Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, УМК "Перпектива"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Ребась Ольга Михайловна

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями  основной образовательной программы МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского», Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okr.mir_2_klass.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе

УМК «Перспектива»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями  основной образовательной программы МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского», Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс: учебник : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2014.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2014.

3. Новицкая, М. Ю. Уроки по окружающему миру. 2 класс : пособие для учителей / М. Ю. Новицкая [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.

4. Анастасова, Л. П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс : рабочая тетрадь / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова ; под ред. А. А. Плешакова. – М. : Просвещение, 2014.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, то есть тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем – жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим учащиеся знакомятся с сезонным трудом людей и праздниками, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На  изучение  окружающего  мира  в  каждом  классе  начальной  школы отводится  2  часа  в  неделю.  Программа  рассчитана  на  270  часов: 1 класс – 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 68 ч (34 учебные недели).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

 умение

определять цель учебной деятельности: при работе с компасом, термометром; при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;

контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом, термометром; при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;

сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом);

осуществлять самоконтроль во время прогулки (экскурсии) в парке, лесу.

Познавательные: 

 умение

– ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

– сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство;

– устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

– сравнивать фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах (называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна);

– наблюдать за погодой, за изменениями в окружающем мире;

– понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

– сравнивать, чем отличаются осенние дожди от летних;

– сравнивать обряды и обычаи, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

– сравнивать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

– извлекать необходимую информацию из текстов;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– сравнивать фазы развития насекомых, отличать паукообразных от насекомых;

– подводить под понятие;

– обобщать и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; наблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

– моделировать и преобразовывать модели;

– находить  необходимую  информацию  на  вопросы  рубрики  «Подумаем!»;

– подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

– осваивать технологию поиска информации (находят информацию в атласе-определителе);

– строить логическую цепочку рассуждений, доказательства.

Коммуникативные: 

 умение

– выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

– аргументировать свое мнение и позицию;

– распределять операции между собой в группе;

– отвечать «компетентно» на поставленные вопросы;

– участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

– искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи и обсуждать это явление;

– оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам);

– формировать и аргументировать свое мнение при наблюдении за живой природой;

– договариваться об условиях игры.

Предметные результаты.

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,
УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

Обучающиеся должны знать:

– характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

– названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

– некоторые экологические связи в природе;

– особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;

– изученные правила поведения в природе;

– особенности охраны здоровья в разное время года;

– народные названия месяцев;

– народные приметы и присловья о временах года;

– дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

– главные календарные праздники народов своего края.

Обучащиеся должны уметь:

– проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

– различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

– объяснять на примерах  некоторые экологические связи;

– выполнять изученные правила поведения в природе;

– выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

– разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

– загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

– рассказывать 2–3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Вселенная, время, календарь

15

2

Осень

17

3

Зима

14

4

Весна и лето

16

5

Резерв учебного времени

6

Раздел «Вселенная, время, календарь» 

Мы – союз народов России. Мы – жители Вселенной. Наш «космический корабль» – Земля.

Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года. Погода. Календарь-хранитель времени, страж памяти. Праздники для всех. Народный календарь. Экологический календарь

Раздел «Осень»

Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Звёздное небо осенью. Трава у нашего дома. Старинная женская работа. Деревья и кустарники осенью. Чудесные цветники осенью. Грибы. Шестиногие и восьминогие. Птичьи секреты. Как разные животные готовятся к зиме. Невидимые нити в осеннем лесу. Осенний труд. Будь здоров! Охрана природы осенью.

Раздел «Зима»

Зимние месяцы. Зима-время науки и сказок. Зима в неживой природе. Звёздное небо зимой. Зима в мире растений. Зимние праздники. Растения в домашней аптечке. Зимняя жизнь птиц и зверей. Невидимые нити в зимнем лесу. В феврале зима с весной встречается впервой. Зимний труд. Будь здоров! Охрана природы зимой

Раздел «Весна и лето»

Весенние месяцы. Весна в неживой природе. Весна - утро года. Звёздное небо весной. Весеннее пробуждение растений. Чудесные цветники весной. Весна в мире насекомых. Весна в мире птиц и зверей. Невидимые нити в весеннем лесу. Весенний труд. Старинные весенние праздники. Будь здоров! Охрана природы весной. Лето красное. Летние праздники и труд.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Печатные пособия.

1. В мире природы, истории и литературы : сб. загадок / сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.

2. Жадаев, Д. Н. Окружающий мир. Компетентностно-ориентированные задания. 2–4 классы / Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач. – М. : Легион, 2011.

3. Как человек исследует, изучает, использует природу. 2–3 кл. / авт.-сост. В. С. Грибов. – Волгоград : Учитель, 2005.

4. Картографическая грамотность младших школьников : рекомендации, материалы к урокам / авт.-сост. Р. С. Гайсина. – Волгоград : Учитель, 2011.

5. Клепинина, З. А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. 1–4 классы / З. А. Клепинина. – М. : Айрис-Пресс, 2012.

6. Модестов, С. Ю. Космос : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2009.

7. Модестова, Т. В. Животные : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2009.

8. Модестова, Т. В. Птицы : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2008.

9. Новицкая, М. Ю. Уроки по окружающему миру 2 класс : пособие для учителя / М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова. – М. :  Просвещение, 2009.

10. Окружающий мир. 1–4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.

11. Окружающий мир. 2–4 кл. Внеклассные занятия на тему «Времена года» / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

12. Окружающий мир. 2–4 классы : доп. материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е. А. Ля-щенко. – Волгоград : Учитель, 2008.

13. Окружающий мир. Тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

14. Шикина, Л. Б. Люди и народы : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2006.

15. Шикина, Л. Б. Страны и континенты : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2008.

16. Экскурсии в природу по югу России. Весна : сценарии уроков / авт.-сост. Е. И. Руднянская, С. А. Сурагина, Л. Б. Черезова. – Волгоград : Учитель, 2005.

17. Экскурсии в природу по югу России. Осень. 1–4 кл. : сценарии интегрированных уроков / авт.-сост. Е. И. Руднянская, С. А. Сурагина, Л. Б. Черезова. – Волгоград : Учитель, 2007.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

1. Таблицы. Растения и животный мир.

2. Географические карты. Физическая карта.

3. Глобус.

4. Иллюстрации с изображением растений, животных.

4. Информационно-коммуникативные средства.

Видеофильм «Береги природу» (DVD).

5. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Персональный компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

5. Экран проекционный.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Шкаф для хранения карт, таблиц.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...