Жизнь древних славян
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему Жизнь древних славян

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Окружающего мира:

 «Жизнь древних славян»

4 класс

                                               

                                   

                                      Подготовила: учитель начальных классов

                                       Пазыныч А.Ю.

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока: 

- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;

- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;

- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование:         

презентация «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.

– Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.

- Давайте попробуем ответить на вопрос: что такое Отечество.

- ОТЕ́ЧЕСТВО -страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

– Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались.

- Чтобы узнать к какому народу отправляемся, разгадайте кроссворд. 

Вопросы:

1) Наука о прошлом (история)

2) Имя богини – покровительницы истории (Клио)

3) Большое животное, на которое охотились древние люди (мамонт)

4) Отрезок времени в 100 лет (век)

5) Страна, которая подарила миру Олимпийские игры (Греция)

6) На берегах какой реки возникло Египетское государство (Нил)

7) Наука, которую называют "наукой лопаты" (археология)

– Какое слово мы видим в это кроссворде? (славяне)

- Итак, о жизни какого народа мы узнаем сегодня? ( о жизни древних славян.)

III.  Работа над новой темой урока.

1.

- Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».

Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.  

- Изначально древние славяне селились племенами.

Работа в парах

- Предлагаю вам, используя текст (карточка 1), найти и подчеркнуть названия племен.

Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»

- Название, каких племен вы встретили в тексте? ( 1пара у доски)

2  Работа с картой.  

- Все исторические события отражались  на карте.

- Рассмотрите карту (с. 35 учебника).

- Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие группы  делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)

- К какой из этих групп относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам)

3. Работа в тетради. (контурная карта с. 13)        

Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте

стр 13 контурную карту.  Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.

- А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.

- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и обсудите в парах:

- Почему именно на этих территориях остановились славяне?

Алина Н:

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)

4. Быт древних славян.

- Не всё было все так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраивали свой быт.

- Как они это делали?

Абдулкади:   (слайд № 4,5) 

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Б) Занятия древних славян.

- Для того, чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности.

Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34

- Чем могли заниматься мужчины в этой местности? - находят мальчики

- Какую работу выполняли женщины? - находят девочки

IV. Физминутка

- Накануне каждая группа получила задание

I группа расскажет нам как выглядело жильё древних славян.

В) Жилище древних славян. (слайд № 6 )

(выставка рисунков «жилище древних славян»)

Миша:

Жильем служили землянки, выкопанные в земле.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду.

Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.

В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от  непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.

Г) II группа расскажет нам о внешнем виде древних славян.  (Слайд № 7)

(рисунки детей)

- А как выглядели древние славяне нам расскажет Канымай.

Канымай:

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.

5. Верования славян (боги).

- В кого верили и кому поклонялись славяне?

Шефа:  

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

-  Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило.   Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

- Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.

Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.

V. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

-  полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.

ТЕСТ  

1. 1. Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

А теперь проверка. На доске ответы.

5б - отлично усвоил материал, можно почитать доп.литературу

4-3б  - стоит повнимательнее почитать учебник и доп. литературу

2-1б - можете обратиться за помощью к учителю, одноклассникам, учебнику

  1. Домашнее задание. 

Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1,3(устно)

 Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

Страницы истории.4класс.Жизнь древних славян.

Тема :Жизнь древних славян.Задачи:- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;- развивать устную речь, мышление, расшир...

урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"

Урок  с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...