Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Петренко Лилия Владимировна

Рабочая программа по математике для 3-а класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего  образования, «Примерной основной образовательной программы начального общего образования», авторской программы «Окружающий мир» под редакцией А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

имени А.Г. Ломакина

Согласовано

на заседании

методического объединения

(методического совета)

протокол от 27.08.2015  № 1

Утверждена приказом

директора

МОБУ СОШ №8

им. А.Г. Ломакина

от 27.01.2015  № 321

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  окружающему миру для  3-а класса_________________

                (учебный предмет, курс)

Срок реализации - 2015-2016 учебный год________________

Учитель  Петренко Лилия Владимировна________________

                  (Ф.И.О.)

г. Таганрог

2015

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по математике для 3-а класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего  образования, «Примерной основной образовательной программы начального общего образования», авторской программы «Окружающий мир» под редакцией А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова.

Настоящая программа представляет собой целостный документ, имеющий следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3.Общая характеристика учебного предмета.

4.Место учебного предмета в учебном плане.

5. Содержание учебного предмета.

6. Тематическое планирование.

7. Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

К настоящей программе прилагается календарно-тематическое планирование (Приложение 1), контрольно-измерительные материалы, используемые в рамках текущего контроля (Приложение 2).

В начальном обучении предмет «Окружающий мир» занимает ведущее место, так как направлен на формирование коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Окружающий мир» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении окружающего мира во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

        Настоящая программа составлена для 3 «А» класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. На конец 2 класса у обучающихся сформировано  положительное отношение к учению, осознанное понимание роли школьника, готовность к дальнейшему обучению, развитию самостоятельности. Большинство учеников стремятся получить новые знания. Дети отличаются большой  подвижностью, в основной массе очень активны, на уроках всегда присутствует дух соревнования.          

Общая характеристика учебного предмета.

 Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.

Курс предполагает познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»

Задачи курса:

-приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

 -ознакомиться с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;

- определить своё место в ближайшем окружении;

-познакомиться с некоторыми способами изучения природы и общества;

- научиться видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

- приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научиться создавать сообщения в виде текстов, аудио  и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

 - знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Исходя из целей, задач конкретного урока, уровня подготовки обучающихся определяются виды работы: практические занятия, экскурсии, самостоятельная работа с разными источниками информации, исследовательская работа, создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками, развитие речи, проектная деятельность и т.п. Используются современные технологии обучения: проблемно - диалогическая технология, учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир и на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, технология формирования типа правильной читательской деятельности, т.е. продуктивное чтение, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, ИКТ, технология оценивания образовательных достижений учащихся, проектная технология.

Одним из результатов обучения окружающему миру является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей:

• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

 — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

 • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

 — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим;

— умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

 • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

 – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

 • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

 – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

 – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

 – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на предмет «Окружающий мир» отводится в 3 классе 70 часов в год, из расчета 2 часа в неделю.

По учебному плану МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина на 2015-2016 учебный год на предмет «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю (70 часов федеральный компонент).

Таким образом, настоящая Рабочая программа рассчитана на 67 часов  (2 часа  в неделю), сокращение на 3 часа  произведено за счет предусмотренных  часов резервного времени.

Содержание учебного предмета.

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно- нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта,  День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России.

Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Россия — многонациональная страна.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры.

Правила безопасной жизни (Раздел «Правила безопасной жизни» включен в основные разделы тематического планирования).

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Резервное время –3 ч.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Человек и природа

33

Человек и общество

34

Резерв

3

Перечень проверочных работ

Раздел

Количество часов

Форма контроля

Человек и природа

33

КР

Человек и общество

34

Т

КР- контрольная работа

Т- тест

Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки.

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·установка на здоровый образ жизни.

Ученик получит возможность для формирования:

·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;

·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия;

Ученик получит возможность научиться:

·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·осуществлять синтез как составление целого из частей;

·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Ученик получит возможность научиться:

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

Ученик получит возможность научиться:

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты 

Человек и природа

Ученик научится:

·узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки;

·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

·использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

·использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

·использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

·использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

·планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Ученик научится:

·различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

·используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

·использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Ученик получит возможность научиться:

·осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

·ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Система оценки планируемых результатов.

        

                В соответствии с требованиями ФГОС НОО разработана система комплексной оценки, ориентированная на выявление образовательных  достижений учащихся с целью отслеживания их динамики развития. Для этого используется накопительная система оценивания. Комплексный подход к оценке результатов образования складывается из оценки предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования.

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты. Для  определения их уровня освоения проводятся контрольные работы  после изучения важных и крупных тем программы.

        Для отслеживания уровня достижения предметных результатов по окружающему миру заполняются листы оценки формирования ключевых умений «Листы оценки предметных результатов по окружающему миру».

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

— решение задач творческого и поискового характера (творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);

— проектная деятельность;  

—итоговые контрольные и тестовые работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения.

Для отслеживания уровня достижения метапредметных результатов заполняются листы оценки формирования ключевых умений «Листы оценки метапредметных результатов: регулятивные универсальные учебные действия (3 класс), познавательные универсальные учебные действия (3 класс), коммуникативные универсальные учебные действия (3 класс).Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). Здесь же фиксируется успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать  работу по освоению УУД.

Оценка личностных результатов осуществляется на основе портфеля достижений, где можно отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного развития – наличие положительной тенденции развития.

Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по окружающему миру.

Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях за участием учащихся в групповой работе.

     Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы: устный  опрос, самостоятельная  работа,  тесты, творческая работа, контрольная работа.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс

№ п/п

Авторы УМК

Название

Год издания

Издательство

1.

А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан

Окружающий мир

2011

Москва «Баласс»

Дополнительная литература

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

2012

Москва «Баласс»

2.

А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова

Методические рекомендации для учителя.

2011

Москва «Баласс»

Печатные пособия:

Комплект наглядных пособий «Окружающий мир» для 3 класса.

Интернет ресурсы:

www.km.ru/educftion Начальная школа. Окружающий мир. «Уроки Кирилла и Мефодия»

www.km.ru/educftion 

http:www.Nachalka.com

http:www.viku.rdf.ru

http:www.rusedu.ru

http://school-collection.edu.ru/

Экранно-звуковые и мультимедийные пособия:

 Образовательный комплекс «1С: Школа. Игры и задачи, 1–4 классы».

 Материально-техническое обеспечение:

1.  Компьютер.

2.  Телевизор.

3.  Принтер.

4.  Сканер.

5.  Проектор.

6.  Экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100

Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс

Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....