Методическая разработка по теме «Не падай духом! Не умирай раньше смерти...» Л. И. Пантелеев «Две лягушки»
методическая разработка по окружающему миру по теме

Щукина Юлия Викторовна

Жили-были две  лягушки.  Были они  подруги и  жили в  одной канаве.  Но

только одна из них была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная, веселая,

а  другая была ни  то  ни се:  трусиха была,  лентяйка,  соня.  Про нее даже

говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.

     Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.

     И вот однажды ночью пошли они погулять.

     Идут себе по  лесной дороге и  вдруг видят -  стоит дом.  А  около дома

погреб.  И из этого погреба очень вкусно пахнет:  плесенью пахнет, сыростью,

мхом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

     Вот  забрались они  поскорей в  погреб,  стали  там  бегать и  прыгать.

Прыгали, прыгали и    (первая остановка)     нечаянно свалились в горшок со сметаной.

     И стали тонуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panteleev_dve_lyagushki_dokument_microsoft_word_4.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 207

с углубленным изучением английского языка

Центрального района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ  1 КЛАСС

«Не падай духом! Не умирай раньше смерти...»

Л. И. Пантелеев  «Две лягушки»

Программа: «21 век»

учитель начальных классов

                                                            Щукина Юлия Викторовна

  1. На доске написано:         ЛЯГУШКА

- Что вы знаете об этом? Кто это? Какая она? Где живет? Как размножается?

     2.    А если я вам скажу, что есть произведение, которое называется «Две лягушки», что вы захотите узнать?  ( Про что это произведение?  Кто автор?  Где происходит действие? Почему две, а не три лягушки?  Какие еще есть герои в этом произведении?  Что они делали?   и  т.д.)

3.  Это произведение написал Леонид Пантелеев.  (Он нам знаком по рассказу «Буква Ты»).

Главные герои - две лягушки. Дело происходит ночью в погребе одного дома.

Придумайте, пожалуйста, в парах сюжет рассказа, учитывая то, что вы сейчас узнали.      (На доске появляется запись:       - две лягушки

                                                                                  - ночь

                                                                                  -  погреб одного дома)

      4.  Слушаем придуманные истории

      5. А хотите узнать, что же написал Л. Пантелеев?  (учитель читает до слов: «прыгали, прыгали…»)

- Скажите, этот отрывок похож на ваши рассказы?

- Какие вопросы вам хочется задать, чтобы узнать, что произошло дальше?

- Вот сейчас и узнаем.   (Учитель читает дальше до слов: «Оттуда никак не выбраться».)

- Оправдывается ли ваш прогноз?

- Что было дальше?

(Читаем дальше до слов: «Уж вот ее на дно тянет…..»)

- Так ли  вы думали?

- Чем закончится история?

(Читаем до конца)

       6.  Работа с текстом.

Понравилось?

- Как вы думаете, это рассказ, или сказка? Докажите свое мнение.

- Какая лягушка вам симпатична  больше?

- Какими словами Пантелеев описывает вторую лягушку?      (храбрая, сильная, веселая, выносливая, упрямая, закаленная, работоспособная, целеустремленная, не сдается, непобедимая )

- А первую?      (трусиха, лентяйка, соня)

- Почему она утонула?  (Сломалась, не поверила в свои силы.  Упала духом. Была неспособна бороться.)

- Подобные ситуации бывают с людьми? (Бывают)

- Кто остается на высоте? (Те, кто идут до конца)

- У кого получается добиться своего? (У того, кто целеустремленный, знает, чего хочет)

- Может быть, с кем–нибудь  из вас была подобная ситуация?

- Как понимаете: «Не умирай раньше смерти»? (Стой до конца, до победы или до поражения)

- Это поучительная сказка? Почему? Чему она учит?

- Какая самая главная мысль в сказке? («Не падай духом!»)

