в Сибири, узнаете легенду о Байкале, о покорителях Ангары, о русском Коломбе,  о голове мамонта и многом другом.

А сейчас подведём итог и проведём викторину.

-Что означает слово Сибирь в переводе с монгольского?

-С чьим именем связано присвоение Сибири к России? -.Чем богата Сибирь?

-В каком году Иркутский острог превратился в город Иркутск?

-Что изображено на гербе Иркутска?

-Какое главное богатство находится на территории Иркутской области?

-Кто сейчас является губернатором нашей области?

     Рефлексия:

Перед вами условная карта Иркутской области и смайлы. Возьмите любой и прикрепите его к карте.

      Зелёные- Я узнал много нового

      Розовые- Мне было интересно.

      Жёлтые- У меня не всё получилось.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БарГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

Слайд 2

История Баргузинский заповедник один из биосферных заповедников России,входящий в программу ЮНЕСКО (Человек и биосфера) Баргузинский заповедник является старейшим заповедником России. Это единственный заповедник страны учрежденный до Октябрьской революции 1917 года,а именно 11 января 1917 года.

Слайд 3

География. Баргузинский заповедник находится в Бурятии, расположен на западных склонах Баргузинского хребта до 2840 м над уровнем моря, включая северо-восточное побережье и часть акватории озера Байкал. Вид из космоса.

Слайд 4

Площадь заповедника — 374 322 гектаров, в том числе 15 000 гектаров составляет заповедная акватория Байкала. Создан он в 1916 году. Баргузинский заповедник создан для того,чтобы сохранить и увеличить численность Баргузинского Соболя. На момент основания заповедника насчитывалось всего около 20-30 особей соболя. В текущее время 1-2 особи на 1 км в квадрате кедровника.

Слайд 5

В Баргузинском заповеднике сохраняются все природные комплексы. В заповеднике обитают кабарга, лось, заяц-беляк,бурозубка,бурый медведь,черношапочный сурок и т.д. - всего 41 вид млекопитающих

Слайд 6

Кабарга Небольшое парнокопытное оленевидное животное, представитель семейства кабарговых. Уменьшительно-ласкательно называется кабарожкой.

Слайд 7

Заяц-беляк Млекопитающее заяц-беляк – один из представителей семейства зайцев, которое входит в отряд зайцеобразных.

Слайд 8

Бурозубка Обыкновенная бурозубка, или обыкновенная землеройка -вид бурозубки среднего размера самый распространённый представитель семейства землеройковых и один из самых распространённых млекопитающих Северной Европы .

Слайд 9

черношапочный Сурок Черношапочный, или камчатский, или восточный сурок — вид сурков. Имеет три подвида: северобайкальский, лено-колымский и камчатский. Северобайкальский подвид биологически сходен с монгольским сурком — тарбаганом.

Слайд 10

В водах заповедника встречаются:байкальский омуль,осетр,хариус,таймень,сиг и многие другие виды рыб. Байкальский омуль Осетр Хариус Таймень Сиг

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...