Технологическая карта урока по Окружающему миру (1 класс)
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

В материале представлена технологическая карту урока по данной теме, 1 презентация, дополнительные задания к уроку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсовая работа

Учителя ГБОУ СОШ № 110

Савенко Ирины Евгеньевны

Технологическая карта урока

Тема: Где живут белые медведи?  (Животный мир Северного Ледовитого океана и Антарктиды)

Цель урока: создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах Земли и животных, обитающих на этих территориях.

Задачи:

  • учить видеть и понимать богатство и разнообразие живой природы Земли;
  • показать взаимосвязь между средой обитания и внешним видом животных, их образом жизни;

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
  • рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
  • приводить примеры животных холодных районов;
  • устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку  зрения и оценку событий;
  • формировать умения договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль;

Личностные:

  • проявлять целостное восприятие окружающего мира;
  • формировать личностный смысл учения;

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: русский язык (развитие речи, а именно составление рассказа о животном).

Основные термины и понятия темы: Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • демонстрационная таблица «Холодные и жаркие районы Земли»;
  • раздаточный материал: рисунки с животными, листы с изображением Северного Ледовитого океана и Антарктиды, карточки со словами;
  • глобусы;
  • сигнальные карточки (зеленые и красные);
  • набор снежинок (голубые и синие).

Ресурсы урока: Плешаков А.А. учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, электронное приложение.

Подготовка к уроку

Класс разбит на группы по 4 – 5 человек (в зависимости от наполняемости класса). Для каждой группы перед уроком приготовлен глобус.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся.

I этап. Самоопределение к деятельности

УУД: Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Предлагает прочитать тему урока (Где живут белые медведи?) и попробовать ответить на вопрос. Спрашивает, что поможет найти ответ на этот вопрос. Предлагает подумать могут ли встретиться белый медведь и пингвин.

Высказывают предположения. Определяют источники информации. Придумывают разговор белого медведя с пингвином ( с использованием игрушек кукольного театра)

II этап. Актуализация знаний

УУД: Овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.

Демонстрирует таблицу  «Холодные и жаркие районы Земли», предлагает определить, в каком из указанных районов могут обитать белые медведи.

Помогает определить учебную задачу урока

Предлагает сравнить, что общего между Северным Ледовитым океаном м Антарктидой. Просит назвать отличия.

Высказывают предположения, обосновывают свое мнение (например, ссылаются на окраску шерсти медведей).

Совместно с учителем определяют учебную задачу урока, читают ее в учебнике.

Выполняют практическую работу в группах с использованием глобуса, показывают Северный и Южный полюсы, сравнивают, что общего между Северным Ледовитым океаном и Антарктидой. (везде есть лед, снег. ) Говорят о том, что на Северном полюсе океан покрыт льдом, а на Южном полюсе суша покрыта слоем льда.

III этап. Изучение новой темы (фронтальная беседа на основе презентации)

УУД: установление причинно-следственных связей между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого построение рассуждения.

Предлагает определить цель урока.

Показывают презентацию по теме

Организует практическую работу  с учебником в парах..

Хотели бы узнать какие природные условия на эти участках Земли, можно ли встретить животных и как они приспособились к суровым условиям жизни. Читают дети текст на (страничках  для самопроверки), рассказывают о прочитанном.

Организует работу с иллюстрациями учебника: сравнить рисунки установить, чем похожи, чем различаются, назвать животных холодных районов Земли

Рассматривают иллюстрации, находят сходства и различия между объектами неживой природы, называют и показывают животных, изображенных на рисунках

Рассказывает более подробно о некоторых обитателях Арктики и Антарктиды, используя слады электронного приложения

Рассматривают слайды, слушают учителя, обсуждают увиденное.

Физминутка (дети выполняют зарядку под шуточную песню «Пин и Гвин»)

IV этап. Первичное закрепление (Групповая работа)

УУД: формирование умения планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации.

Раздает группам карточки с животными и просит разложить их на листы в зависимости от того, кто где живет.

Каждой группе предлагает рассказать об одном из животных по плану.(план на интерактивной доске)

При необходимости производит коррекцию рассказов. Организует работу с тетрадью

.

Группы по очереди озвучивают составленные рассказы.

Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками

V этап. Обобщение и закрепление (контроль, игровая ситуация)

УУД: Становление познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), а так же мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения); решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике.

Раздает группам карточки с текстом, в котором нужно вставить пропущенные слова

Задает вопросы по теме.

Проводит игру «Может ли такое быть?»

В группах вставляют слова в текст.

Отвечают на вопросы учителя.

Берут сигнальные карточки, внимательно слушают стихи,  показывают зеленый цвет, если согласны с утверждением, если не согласны – красный цвет.

VI этап.  Рефлексия

УУД: Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность

Спрашивает, что особенно заинтересовало на уроке, о каких животных хотели бы узнать больше.

Предлагает оценить свою работу на уроке с помощью снежинок.

