Природа-наш дом
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Праздник по окружающему миру, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_v_3_klasse_priroda_-_nash_dom.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема: «ПРИРОДА НАШ ДОМ»

Цели: Повторить экологические правила, правила поведения людей в лесу; рассмотреть значение леса для природы и человека; обобщить знания о растительном и животном мире лесов; развивать познавательный интерес к изучению природы и её охране; воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к животному и растительному миру.

Оборудование: детские рисунки, иллюстрации с изображением животных и растений, экологические знаки, Красная книга, запись «Голоса птиц», презентация.

Ход занятия:

  1. Сообщение темы занятия.

Звучит запись «Голоса птиц».

   Ученик: Есть просто храм,

                   Есть храм науки,

                   А есть ещё науки храм

                   С лесами тянущими руки,

                   Навстречу солнцу и ветрам.

                   Он свят в любое время суток.

                   Открыт для всех в жару и стынь.

                   Входи сюда! Будь сердцем чуток.

                   Не оскверняй его святынь.

   Учитель: Наше внеклассное занятие по окружающему миру называется: «Живой мир леса». Очень важно, ребята, чтобы вы научились любить, ценить и беречь природу. Поэт Игорь Кобзев написал такие замечательные строки, посвящённые лесу.

                     

  1. Вступительное слово.

Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. Певец природы, писатель М. Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое. Он писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

Родина… родная природа…Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.

  Ученик: Утром солнышко встаёт,

                  Всех на улицу зовёт.

                  Выхожу из дома я – здравствуй, улица моя!

                  Я пою, и в вышине подпевают птицы мне.

                  Травы шепчут мне в пути:

                  - Ты скорей, дружок, расти!

                  Отвечаю травам я,

                  Отвечаю ветрам я,

                  Отвечаю солнцу я –

                  - Здравствуй, Родина моя!

Песня «Родная песенка»

  1. Льётся солнышко лучистое

Золотыми ручейками

Над садами и над сёлами,

Над полями и лугами.

        Здесь идут грибные дождики,

        Светят радуги цветные,

        Здесь простые подорожники

        С детства самые родные.

        С детства самые родные.

  1. Тополиные порошины

Закружились на опушке,

И рассыпались по рощице

Земляничные веснушки.

  1. Создание Красной книги.

    Природа дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. А как люди относятся к природе?

Ученик:  Опять в жару горят леса,

                 И раскаленно дышит полночь.

                 Опять я слышу голоса

                 Зверья, зовущего на помощь.

                 И порохом пропахший век,

                 И смрадный от бензина ветер.

                 И лес кричит мне: «Человек,

                 Спаси! Ты можешь всё на свете!»  

Учитель: Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. (слайды «Экология»)

Мы видим, что наша планета серьёзно больна. Её природа в опасности. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Учёные всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется «Красной книгой». (слайд «Красная книга»)

- Как вы думаете, почему этот список назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей? ( Красный цвет – цвет тревоги, опасности. Это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения ).

Красная книга призывает людей остановиться, задуматься над своими поступками, над своим отношением к природе.

Стихотворение «Ты видел, в лебедей стреляли?»

1–й ученик: Ты видел, в лебедей стреляли?

                         Ты видел, как они упали?

                         Скажи, а если б птицы знали,

                         И если б только понимали,

                        Что их полёт прощальным будет,

                         Их на заре подстрелят люди,

                         Скажи, они бы не летали?

2-й ученик:    Наверно, даже если б знали

                        И даже если б понимали,

                        То всё равно б взмывали ввысь.

                        Ведь небо – это их стихия!

                        Ведь небо – это их свобода!

                        Ведь – небо это вся их жизнь!

3-й ученик:    А в небе – стая журавлей.

                        Так грустно над землёй кружится.

                        Земля…Скажи, что стало б с ней,

                        Когда б на ней умолкли птицы?

4-й ученик:    Тогда бы мёртвым стало небо.

                        И – тишина в пустых лугах,

                        И, может быть, колосья хлеба

                        Не колосились бы в полях.

                        И на полях уж не грачи,

                        А стаи чёрной саранчи.

5-й ученик.    Я не хочу такого мира,

                        Где всё так серо, всё уныло…

                        Опомнись, вздрогни, человек.

                       Недолог на земле твой век

                       Но что после себя оставим?

                     И чем себя мы здесь прославим?

                        Убитой птицей на заре?

                     Лесами чёрными в огне?

                     И свалкой мусора огромной?

                     Иль атмосферою зловонной?

