Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Сапронова Светлана Михайловна

Ктп по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_4_kl_okr_mir.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование окружающий мир 4 кл

п/п

Дата

Тема урока

Характеристика  учебной деятельности учащихся

план

факт

Раздел «Земля и человечество» (10 часов)

1

Мир глазами астронома.

Стартовая диагностика

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения  

2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Работать со взрослыми: наблюдать луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком

4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

Сравнивать глобус и карту полушарий.

Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.

Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком

5

Мир глазами историка

Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, города (села)

6

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях

7

Мир глазами эколога

Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения. Изучать экологический календарь

8

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить о них сообщения

10

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

Тест № 1

Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Читать в учебнике текст о животном из Международной Красной книги и использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из Международной Красной книги и готовить о них сообщения. Подготовка сообщения о животных из Международной Красной книги. Моделирование в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе

Раздел «Природа России» (11 часов)

11

Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.

Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения. Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Готовить материалы к выставке «Где мы были»

12

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте.

Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока

13

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.

Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами.

Находить на карте природных зон области высотной поясности

14

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами.

Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону арктических пустынь по плану.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения

15

Тундра.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами.

Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь.

Изготавливать макет участка тундры.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения

16

Леса России.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

Проект «Заповедники и национальные парки России.»

Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.

Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу тундры и лесных зон.

Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения

17

Растения и животные леса. Экскурсия № 2

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах

18

Лес и человек.

Проверочная работа №1

С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей.

Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.

Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне».

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Готовить сообщения.

Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка.

Характеризовать лесные зоны по плану

19

Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  

Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте.

Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги.

Знакомиться с растительным и животным миром степей, рассказывать об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.

Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках

20

Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги.

Знакомиться с растительным и животным миром пустынь, рассказывать об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей.

Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения.

Изготавливать макет участка пустынь

21

У Чёрного моря.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

Тест № 2  

Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте.

Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.

Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.

Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий  г. Сочи, в национальный парк «Сочинский».

Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне».

Работать с терминологическим словариком

Раздел «Родной край – часть большой страны» (13 часов)

22

Родной край – часть большой страны.  Экскурсия №3

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах

23

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

Проект «Экологическая обстановка в нашем крае»

Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.

Характеризовать родной край по предложенному плану

24

Поверхность нашего края

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.

Обсуждать меры по охране поверхности своего края.

Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края.

Интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения

25

Водные богатства нашего края

Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).

Моделировать значение водных богатств в жизни людей.

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.

Участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе)

26

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

Выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых

 

27

Земля - кормилица

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах.

Извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.

Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе

28

Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу.

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.

Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.

Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану.

Наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя

29

Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.

Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.

Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию.

Характеризовать луговое сообщество по плану.

Сравнивать природные особенности леса и луга.

Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

Составлять памятку «Как вести себя на лугу».

Наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя

30

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме.

Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.

Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.

Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану.

Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.

Наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя

31

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.

Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур.

Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона)

Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений

32

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

33

Животноводство в нашем крае

Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.

Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона).

Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными

Рассказывать о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства.

Называть породы домашних животных.

Называть отрасли животноводства в регионе и рассказывать об их развитии

 

34

Презентация проектов.

Тест № 3

Извлекать информацию из дополнительных источников.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).

Готовить тексты сообщений.

Выступать с сообщением в классе.

Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей

Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов

 

Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

35

Начало истории человечества

Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения.

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных.

Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона

Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве.

Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.

Объяснять значение выражения «первобытные люди».

Использовать «ленту времени»

36

Мир древности: далёкий и близкий

Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира.

Находить на карте местоположение древних государств.

Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе.

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности

Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.

Использовать «ленту времени».

Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.

Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды»

37

Средние века: время рыцарей и замков

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья.

Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье.

Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.

Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и средневековья.

Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов

Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов.

Сопоставлять мировые религии.

Рассказывать о рыцарях и замках.

Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.

Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок»

38

Новое время: встреча Европы и Америки

Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья.

Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое время.

Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени.

Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.

Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время

Рассказывать о Новом времени в истории Европы,

Понимать значение развития предпринимательства.

Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.

Называть выдающихся людей Нового времени.

Работать с географической картой

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест № 4

Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени.

Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки.

Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления.

Рассказывать о об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах

Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики.

Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира.

Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков.

Называть выдающихся людей Новейшего времени.

Понимать, что ХХ столетие – это время двух самых кровопролитных войн

Раздел «Страницы истории России» (20 часов)

40

Жизнь древних славян

Анализировать карту расселения племён древних славян.

