«Лес – природное сообщество».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Гибизова Бэлла Касболатовна

Лес – природное сообщество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._dos.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Конспект урока по окружающему  миру  в 4  классе .

Учитель: Гибизова Бэлла Касболатовна.

Тема: «Лес – природное сообщество».

Цели:

  1. продолжить воспитание бережного отношения и любви к  природе;
  2. развитие познавательного интереса, самостоятельности в применении знаний в новой ситуации при формировании представления учащихся о лесе  как природном сообществе;
  3. развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

Задачи: 

  1. ознакомить учащихся с разнообразием лесных обитателей;

их взаимосвязью, ролью в природе,

  1. развивать умение использовать ранее полученные знания,

      умение рассуждать, выражать свои мысли;

  1. развивать коммуникативную компетентность: организовывать работу, распределять задания между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, осуществлять взаимодействие и взаимоконтроль;
  2. работать с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.

Тип урока: проект

ФОПД:  фронтальная, групповая.

МО:  практический, поисковый.

Предварительная работа:  поход в лес.

Планируемый педагогический результат:

            Демонстрация учащимися:

  1. усвоения предметного материала и возможности его применять на практике;
  2. умения,  работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - иллюстративный текст, таблицу, схематичный рисунок, объединенных общей темой.

Оборудование: 

  1. Мультимедийная  презентация
  2. Памятка «Как сравнивать»
  3.  Раздаточный материал: таблица  «Растения леса», «Ярусы леса», «Животные леса», «Грибы».

План урока:

  1. Организационный момент  
  2. Целеполагание
  3. Работа над новой темой:

             а) выбор источника исследования

             б) разбиение на группы и распределение ролей внутри них

             в) работа в группах

  1. Физминутка
  2. Выступление групп. Защита своих работ
  3. Раскрытие детьми темы урока
  4.  Закрепление полученных знаний
  5. Подведение итога урока
  6. Рефлексия

Ход урока.

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Рада видеть всех вас.

  1. Целеполагание

Сегодня на уроке мы поговорим о доме. Но не о привычном  нам жилище, а о

многоэтажном доме,  заселенный живыми существами,  который стоит уже не одну тысячу лет и не нуждается в уходе со стороны человека.

Догадались,  о чем пойдет речь?  (нет)

Какие живые существа, кроме человека вам известны?  (растения, животные…)

Что же является домом для них? (может быть, лес)

Почему дом многоэтажный? Ваши версии.

- Сегодня на уроке мы – научные исследователи, которым нужно решить  важную проблему: так что же такое лес, где у леса этажи….

(хорошо, если дети сами предложат все неизвестные им вопросы о лесе, поставят проблему)

  1. Работа над новой темой

а) выбор источника исследования

Верно. Ваша задача заключается в составлении небольшого сообщения об этом «доме», но для того, чтобы подготовить его, нам, как исследователям необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее.

А как собрать  нужную нам информацию?

(источники получения информации)

Какими  источниками  мы можем воспользоваться? (Слайд 2)

Итак, прежде чем составить сообщение нужно его подготовить.

б) разбиение на группы и распределение ролей внутри них

Предлагаю поработать в группах.  Но для этого потребуется вспомнить правила работы в группе и план действий.  (Слайд 3, 4)

(с помощью жетонов разного цвета разбиваются на группы).

Распределите роли внутри группы и прикрепите бейджик. (Слайд 5)

Сейчас каждая исследовательская группа получит конверты с заданием на сравнение.

А что значит сравнить? (Слайд 6)

Первой  группе нужно будет  сравнить растения леса по таблице, записать по 3, 4 представителя.

Вывод о расположении растений  и доказательство в виде аппликации  вы занесете   в сообщение (раздаются таблицы сравнения).  (Приложение 1)

Второй группе  предстоит узнать, как располагаются животные в лесу.

Для этого нам нужно их  «заселить», а также подумать, почему они  занимают именно эту территорию,  проанализировать и озвучить свой ответ, привести доказательства и показать  выполненную вами работу.

Результатом вашей работы будут иллюстрированные сообщения.   (Приложение 2)

Третьей группе достались не менее интересные «жители»- грибы. Почему они вошли в отдельную группу, вы  скажете нам, выполнив свое задание.  (Приложение 3)

Приступаем к работе. В вашем распоряжении 15 минут.

  1.  Работа в группах.

 Памятка на доске.

  1. Физминутка.

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
(плечи поднять)

  1. Выступление групп. Защита своих работ.

(Выступление третьей группы учитель дополняет необходимой информацией:

- Раньше грибы относили к царству растений, но были ученые, которые доказали, что они имеют сходства и с животным миром, сейчас грибы находятся в отдельной группе, основа их тела - грибница, похожая на паутину, грибы  питаются готовыми органическими веществами, незаменимую роль играют для всех живых существ ….)

Какой можем сделать вывод? (и животные, и растения расположены по «лесным этажам» - ярусам)

Ребята, а ярусы живут каждый своей жизнью обособленно или взаимодействуют с другими, живут сообща?

  1. Сообщение темы урока.

Верно, тема нашего исследования будет звучать так:  «Лес как природное сообщество».  (Слайд 7)

Прочитайте еще раз тему, все слова понятны?

Итак, узнаем, что такое сообщество.

Как? (словарь, разбор слова по составу). (Слайд 8)

  1. Закрепление полученных знаний.

Ребята, а как связаны растения и животные?  (растения служат пищей для животных)

А грибы и растения? Грибы и животные?  (грибы от деревьев берут сахар и крахмал,  а деревья с их помощью всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями)

Как называется такая связь? (цепь питания)

Каждой группе предлагаю  составить цепь питания, сложившуюся в наших краях, причем цепи будут «по этажам». Первая группа - верхний этаж, вторая - средний ярус, третья - нижний.

( работа в группах.  Зачитывают свои ответы)

Молодцы, а кто скажет,  для чего существует такая связь?

Представим, что 1 звено из цепи выпало. Что произойдет?  (Слайд 9, 10)

Чтобы такого не случалось, что нужно делать? (Охранять)

Каким образом? (Слайд 11, 12, 13)

  1. Подведение итога урока

Итак, коллеги, можем ли мы утверждать, что лес – это природное сообщество?

Почему?

Сейчас понятно, почему этот дом многоэтажный и не нуждается в уходе со стороны человека?

Всем спасибо за работу.

Предлагаю вам заполнить анкету.

  1.  Рефлексия – анкета  (Приложение 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"

Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....

Презентация по теме "Луг -природное сообщество"

Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...

Природное сообщество "Поле"

Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...