                     Иль речкой с мёртвою плотвой?

                     Полями выжженной травой?

 6-й ученик  Опомнись, вздрогни, человек!

                     Перед природой ты в долгу,

                    И славен будет пусть твой век

                 Травой душистой на лугу.

                    И трелью птиц, весёлой, звонкой,

                    И шумным плеском родника,

                   И гроздями рябины тонкой,

                   И синим глазом василька,

                   И свежим ароматом трав,

                   И рощи шумом, и дубрав…

 

Песня «Раненая птица»

                            Раненая птица в руки не  давалась,

                            Раненая птица птицей оставалась.

                           Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

                           На траве кровавой вздрагивала птица.

                         Птицы ,рыбы, звери

                         В души людям смотрят.

                         Вы их жалейте, люди!

                         Не убивайте зря!

                         Ведь небо без птиц- не небо!

                         А море без рыб – не море !

                        А земля без зверей – не Земля!

                      Люди-исполины, люди-великаны,

                                 Есть у вас винтовки, сетки и капканы,

                                Есть у вас бесстрашные, сила есть навечно,

                             И должно быть сердце.

                                Сердце человечье!

                                 Люди - человеки, страны и народы,

                                  Мы теперь навечно должники природы,

                                  Надо с этим долгом как-то расплатиться,

                                  Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель:  Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи.           Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на земле после нас.

  1. Экологическая викторина «Загадки лесовика»

           Входит Старик-Лесовик

- Здравствуйте, ребята!   Узнали меня? Я старик-Лесовик. Поиграю с вами в прятки, загадаю вам загадки.

     ( Лесовик загадывает детям загадки, за правильные ответы награждает.)

Загадки:

  1. У какого зверя осенью в листопад родятся детёныши? ( У зайчихи. Поздние зайчата так и называются листопаднички)

  1. Что ест зимой жаба? ( Ничего не ест. Она зимой спит )
  2. Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый – от слова  « соха», на которую похожи рога старого лося )
  3. У каких птиц самки больше и сильнее самцов ? (У хищных птиц.)
  4. Все ли зайцы зимой белы ?( Белеют только зайцы-беляки, русаки остаются серыми)
  5. Как муравьи готовятся к зиме? ( Закрывают все выходы и входы в муравейнике, а сами все собираются в кучу)

Лесовик:          Молодцы, ребята!

                          Все загадки мои отгадали.

                         Приходите летом ко мне в гости,

                         Я угощу вас ягодами, малиной и лесными орешками.

Вбегает группа детей, кричат, веселятся.

Бом-бом-бом!’

Начинается погром!

Выезжаем на природу,

Сколько здесь в лесу народу!

Здесь костёр и там костёр,

Банки, склянки, всякий сор…

( Дети убегают )

                         Старик-Лесовик увидел испуганного зайчонка

   Старик-Лесовик: - Что случилось, зайчонок?

     Зайчонок:             Ой, как я испугался!

Тут недавно были ( начинает плакать )…

. они…..они….обижали….

  Ст.- Лесовик.   Ребята, зайчонок так расстроился ,

                               Что не сможет говорить.

                              Здесь, наверное, были те, кто не любит

                                и не бережёт  природу?    

                             Но, дорогой зайчонок, я уверен, что эти ребята знают,

                              как вести себя в лесу,   в поле, на речке.

Учитель:      Да, наши ребята – настоящие друзья природы. И сейчас они

                        расскажут нам о том, как нужно правильно вести себя в лесу.

ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ.

        Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,

                        Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

   Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

                       Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

                       Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

 Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!

                       Из рогатки не стрелять: ты пришёл не убивать!

                       Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

              Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

         Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.

                      Их покой побереги, ведь они нам - не враги!

             Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.

                     И тогда любой зверёк – будь то ласка иль хорёк,

                  Ёж лесной, речная рыба – скажет: « Ты – мой друг! Спасибо!»

Песня « Не дразните собак»

  1. Не дразните собак,

   Не гоняйте кошек,

        Не жалейте для птиц

      Ни зерна не крошек.

                                 И тогда воробьи песенкой разбудят,

      А царапать и кусать

     Вас никто не будет.

  1. Если очень шуметь

Около берлоги,

     То придётся потом

   Уносить вам ноги.

     И пчела просто так

   Тоже не пристанет,

                 Ведь ни жалить, ни рычать

    Зря никто не станет.

3 .   Ни к чему обижать

      Бабочку на ветке.

Веселее в саду

    От её расцветки.

