Главные вкладки

    Открытый урок 1 класс
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

    Шарифьянова Альфия Алисовна

    Открытый урок по окружающему миру 1 класс: Почему радуга разноцветная?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_okr.mir_1_klass_17mar2015.docx28.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Мотивация к учебной деятельности

    Прозвенел уже звонок,

    Как же мы начнём урок?

    -На уроке мы сидим –

    Не шумим и не кричим,

    Руку тихо поднимаем,

    Если спросят, отвечаем.

    -Мы хороший, дружный класс?

    - Да! И всё получится у нас!

    Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.

    2.Актуализация знаний.

    Учитель показывает  колокольчик.

    – Звучит ли этот предмет сейчас?

    – Что надо сделать, чтобы услышать звук?

    – Что надо сделать, чтобы от него мы услышали звук?

    – Почему этот предмет молчал, а потом издал звук? (Мы потрясли колокольчик )

    Расскажите, ребята, как рождается звук.

    –От наших действий колокольчик начал мелко дрожать. Эта дрожь передаётся воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до нашего слуха.  Слух  улавливают эту волну, и мы слышим звук.

    Схематично это можно изобразить так: Рисунок 1. 

    – Каким органом мы слышим звуки? (Ушами.)

    – Правильно, уши – это орган слуха. (Слайд  запись: УШИ – ОРГАН СЛУХА).

    – Чего боятся уши?

    – Как надо относиться к ушам? (Ответы детей)

    Работаем в команде, вспомните правило, задание обязательно внимательно прослушать и прочитать , а чтобы хорошо всё получилось нужно работать слаженно, дружно, уважать мнения друг друга. (СИНГЛ  РАУНД РОБИН)

     На парте у детей задания.

    Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:

    Слушать тихую музыку          да

    Слушать громкую музыку     нет

    Защищать уши от ветра.     да

    Не ковырять в ушах.            да

    Не допускать попадания воды в уши.         да

    Если уши заболели, обратиться к врачу.    да

    Если уши болят, то громко плакать          нет

    Ковырять в ушах                                          нет

     

    Задание: разложить предложения на две группы – правильные действия на жёлтый лист бумаги, неправильно на белый.

    Когда закончите задание, поднять руки вверх, в замке друг с другом.

    Ребята, а как вы понимаете фразеологизм «В одно ухо влетает, из другого вылетает»

    Невнимательно слушать, не запоминать услышанное.

    3.Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.

    Чтобы у вас такого не произошло, слушаем внимательно песню, чтобы потом ответить на вопросы. О каких явлениях в природе пелось в песне? (дождь, солнце, радуга)

    О каком из этих явлений  природы мы ещё с вами не разговаривали на уроке Окружающий мир?

    Вы мне подскажите, о чём мы будем разговаривать? (радуга)

    Допустим, ведем разговор дальше.

    – Дети, кто из вас видел радугу?

    Чтение стихотворения

    Солнце светит и смеётся,
    А на Землю дождик льётся.
    И выходит на луга
    Семицветная дуга.

    - Как поэтесса назвала радугу в стихотворении?

    (Семицветная дуга)

    -Почему? Сколько цветов у радуги? (Семь)

    – Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.

    - Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветная.

    Откройте учебник стр. прочитайте нашу тему

    Тема : Почему радуга разноцветная?

    А хотели ли бы узнать?

    -Какая  цель нашего урока?

    Цель:  узнать почему радуга разноцветная.

    У нас проблема, ребята, мы не знаем, почему радуга разноцветная?!

    Проблемный вопрос.

    Почему же радуга разноцветная?

    Как вы думаете?

    ( Предположения детей)

    4.Открытие нового знания. Решение проблемного вопроса.

     Хорошо! Пахнет дождём. Вот Дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают...

          И вдруг кто-то радостно кричит:

            — Радуга! Смотрите — радуга! И все обрадовались.

    И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.

     

    - Какое настроение было, у вас было?

    -Что же означает слово «РАДУГА»?      

