Урок окружающего мира. 3 класс. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные. Цепи питания.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

В уроке используется групповая, индивидуальная, фронтальная работа, работа с Атласами-определителями, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 «А» классе.

Учитель: Тихомирова Ю.В.

Тема: Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные. Цепи питания.

Цели: 1)познакомить с классификацией животных по типу питания;

            2) рассмотреть цепи питания    животных;

            3) изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от        врагов;

             4) уметь составлять цепи питания;

             5) уметь объяснять роль каждого звена в цепи питания.

Ход урока:

1. Орг. момент.

  • Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
  • Какие группы животных вы знаете?

2. Проверка домашнего задания.

  • Дома я просила подготовить рассказ о любом животном. Расскажите.

3. Сообщение темы и целей урока.

  • Мы прослушали много интересного о животных.
  • Что вы услышали о питании животных?
  • (Что животные питаются по-разному.)
  • Сегодня на уроке мы узнаем кто что ест.
  1. Изучение нового материала.

- Давайте вспомним из ваших рассказов, чем питаются животные.

- Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (хищники) слайд

 Волк – искусный охотник. Он охотится на оленей, лосей, мышей, полёвок… Взрослому зверю нужно 2кг  мяса в день. слайд

Лиса поедает зайцев, детёнышей косуль, но основа её питания – мелкие мышевидные грызуны. слайд

Без хищников природа существовать не может. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.

- Чем еще питаются животные? (растениями)

- Как они называются? (травоядными или растительноядными)  слайд

Лось потребляет в год до 7 т корма. Это древесные ветки, кору деревьев, водные растения лесных водоёмов – кубышка, калужница, белая лилия.  слайд

Бабочка – нектар цветов, некоторые сосут сок гниющих плодов.  слайд

Северный олень питается зимой лишайниками. Летом – белым мхом, ягелем, травой и молодыми листьями ивы, осины, берёзы.  слайд

Мышь-полёвка – семенами хвойных деревьев, почками, ягодами, зерновыми культурами.  слайд

- А как называются животные, которые питаются насекомыми? (насекомоядные) Основная добыча ласточек насекомые – мухи, комары, мошки, жучки.  слайд

 Синица. Истребление вредных насекомых во все времена – это основная польза синиц. Проделывать  разнообразные акробатические трюки в поисках пищи синицам позволяют острые цепкие коготки, про которые сложена пословица – «Мала синичка, да коготок остёр».  слайд

- А если животные питаются разной пищей?

(всеядные) слайд

  • А сейчас нам ребята расскажут чем питаются некоторые насекомые.
  • Как их стая пролетит,

   Пусто будет после них.

+ Саранча.

- Большинство насекомых питаются растениями. Поэтому их называют растительноядными. Они губят тысячи тонн хлеба, яблок, груш. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Так, грозным завоевателем проявила себя саранча. В древности о её нашествиях писали: земля перед неё как цветущий сад, позади неё – дикая пустыня. Подсчитано, что во всём мире растительноядным насекомым каждый год достаётся  пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.

- Некоторые насекомые поедают сами себя. Например саранча нечувствительна к физической боли, она начинает грызть свои передние лапы, потом нижнюю часть тела. Опыты собственное тело кажется достаточно вкусной пищей.

- Сел на белый одуванчик.

  Голубой аэропланчик.

  Крылья солнышком погрел

  И обратно улетел. (Стрекоза)

- Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых – стрекоза. Она съедает вдень пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, а в полёте согнуты и сближены так, что получается ловчая корзина. Вот, комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху – садясь на веточку. Сейчас во всём мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 см.

  • Червяком она была,
    Только ела да спала.
    Потеряла аппетит,
    Смотришь - по небу летит. (Бабочка)

Одними из самых красивых существ на Земле являются бабочки. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Нектар у некоторых цветов спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочки – длинная трубочка, свёрнутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается  и бабочка достаёт нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды разных растений.

- А сейчас закрепим то, что мы узнали. Откройте Рабочую тетрадь с. 43 задание №1. Прочитайте задание.