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Моделировать древнеславянское жилище

Показывать на карте территории расселения древних славян.

Рассказывать о жизни древних славян

41

Во времена Древней Руси

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках.

Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси.

Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками

Называть столицу Древней Руси.

Понимать значение принятия Русью христианства.

Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение»

42

Страна городов

Проект «Путешествие по городам России»

Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде.

Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.

Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.

Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника

Объяснять важность находок археологами берестяных грамот.

Объяснять значение летописи об основании Москвы.

Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки.

Выявлять роль летописей для изучения истории России.

Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными.

Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры

Называть имена создателей славянской азбуки.

Объяснять значение слова «летопись».

Объяснять роль летописей для изучения истории России.

Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры

44

Трудные времена на Русской земле

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.

Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.

По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей.

Выказывать своё отношение к личности Александра Невского

Рассказывать о монгольском нашествии.

Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда».

Рассказывать об Александре Невском.

Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев

45

Русь расправляет крылья

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.

Рассказывать о Москве Ивана Калиты.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления

Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси.

Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита.

Объяснять значение слова «монастырь»

46

Куликовская битва

Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск.

Составлять план рассказа о Куликовской битве.

Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы.

Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.

Рассказывать о поединках богатырей

Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану.

Моделировать ход Куликовской битвы.

Осознавать роль Куликовской битвы в истории России

47

Иван Третий

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.

Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.

Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.

Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство

Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики.

Понимать значение освобождения от монгольского ига

48

Мастера печатных дел

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.

Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.

Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века

Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников.

Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники»

49

Патриоты России

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.

Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения

Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России.

Объяснять значение выражения «народное ополчение»

50

Пётр Великий

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим.

Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.

Находить на карте приобретения города, основанные Петром I.

Выказывать своё отношение к личности Петра Великого 

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.

Понимать, почему Пётра I называют Великим.

Рассказывать об основании града Петра

51

Михаил Васильевич Ломоносов

Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове.

Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву.

Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета.

Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова

Рассказывать о М.В. Ломоносове.

Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

52

Екатерина Великая.

Проверочная работа №2

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой.

Описывать достопримечательности Петербурга.

Сравнивать положение разных слоёв российского общества.

Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва.

Прослеживать по карте рост территории государства.

Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.

Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке

Рассказывать о Екатерине Второй.

Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой.

Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове

53

Отечественная война 1812 года

Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года.

Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе

Рассказывать о Бородинском сражении.

Рассказывать о М.И. Кутузове.

Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.

Объяснять значение выражения «Отечественная война»

54

Страницы истории XIX века

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и презентовать их на уроке.

Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.

Сопоставлять исторические источники.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе

Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей.

Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года.

55

Россия вступает в XX век

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.

Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век

Объяснять значение выражения «Гражданская война».

Рассказывать о  Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.

Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР.

Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.

Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.

Рассказывать об образовании СССР.

Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни

57

Великая война и великая Победа

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.

Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны.

Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы

Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война»

58

Великая война и великая Победа

Проект «наш край в годы Великой Отечественной войны»

Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу.

Интервьюировать старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили День Победы в 1945 году

Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира

59

Страна, открывшая путь в космос.

Тест № 5

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса.

Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года.

Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина.

Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему.

Интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе

Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина.

Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР.

Называть экологические проблемы того времени.

Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году

Раздел «Современная Россия» (9 часов)

60

Основной закон России и права человека

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка.

Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.

Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе

Рассказывать о федеральном устройстве России.

Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека.

Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция»

 

61

Мы – граждане России

Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства.

Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.

Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)

Называть права и обязанности гражданина.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь

62

Славные символы России

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств.

Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы.

Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств.

Обсуждать, зачем государству нужны символы.

Моделировать символы своего класса, семьи

Понимать, что такое «символ» и называть символы России.

Объяснять значение символов России в жизни государства и общества

63

Такие разные праздники

Проект «Календарь праздников моей семьи»

Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина.

Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае.

Рассказывать о своих любимых праздниках.

Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.

Приводить примеры праздников

64

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 

Итоговая диагностическая работа 

Выполнять задания; проверять свои знания

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания

65

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.

Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках

Называть народы России.

Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

Рассказывать о городах России

66

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

Совершать виртуальные экскурсии по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках

Называть народы России.

Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

Рассказывать о городах России

67

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)

Совершать виртуальные экскурсии по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках

Называть народы России.

Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

Рассказывать о городах России

68

Презентация проектов

Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Представлять результаты проектной деятельности. 

Формировать адекватную оценку своих достижений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...