    Конечно, не только о хорошей погоде думали люди, любуясь радугой.

    Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом

    Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачным во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому ещё не удавалось пройти под радугой, никто не смог подойти к её основанию.

    Как возникает радуга?

    • Откуда она взялась? Кто  построил  так быстро и так красиво такую дугу?
    • Почему в воздухе возникло такое чудо?
    • Кто строитель?
    • Вы уже догадались?
    • Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)
    • Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.
    •  Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)

    • На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
    • Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
    • Что при этом образуется? (Радуга).

    Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

               

    -А почему радуга разноцветная?

     Причина этому солнечный свет. Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом.  ГЛАЗА ОРГАН ЗРЕНИЯ

      Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги) 

    Практическая работа №1: “Прохождение луча света через стеклянную призму”. Учитель зеркальцем “ловит солнечного зайчика” и направляет его на призму.

     Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды. Так можно получить небольшую радугу.

    Что нам заменяла призма? (Капельку воды)

    Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (распался на цветные лучики)

    Главный “художник” в природе? (Солнце)

    Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами,

     а поскольку их много, то и радуга получается в полнеба.

     Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. -Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».

    -Повторим этот стишок.  

     «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»

     Крот Овце, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки

    В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета. Повторим цвета радуги.

    Красный цвет означает  – самый сильный. Это цвет активности, уверенности, праздника.

    Есть народная примета: В радуге больше красного цвета — к ветру.

    Оранжевый цвет- цвет хорошего настроения. Он самый веселый, открытый, дружелюбный, эмоциональный.

    Желтый – цвет солнца, а значит тепла и оптимизма. Хорошо влияет на внимание и память.

    Зеленый – цвет юности, роста, новизны. Зеленый успокаивает, расслабляет и благотворно влияет на зрение.

    Голубой – цвет неба, полета, мечты. Оказывает умиротворяющее воздействие. Синий цвет – цвет постоянства, доверия, истины и глубины. Успокаивает и умиротворяет.

    Фиолетовый – цвет сложный, насыщенный, мистический.

    Итак, ребята, что вы узнали?

    Вывод: радуга круглая, появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.

      -Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?

    6. Физминутка.

    Солнце большое встаёт,

    Тёплые лучики нам подаёт

    Ты же другу руку  подай

    Улыбнись, соберись

    И работу продолжай.

    7. Первичное закрепление знаний.

     А бывает ли радуга без дождя?

    А) Работа по учебнику (стр.31).

    -Что делают Черепаха и Муравьишка? Поливают.

    - Как вы думаете, что они хотят получить? Радугу.

     -Может ли получиться у них радуга?

    - Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

    Б) Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

     

    В) Работа в паре

    -Помогите Муравьишке правильно составить радугу. Проверка по слайду №11.(интерактивная доска)

    Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

    -Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

    -В брызгах фонтана…

    -Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

    8. Практическая работа  «Радуга на мыльном пузыре»

    Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

    -Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках

    бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

    На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь – это призма.

    9. Проверка изученного материала

    ИНСАЙД АУТСАЙТ СЁКЛ

    Два круга внешний и внутренний, находят партнёров, учитель задаёт вопрос, учащиеся отвечают: закрашивают очередной кружок, показывают друг другу

    У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

    Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

    Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

    Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

    1 -У радуги 7 цветов?

    2 - Все цвета расположены в определённом порядке?

    3 - В радуге есть коричневый цвет?

    4 -Строители радуги – солнце и дождь?

    10. Рефлексия

    Что вам удалось на уроке? КОНЕРС( Узнать новое, работать с учебником, работать в группе, получить информацию)

    11. Творческая работа

    Нарисуй радугу в рабочей тетради  или помощников-строителей.

    12. Итог урока

    -Что узнали нового на уроке?

    -Чему научились?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

    Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

    Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

    Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

    Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

    Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

    ОТКРЫТЫЙ УРОК КЛАСС 2 класс

    Урок по окруж миру...

    Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

    Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...