Высказываются по теме. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ …
  • БЫЛО ИНТЕРЕСНО …
  • БЫЛО ТРУДНО …
  • Я ВЫПОЛНЯЛ ЗАДАНИЕ…
  • Я ПОНЯЛ, ЧТО…
  • ТЕПЕРЬ Я МОГУ …
  • Я ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО …
  • Я ПРИОБРЕЛ…
  • Я НАУЧИЛСЯ …
  • У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ …
  • Я СМОГ…
  • Я ПОПРОБУЮ…
  • МЕНЯ УДИВИЛО…
  • УРОК ДАЛ МНЕ ДЛЯ ЖИЗНИ…
  • МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ…

У каждого ребенка имеется набор снежинок: голубая и синяя

Голубая снежинка – «МНЕ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»

Синяя снежинка – «МНЕ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ РАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»

На доске прикреплен лист ватмана с изображенным зимним пейзажем. Ученики выходят к доске и прикрепляют выбранные  снежинки.



Предварительный просмотр:

Игра   «Может ли такое быть?».

На Южном полюсе медведь

Любит громко песни петь.

Медведь в воде не замерзает,

Ведь шкура у него не промокает.

Пингвин зимою не скучает,

Ведь отлично он летает.

Пингвины плавают, ныряют,

Им лапы-ласты помогают.

Рыба небольшая, и даже ледяная.

В воде неприметная, кровь её бесцветная.

Морж огромен и силён

И клыками награждён.

В Антарктиде там и тут

 Кругом яблони цветут.

На льду поморник загорает,

Потому что не летает.

Альбатрос, морская птица,

Любит рыбой поживиться.

В Антарктиде целый день

Ходит по лесу тюлень.

У трески есть лапы-ласты,

Берегитесь её пасти.

На большой плывущей льдине

Встретились медведь с пингвином.

Карточка

На земле есть холодные районы –                                              и  ____________________________________________.Там живут разнообразные ___________________________. Они хорошо приспособились  к ________________________  условиями.

C:\Users\Старенький проказник\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\арктика.jpg

лапы

подкожный жир

ласты

снег

белый

льдина

чёрный

вода

ныряет

морские птицы

плавает

кожа

хищник

густое оперение

густая шерсть

непромокаемая шкура


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белые медведи

Слайд 2

План Внешний вид Где обитают белые медведи Чем питаются Когда ложатся в спячку Детёныши Заключение

Слайд 3

Внешний вид Белый медведь -хищное млекопитающее семейства медведей. Длина 2— 3 м, масса до 700—800 кг. Хорошо плавает и ныряет. Летом кочует.

Слайд 4

Внешний вид Нос у него черный, а весь мех, которым густо поросли даже подошвы лап, белый и зимой и летом.

Слайд 5

Где обитают белые медведи Родина белого медведя и постоянное его местожительство — полярные страны, острова, берега Северного Ледовитого океана, как американские, так и азиатско-европейские (кроме побережья Баренцева и Карского морей).

Слайд 6

Где обитают белые медведи Впрочем, на берегах белые медведи живут только в узкой приморской полосе, дальше чем на один-два километра в глубь материков обычно не заходят. Дрейфующие льды — вот их стихия.

Слайд 7

Чем питаются белые медведи В море ловит белый медведь рыбу, на льдинах (да и в воде тоже) — тюленей, на берегу — песцов, пеструшек, северных оленей. Когда голоден, ест и падаль, водоросли, мхи. Рассказывают, что, подползая по снегу к лежбищу тюленей, не забывает белый медведь свой нос все время прикрывать лапами, чтобы не выдал.

Слайд 8

Когда ложатся в спячку Яловые, не беременные, медведицы спят месяца четыре. Беременные — 170 дней . Самцы вовсе не спят, а всю зиму бродят. Впрочем, по некоторым наблюдениям, и они тоже спят будто бы, но недолго — месяца два.

Слайд 9

Когда ложатся в спячку Зиму медведицы спят в берлогах (но не во льдах, а на берегу), где-нибудь под обрывом, заметенным снегом. Подсчитали примерно, что на острове Врангеля каждый год устраиваются зимовать 150-200 белых полярных «дам».

Слайд 10

Детеныши белого медведя В берлогах (в январе-феврале) медведицы рожают : молодые — обычно только одного медвежонка, старые — двух, реже трех-четырех. Медвежата так же малы, как у всех медведей. Чтобы не мерзли, мать держит их между лапами, чаще задними, и дышит на них, согревая. Молоком кормит год и больше, водит их за собой два года. Интересно, как медведицы переносят медвежат: не за загривок, как собаки, а взяв в пасть всю голову медвежонка! Это когда он совсем мал. А постарше станут медвежата и пойдут с матерью купаться, и вдруг беда там! Х ватают ее зубами за уши, и она их буксирует туда, где безопаснее.

Слайд 11

Заключение Находился под угрозой уничтожения, но с конца 70-х гг. численность восстанавливается. Специально охраняется в заповеднике Остров Врангеля . В Красной книге МСОП.

Слайд 13

КОНЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»

Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...