-  Как по-другому еще можно это сказать? (Не опускай руки)

          7. Когда у нас что-нибудь не будет получаться, и почти опустятся руки, мы не будем сердиться, злиться, ругаться, а  просто скажем себе (хором) : «Не падай духом!». И тогда у нас вновь появятся силы, уверенность и желание доделать все до конца! Согласны?

          8. Домашнее задание:        1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке

                                                            2. Расскажите дома эту сказку своим родителям.

Леонид  Иванович Пантелеев. Две лягушки

(сказка)

        Жили-были две  лягушки.  Были они  подруги и  жили в  одной канаве.  Но

только одна из них была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная, веселая,

а  другая была ни  то  ни се:  трусиха была,  лентяйка,  соня.  Про нее даже

говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.

     Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.

     И вот однажды ночью пошли они погулять.

     Идут себе по  лесной дороге и  вдруг видят -  стоит дом.  А  около дома

погреб.  И из этого погреба очень вкусно пахнет:  плесенью пахнет, сыростью,

мхом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

     Вот  забрались они  поскорей в  погреб,  стали  там  бегать и  прыгать.

Прыгали, прыгали и    (первая остановка)     нечаянно свалились в горшок со сметаной.

     И стали тонуть.

     А тонуть им, конечно, не хочется.

     Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка

были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться. (вторая остановка)

     Та  лягушка,  что была лентяйкой,  поплавала немножко,  побултыхалась и

думает:  "Все равно мне отсюда не вылезти.  Что ж  я  буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону".

     Подумала она так, перестала барахтаться - и утонула.

     А вторая лягушка - та была не такая. Та думает:

     "Нет,  братцы,  утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я

еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь  и выйдет".

     Но только - нет, ничего не выходит. Как ни плавай - далеко не уплывешь.

Горшок узенький, стенки скользкие, - не вылезти лягушке из сметаны.

     Но все-таки она не сдается, не унывает.

     "Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая

- значит, надо жить. А там - что будет".

     И  вот  -  из  последних сил  борется  наша  храбрая  лягушка со  своей

лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась.

Уж вот ее ко дну тянет. (третья остановка)      А она и тут не сдается.  Знай себе лапками работает.  Дрыгает лапками и думает:  "Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть..."

     И вдруг - что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее

уже не сметана,  а  что-то твердое,  что-то такое крепкое,  надежное,  вроде

земли.  Удивилась лягушка,  посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже  нет, а стоит она на комке масла.

     "Что такое? - думает лягушка. - Откуда здесь взялось масло?"

     Удивилась она,  а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из

жидкой сметаны твердое масло сбила.

     "Ну вот,  -  думает лягушка,  -  значит, я хорошо сделала, что сразу не

утонула".

     Подумала она так,  выпрыгнула из горшка,  отдохнула и  поскакала к себе

домой - в лес.

     А вторая лягушка осталась лежать в горшке.  И никогда уж она,  голубушка,  больше не видела белого света, и никогда  не прыгала, и никогда не квакала.

     Ну что ж.  Если говорить правду,  так сама ты,  лягушка, и виновата. Не

падай духом! Не умирай раньше смерти...

                                                                                                                                1937


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...

Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

Методическая разработка на тему "Урок английского языка в 3 классе на тему "Clever animals" по ФГОС"

Данный материал представляет собой разработку урока английского языка в 3 классе по ФГОС на тему "Clever animals" с использованием ИКТ. Материал включает в себя конспект урока и презентацию....

Методическая разработка по теме «Финансовая грамотность в образовательных учреждениях» Тема занятия: «Дети и их карманные деньги» 2 класс

Продолжительность занятия – 45 минут. Внеурочное занятие для учащихся 2 класса. Проблема: выяснить, каким образом знания финансовой грамоты помогут в повседневной жизни, какие ценности...

Методическая разработка на тему: Конспект урока природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России" (Вариант 8.1) Статья отнесена к разделу: Преподавание биологииВ качестве материала на фестиваль педагогических идей "...

Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"

Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...