Берёза - символ Родины моей
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Кожемякина Вероника Саркисовна

проект по теме "Берёза - символ Родины моей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_beryoza_simvol_rodiny_moey.doc747 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое  общеобразовательное учреждение

Свердловской  области

«Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Проект

Берёза-символ                   Родины                             моей

                                                                         Выполнили:

                                                                                   учащиеся 2 класса

                                                                    родители

Руководители проекта:

Кожемякина В.С.

Казанцева С.Н.

Актуальность темы Известно, что   березы   растут   во многих странах мира, но не в 

одной из них к этим стройным белоствольным деревьям не 

относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Повелось это еще  со времён глухой старины.   Березка мила душе русского человека, о ней пишут стихи, песни, 

сказки, загадки. Спросите любого русского человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ – песен? Какое дерево можно смело назвать символом России? Мы уверены, почти единогласным будет ответ – береза! Для русского человека нет дерева милее и роднее. И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе?

Цель: показать, что берёза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что берёза и Россия - эти два понятия неразделимы.

Задачи исследования:

  1. Через научную информацию выяснить происхождение и значение слова «берёза»; определить классификацию видов берёз; раскрыть её «секреты и тайны»; выявить, чем одаривает она человека.

  2. Через поисковую работу показать, как бесконечно благодарный человек относится к берёзе.

Гипотеза исследования:

Действительно ли берёзу можно считать символом России ?

Этапы работы над проектом

  1. Выбор темы
  2. Распределение по группам
  3. Выбор проекта
  4. Сбор  информации
  5. Реализация проектов
  6. Презентация (защита проектов)

1.Выбор темы 

 Прежде чем отправиться на экскурсию в городской парк мы побеседовали с учителем  на тему:    

«Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»

Цель: Выяснить, что мы  знаем о деревьях и в частности о берёзе.

Обсуждаемые вопросы:

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?

4. Кто сажает деревья? Для чего?

5. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

6. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?

7. Как можно определить возраст берёзы?

8. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

9. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Образ берёзы окружает нас повсюду. Берёзки растут у нас в лесу, на улицах, в парках нашего города, на территории  больниц на экскурсии мы подсчитали что на территории д\больницы  растёт __51____ берёза,   о берёзах слагаются стихи. Люди,  уехавшие в другие страны, скучают именно по берёзкам. А почему? Чем важна берёза для человека? Почему она занимает такое важное место в нашей жизни? Чем помогает берёза человеку? На все эти вопросы нам бы очень хотелось найти ответ и доказать, что берёза – одно из самых лучших растений в мире.

Мы решили разработать проект «Берёза – символ Родины моей».

2.  Распределение по группам

Мы разделились на сектора:                   

                                             

 Художники:  Бурцев Илья, Кустиков Влад

Литераторы:  Красносвободцев Егор, Нохрин Илья

Географы:  Корешков Сергей, Павлов Даниил, Маленков Коля, Ершов Миша, Прошин Вениамин, Камаев Никита

 Технологи:  Вершинин Кирилл, Харитонова Наташа

Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD. Итоговый материал представлен также в виде презентации, выполненной в редакторе Power Point. Иллюстративный материал для презентации был собран в сети Интернет и через сканирование нарисованных иллюстраций.

                                   

3.Выбор проекта.  Мы решили выполнить исследовательский  проект.

Вопросы, на которые нам хотелось бы ответить в своем

исследовании:
           
Почему берёза является символом России?

        Откуда пришло название дерева?
           Какие виды берёзы существуют в мире?
           Значение берёзы в культурном наследии человека.

 4. Сбор информации и реализация проекта.

См. матрицу проекта

См.таблицу «Взаимодействия педагога и учащегося»


Матрица проекта

Название

проекта

«Берёза – символ Родины моей!»

Этапы работы

 

Конечный продукт

Действия

Роли

Необходимые материалы

Источники информации

Привлечение помощников

В школе

Вне школы

1.

