Главные вкладки

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых", 3 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Камень Марина Емельяновна

    Урок по окружающему миру по теме "Свойства полезных ископаемых". Форма: урок-заседание клуба.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon svoystva_poleznyh_iskopaemyh.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»

    Методическая разработка урока по теме:

    Свойства полезных ископаемых.

    Автор: Камень Марина Емельяновна,

    учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

     Реутов

    Урок по окружающему миру в 3 классе.

    Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

      Форма урока: Урок - -заседание  клуба.

    Задачи урока:

    • Формирование умений учебного сотрудничества - умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
    • В ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, песка, глины;
    • На основании опытов подготовить сообщение о свойствах полезных ископаемых и их использование человеком;
    • Развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

    Оборудование :

                Учебник «Наш мир» 3 класс (авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.А., Трафимов С.А., Царева Л.А.), часть 2; «Тетрадь для самостоятельной работы» 3 класс, 2 часть (авторы Федотова О.Н.,Трафимова Г.А.,Трафимов С.А.,);

    физическая карта России, атлас «Край московский»;

    образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики, стеклянные палочки; конверты с заданиями для каждой группы.

    Подготовка к уроку:

            На предыдущем уроке было объявлено об очередном уроке – заседании клуба, сообщена тема: «Свойства полезных ископаемых»; выбран председатель заседания клуба; ученики разбиты на 3 группы.

    Парты в классе расставлены для групповой работы; выделен стол для оборудования. Составлено объявление об очередном заседании клуба «Мы и окружающий мир», в котором указано место и  время проведения, тема заседания, фамилия и имя председателя заседания; приглашены гости на заседание клуба (администрация школы, родители)  

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Учитель: сегодня мы проводим пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Председатель заседания клуба …(называет фамилию и имя ученика). Я передаю ему слово.

    Председатель: - тема нашего заседания – «Свойства полезных ископаемых». Мы изучим свойства глины, песка, мрамора, известняка. Задание всем присутствующим: подготовить сообщение о свойствах горных пород и их использовании. На нашем заседании присутствуют…(представляет гостей. Учитель оказывает необходимую помощь)

    - Прошу подойти представителей каждой группы и получить конверты с заданием. Вскройте конверты и прочитайте задания для группы. (1-ая группа получает задание изучить свойства известняка, 2-ая группа – свойства мрамора, 3-я группа – свойства песка и глины). Откройте учебники на стр.22 и прочитайте план изучения свойств породы, предложенный для вашей группы.(Учащиеся читают план, данный в учебнике и решают, что им необходимо взять из оборудования на демонстрационном столе).  

    -Представители групп могут взять с демонстрационного стола всё необходимое для проведения опытов.

    1. Практическая работа учащихся.

    (Ученики работают в группах самостоятельно. Председатель заседания присоединяется к работе одной из групп. Они читают план изучения горных пород, предложенный в учебнике, а затем выполняют все описанные опыты.

    1-я группа изучает свойства известняка. Учащиеся рассматривают образец этой горной породы под лупой. Отмечается размер и цвет частиц известняка (мельче сыпучего песка, цвет частиц может быть разным - серым, белым, жёлтым). Дети опускают кусочек известняка в стаканчики с водой и определяют, что эта горная порода тяжелее воды. Затем определяется его твёрдость: железный гвоздь оставляет след на кусочке известняка. Значит, это твёрдая горная порода.

    2-я группа изучает свойства мрамора. Ученики определяют цвет его частиц (они могут быть красные, серые, чёрные, жёлтые, белые). Учащиеся отмечают блеск у мрамора. Проведя гвоздём по мрамору, обнаруживают, что следа от гвоздя  на мраморе не видно, а это значит, что мрамор – очень твёрдая порода.

    3-я группа изучает свойства песка и глины. Учащиеся кладут на тарелочки образцы этих горных пород, смачивают их водой, пытаясь размять и слепить шарики. Ребята должны отметить, что мокрая глина вязкая и пластичная, из неё легче слепить шарик, который при высыхании сохраняет форму. Шарик из песка слепить трудно, а если это удаётся, то при высыхании он рассыпается. На основании опыта учащиеся придут к выводу о том, что глина обладает свойством вязкости, а песок – нет. Песок сыпучий.

    Следующий опыт позволит ученикам определить, какая из изучаемых пород лучше пропускает воду, а какая лучше удерживает её. Для этого дети в два стеклянных стакана вставляют стеклянные воронки. В воронки помещают фильтр из комочков ваты. На фильтр одной воронки кладут влажный песок, а на фильтр второй – размельчённую смоченную глину. С помощью мерных стаканов ученики отмеряют одинаковое количество воды и наливают эту воду в одновременно в обе воронки. Они видят, что песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Глина дольше удерживает воду.

    Далее школьники опускают комочек глины в стакан с водой, тщательно размешивают содержимое стакана. Они наблюдают, как более тяжёлые частицы опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая её мутной. Дети сливают мутную воду в другой стаканчик, дают ей отстояться, рассматривают частицы, осевшие на дно стакана. Эти частицы и частицы песка они рассматривают под ручной лупой, делают вывод об их прозрачности, цвете, блеске, размере, сыпучести.

    Отмечается, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачны, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые. По размеру частички глины меньше песчинок.      

    Учитель во время практической работы подходит к каждой группе. Если это необходимо, оказывает помощь в проведении опытов и в формулировании выводов.)

