Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я познаю мир"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Комолова Елена Николаевна

              Программа курса «Я познаю мир» разработана с целью расширения  курса  «Мир вокруг нас» для обучающихся 3-4  классов, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.  Программа является дополнением к УМК, так как использование метода проектов и исследовательской работы в рамках классно-урочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями. Программа курса «Я познаю мир» имеет  краеведческую  направленность  и может быть рассчитана на 2 года обучения. Программа позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности младших школьников,  охватывает  различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ экологической ответственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_poznayu_mir.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением отдельных предметов»

(МАОУ «Средняя школа №8»)

Дополнительная общеобразовательная программа  

«Я ПОЗНАЮ МИР»

                                                                                                     

                                                                                                                                                                                        Учитель начальных классов

                                                                                                                                                              МАОУ «Средняя школа №8»

                                                                                                                                                              Комолова Е.Н.

                                                                                           

                                                                                             Г. Когалым

Пояснительная записка

                       Программа курса «Я познаю мир» разработана с целью расширения  курса  «Мир вокруг нас» для обучающихся 3-4  классов, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.  Программа является дополнением к УМК, так как использование метода проектов и исследовательской работы в рамках классно-урочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями. Программа курса «Я познаю мир» имеет  краеведческую  направленность  и может быть рассчитана на 2 года обучения. Программа позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности младших школьников,  охватывает  различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ экологической ответственности.

                   Цель программы – формирование целостного представления об окружающем мире родного края в области знаний культурно-исторического и экологического характера.  Тем самым предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологической образованности и воспитанности учащихся.

                К числу задач курса относятся:

- ознакомление  с историческими  и культурными традициями малой родины;

- расширение  знания о растительном и животном мире родного края;

- расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;

- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла; 

-   последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;

- воспитание бережного отношения к природе родного края;

- воспитание патриотизма и гражданственности, любви к родному краю;

- формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер;

- формирования все видов универсальных учебных действий;

     

Познавательные общеучебные      действия

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение
  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

  • Смыслополагание
  • Самоопределение

 В целом преподавание курса «Я  познаю мир» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно - научного образования в последующих классах.

Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2 года, 68  часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3–4-х классов.

Содержание программы  (3 класс)

 Мой край. Географический адрес моего города, символы, достопримечательности. Родной край – частица России. Герб, флаг ХМАО –Югры.  Родной город: история города, название, основные достопримечательности.  Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Погода в нашем крае. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы Югры. Природоохранные меры. Воздух.  Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Разработка полезных ископаемых в ХМАО и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.  Развитие промышленности в Югре.  Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.  Растения, их разнообразие.  Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).  Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).  Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. Правила поведения в природе.

Тематическое планирование курса (3 класс)

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Дата проведения

1-3

Любовь к отчизне окрыляет сердце.

Дать представление о ХМАО-Югре как о малой родине; познакомить с  картой Тюменской области.

3 ч.

Познакомиться с  понятием «малая родина», картой Тюменской области, ХМАО-Югры.

4-6

Природа и мы. Природа моего края.

Погода и человек. Погода в нашем крае. Особенности северного климата. Народный календарь.

3 ч.

Характеризовать  особенности погоды в родном крае. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Познакомить с приметами, с обычаями и традициями народов ханты, манси.

7-11

Смена времен года.

Смена времен года в Югре. Сезонные изменения в природе родного края.

5 ч.

Понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Вести дневник наблюдений.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года».

12-14

15-19

20-22

23-26

Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые ХМАО - Югры.

Растения, их разнообразие.  Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Югорское разнотравье, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. Г. Слинка «Наши грибы», Юван Шесталов «Мхи и лишайники»

 

Животные, их разнообразие. 

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животный мир Югры. Оленеводство. Ю. Шесталов «Хотите жить- будьте мудрыми охотниками»

3 ч.

5 ч.

3 ч.

4 ч.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

 Значение  нефти в жизни человека. Проект «Чёрное золото».

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).

Определять части растения. Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.  Характеризовать  роль растений  в жизни человека ХМАО-Югры.

Различать съедобные и ядовитые грибы ХМАО-Югры.

Называть и узнавать виды изученных лишайников.

Знать роль лишайников в природе.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни коренных жителей Югры. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Проект «Югорским ребятам о наших зверятах».

27-29

Значение воздуха и воды в природе.

 Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); Водоемы Югры. Ботаническая прогулка по болоту.

Воздух.  Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

3 ч.

Характеризовать круговорот воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.  Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения. Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;

30-32

Человек и  природа.

 Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.  Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки ХМАО-Югры,  их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение. Отдельные представители растений и животных ХМАО-Югры, занесенных в Красную книгу.

3 ч.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.  Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений ХМАО –Югры , занесенных в Красную книгу.

Проект «Красная книга»

33

Человек – это хозяин или гость природы?

Правила поведения в природе. Мы – дети природы. Е.Айпин Вверх по Вонтъёгану.

1 ч.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

34

О чем ты узнал на занятиях?

Брейн-ринг «Что, где, когда?»

1 ч.

Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной)

Содержание программы (4 класс)

Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Окружающая среда — это все живое и неживое вокруг нас. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в ХМАО-Югре растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных).

 Представители редких организмов (грибов, растений, животных). Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. Представители редких организмов (грибов, растений, животных) ХМАО-Югры. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны.  Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки.«Путешествие» по заповедникам нашего округа, страны. Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения ХМАО –Югры. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги. Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. Экологические проблемы почв родного края. Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Растения  и животные ХМАО-Югры. Экологические связи в живой природе на примере дубового леса («дуб и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть.  Экологическая пирамида в Югорском лесу. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Лекарственные растения. Охрана лекарственных растений. Охрана растения родного края. Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны.  История спасения бобра, соболя, стерха — примеры активных действий человека по охране животного мира. Животные ХМАО-Югры, занесенные в Красную книгу. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.). Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.