Подготовитель

ный этап

Собрание материала

 и информации

по теме

Классификация и обработка материала

Поиск информации

Географы

Книги, альбом. листы, фломастеры, карандаши, краски

Книги,

энциклопедии, интернет

Родители в качестве источника информации

2.

Основной

этап

Рисунки берёзы, поделки.

Сочинение рассказов, загадок, стихов о русской берёзке

Знакомство с разными видами берёз

Выбор материала об описание берёзы

Сочинение  загадок, стихов, рассказов о берёзе

Литераторы

Художники

Технологи

Бумага, краски, карандаши, фанера, гвозди, кисточки, книги, журналы, глобус или карта.

Книги, беседы с родителями, учителями

Родители, библиотекари

3.

Заключительный этап

 Коллаж »Берёза – символ Родины моей»

Составление коллажа

Работа детей

Презентация своей страницы

Подготовка материалов презентации

Учитель-помощник, дети - мастера

Листы бумаги,

краски, цветные карандаши, мультимедийный проектор, ноутбук

Интернет

Родственники в качестве зрителей

Взаимодействия педагога и уч-ся

Роли и позиции участников

ФИО

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Продукт деятельности (результат)

Формируемые

УУД

Художники

Технологи

Бурцев Илья

Кустиков Влад

Вершинин Кирилл

Харитонова Наташа

Определение темы

Высказывание предложений

Делают зарисовки берёзы, оформляют выставку работ

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

Литераторы

Красносвободцев Егор, Нохрин Илья

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации.

Оформление стихов, рассказов о берёзе

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний

Географы

Корешков Сергей,

Павлов Даниил, Маленков Коля,

Ершов Миша, Прошин Вениамин, Камаев Никита

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации.

Определение основных методов:

-прочитать в книге;

-понаблюдать;

-посмотреть в компьютере;

Выдвижение идей, высказывание предложений, определение сроков работы (поэтапно).

Выступление учащихся, оформление докладов, сообщений

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и оценке альтернативных способов разрешения и его реализация


5. Реализация проекта:

Отчёт творческих групп        

Географы предоставили материал:

  1. откуда пришло слово берёза

      А откуда же слово «берёза» пришло к нам, в Россию? Может быть, это исконно русское слово? Сколько ему лет? Оказалось, что русское слово "береза" очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило "светлый" и "белый". По-видимому, оно является общим не только для всех славянских, но и для многих индоевропейских языков и восходит к понятию "белый" (по необыкновенному цвету коры дерева).
    Наша белоствольная береза – единственная в мире растений, с белым стволом. Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Любопытно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов.
   Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы.
    Березы, березы... Вы всегда бескорыстно и надежно дружите с людьми. В глубокой древности вы пришли в их жилища, в далекие времена были для них источником тепла и света – самой светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи. В Древней Руси служили для написания письма берестяные грамоты, летописи.


2.         о разных видах берёз:

     Береза - наиболее распространенная древесная порода Северного полушария. В роду около 120 видов по всему северному полушарию, из них в России - 40 видов. Березы вырастают до 30 -45 м высотой. Существуют и карликовые березы. Кора березы обычно гладкая, покрытая слоем пробковой ткани, бересты, отслаивающаяся тонкими пластинками, чаще белая, желтоватая или розоватая, у некоторых видов серая, коричневая и даже черная. Предельный возраст большинства берез не превышает 100—120 лет, у березы желтой — 150 лет, отдельные деревья достигают возраста 300 лет. Большинство берёз морозостойки, за исключением гималайско-китайских, некоторых японских и американской черной березы, которые  требовательны к теплу.

        Береза бородавчатая, или повислая.
Дерево до 20 м высотой, с ажурной, неправильной кроной и гладкой, белой, отслаивающейся корой. У взрослых деревьев нижняя часть ствола покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами. Этим она отличается от большинства белоствольных берез. Ветви большей частью повислые, молодые побеги бородавчатые. Распространена по всей европейской части России и за Уралом до реки Обь.

