Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Куруленко Ирина Николаевна

Программа составлена на основе Примерной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под ред. Воронковой 2012года.

Дисциплина "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivoy_mir-_2_chasa_ispr.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Примерной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под ред. Воронковой 2010 года.

Дисциплина "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: "Живой мир", "Естествознание", "География", "Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.

Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины "Живой мир" базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Курс "Живой  мир"   решает  следующие  коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

1. Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах.

2. На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

3. Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.

4. Сформировать знания учащихся о природе своего края.

5. Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа "Живой мир" не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему "Рыбы", можно изучать вслед за изучением темы "Вода" или в разделе "Животные". Раздел "Повторение" составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.

В программе определен обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении, так как часть детей не освоит требований 1, 2 уровней.

Содержание программы и уроки по предмету "Живой мир" предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а

также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Знания по программе "Живой мир" необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.

Содержание программы

II КЛАСС

(68 часов).

I. Сезонные изменения в природе. (20 ч.)

1. Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года; знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.

2. Растения и животные в разные времена года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разные времена года. Лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

3. Детские игры; труд человека в разные времена года. Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

II Неживая природа. (8 ч.)

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

III. Живая природа.

1. Растения. 14 ч.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок.

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция). Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов своей местности. Уход за растениями сада и огорода.

2. Животные. (10 ч.)

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка -рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий.

3. Человек (8 ч.)

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

IV. Повторение. (8 ч.)

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

- о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

- о растениях сада и огорода, их отличии;

- о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;

- о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;

- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.

Должны уметь практически применять следующие знания:

1 уровень:

- правильно называть изученные объекты и явления;

- различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

- различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

- выполнять элементарные гигиенические правила;

- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

2 уровень:

- называть изученные объекты и явления;

- различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними;

- различать наиболее распространенные овощи и фрукты;

- различать изученных диких и домашних животных, рыб;

- различать признаки времен года;

- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

                                   

                                     Календарно-тематическое планирование.  Живой мир. 2класс

п\п

Кол.

ур.

Тема урока

ЗУН

дата

календ.

дата

факт.

1

1

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Знать о смене времен года в связи с изменением положения солнца.

Уметь определять долготу дня и ночи

3.09

2

1

Названия времен года; знакомство с названиями месяцев.

Знать названия времен года,месяцев.

Уметь  

5.09

3

1

Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).

Знать  названия  в течении суток

10.09

4

1

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед.

Называть явления и состояния неживой природы

12.09

5

1

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень

Называть явления и состояния неживой природы

17.09

6

1

Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.

 Уметь описывать свои наблюдения

19.09

2. Растения и животные в разные времена года.( 9 ч)

7

1

Наблюдения за растениями (деревьями) в разные времена года. Тополь, дуб.

Различать 3-4 растения, называть части их.

24.09

8

1

Наблюдения за растениями (кустарниками) в разные времена года.СИРЕНЬ,калина, шиповник.

Различать 3-4 растения, называть части их.

26.09

9

10

2

Увядание и появление трав. Одуванчик.

Увядание и появление  цветов. Ландыш.

Различать 2-3 вида растений, называть части растений, ухаживать за ними;

Различать признаки времен года

1.10

3.10

11

12

2

Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Синица.

Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Сорока

Называть зимующих птиц, описывать их повадки, образ жизни;

8.10

10.10

13

1

Появление весной грачей, скворцов.

Называть зимующих птиц, описывать их повадки, образ жизни;

15.10

14

1

 Животные в разные времена года. Лиса, белка, еж.

Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни;

17.10

15

1

 Рыбы зимой.

Различать рыб, описывать их повадки, образ жизни;

22.10

3.Поведение человека в разные времена года.( 3 Ч)

16

1

 Детские игры;

Различать признаки времен года, НАЗЫВАТЬ ИГРЫ

24.10

17

1

Труд человека в разные времена года. Работа в саду, огороде.

Различать признаки времен года,

30.10

18

1

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Знать правила поведения

29.10

19

1

Вода.

ЗНАТЬ о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

31.10

2ЧЕТВЕРТЬ.

20

1

Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.

ЗНАТЬ о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

12.11

21

1

 Первичные представления о температуре.

