Какие бывают животные.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekta_uroka.doc98.5 КБ
Файл prilozhenie.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: «Какие бывают животные»

Класс: 2 класс «А»

Образовательная система (УМК): Школа России, Окружающий мир 2 класс, А.А. Плешаков.

Цель урока: 

Формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.

 Цели-ориентиры

  • Развивать интерес учащихся к изучению животного мира.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

  1. Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу
  • Познакомить с группами животных – звери, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные;
  •  Учить классифицировать животных по группам;
  • Формировать знание о существенных признаках животных

  1. Цели, касающиеся изучения более сложного материала:
  • Формировать логическое мышление, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, систематизировать и анализировать материал.

Задачи урока

Личностные:

  • Формировать умение формулировать свои мысли, обосновать свое мнение, исправлять свои ошибки, сравнивать свой ответ с ответом товарища, находить схожее и различное, работать в паре и группах.

Метапредметные:

  • Формировать умение работать с текстом, выделять главное, анализировать, сравнивать, выполнять работу по образцу, формулировать свои ответы.
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать обобщения и выводы;

Предметные:

  • Формировать умение сравнивать животных друг с другом, находить сходства и отличая, выделять и сравнивать признаки.

     Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других;
  • Вступать в беседу и обсуждения на уроке и в жизни;
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной (письменной) речи.

Средства обучения: компьютер с мультимедийным проектором, презентация слайдов, раздаточный материал (большие конверты с карточками (изображение животных) и маленькие со словами ), учебники, рабочие тетради у каждого ученика.

Литература:

1. Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 2 класс, «ЭКЗАМЕН» 2005

2. Атлас-определитель «От земли до неба»

3. Окружающий мир: Учебник для 2 класса /А.А.Плешаков/-М.: Просвещение,2011.

4. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику /А.А.Плешаков/ -М.: Просвещение,2012.                                       


Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Средства обучения

Анализ этапа

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
  2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  3. устанавливаются тематические рамки («могу»).

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала.

   Доброе утро!  

   -Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

   Сегодня нас ждут новые открытия. Для этого необходимо не отвлекаться и активно работать и тогда мы узнаем много нового и интересного.

    Словесный метод обучения (беседа)

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Повторение изученного материала, необходимого для выделения нового знания и выявления затруднений индивидуальной деятельности каждого учащегося.

-  Сегодня мы с вами продолжим путешествие, Куда? Это вы узнаете отгадав загадку:

    Дом со всех сторон открыт,

    Он резною крышей крыт.

     Заходи в зеленый дом,

     Чудеса увидишь в нем.   (Лес)      

- Сегодня мы будем путешествовать по лесу.

- Вспомните, что вы видели в лесу? (Растения.)

- Вспомните, на какие группы можно разделить растения?

- Отгадайте растения по признакам и назовите к какой группе оно относится:

- Молодцы, ребята!

Словесный метод обучения.

Наглядный метод обучения.

 

Цифровые технологии (презентация)

Слайд 2   -картина «Лес»

Слайд 3

Приложение 1

  1. Выявление места и причины затруднения

Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения?) проговаривание цели урока в виде задания,  которое предстоит выполнить

- Сейчас вам предстоит выполнить задание. Разгадайте кроссворд.

(Разгадывают кроссворд).

- Какое слово открылось в выделенных клетках? (Животные)

- Определите тему сегодняшнего урока. (Животные)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке (О животных).

- Прочитайте тему урока в учебнике (Какие бывают животные).

- Что вы уже знаете о животных?

- Сегодня нам нужно ответить на вопрос, какие бывают животные? А также провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.

Словесный метод обучения

Работа с книгой

Слайд 4

Приложение 2

УМК (учебник)

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, далее с помощью исследовательских методов.

Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения

Мы с вами разобьемся по группам согласно ваших карточек и начнем наше исследование.

- Возьмите большой конверт- в нем ваше первое задание.

- В  больших конвертах подготовлены рисунки животных:

1-я группа- окунь, ерш, кузнечик, карась;

2-я группа- муха, божья коровка, медведь, жук;

3-я группа- тигр, лиса, гусь, волк;

4-я группа- ласточка, клест, судак, синица.

-  Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.

На доску вывесить результат работы каждой группы.

-Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (-Жук, кузнечик, божья коровка- это насекомые и т.д.)

На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.

