Урок окружающего мира в 4 классе "Наши подземные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Голомазова Светлана Витальевна

Данный урок позволяет организовать деятельность учащихся по выявлению, осмыслению и усвоению характерных признаков полезных ископаемых в процессе овладения метапредметными универсальными учебными действиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_4_klasse_nashi_podzemnye_bogatstva.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наши подземные богатства»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по выявлению, осмыслению и усвоению характерных признаков полезных ископаемых   в процессе овладения метапредметными универсальными учебными действиями.

Задачи урока:

Предметные задачи: способствовать

  • формированию понимания учащимися разнообразия полезных ископаемых; их свойств, значения для людей;
  • развитию навыков определения  свойств полезных ископаемых по характерным  признакам, самостоятельному изучению основных особенностей подземных богатств;
  • созданию благоприятных условий для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

Метапредметные задачи:         

     познавательные – создать условия формирования и развития умений самостоятельно добывать, отбирать, систематизировать и использовать информацию  для решения поставленных задач и объяснения своей точки зрения;

  • осуществлять действия сравнения, сопоставления, систематизации, выведения выводов и обобщений;
  • формулировать и выражать свои мысли убедительно, опираясь на собранные доказательства;

    регулятивные – предоставить возможности для формирования умений

  • выдвигать, аргументировать и проверять гипотезы;
  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить учебную задачу и планировать деятельность по ее достижению;
  • осуществлять текущий контроль процесса своей деятельности и ее результата;

   коммуникативные  –  способствовать развитию навыков сотрудничества в коллективной деятельности.

Личностные задачи:

  • содействовать формированию ценностного отношения к процессу самостоятельного добывания знаний и осознанной активной позиции в осуществлении деятельности

Формировать УУД:

 Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности  и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно, с чет, что не известно.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не существенных)

Планируемый результат:

Предметные:

Знать – виды и свойства полезных ископаемых.

Уметь -  использовать полученные знаний в практической деятельности.

Личностные: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке; формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Ресурсы: Учебник: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; рабочая тетрадь “Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, презентация; компьютер, интерактивная доска, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины, ножницы, набор школьных мелков, мыло, кирпич, таблетки активированного угля, стакан.

Ход урока

Слайды

I.

Организационный этап.

Вот уже звенит звонок,
Начинается урок.
Хозяйка подземных богатств
Сегодня зовет нас в свое царство.

II.

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности

-Как вы думаете, кто эта Хозяйка, которая приглашает нас в свое царство? (Ящерица, а зовет она нас к себе в гости под землю).

-Вспомните, в каком литературном произведении был такой персонаж? (Бажов «Малахитовая шкатулка».

-Что же там интересного, под землей? (Подземные богатства - полезные ископаемые).

« Ничего на свете нет богаче

Недр земных, что нам принадлежат.

С сотворенья мира, не иначе

Эти клады под землей лежат.

С. Щепачев

- Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, кирпич, таблетки активированного угля, стакан. Что объединяет эти товары? (Они созданы человеком и необходимы людям).

-Из чего они сделаны? (Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа).

-Попробуйте сформулировать точнее. (Из полезных ископаемых).

-Почему они так называются? (Их добывают глубоко под землей).

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе).

-Вспомните, пожалуйста, где они добываются? (Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатством, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»).

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

III.

IV.

V.

VI.

Актуализация знаний. Постановка проблемы

1) Актуализация знаний

-Почему полезные ископаемые играют большую роль в  жизни человека?

-Что такое полезные ископаемые? (Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве).

-Какие полезные ископаемые вам известны? (Гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ).

-В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.

2) Постановка проблемы

-Посмотрите на карту. Как вы думаете, что обозначают эти значки?

- Какой значок, какое полезное ископаемое обозначает?

- Почему значки стоят в определенном месте?

- Почему густота их разная?

- Можете ли вы ответить на эти вопросы? (Нет)

-Ребята, посмотрите на карту! Как вы думаете, почему полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах? А, может быть, мы можем их поместить куда хотим? (Дети высказывают свое мнение)

- Если на карте стоит значок, то что это обозначает? (Здесь находятся полезные ископаемые)

- Как вы думаете, как мы можем назвать место, где  на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого? (Дети затрудняются

 ответить на вопрос)

-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.

-Как вы считаете, почему на карте густота условных обозначений полезных ископаемых разная? В одном месте один значок, а в другом – два и более? (Дети высказывают свое мнение)

-Скажите, как вы считаете, как мы называем место, где много воды?

(Если «зашли в тупик», то учитель сам называет слово «бассейн»)

БАССЕЙН – природные скопления полезных ископаемых, которые залегают на больших площадях.

Презентация

Каменный уголь

Один из учащихся читает загадку

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

-Что это?

-Как на карте обозначается каменный уголь?

-Найдите на карте и покажите месторождения каменного угля.

-Расскажите как добывают каменный уголь?