    Не пугайте жуков

     С длинными усами.

        И поверьте, что жуки

        Вас не тронут сами!

4   .Если вам по душе

   Красота земная,

                     Берегите её устали не зная!

       Непременно тогда

                Станем мы друзьями…

            А про кошек и собак

            Пойте вместе с нами.

  1. Экологическая игра « Жалобы от животных»

К нам поступили жалобы от животных.

 Давайте ознакомимся с ними и решим, верно ли поступает человек.

Жалоба№1 « Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, все шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. Обзывают пучеглазой. А за что? Польза от меня людям большая.»

Учитель:  - Кто это ? ( жаба)

                   А какая же польза от жабы?

(1 жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.)

Жалоба№2  «Не любят меня люди, потому что днём я сплю, а ночью летаю, прохожих пугаю.»

Учитель:  - Кто это? (сова)

                      А какая польза от совы?

(1 сова за лето уничтожает 1000 мышей. Сова находится под охраной государства.)

Жалоба № 3 « Мы сосём кровь  человека. Из-за нас люди не могут нормально спать по ночам.

Учитель:  - Кто это ? (комары.)

                   А какая польза от комаров?

( Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами - птицы. Стрекозы охотятся на взрослых комаров, а личинки стрекоз – на личинок  комаров. )

Учитель:   Нужно любить и беречь всех животных и зря не обижать их.

               А как же мы с вами, ребята, сможем помочь природе?

               Давайте составим экологические правила и  назовём их «Помощь природе»

    ( Дети показывают экологические знаки  и  объясняют их значение.)

  1. Экологические правила охраны природы
  1. Не разоряйте птичьи гнёзда.
  2. Не ловите и не уносите домой птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  3.  Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  4.  Не обрывайте в лесу паутину и не убивайте пауков.
  5. Не разоряйте муравейники.
  6. Не рвите цветы и лекарственные растения.
  7. Не ломайте ветки деревьев.
  8. Не делайте в коре надрезы, в них могут поселится споры грибов-трутовиков, разрушающих деревья.

  1. Смотрите внимательно себе под ноги. Не затаптывайте растения,не давите насекомых.
  2. Не спугивайте птиц с гнёзд, не шумите  в лесу, не пугайте лесных жителей.

Учитель:  А какие ещё экологические правила вы знаете?

  1. Экологические сценки.

Сценка « Ребёнок и мотылёк.»

Мальчик:  Мотылёк, как же так?

                  Целый день ты летал

                  И совсем не устал?

                  Расскажи, как ты живёшь?

                  Что ты ешь? Что ты пьёшь?

                  Где твой мир? Где твой дом?

                 Расскажи обо всём.

Мотылёк:  Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

                  Я летаю весь день в голубых небесах.

                  Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

                  Мне еда и питьё – ароматы цветов.

                  Но живу я недолго – не более дня.

                 Будь же добрым со мной и не трогай меня.

Учитель:     К нам спешит ещё один гость.

                    Отгадайте кто это?

             - Есть один цветок такой,

               На него подуй слегка,

               Был цветок – и нет цветка.

               Кто же это?                         ( Одуванчик)

Сценка « Одуванчик»

Появляется Одуванчик.

                - Когда идёшь тропинкою,

                  Куда не бросишь взгляд-

                  В полях белеют шарики на тонких стебелька

                  Сквозные, серебристые, они как пух легки.

                 Стоит чуть- чуть качается от ветерка с реки.

Появляется девочка с цветами в руках.

               

              - Как прохладно в чаще еловой!

                Я цветы лесные несу.

                Одуванчик белоголовый,

                Хорошо ли тебе в лесу?

                Ты растёшь на самой жаре,

                 Над тобою кружат кукушки,

                Соловьи поют на заре.

                Я сорву тебя, милый, можно?

                А потом отнесу домой…

               Ветер дунул неосторожно –

                Облетел одуванчик мой.

Одуванчик-

               А знаешь ли ты девочка, что одуванчик не просто цветок, а лекарственное растение. Нельзя без нужды рвать этот цветок?

Учитель-

             Ребята, а какие ещё лекарственные растения вы знаете?

Сценка « Девочка- ромашка»

( Девочка сидит с букетом лекарственных трав в руках.)

Ромашка: Много трав растёт полезных

                  На земле страны родной.

                   Могут справиться с болезнью

                  Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма:

                   Я хочу тебе, дружок,

                   Дать в букет ещё цветок.

(Протягивает пучок дурмана)

  Ромашка:  Разгадала  твой обман!