- Выявить отличительные признаки каждой группы.

- Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 60-61.

-Для ответов используйте подсказку:

Сколько ног, чем покрыто тело.

Каждая группа работает только с одной статьей учебника

- Что узнали о животных данной группы?

По каким признакам вы определяете принадлежность животных, к какой – либо группе? (По числу ног и по покрову тела.)

Группа – звери.  Приведи примеры.

- Что объединяет всех этих животных? Сколько ног? Чем покрыто тело?

(Четыре ноги, тело покрыто шерстью.)

Группа – птицы. Приведи примеры. .

- Что отличает птиц от всех остальных животных?

(Тело покрыто перьями, две ноги и два крыла.) .

Группа – рыбы. Приведи примеры. .

- Что можно сказать об этих животных? Чем они отличаются от других?

(Это водные животные, у них нет ног, а есть плавники, тело покрыто чешуёй.) .

Группа – насекомые. Приведи примеры. .

- Чем она отличается от других?

(Шесть ног.) . 

Ответы детей   по группам.

 - Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушек и жаб?  

 - Где они обитают?

(на суше и в воде.)

 - Поэтому они составляют особую группу- земноводные, (могут находиться на суше и в водоеме.) - Кто относится к земноводным? Почему они получили такое название? Найдите корень в слове «земноводные».

Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде.

Это удивительные существа! Они могут жить и в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда – то очень давно их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги, а из воздушного пузыря – легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные.

Чем покрыто тело у земноводных? Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но также уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.

Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, как у всех, а передним. Поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед.

Группа – земноводные. .

К этой группе животных относятся лягушки, жабы и тритоны.

- Какой отличительный признак можно выделить?

Группа – пресмыкающиеся (рептилии). .

К этой группе животных относятся змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. Все они пресмыкаются, то есть ползают. За что и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей или в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детенышей. Кожа покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых из них роговые пластинки срослись с костями. Встречаются везде – от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.

- Еще одна группа - это пресмыкающиеся, к ним относятся? 

(змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы.)

- Сколько у них ног? (4 Ноги.)

-Какой покров?

(Роговые чешуйки.)

Практический метод обучения (наблюдение, сравнение, распознавание и сравнение признаков)

Словесный метод обучения (беседа)

Раздаточный материал (конверты)

УМК (учебник)

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Физкультминутка

Приложение 2                                                                                                                                 Слайд 15

  1. Реализация построенного проекта

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Обсуждение способа действия, выяснение причины затруднения, открытие нового знания

Составим рассказ о каждой группе животных. Для этого понадобятся маленькие конверты. 

 - Взяли их. ( В конвертах находятся заготовки для составления синквейна)

- 1 гр.  – насекомые удивительные, многоглазые, жужжат, стрекочут, порхают,                    

     Насекомых   насчитывается больше миллиона.

- 2 гр.  -   рыбы длинные, круглые, плавают, мечут, молчат, Колечки чешуи показывают возраст рыбы.

  - 3 гр. – птицы голосистые, разноцветные, чирикают, крякают, щебечут,

    Птицы - покорители воздушного океана.

  - 4 гр. – звери, изящные, крылатые, рычат, мяукают, пыхтят

    Звери – разные внешне существа.

– Найти слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и приклеить его рядом с цифрой 1.

– Найти два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и приклеить их рядом с цифрой 2.

– Найти три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и приклеить их рядом с цифрой 3.

– Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.

–  На пятой строке вам нужно одним словом передать свое отношение к тому, о ком составляем наш рассказ.

На доске вывешивается плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило и т. д.

 Дети могут выбрать нужное слово.

(Дети представляют по группам полученный синквейн.)

На доске вывесить синквейны под названиями групп животных.  

Практический метод обучения

Словесный метод

Приложение 3

Работа в группах.

Раздаточный материал (конверты и поле)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Проговаривание нового знания

- А сейчас, глядя на таблицу, дайте самостоятельно характеристику каждой группе животных и приведите свои примеры.

Словесный метод

Слайд 16

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия

Каждый выполняет задание и делает вывод о том, что он умеет. Использует знания в работе – взаимопроверка.

- Выполнить  задание № 1 на стр. 21. Взаимопроверка.

- Выполнить задание № 2

- Выполнить  задание № 3, № 4. Проверка.