Различать виды термометров

14.11

22

1

Термометр – прибор для измерения температуры.

Знать части термометра

19.11

23

1

Вода горячая, холодная.

21.11

24

1

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

ЗНАТЬ о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

26.11

25

1

Вода в природе: дождь, снег, лед.

ЗНАТЬ о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

28.11

26

1

Водоёмы:река, озеро (пруд), болото.

Различать водоёмы

3.12

III. Живая природа.

1. Растения. 14 ч.

27

1

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

5.12

28

1

Части растений: корень, стебель, лист, цветок.

 НАЗЫВАТЬ части растений: корень, стебель, лист, цветок.

10.12

29

1

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

12.12

30

1

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

 Называть и различать растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

17.12

31

1

Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).

 Называть и различать светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).

19.12

32

1

Уход за комнатными растениями.

3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

24.12

33

1

Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания.

различать наиболее распространенные овощи  , объяснять, где они растут, как используются человеком;

26.12

3 четверть (20 ч.)

34

1

 Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания

различать наиболее распространенные овощи , объяснять, где они растут, как используются человеком;

14.01

35

1

Овощи в питании человека..

как используются человеком;

16.01

36

1

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания.

различать наиболее распространенные фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

21.01

37

1

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания.

различать наиболее распространенные фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

23.01

38

1

Фрукты в питании человека.

как используются человеком;

28.01

39

1

Растения садов и огородов своей местности. Уход за ними.

знать и различать  растения сада и огорода, их отличия;

30.01

40

1

Уход за растениями сада и огорода.

знать и различать  растения сада и огорода, их отличия;

4.02

2. Животные. (10 ч.)

41

1

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка -рысь.

 Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни;

6.02

42

1

Сравнение домашних животных и их диких сородичей.  Собака - волк.

Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни;

11.02

43

1

Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания

Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни;

13.02

44

1

Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания.

Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни;

18.02

45

1

Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

20.02

46

1

Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

.

Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни;

25.02

47

1

Отношение человека к животным.

27.02

48

1

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий.

Различать рыб, описывать их повадки, образ жизни

4.03

49

1

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Различать рыб, описывать их повадки, образ жизни

6.03

50

1

 Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий.

Различать рыб, описывать их повадки, образ жизни

11.03

3. Человек (8 ч.)

51

1

Гигиена тела человека.

Знать гигиенические правила;

13.03

52

1

Закаливание.

18.03

53

1

Питание человека.

о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;

20.03

54

1

 гигиенических правилах;

 (элементарные представления).

выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

1.04

55

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

 выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

3.04

56

1

Пища человека.

 правила приема пищи.

8.04

57

1

Правильное питание

правила приема пищи.

10.04

58

1

Профилактика пищевых отравлений.

15.04

IV. Повторение. (8 ч.)

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

59

1

Вода.

- о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений.

17.04

60

1

Свойства воды

- о простейших свойствах воды, ее значении для жизни животных;

24.04

61

1

Значение воды  для жизни человека;

- о простейших свойствах воды, ее значении для жизни животных;

29.04

62

1

Значение воды  для жизни животных;

- о простейших свойствах воды, ее значении для жизни животных;

6.05

63

1

 Разнообразие  животного мира.

- о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних

8.05

64

1

Питание человека;

- о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;

13.05

65

1

 сезонные изменения в неживой природе

- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных.

15.05

66

1

- о сезонных изменениях  в жизни человека;

- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни человека;

20.05

67

1

- о значении воды, тепла, света в жизни растений .

- о значении воды, тепла, света в жизни растений .

22.05

68

1

- о значении воды, тепла, света в жизни  животных.

- о значении воды, тепла, света в жизни  животных.

27.05

Литература :

«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», под редакцией В.В.Воронковой, ГИЗ «Владос», Москва, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая  программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании  Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...

Рабочая программа по ИЗО для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

          Программа  по изобразительному искусству составлена на основе:Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по...

Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией д.пед. наук В.В. Воронковой ( Москва....

Рабочая программа по труду для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая программа по учебному предмету «Занимательный труд» составлена на основе: Примерной  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...

Рабочая программа по чтению для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»  составлена на основании:    Примерной  программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...