                        Посмотрите, вот дурман –

                        Ядовитая трава.

                       Разболится голова

                       От подарка твоего

                       Забирай его назад.

( Травяная ведьма убегает.)

Ромашка: Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

( Крадучись, возвращается Травяная ведьма.)

Травяная ведьма:

                   Я одумалась, ребята,

                    Лучше вместе в лес пойдём,

                   Соберём шалфей и мяту,

                   Нежных ландышей нарвём.

                   Дома их поставим в воду.

Ромашка: Поняла я, братцы, сразу

                   Хитрый замысел её.

   (загораживает ребят от ведьмы. Она грозит Ромашке кулаками и убегает.)

Ромашка: Мы растенья эти знаем,

                   Бережём и охраняем

                    От таких лихих, как эта,

                    Собирательниц букетов.

                    В книгу Красную они

                   Уж давно занесены.

                    Мы их рвём не на потеху,

                   Отнесём мы их в аптеку.

                  Из даров лесного царства

                    Люди делают лекарства.

  1. Экологические частушки.

Учитель: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе.

Экологические частушки.

  1.  До чего ж природу жалко.

Не губи её красу!

Человек, не делай свалку

 Рядом с городом в лесу!

  1. Лес зелёный охраняй!

И зверей не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

  1. По лесочку мы пойдём

И весь мусор соберём.

Пусть щебечут соловьи

От зари и до зари!

  1. Сохрани моря и воздух,

Недра, лес и тишину,

Чтобы были труд и отдых,

Как бывало в старину.

  1. То бросаем, то кидаем

На поляне, на траве.

Мы все в мусоре утонем,

Если мусор в голове.

  1. Шар земной – наш дом родной,

Но теперь от века к веку

Он в опасности большой

От деяний человека.

  1. Национальный парк «Хвалынский»

В 1994 году решением правительства РФ был создан Национальный парк «Хвалынский» и сегодня к нам в гости пришли сотрудники Национального парка. Предоставим им слово.

(Выступление сотрудников Национального парка «Хвалынский»)

Ученик:        Хвалынск, мой край,

                       Ты полонил меня.

                       Земля моя, похожая на сказку.

                        Я без тебя не прожил бы и дня.

                       Спасибо за любовь твою и ласку.

«Песня защитников природы г. « Хвалынска».

  1. Если б только-только-только,

Если б только в парке этом.

Если б только Хвалынчане

Всё живое берегли,

То возможно - можно-можно,

То наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели!

           Пр. А-а, здравствуйте горы вот такой вышины,

                   А-а, здравствуй-ка, Волга, вот такой ширины,

                  А-а, волки, зайцы, рыси,

                  А-а, кабаны сурки и мыши

                 А-а, и единственный верблюд!

  1.    И пускай у нашей Волги,

   И пускай в зелёном парке,

   И пускай в лесу тенистом

   Слышен гомон птичьих стай.

   И запомни-помни-помни,

   Что беречь природу надо,

   Всем на этом белом свете

   Ты, как можешь, помогай!

Экологическая игра «Светофор» (слайды)

  1. Итог  занятия.

Учитель: Наша русская природа, полная очарования, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. К природе надо относиться исключительно бережно, а главное не вредить ей.

            Так         давайте же, ребята, поклянёмся любить и беречь природу.

Клятва защитников природы.

Мы клянёмся природу любить и беречь.

Охранять от недобрых, неправильных дел.

Будем делать добро, запретим делать зло,

Ведь природа и мы – заодно!

Ученик:

                Как яблочко на блюдце, у нас Земля одна.

                Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.

                Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня,

                Нам пировать позорно в счёт будущего дня!

 Песня «Всё это называется природой»

1.   Мы любим лес в любое время года

        Мы слышим речек медленную речь

        Всё это называется природа (2 раза)

                           Всё это – природа

                           Давайте же всегда её беречь!

2.    В лугах ромашки солнечного цвета,

      Такие, что светлеё на свете жить…

           Природой называется всё это  (2 раза)

                           Мы любим природу

   Давайте же с природою дружить!

  1. Летят, звеня, дождинки небосвода,

                      Клубятся на заре тумана дым…

     Всё это называется – природа (2 раза)

                       Всё это природа

          Давайте же сердца ей отдадим!

                      4.   Прощальный  вальс танцует с ветром лето,

                       Дрожит в окне вечерняя звезда.

      Природой называется всё это (2 раза)

                       Мы любим природу.

                       Давайте же любить её всегда!

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...