- У кого нет ошибок? Как ты думаешь, почему ты их допустил? Что не понял? Давайте разберемся.

Практический метод

Словесный метод обучения (беседа, анализ работы)

Рабочая тетрадь

Слайд 18

  1. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания.

Выявить, включено ли новое знание в систему, найти связь с уже изученным

Задание на внимательность. Части тела, каких животных объединены на рисунке?

Словесный метод

Слайд 17

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Для реализации рефлексии необходимо:

  1. самооценка учащимися собственной учебной деятельности на уроке;
  2. соотнесение цели и результатов своей учебной деятельности и фиксация степени их соответствия;
  3. намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Какой вопрос обсуждали?

·Что выяснили?

·Что для этого делали на уроке?

·Какое задание на уроке было самым интересным?

Итак, наш урок подошел к концу. Вы молодцы, настоящие исследователи! Со своей работой справились хорошо!

- У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их) 

- Кто для себя сделал открытие? (Синий) 

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный) 

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный) 

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый) 

Дом. задание

Подготовить сообщение о любом животном.                                                                

Молодцы! Урок закончен.

Словесный метод обучения (беседа, анализ работы)

Практический метод (оценивание)



Предварительный просмотр:

Приложение 1

1.Это растение встречается вдоль дорог и тропинок, будто специально растет там, чтобы помочь поранившемуся путешественнику (подорожник)

2.Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется (фиалка)

3.Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают легкие пушинки (одуванчик)

4.С запахом стебля этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению (мята).

5.Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать музыкальным - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты (клён)

6.Ветки этого растения покрыты острыми и твердыми колючками (боярышник)

7.Весной в лесу на этом дереве появляются лампочки. Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек (ель).

Приложение 2

Вопросы для кроссворда.

  1. Не жужжу, когда сижу,

     Не жужжу, когда хожу.

     Если в воздухе кружусь,

     Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

  1. В птичник повадится –

     Жди беды.

          Рыжим хвостом заметет следы. (Лиса)

     3.  Кто в лесу глухом живет

            Неуклюжий, косолапый?

            Летом ест малину, мед,

          А сосет он лапу. (Медведь)

     4.  Он в самом омуте живет,

          Хозяин глубины.

          Имеет он огромный рот,

          А глазки чуть видны. (Сом)

     5.  Пестрая крякуша

          Ловит лягушек.

          Ходит в вразвалочку,

          Спотыкалочку. (Утка)

  1. Прыгает пружинка –

Зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

  1. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышь)

     8.  Хоть верь, хоть не верь:

          Пробегал по лесу зверь.

          Нес на лбу он неспроста

          Два развесистых куста. (Олень)

- Какое слово открылось в выделенных клетках? (Животные)

- Определите тему сегодняшнего урока. (Животные)

Приложение 3

Физкультминутка:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

4 ученика показывают упражнения, а весь класс за ними выполняют.

Приложение 4

На доске вывесить синквейны под названиями групп животных.  

 1. насекомые

 2. удивительные, многоглазые

 3. жужжат, стрекочут, порхают

 4. Насекомых насчитывается больше миллиона.

 5. интересно    

 1. птицы

 2. голосистые, разноцветные

 3. чирикают, крякают, щебечут

 4. Птицы – покорители воздушного океана.

 5. увлекательно

1. рыбы

 2. длинные, круглые

 3. плавают, мечут, молчат

 4. Колечки чешуи – возраст рыбы.

 5. заинтересовало  

1.  звери

 2. изящные, мохнатые

 3. рычат, мяукают, пыхтят

 4. Звери – разные внешне существа.

 5. Интересно

Поле для составления -  синквейн.

    1.______________________

     2.______________________

      3.______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...

Какие бывают животные ?

Презентация к уроку во 2 классе.Предмет "Окружающий мир"....

Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.

Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной актив...

Учебный предмет: Окружающий мир 2 класс Тема: «Какие бывают животные»

Учебный предмет:  Окружающий мир   2 класс УМК  «Школа России» Тема: «Какие бывают животные» Цель:   Сформировать знания детей о видах животных. Задачи: Расширять кру...

Презентация к уроку окружающий мир по теме "Какие бывают животные?" во 2 классе

Подборка красочных иллюстраций к уроку. Загадки к названию  каждого животного. Выводы по группам животных. Игры "Убери лишнее." Классификация животныхпо группам....

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...