-Что вы можете рассказать о труде шахтеров?

-Разгадайте следующую загадку.

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это.

-Что представляет из себя нефть?

-Каким значком  обозначено на карте месторождение нефти?

-Найдите и покажите на карте месторождения нефти.

-Как добывают нефть?

-Какие полезные ископаемые человек использует в строительстве?

-С помощью условных обозначений карты найдите и покажите месторождения песка, глины, известняка.

-Расскажите, как добывают строительные материалы.

-О чем эта загадка?

Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи...

-Зачем человеку железная руда?

-Покажите на карте месторождения железной руды.

-О каком полезном ископаемом идет речь в следующей загадке?

По трубе течет,

-Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины.

-Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ.

-Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах, по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры.

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

-Что это? (Торф)

-Что вы можете рассказать о торфе? (Легкий, впитывает влагу, рыхлый, непрочный, хорошо горит.  Образуется из остатков растений на болотах).

-Где человек использует его? (Служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отапливания  помещений).

-А это что?

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

-Вспомните, из чего состоит гранит.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Первичное усвоение новых знаний

-А сейчас вам предстоит выполнить следующее задание.

-Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые лежат у вас на столах.

-Дайте характеристику каменному углю и граниту по плану, который вы видите на интерактивной доске.

-Подготовьтесь рассказать о своих результатах.

План изучения свойств каменного угля

  1. Рассмотрите образец каменного угля. Определите его цвет. Имеет ли блеск?
  2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на ее поверхности или    тонет? Если плавает-то легче воды, а если тонет – тяжелее воды.
  3. Проведите ногтем по породе. Если остался след, то порода мягкая.
  4. Проведите по породе гвоздем.  Если на породе царапины, то порода твердая. Если следа нет - очень твердая.
  5. Предположим, что уголь хрупкий. Докажите. Найдите способ     доказательства.
  6. Сделайте вывод об использовании каменного угля на основе     его свойств.

План изучения свойств гранита

  1. Рассмотрите  кусочек гранита. Определите какого он цвета и из чего состоит.
  2. Определите легче или тяжелее воды.
  3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на них царапины ногтем, гвоздем.
  4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Слайд 17

Первичная проверка понимания

( Ребята дают характеристику каменному углю и граниту, сравнивают их)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Тест «Наши подземные богатства»

1.   Легкий, бесцветный – это….

а)  песок;

б)  газ;

в)  торф.

2.   К полезным ископаемым относятся...

а)   кирпич, бетон, бензин;

б)  станки, вазы, ножницы;

в)  нефть, газ, глина.

3.   В строительстве используются...

а)   торф, железная руда, самоцветы;

б)  песок, глина, гранит;

в)  мрамор, каменный уголь, нефть

4. При помощи буровых установок добывают...

а)  нефть, природный газ;

б)  калийную соль, алмазы;

в)   мрамор, гранит. 

5. Полезные ископаемые, обладающие горючими свойствами…

а)   глина, известняк, песок;

б)  железная руда, золото;

в)  каменный уголь, торф, нефть.

- Проверим ответы теста и поставим себе оценки за урок… Для этого воспользуйтесь ключом к тесту:

Ключ

1. б

2. в

3. б

4. а

5. в

5 – все ответов верны

4 – 1 ошибка

3 – 2 ошибки

-Поднимите руки у кого 5? 4? 3?..

-Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

VII.

Информация о домашнем задании

Дома прочитаете еще раз информацию о наших подземных богатствах и ответите на вопросы рубрики «Проверь себя»

С.150-159, вопросы “Проверь себя”.

Слайд 19

VIII.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

-С какой  проблемой мы столкнулись в  самом начале урока? (Мы не знали какими знаками на карте обозначаются полезные ископаемые)

-О чем мы говорили на уроке? (О наших подземных богатствах)

- На какой вопрос мы смогли дать ответ? (Подземные богатства очень важны для жизни человека, но их запасы исчерпаемы, поэтому нужно бережнее к ним относиться)

- Что нового мы узнали? (Мы узнали о свойствах полезных ископаемых, об их месторождениях)

- Дадим себе самооценку. Кто из вас работал сегодня «отлично»? Поднимите руки. А кто – «хорошо»?  

Понравился ли вам урок?  Какое у вас настроение?

Слайд 20



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе Богатство недр

Урок окружающего мира для 4 класса УМК "Планета знаний", на котором дети получают представление о полезных ископаемых, знакомятся с их свойствами и способами добычи, показывают значение...

План урока окружающего мира на тему "Подземные богатства родного края"

Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и  Республики Дагестан...

Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: расширение знаний обучающихся о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1. расширить знания обучающихся о ПИ;2. познакомить обучающихся с историей добычи и использования ПИ в своём ...

Презентация к уроку окружающего мира " В поисках подземных кладовых" 4 класс УМК "Перспектива"

Презентация к уроку окружающего мира " В поисках подземных кладовых" 4 класс УМК "Перспектива"...