    Председатель: практическая работа окончена. Каждая группа готовит рассказ о свойствах полезных ископаемых, открытых  во время опытов. От группы выступает один ученик. (Даёт группам время на подготовку).

    1. Обобщение результатов практической работы.

    Представитель 1-ой группы: наша группа исследовала известняк. Мы рассмотрели кусочек известняка под лупой и увидели, что частицы известняка очень мелкие, мельче частиц песка. Цвет частиц – серый. Во втором опыте мы опускали кусочек известняка в стакан с водой. Кусочек утонул, а это значит, что известняк тяжелее воды. Когда по известняку провели железным гвоздём, то на нём остался след. Значит, известняк – твёрдая порода.

    Представитель 2-ой группы: наша группа изучала свойства мрамора. Мы увидели, что частицы мрамора имеют серый цвет. Нам кажется, что блеск у мрамора металлический. Проведя гвоздём по мрамору, мы не увидели следов от гвоздя. Значит, мрамор – очень твёрдая порода.

    Представитель 3-й группы: мы изучали свойства песка и глины. Первый опыт показал, что глина – вязкая, а песок рассыпчатый. Проводя второй опыт, мы увидели, что песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Она удерживает воду. В третьем опыте мы рассматривали частицы песка и глинистого ила. Частицы песка немного больше частиц глины. Песчинки прозрачные или почти прозрачные, а частицы глины – непрозрачные. Нам кажется, что частицы песка блестящие, а частицы глины – неблестящие. Цвет частиц – разный: жёлтый, белый, красноватый. Частицы песка - сыпучие.  

    Председатель: ребята, подумайте и скажите, где и как люди могут использовать известняк, мрамор, песок, глину.(даёт время ученикам подготовить ответ. Учитель помогает председателю провести беседу об использовании данных полезных ископаемых. В ходе беседы выясняется, что известняк и мрамор используют в строительстве, так как это – твёрдые полезные ископаемые. Из известняка построены церкви, дома. Из мрамора строят здания, монументы, стены станций метро. Из глины, благодаря её вязкости, делают посуду, игрушки. Песок используют при строительстве дорог.

    (Учитель просит у председателя разрешения задать вопрос).

    Учитель: у меня возник такой вопрос. Вы сейчас сказали, что песок используют при строительстве дорог. Почему именно песок, а не глину используют в строительстве? (ответ: песок хорошо пропускает воду, не задерживает её, как глина. Дороги и насыпи не будут размываться водой).

    Председатель: давайте посмотрим атлас «Край московский» и выясним, какие полезные ископаемые добывают в Московской области. (учащиеся обнаруживают, что основным полезным ископаемым является песок).

    - заседание клуба подходит к концу. Я передаю слово нашему учителю.

    Учитель: сегодня на заседании клуба вы изучали свойства некоторых полезных ископаемых. Дома, опираясь на планы изучения свойств полезных ископаемых, запишите результаты опытов и свои наблюдения в рабочую тетрадь на стр. 6.  А на стр. 7 запишите, какие полезные ископаемые добывают в Московской области.

    Председатель: тема следующего заседания клуба : «Почва и её состав». Пятое заседание клуба объявляю закрытым.

     

    Урок – заседание клуба. 

            Заседание клуба – сравнительно новая форма проведения урока. Накануне проведения заседания клуба учитель должен индивидуально проконсультировать всех, кто будет «помогать» ему в проведении этого урока. Прежде всего, учитель консультирует очередного председателя заседания клуба (ученика) о том, как будет проходить заседание и где понадобится его помощь. Вместе с активом клуба учитель намечает, кто из членов клуба поможет организовать выставку книг, напишет объявление об очередном заседании клуба, пригласит на это заседание гостей, заранее подготовит к заседанию сообщение или доклад. Можно предусмотреть организационную деятельность членов  клуба и на самом заседании: деление учащихся на группы, организацию и оснащение рабочих мест для групповой работы (сдвинуть столы, расставить стулья, раздать оборудование, убрать рабочие столы после проведения опытов).

            Со временем учитель может предложить учащимся проявить и большую самостоятельность. Он предлагает активистам клуба самостоятельно продумать сценарий проведения очередного заседания, используя учебник, где подробно написано, как это заседание прошло  у хорошо знакомых им школьников села Мирное.

            Важно помнить, что на таких уроках некоторая инициатива организационных моментов урока и его подготовки переходит к учащимся. Они подготавливают к таким урокам выставки своих работ и художественной, научно-популярной литературы по теме заседания, приглашают на заседания своих друзей и родителей, ведут заседание,  делают сообщения и т.д. Практически, это те моменты сотрудничества учителя с учащимися, где последние выступают в роли организаторов жизненных и учебных ситуаций.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

    Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

    Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"

    Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация....

    Методическая разработка урока по окружающему миру для 3 класса по теме: «С чего начинается Родина?». Образовательная система «Школа 2100».

    Цели и задачи урока:- помочь обучающимся осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт;- сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, государство, правительство,...

    Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе. Тема: "Питание животных"

    Конспект содержит подробную информацию для учителя, последовательность работы на уроке на уроке, УУД формируемые на уроке....

    Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по теме "Жизнь луга"

    В методической разработке урока "Жизнь луга" вы найдете конспект урока, визитную карточку урока, материалы для урока....