Береза карельская.
Дерево, имеющее шесть форм роста - от стелющейся до прямоствольной. Охраняется в заповедниках. Встречается в пределах ареала основного вида от Белоруссии и севернее её . В дендрарии деревья достигают высоты от 4 м до 18 м.
 Береза бумажная.
Растет в восточных и центральных районах Северной Америки, во всех типах леса, на болотах и по долинам рек. Мощное дерево до 30 м высотой, с широкой плотной кроной. Кора ствола ярко-белая, у молодых деревьев — розоватая, легко шелушится листообразными, поперечными полосками. Свое название “бумажная” получила за белизну коры.
 Береза вишневая.
Очень декоративный североамериканский вид. Растет по горам в смеси с другими лиственными породами. Дерево до 25 м высотой, в молодости с пирамидальной кроной. Взрослые растения — с округлой, со свисающими веточками. Кора ствола темная, вишнево-красная (отсюда и название “вишневая”).

Береза даурская, или черная.
Растет по всему Дальнему Востоку, в Монголии, Северном Китае, Японии, Корее. Считается индикатором пригодности почвы для земледелия. Охраняется в заповедниках. Дерево до 25 м высотой с широко раскидистой, ажурной кроной. Легко отличается от других видов оригинальной корой: у молодых деревьев она розоватая или даже чуть красноватая, у старых — темно-серая, иногда даже черно-бурая, растрескивающаяся вдоль.

Береза пушистая
Растет в Европе, Западной Сибири, Казахстане. Охраняется в заповедниках.
Растет по сыроватым лесам, окраинам болот, берегам озер. Дерево до 15 м высотой, с чисто-белым стволом, не образующим в основании темную корку; с широковетвистой, яйцевидной кроной, образованной вверх направленными ветвями. Кора молодых ветвей гладкая, красновато-бурая, позже чисто-белая.

Береза ребристая, или дальневосточная.

Одна из отличительных особенностей этого вида —теневыносливость. Молодые растения могут развиваться только в тени. Лохматый ствол, покрытый блестящей светло-желтой корой, своеобразная форма кроны придают ей оригинальный вид в течение всего года. Житель Китая и Северной Кореи.
Береза шерстистая.
Представитель горных склонов, прогалин, осветленных мест темнохвойных лесов субальпийского пояса Восточной Сибири, Дальнего Востока и Кореи. Совершенно непохожее на наши березы дерево, до 15 м высотой. Примечательным является наличие пушка на молодых веточках, а также шерстистые почки.
Береза Эрмана, или каменная.
Распространена на Камчатке, Сахалине, побережье Охотского моря, Курилах, Японии. Охраняется в заповедниках. Растет в горных лесах. Дерево до 15 м высотой, с широко раскидистой кроной. Кора ствола разнообразно растрескивающаяся, темно-серого, буроватого, каштаново-серого или желто-серого цвета, часто висящая на стволах и ветвях лохмотьями.

3.о народных праздниках с участием берёзы:

      Береза просыпается первой. Она - символ расцветающей природы, ее красоты. В России верили, что  береза спасает от колдовства, особенно чудодейственными считались березовые украшения, сделанные на Троицу.

Как у нас в году три праздника,

Первый праздник - семик честной,

Другой праздник - Троицын день,

А третий праздник - купальница.

Народный праздник семик приходится на четверг,  на седьмой неделе после Пасхи, за два дня до Троицы. В этот день убирают дома березками, усыпают пол травою. В народных праздниках зеленые ветви, травы, цветы - символ вечно обновляющегося мира. Празднование семика обыкновенно происходило в лесах.      

        Наготовив пирогов, квасу, вареных яиц и другого угощенья, шли в лес, где складывали все под березу. В лесу березки украшали, завивали на ветвях венки, заплетали березке косы лентами; связывали верхушки двух березок, чтобы образовать ворота,  перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу к земле. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг.

      В Троицын день приходили снова в тот же лес развивать свои венки. Девушки следили за венками, завитыми на березе: если венок сох, роняли его с головы в речку и смотрели, куда он поплывет.

 А где венок пристанет, с той стороны и быть жениху. Чей венок принесется водою первым к берегу, та прежде своих подруг и выйдет замуж; если венок на одном месте - не выйдет, если венок потонет - плохо, смерть.

