Внеклассное занятие по окружающему миру "Распространение семян растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
в ходе проведения занятия учащиеся смогут расширить представление о способах распространения семян различных растений в природе. Перед детьми ставится проблемная ситуация: при каких условиях семена растений могут прорасти на одинаковом расстоянии друг от друга в один ряд. Работая в группах, дети изучают художественный текст, находят в нём научные данные о том, как семена растений распространяются в природе. При составлении фотоколлажа дети могут проявить свои творческие способности. Использование исследовательского метода обучения на занятии помогает детям самостоятельно выдвигать гипотезы по решению задачи, соотносить полученные результаты с выдвинутыми предположениями. Результат работы: фотоколлож о разных способах распространеия семян,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_semyan_rasteniy.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: способы распространения семян растений.
Автор: Белобородова Г.А., учитель начальных классов МОУ ЦО «Альянс».
Дата разработки: 2011 год.
Возраст учащихся: 3 класс.
Учебный предмет: окружающий мир.
Цели : в ходе проведения мероприятия учащиеся смогут:
- расширить представления о способах распространения семян различных растений в природе; узнать значение слов «фотоколлаж», «распространение»;сопоставлять и выделять главное при изучении предлагаемых материалов;
- анализировать содержание текста; выдвигать свои предположения для ответа на проблемный вопрос, отстаивать собственное мнение.
- устанавливать дружеские взаимоотношения во время групповой работы, развивать умение выслушивать мнения других .
Краткое описание занятия: перед детьми ставится проблемная ситуация: при каких условиях семена растений могут прорасти на одинаковом расстоянии друг от друга в один ряд. Чтобы её разрешить, дети работают в группах. Им необходимо изучить художественный текст, найти в нём научные данные о том, как семена растений распространяются в природе, какие у них есть помощники. Составляя фотоколлаж, дети могут проявить свои творческие способности.
Использование исследовательского метода обучения на занятии помогает детям самостоятельно выдвигать гипотезы по решению задачи, соотносить полученные результаты с выдвинутым предположением, делать общий вывод. Закрепление полученных знаний осуществляется с помощью презентации.
Словарь занятия: фотоколлаж, распространение,
Ход урока.
этапы | содержание | Формы, методы работы | Работа детей | Задачи |
1. организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно с вами познакомиться - Я думаю, вы любите разгадывать интересные загадки. Это так? - А ещё вы, наверное, уже умеете планировать свою работу, делать выводы, добывать интересную информацию из разных источников. Все эти умения вам пригодятся на занятии. - Так как я пришла к вам за помощью. | Фронтальная беседа. | Настрой детей на работу | Способствовать созданию рабочей атмосферы, настроить на высокую работоспособность. |
2. Постановка проблемы. | - Я прочитаю вам сейчас письмо одного очень наблюдательного человека, который любит примечать в природе разные загадки. Вот послушайте: «…Однажды, бродя по лесу, я заметил три молодые берёзки, росшие у обочины дороги. Вроде бы ничего удивительного. Но деревца росли на одинаковом расстоянии друг от друга, и это меня заинтересовало. Скоро совершенно в другом месте я снова увидел ту же картину. Похоже было, что кто-то специально посадил тут деревья. На этот раз берёзок было 7 – целая шеренга. Присматриваясь, я стал замечать, что такие «посадки» встречаются довольно часто. Неужели берёзки кто-то посадил? Нет, не может быть! Тогда почему же они растут так ровно, на одинаковом расстоянии друг от друга?» - В конце письма это человек попросил раскрыть секрет лесных берёзок. - Хотите ли помочь раскрыть это секрет? - Как вы поняли, на какой вопрос нам нужно ответить? ( Почему в лесу деревья растут рядками, на одинаковом расстоянии друг от друга, хотя их никто не сажал специально). - Ну а чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно узнать, каким способом семена растений могут распространяться от родного растения. Это и есть тема нашего занятия. - Где, по-вашему можно найти информацию? В каких источниках? - Я принесла вам статьи из энциклопедии «Почемучка», которые помогут нам разгадать загадку. 2. - Чтобы вы за урок успели разобраться с эти странным случаем, разделимся на три группы. Для этого возьмите карточки со словами и узнайте их состав. (Слова берёзка, берёзовый, берёзонька). - Проверим, что у вас получилось? - Назовите корень ваших слов. - Корень в словах одинаковый. Назовите, какая часть помогла образовать ваше слово. - А теперь, те ребята, у кого в слове суффикс –к – это первая группа. - В чьих словах суффикс -ов- - это вторая группа - В чьих словах суффикс - оньк - - это третья группа - Найдите карточку своей группы и пересядьте за свой стол.
