Открытый урок 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Шарифьянова Альфия Алисовна

Открытый урок по окружающему миру 1 класс: Почему радуга разноцветная?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okr.mir_1_klass_17mar2015.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

1.Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

-На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Мы хороший, дружный класс?

- Да! И всё получится у нас!

Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.

2.Актуализация знаний.

Учитель показывает  колокольчик.

– Звучит ли этот предмет сейчас?

– Что надо сделать, чтобы услышать звук?

– Что надо сделать, чтобы от него мы услышали звук?

– Почему этот предмет молчал, а потом издал звук? (Мы потрясли колокольчик )

Расскажите, ребята, как рождается звук.

–От наших действий колокольчик начал мелко дрожать. Эта дрожь передаётся воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до нашего слуха.  Слух  улавливают эту волну, и мы слышим звук.

Схематично это можно изобразить так: Рисунок 1. 

– Каким органом мы слышим звуки? (Ушами.)

– Правильно, уши – это орган слуха. (Слайд  запись: УШИ – ОРГАН СЛУХА).

– Чего боятся уши?

– Как надо относиться к ушам? (Ответы детей)

Работаем в команде, вспомните правило, задание обязательно внимательно прослушать и прочитать , а чтобы хорошо всё получилось нужно работать слаженно, дружно, уважать мнения друг друга. (СИНГЛ  РАУНД РОБИН)

 На парте у детей задания.

Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:

Слушать тихую музыку          да

Слушать громкую музыку     нет

Защищать уши от ветра.     да

Не ковырять в ушах.            да

Не допускать попадания воды в уши.         да

Если уши заболели, обратиться к врачу.    да

Если уши болят, то громко плакать          нет

Ковырять в ушах                                          нет

 

Задание: разложить предложения на две группы – правильные действия на жёлтый лист бумаги, неправильно на белый.

Когда закончите задание, поднять руки вверх, в замке друг с другом.

Ребята, а как вы понимаете фразеологизм «В одно ухо влетает, из другого вылетает»

Невнимательно слушать, не запоминать услышанное.

3.Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.

Чтобы у вас такого не произошло, слушаем внимательно песню, чтобы потом ответить на вопросы. О каких явлениях в природе пелось в песне? (дождь, солнце, радуга)

О каком из этих явлений  природы мы ещё с вами не разговаривали на уроке Окружающий мир?

Вы мне подскажите, о чём мы будем разговаривать? (радуга)

Допустим, ведем разговор дальше.

– Дети, кто из вас видел радугу?

Чтение стихотворения

Солнце светит и смеётся,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.

- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении?

(Семицветная дуга)

-Почему? Сколько цветов у радуги? (Семь)

– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.

- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветная.

Откройте учебник стр. прочитайте нашу тему

Тема : Почему радуга разноцветная?

А хотели ли бы узнать?

-Какая  цель нашего урока?

Цель:  узнать почему радуга разноцветная.

У нас проблема, ребята, мы не знаем, почему радуга разноцветная?!

Проблемный вопрос.

Почему же радуга разноцветная?

Как вы думаете?

( Предположения детей)

4.Открытие нового знания. Решение проблемного вопроса.

 Хорошо! Пахнет дождём. Вот Дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают...

      И вдруг кто-то радостно кричит:

        — Радуга! Смотрите — радуга! И все обрадовались.

И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.

 

- Какое настроение было, у вас было?

-Что же означает слово «РАДУГА»?      

Конечно, не только о хорошей погоде думали люди, любуясь радугой.

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом

Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачным во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому ещё не удавалось пройти под радугой, никто не смог подойти к её основанию.

Как возникает радуга?

  • Откуда она взялась? Кто  построил  так быстро и так красиво такую дугу?
  • Почему в воздухе возникло такое чудо?
  • Кто строитель?
  • Вы уже догадались?
  • Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)
  • Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.
  •  Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)

  • На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
  • Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
  • Что при этом образуется? (Радуга).

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

           

-А почему радуга разноцветная?

 Причина этому солнечный свет. Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом.  ГЛАЗА ОРГАН ЗРЕНИЯ

  Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги) 

Практическая работа №1: “Прохождение луча света через стеклянную призму”. Учитель зеркальцем “ловит солнечного зайчика” и направляет его на призму.

 Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды. Так можно получить небольшую радугу.

Что нам заменяла призма? (Капельку воды)

Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (распался на цветные лучики)

Главный “художник” в природе? (Солнце)

Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами,

 а поскольку их много, то и радуга получается в полнеба.

 Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. -Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».

-Повторим этот стишок.  

 «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»

 Крот Овце, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки

В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета. Повторим цвета радуги.

Красный цвет означает  – самый сильный. Это цвет активности, уверенности, праздника.

Есть народная примета: В радуге больше красного цвета — к ветру.

Оранжевый цвет- цвет хорошего настроения. Он самый веселый, открытый, дружелюбный, эмоциональный.

Желтый – цвет солнца, а значит тепла и оптимизма. Хорошо влияет на внимание и память.

Зеленый – цвет юности, роста, новизны. Зеленый успокаивает, расслабляет и благотворно влияет на зрение.

Голубой – цвет неба, полета, мечты. Оказывает умиротворяющее воздействие. Синий цвет – цвет постоянства, доверия, истины и глубины. Успокаивает и умиротворяет.

Фиолетовый – цвет сложный, насыщенный, мистический.

Итак, ребята, что вы узнали?

Вывод: радуга круглая, появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.

  -Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?

6. Физминутка.

Солнце большое встаёт,

Тёплые лучики нам подаёт

Ты же другу руку  подай

Улыбнись, соберись

И работу продолжай.

7. Первичное закрепление знаний.

 А бывает ли радуга без дождя?

А) Работа по учебнику (стр.31).

-Что делают Черепаха и Муравьишка? Поливают.

- Как вы думаете, что они хотят получить? Радугу.

 -Может ли получиться у них радуга?

- Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

Б) Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

 

В) Работа в паре

-Помогите Муравьишке правильно составить радугу. Проверка по слайду №11.(интерактивная доска)

Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

8. Практическая работа  «Радуга на мыльном пузыре»

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках

бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь – это призма.

9. Проверка изученного материала

ИНСАЙД АУТСАЙТ СЁКЛ

Два круга внешний и внутренний, находят партнёров, учитель задаёт вопрос, учащиеся отвечают: закрашивают очередной кружок, показывают друг другу

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

1 -У радуги 7 цветов?

2 - Все цвета расположены в определённом порядке?

3 - В радуге есть коричневый цвет?

4 -Строители радуги – солнце и дождь?

10. Рефлексия

Что вам удалось на уроке? КОНЕРС( Узнать новое, работать с учебником, работать в группе, получить информацию)

11. Творческая работа

Нарисуй радугу в рабочей тетради  или помощников-строителей.

12. Итог урока

-Что узнали нового на уроке?

-Чему научились?