4.о целительных свойствах растений

Человек и берёза – друзья.

Береза - это не только красивый символ, но и настоящее дерево-целитель. В лечебных целях используются кора, листья и почки. В растении присутствуют деготь  и смола.

  С приходом весны из пазушных березовых почек выделяются смолистые ароматные капельки, еще в Древней Греции получившие название «слез», которые привлекают пчел. Они используют их для выработки прополиса. Почки собирают ранней весной в период набухания, но обязательно до распускания листьев. Хранят их в бумажных пакетах в течение двух лет. Используют при сердечно – сосудистых заболеваниях.
Установлено, что на листьях березы быстрее, чем на других растениях, погибают болезнетворные микроорганизмы. Наружно листья березы используют для согревающих компрессов и припарок при артритах, ревматизме, при лечении экзем, лишаев. Настой из листьев березы пьют при отеках. Березовый сок - бесцветная, сладковатая жидкость, не имеющая запаха, содержит глюкозу и фруктозу, витамин С, соли кальция, натрия, меди, железа, органические кислоты, ферменты и другие полезные вещества. Сок можно пить при  ревматизме и  отеках, а в качестве наружного средства использовать при кожных заболеваниях.

Сценка 1

Врач: Следующий. (Входит больная, кашляя и чихая)

Вас слушаю.

На что есть жалобы, больная?

Больная: (сквозь кашель):

Удушье, доктор, видно, доконает.

И кашель напрочь одолел! 

Бронхит до смерти надоел!

Врач: Мне эти жалобы знакомы.

У вас и астмы все симптомы.  (Больная приходит в ужас).

Врач: Да не рыдайте, дайте срок –

Болезни лечит из березы сок.  (Достает бутылочку с соком.)

Примите ложечку-другую.   (Больная принимает лекарство.)

Ну что? Я верно вам толкую?

Больная: Да, белый свет я увидала!

Не кашляю! Свободно задышала!

Спасибо, доктор, побегу.

Теперь и прыгать я могу!   (Убегает).

Врач:  У кого удушье, астма,

            В горле боль или отек,

           Пейте чудное лекарство –

           Из березы русской сок!

А русская баня с её щедрым жаром! Березовый веник – символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья у березового веника широкие, мягкие; хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека. 

Сценка («Дед, баба и русская баня»)

Вед: Домик на горе стоит

Из трубы дымок валит

Веник дед сломал большой, 

Будет париться с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Старуха:

Баня топится с обеда!

Парься лучше дорогой,

Будешь вечно молодой!

(Дед уходит с веником за декорацию «париться»)

Ведущий:

Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка-перед ней

Королевич Елисей!

(Из «бани» выходит «помолодевший» дед)

Старуха: (с волнением)

Где мой дед! Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед:

Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой же дед родной!

Здесь во всем он виноват!     (показывает на веник.)

(старуха подхватывает веник, исчезает в «бане»)

Дед:

Вы не пожалеете!

Хором дед и баба:

Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете!

(На сцене появляется «молодая» старуха. Они вместе с дедом пляшут и поют.)

Рецепт заготовки веников

 Заготавливать их лучше в середине июня, когда лист в соку, пахуч и обладает целебным свойством. Но только после Троицы

 Нельзя заготавливать веники в сырую погоду – лист потемнеет и быстро опадет.

Литераторы провели исследование «Образ берёзы в поэзии»:

     Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как только что выпавший снег.  Мы подобрали стихи - описание берёзы в творчестве поэтов и составили кластеры.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.                     Сергей Есенин

Рады, рады, рады

Светлые берёзы

И на них от радости

Вырастают розы                         Корней Чуковский

И ныне березка – постоянный спутник человека. Береза – одно из распространенных деревьев Северного полушария, но только в северной и средней полосе России (да еще в Белоруссии) растет береза чистыми сплошными рощами, которые называются березняками. Поэтому и называют березку русским деревом. Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Её скромная красота вдохновила и нас, мы тоже посвятили березке свои сочинения. 
                       Дети зачитывают свои сочинения о березке.

