Окружающий мир. Перспектива. 4 класс. Тема урока: По равнинам и горам
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

УМК: «Перспектива»

Учебник, автор: «Окружающий мир»  Плешаков А.А.

Тема: По равнинам и горам.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока:

 

1.     образовательные –сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и с горами территории России.

2.     развивающие–развить познавательную активность, умение работать по карте

3.     Воспитательные –наблюдать, обобщать. Делать выводы.

 

Планируемые результаты:

-учащиеся научатся пользоваться физической картой

- находить с помощью условных обозначений горы, равнины

- различать формы земной поверхности

Оборудование : учебник , презентация ,  физическая карта , проектор.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы

Содержание

УУД

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Сергеевна и сегодня, урок окружающего мира у вас буду вести я. Можете садиться.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2. Актуализация знаний

- Ребята прежде чем нам перейти к новой теме, давайте вспомним с вами условные обозначения и названия полезных ископаемы и выполним задание.

У вас на столах лежат карточки, на них изображены условные обозначения и название полезных ископаемых. Вам необходимо верно соединить их.

Задание выполняем ручкой.

На это задание я вам даю 1 минуту.

(проверка задания: вызов одного ученика, который говорит свои варианты ответов, после каждый ученик проверяет  свою  работу, исправляет ошибки карандашом  и оценивает себя)

- Проверили? Теперь поставьте оценку карандашом: если все верно-5

1-2 ошибки- 4

3 ошибки- 3

Ниже- 2

- Кому не удалось выполнить задание на хорошо  и отлично не расстраивайтесь, повторите знаки и в следующий раз у вас будет высокая оценка.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.

3 Самоопределение к деятельности

Над Россией солнце светит.

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

О. Высотская

Как вы понимаете слова поэта? (Россия- это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить)

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.

- Как вы думаете ,что будет нашим экскурсоводом? (карта)

- Кто мне скажет, что это за карта? (физическая карта)

- Какой страны? (России)

- Что такое физическая карта России?

Сегодня она расскажет и покажет вам, как выглядит  поверхность нашей Родины.

- И так тема нашего урока «По равнинам  и горам»

(Работа по рубрике «Вспомним»)

- Что можно рассказать по карте о поверхности нашей стране? (она разнообразна, на ней есть горы, равнины, реки, озера и т.д.)

- Как равнины и горы обозначаются на карте?( с помощью цветов: коричневый, зеленый, желтый)

- Какая поверхность в нашем крае- равнинная или гористая? (равнинная)

- Что нам поможет в путешествии? (Карта России)

- А этот природный объект укажет нам дорогу. Отгадайте про него загадку:

Доброе, хорошее.

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце)

- Где встает солнце? (На востоке)

С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения на физической карте.

- На что указывает цвет? (цвет на карте указывает, где вода, а где суша)

- Посмотрите на физическую карту России и скажите, какие цвета вы еще видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниток и пятен.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
 
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Работа по теме урока

Самостоятельная работа.

- Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на схему в нижнем левом углу карты на стр. 50 учебника.

- Какие линии вы увидели на этой диаграмме? (главная линия на диаграмме- сплошная, а остальные- пунктирные)

- Что написано под сплошной линией?- (моря и океаны)

Это называется уровнем моря.

- Что находится ближе всего к уровню моря? (ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску)

- Что находится выше низменностей? (возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая)

Мы познакомились с условным цветовым обозначением форм земной поверхности. Пора отправляться в путь.

- Мы с вами на востоке России- на полуострове Камчатка.

(слайд «Вулканы Камчатки»)

- Найдите полуостров Камчатки на ваших картах.

- Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы)

- Давайте с вами на диаграмме найдем высоту этих гор (Ключевая Сопка- 4688м)

- Кто хочет показать нам эти горы?

Продолжим наше путешествие.

-  Теперь мы  с вами пойдем

Среднесибирское плоскогорье.

- А вы знаете что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье это плоская гора)

Плоскогорье- место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

- Посмотрите на диаграмму и определите высоту Среднесибирского плоскогорья (1701 м)

- Кто нам покажет Среднесибирское плоскогорье?

- А теперь отправимся на юг страны, точнее окажемся  на юге Сибири.

- Определите по диаграмме и цвету, что это: горы или равнина( это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом)

- Как называются эти горы? (Алтай и Саяны)

- Покажите их на карте у доски.