Тематическое планирование курса (4 класс)

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Дата проведения

1-2

Что такое экология?

Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Организм и окружающая среда. Окружающая среда — это все живое и неживое вокруг нас. Экология в ХМАО - Югре.                        
      

2 ч.

Знать понятие об экологии, простейшую классификацию экологических связей.

Уметь разъяснять сущность и значение экологии. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

3-5

 Удивительный мир растений и животных ближайшего природного окружения. Практические работы по распознаванию встречающихся в Югре растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных).     М. Заплатин «В лесах северной сосьвы»

3 ч.

Понимать тексты о природе.

Описывать встречающихся в Югре растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных).

Характеризовать признаки схожих видов.

Проводить групповые наблюдения.

6-7

 Кому  угрожает исчезновение? 

Представители редких организмов (грибов, растений, животных Юры). Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны.

2 ч.

Характеризовать виды изученных представителей редких организмов.

 Описывать их внешний вид. Характеризовать условия, необходимые для жизни организмов. Уметь объяснять причины сокращения численности этих живых существ.

 

8-9

Как охранять природу?  Югра – наш общий дом.
      Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.  «Путешествие» по заповедникам нашего округа,   страны.
Хантыйская сказка «Леший».

2 ч.

Знать охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

10-12

 Роль неживой природы в жизни живого.

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к северным условиям.
      Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных. Растения и животные ХМАО-Югры.
      

3 ч.

 Приводить примеры приспособления животных к северным условиям. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений ХМАО –Югры.

Выполнять групповые задания

13-15

Есть ли жизнь в почве? Мир насекомых, земноводных и червей Югры. 

Дождевые черви и кроты — типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. Экологические проблемы почв родного края. Г. Глинка «Как мышата и лягушата внучатами стали».

3 ч.

Познакомиться с жизнью насекомых, земноводных и живыми обитателями почвы. Характеризовать особенности их строения и образа жизни. Формировать у учащихся представления о разновидности почв нашего края.

Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.  Работа над проектом «Защитим родную Землю».

16-20

Разнообразие  мира природы. 

Многообразие растений. Растения ХМАО-Югры.  Многообразие животных.  Животные ХМАО-Югры. Природа моего края.  Ю. Шесталов. Сказка из повести «Когда качало меня солнце».

5 ч.

Проводить групповые наблюдения.

Раскрывать возможности массовой информации. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Работа над проектами «Растительный мир Югры», «Животный мир Югры»

21-24

Что такое экологическая пирамида?

Экологические связи в живой природе ХМАО - Югры. Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.     

4 ч.

Анализировать связи в живой природе.

Знать о экологической пирамиде, пищевой сети и их значении для охраны природы.  

25-29

 Кого и что надо охранять?

Охрана лекарственных растений. Охрана растений Югры. Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны.      История спасения бобра, соболя, стерха — примеры активных действий человека по охране животного мира.  Р. Ругин «Пойдем в наш тихий лес».

5ч.

Знать условия, необходимые для жизни животных.

Анализировать причины сокращения численности этих животных и меры их охраны

Уметь приводить примеры активных действий человека по охране животного мира.

30-31

 Состояние природы и  здоровье человека.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. Экологические проблемы ХМАО – Югры.

2ч.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

32-33

34

Экологические катастрофы.

Ввести понятие: экологические катастрофы. Загрязнение водоема нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья.      Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
      Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

Подводим итоги работы за год.

Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по курсу «Я познаю мир».

2ч.

1 ч.

Уметь использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения  познавательных интересов о родном крае.

Уметь выполнять правила поведения в природе. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Оценивать конкретные примеры поведения  в природе


Список литературы для учителя

        

  1. Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 1998
  2. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007
  3. Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, 2007
  4. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005
  5. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006
  6. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков,  А. А. Румянцев –  М.: Просвещение, 2007
  7. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317с. – ( Стандарты второго поколения).
  8.  Хрестоматия по краеведению для 1-2 класса «Мы – дети природы».


Список литературы для обучающихся

  1. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007
  2. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002

Плешаков А. А. Зелёные страницы. –  М.: Просвещение, 2007

Плешаков А. А. Окружающий мир.  Мир вокруг нас.  Учеб. для 1 кл.  нач. шк.  –  М.: Просвещение, 2008

Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. –  М.: Просвещение, 2007



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предметного кружка "Путь к слову" (Русский язык, начальная школа).

Рабочая программа предметного кружка разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Данная программа позволит расширить и углубить знания учащихся по русскому языку, будет способство...

Рабочая программа предметного кружка « Путь к слову»

Данная программа рассчитана на детей 9-10лет . Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я и мир"

Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я и мир". Основной целью кружка является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой родине - Югре....

Рабочая программа предметного кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"

Программа предметного кружкапо русскому языку«Занимательная грамматика»(в соответствии с ФГОС)...

Рабочая программа предметного кружка "Юный астроном"

Астрономия – одна из прекрасных и увлекательных наук о природе. Она открывает картину мира, в котором мы живём. Её изучение возвышает человека и оказывает влияние на формирование его личности. Из мечт...

Рабочая программа предметного кружка "Занимательное языкознание"

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, примерной программой по учебному предмету «Русский язык» для начального общего образования, включённой в содержательный раздел Основной обр...