   Художники провели исследование «Образ берёзы в        

                               творчестве  художников»:
         Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В.Гаршин, глядя на картину А.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину «Чувство Родины»». И, действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине, России. 
( показ картины А. Саврасова «Грачи прилетели»).
                       Россия, сторонка веселая, 
                      Дорогой бежит проселочной,
                      Тонкой березкой качается,
                     В светлых дождях купается! 
       Перед картиной «Березовая роща» А. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки. 
                               (показ картины А. Куинджи «Березовая роща»). 
                            На полянке, на пригорке,
                            Под окном среди полей 
                            Белокорые березы –
                           Символ Родины моей. 
    Ты так мила мне, до любой росинки, В твоих просторах дремлет тишина. Березовая русская Россия – Ромашковая добрая страна! 

Для защиты проекта «Рисуем русскую березку» мы подготовили выставку картин  «Вечно жить березовым рощам», на которой представлены  работы учащихся.
                          Для этой выставки картин 
                         Трудился вовсе не один – 
                         Наш класс проект готовил: 
                         Трудились много дней подряд, 
                         Плечом к плечу трудились рядом, 
                         Помочь друг другу были рады. 
                       
Художники организовали выставку работ

                                     «Во поле берёзка стояла»

       

Технологи выяснили особенности бересты

      У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Береста - это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов.

    Из бересты наши предки делали крыши домов, предметы бытовой утвари (корзины, кошели), лапти, игрушки для детей.     Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде.

Прежде чем заняться изготовлением изделий из бересты, надо, научиться определять вид березы, которая даёт наилучшую бересту.

Береза является представительницей лиственных пород деревьев. Из сорока видов берез, растущих в России, только береза пушистая или ее гибридные формы с березой бородавчатой могут служить источником получения бересты, пригодной для изготовления изделий.



Подведение итогов исследования:

Рассказы детей об участие в проекте

      В ходе работы над проектом было рассмотрено 10 видов берёз.

Мы  узнали о внешних отличиях одного вида берёзы от другого. Также увидели, что разные виды берёз для хорошего роста требуют свои климатические условия: одним нужно солнце, другим – тень. Одним нужна влага, другие неприхотливо относятся к морозам.
      Мы  поняли, почему берёза является символом России. Ведь с самых древних пор люди пользовались древесиной, листьями, почкой, соком, корой берёзы. Они использовали компоненты берёзы в лечебных целях, при строительстве, изготовлении предметов и дизайне. А так как берёза растёт по всей территории России в больших количествах, люди без особого труда могли добывать её дары.

        Кроме того, берёза имеет корни в древней религии русского народа, в его верованиях. Работа над проектом позволила нам расширить свои знания не только о берёзе, но и об истории своей страны.

6 Презентация. Защита проека



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Береза - символ Родины моей"

Этот праздник стал  итогом большой исследовательской работы учеников 4 класса  по теме "Мое любимое дерево"...

классный час "Русская береза - символ Родины моей"

Классный час  направлен на формирование гражданско - патриотической позиции детей. Форма проведения: праздник....

Классный час "«Русские берёзы- символ Родины»

Цель классного часа: ознакомление учащихся со значением и применением русских берёз в старину, в настоящее время, воспитание патриотизма, любви к родному краю....

Проектная работа "Берёзка - символ Родины моей"

Урок защиты проектов, на котором был представлен итог долгосрочной работы по теме: «Берёзка – символ Родины моей»...

Проект "Берёза - символ Родины моей"

Воспитателем, учениками и родителями была проведена совместная работа над проектом «Берёза-символ родины моей».Учащиеся изучили множество художественной и публицистической литературы о бер...

Классный час "Берёза-символ Родины моей"

Классный  час в начальной школе "Берёза-символ Родины моей"...

«Берёза – символ Родины моей»

   «Берёза – символ Родины моей» - это праздник,сценарий защиты проекта.  Результат проекта: разработка сценария защиты проекта, мини-энциклопедия «Всё о берёзе». Это интересное ...