Жизнь древних славян
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему Жизнь древних славян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Окружающего мира:
«Жизнь древних славян»
4 класс
Подготовила: учитель начальных классов
Пазыныч А.Ю.
Тема урока: Жизнь древних славян.
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;
- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование:
презентация «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.
– Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.
- Давайте попробуем ответить на вопрос: что такое Отечество.
- ОТЕ́ЧЕСТВО -страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
– Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались.
- Чтобы узнать к какому народу отправляемся, разгадайте кроссворд.
Вопросы:
1) Наука о прошлом (история)
2) Имя богини – покровительницы истории (Клио)
3) Большое животное, на которое охотились древние люди (мамонт)
4) Отрезок времени в 100 лет (век)
5) Страна, которая подарила миру Олимпийские игры (Греция)
6) На берегах какой реки возникло Египетское государство (Нил)
7) Наука, которую называют "наукой лопаты" (археология)
– Какое слово мы видим в это кроссворде? (славяне)
- Итак, о жизни какого народа мы узнаем сегодня? ( о жизни древних славян.)
III. Работа над новой темой урока.
1.
- Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».
Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».
- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.
- Изначально древние славяне селились племенами.
Работа в парах
- Предлагаю вам, используя текст (карточка 1), найти и подчеркнуть названия племен.
Карточка № 1
- Подчеркните названия племен в тексте.
«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»
- Название, каких племен вы встретили в тексте? ( 1пара у доски)
2 Работа с картой.
- Все исторические события отражались на карте.
- Рассмотрите карту (с. 35 учебника).
- Посмотрите на условные обозначения и скажите:
- На какие группы делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)
- К какой из этих групп относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам)
3. Работа в тетради. (контурная карта с. 13)
Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте
стр 13 контурную карту. Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.
- А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.
- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и обсудите в парах:
- Почему именно на этих территориях остановились славяне?
Алина Н:
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах – куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)
4. Быт древних славян.
- Не всё было все так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраивали свой быт.
- Как они это делали?
Абдулкади: (слайд № 4,5)
Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
Б) Занятия древних славян.
- Для того, чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности.
Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34
- Чем могли заниматься мужчины в этой местности? - находят мальчики
- Какую работу выполняли женщины? - находят девочки
IV. Физминутка
- Накануне каждая группа получила задание
I группа расскажет нам как выглядело жильё древних славян.
В) Жилище древних славян. (слайд № 6 )
(выставка рисунков «жилище древних славян»)
Миша:
Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду.
Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.
Г) II группа расскажет нам о внешнем виде древних славян. (Слайд № 7)
(рисунки детей)
- А как выглядели древние славяне нам расскажет Канымай.
Канымай:
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.
5. Верования славян (боги).
- В кого верили и кому поклонялись славяне?
Шефа:
- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
- Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
- Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.
Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.
V. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.
- полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.
ТЕСТ
1. 1. Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
А теперь проверка. На доске ответы.
5б - отлично усвоил материал, можно почитать доп.литературу
4-3б - стоит повнимательнее почитать учебник и доп. литературу
2-1б - можете обратиться за помощью к учителю, одноклассникам, учебнику
- Домашнее задание.
Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1,3(устно)
Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"
Цели: воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;развивать устную речь, воображе...
Страницы истории.4класс.Жизнь древних славян.
Тема :Жизнь древних славян.Задачи:- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;- развивать устную речь, мышление, расшир...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/14/picture-33299.jpg)
Урок по курсу "Окружающий мир" ( автор Плешаков) по теме " Жизнь древних славян"
Урок с использованием ИКТ....
урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"
Урок с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-200969-1360524295.jpg)
Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс). Тема ""Жизнь древних славян. Восточные славяне.""
quot;Жизнь древних славян. Восточные славяне."...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384088-1389948110.jpg)
Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс
Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-1171482-1570380410.jpg)
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"
В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...