- На какие группы делятся животные по типу питания?

- Прочитай в таблице первую группу животных. Чем они питаются? К какой группе относятся эти животные? Каким цветом закрасим кружок?

- Далее самостоятельно. Проверка.

- А теперь в Атласе-определителе нужно найти 3 примера растительноядных животных и хищников и записать в тетрадь на стр. 44 №2.

Физ. минутка.

- Так как животные питаются разной пищей, то говорят, что они связаны между собой цепью питания.

 Сегодня мы должны научиться составлять эти самые пищевые цепочки.

Первое звено в цепи питания  растения, т. к. только они способны использовать энергию солнца, производить питательные вещества – сахар и крахмал. Как вы думаете, кто составляет второе звено?

(растительноядные животные) Почему?

Третье звено – хищники или всеядные животные.

- Как вы думаете почему?

Это интересно.

Население лесного муравейника за день съедает до ста тысяч, а в год до десяти миллионов насекомых.

  • Давайте попробуем составить различные цепи питания лисицы: (разрезные карточки):
  • Дуб – мыши – лиса;
  • Осина – заяц – лиса.
  • Выполним в тетради задание №4 стр. 45.
  • Читаем задание.
  • Что нужно вписать в первом квадрате? (Дуб)
  • А во втором? (Кабан)
  • Почему кабан, а не волк? (Кабан относится к растительноядным животным.)
  • Что запишем в третьем квадрате? (Волк. Он относится к хищникам.)
  • Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки.
  • Последнюю цепь питания составите дома. (Если время останется, то в классе.)
  • Ребята, к нам в гости пришёл гость. Отгадайте, кто это.

На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

  • Я - опасный хищник. Летом я сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой мы живем стаями. В стае нас бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщем по полям и дорогам, ищем добычу. В поисках пищи пробегаем очень большие расстояния. Недаром про нас говорят “Волка ноги кормят”. Когда мы голодны, то очень смелы и можем нападать на зайцев, овец.
  • Составим цепь питания волка. (Разрезные карточки)
  • Трава – овцы – волк.
  1. Работа в группах.

- А теперь мы поработаем в группах. Каждой группе выдаётся карточка с текстом. Используя текст, необходимо составить цепь питания.

- 1 группа.

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться  шелкопряд. Он быстро объедал листву на деревьях. И высохли могучие дубы.

          Дуб – шелкопряд – птицы.

- 2 группа.

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом возникла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

        Молодые деревца – козы – волки.

- 3 группа.

Для защиты от зайцев посадки деревьев обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

       Деревья – мыши – ежи, барсуки.

  1. Работа по учебникам. Доброе слово о хищниках.

- Надо ли уничтожать хищников?

- Прочитаем статью «Доброе слово о хищниках» в учебнике на стр. 99.

- Почему же необходимо беречь и охранять хищников?

  1. Итог урока.

- На какие группы делятся животные?

- Прочитаем вывод в учебнике на стр. 98.

-  Вот об этом нам и про читают стихотворение ребята.

- Все-все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете,

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

  1. Домашнее задание. Изготовить модель цепи питания.

Приложение1.

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться  шелкопряд. Он быстро объедал листву на деревьях. И высохли могучие дубы.

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом возникла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

Для защиты от зайцев посадки деревьев обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

урок окружающего мира в 3 кл по теме "Охрана животных"

На уроке учащиеся знакомятся с Красной книгой. Рассматриваем экологические правила, которые должны выполнять люди....

Урок окружающего мира по УМК "ПНШ" в 1классе "Как животные весну встречают"

 Конспект урока окружающего мира с презетацией по теме "Как животные весну встречают"в 1классе по УМК "ПНШ". Урок ОНЗ (открытия новых знаний).Цель: познакомить учащихся с изменениями в жи...

Урок окружающего мира по теме "Что мы узнали о животных?" 1 класс Гармония ФГОС

Цель данного урока создание условия для обобщения и систематизации материала обо всех видах животных....

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Методическая разработка урока окружающего мира (презентация) на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классе

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классеУМК "Школа России"...