- Как называется самая высокая гора Алтая? (Белуха ее высота 4506м)

Теперь мы на Западно- Сибирской равнине.

- Каким цветом обозначается Западно-Сибирская равнина? (зеленым)

- Определите по диаграмме высоту данной равнины (до 100 м.)

Такая равнина называется низменностью и обозначается зеленым цветом.

- Западно- Сибирская равнина- это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Большая часть территории- это болта. По равнине течет много рек.

- Покажите на карте Западно- Сибирскую равнину.

-  Теперь мы с вами отправимся на Уральские горы.

- Что вы можете сказать об этих горах, глядя   карту? (Уральские горы, они протянулись с юга на север через всю территорию России. Но это невысокие горы, потому что нет темно- коричневого цвета, как на Алтае)

- Как называется самая высокая гора? (Народная, ее высота 1895 м.)

- Сравните две горы- Народную на Урале и Белуху на Алтае. (г.Белуха на 2611м выше, чем гора Народная)

- Что это нам доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы не высокие)

- Кто покажет Уральские горы на карте?

- Откройте учебники на странице 55.

- Мы с вами мысленно разделим данную статью на 3 части:

1 часть- это равнины (первые 2 абзаца)

2 часть- это Уральские горы

(3-4 абзац)

3 часть- это горы Алтай и Саяны.

(последний 5 абзац)

 Прочтите данный текст внимательно, но работать мы с вами будем следующим образом.

Я разделю вас на подгруппы по рядам.

1 ряд изучает внимательно первые 2 абзаца про равнины.

2 ряд про Уральские горы

3 ряд горы Алтай и Саны.

Но обязательно прочтите всю статью целиком, для того что бы добавить или исправить своего товарища.

На это задание я даю вам 2-3 минуты.

Опрос детей по рядам (кратки пересказ, наводящие вопросы)

- Покажите мне на карте Западно- Сибирскую равнину; Среднесибирское плоскогорье; Уральские горы; горы Алтай и Саяны.

5. Практическое задание

 Откройте рабочие  тетради на странице 32 и найдите задание № 1.

Работу мы будем выполнять в парах.

- Используя карту в учебнике, подпишите на контурной карте (с. 28-29) крупнейшие равнины и горы России.

Результаты работы группы представляют классу.

На это задание я даю вам 5 минут.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

6. Подведение итогов

- Какие названия гор и равнин вам запомнились?

- Каким цветом мы обозначаем горы?

- Каким цветом мы обозначаем равнины?

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

7. Рефлексия

Вот  и подошел к конце наш урок , я бы хотела взять у вас интервью, (подхожу к ребенку с микрофоном и спрашиваю)

-сегодня новым на уроке бело…

У меня получилось…

На следующем уроке я хотел бы…

Спасибо за урок !

Мне было приятно с вами работать .

Конспект урока

Урок Окружающего мира

 Студент: Зубкова Марина Сергеевна 

УМК: «Перспектива»

Учебник, автор: «Окружающий мир»  Плешаков А.А.

Тема: По равнинам и горам.

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 4 «Б»

Цели урока:

  1. образовательные –сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и с горами территории России.
  2. развивающие–развить познавательную активность, умение работать по карте
  3. Воспитательные –наблюдать, обобщать. Делать выводы.

Планируемые результаты:

-учащиеся научатся пользоваться физической картой

- находить с помощью условных обозначений горы, равнины

- различать формы земной поверхности

Оборудование : учебник , презентация ,  физическая карта , проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс . Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».

Урок : ознакомление с окружающим миром  1 класс .Тема урока  «Растения леса. Деревья, кусты, травы».Цель:  Сформировать понятия: дерево, куст, трава.Задачи :- учить различать дере...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Предмет: «Окружающий мир». 4 класс. Тема урока: «Водоёмы нашего края». Форма: урок – конференция.

Урок создает условия для развития мировоззрения учащихся, стимулирует творческую, исследовательскую деятельность, повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы.В конспекте предст...

Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...

Технологическая карта и презентация окружающего мира УМК "Перспектива" 4 класс Тема урока По равнинам и горам

Цель:формирование представления о равнинах и горах; знакомство с равнинами и горами на территории РоссииЗадачи:Дидактические:1. Учить определять составные части гор и равнин.2. Познакомить с равнинами...