- Для работы нам в каждой группе понадобятся «командиры», «секретари», «художники», «мыслители». Обсудите это и распределите эти роли. - Чтобы работа группы была успешной, будем выполнять следующие правила: 1. Внимательно слушай говорящего. 2. Говори спокойно, ясно. 3. Говори только по делу. (Табличка на доске)
- Каждая группа получает карточку- инструкцию, карточки с текстами. - Познакомьтесь с инструкцией. - Вы встретили слова, значение которых не понятны? - Фотоколлаж – это несколько фотографий на определённую тему, наклеенные на основу. Можно дополнить его своими рисунками, надписями. - Повторите план своей работы. - Приступаем! | Беседа. Фронтальная работа. Осознание учебной проблемы. Репродуктивный метод. Самостоятельная работа. Предварительный инструктаж | Слушают письмо. Отвечают на вопросы. Осознают проблему, которую нужно разрешить. Рассказывают, какие части есть в словах берёзка, берёзовый, берёзонька. Рассаживаются в три группы, состав которых случаен. Знакомятся с планом работы. | Создание проблемной ситуации. Способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы. |
3. Рассмотрение проблемы. | 1 группа ( подбирает сведения о распространении семян с помощью ветра.)
2 группа –( распространение семян птицами и животными, которые ими питаются.) 1.Прочитайте текст. 2.Приготовьте рассказ о способе распространения семян, ищите в выделенной части текста. 3.Составьте фотоколлаж, выбрав нужные фотографии. 4.Сделайте предположение, кто посадил берёзки. 3 группа –( распространение семян человеком.) 1.Прочитайте текст. 2.Приготовьте рассказ о способе распространения семян, ищите в выделенной части текста. 3.Составьте фотоколлаж, выбрав нужные фотографии. 4.Сделайте предположение, кто посадил берёзки | . Исследовательский метод. | Получают карточки с текстами, ватман, клей, фломастер. Знакомство с текстами, их анализ. Самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи. | Развивать отношения партнёрства при работе в группе. Развитие процессов мышления: анализ, синтез. |
4. Обсуждение. | - Вы знаете, что у каждого растения после цветения образуются семена. (Презентация). - К какой же разгадке пришла каждая из команд? Мне не терпится узнать ваши ответы.
- Правильно, ветер помогает семенам разлетаться далеко от растений. (Презентация).
- И вы правы, птицы и животные тоже помогают семенам рассеиваться (Презентация).
- Третья группа выяснила, что человек тоже может помогать рассеиваться семенам. - Все ваши версии, конечно, верные, семена растений действительно распространяются разными способами. - ---- Какая группа на ваш взгляд, точнее ответила на поставленный вопрос? - Вот пока вы искали ответ, пришло ещё одно письмо от этого человека. Послушайте, что он пишет. “…И вдруг я заметил следы человека. Я пошёл по этим следам. И вдруг… Я остановился и огляделся вокруг – весь снег был усеян черными точками. Да это же семена берез! Летом на березах висят зеленые “колбаска”. К осени они созревают и как будто высыхают. А зимой ветер срывает эти “колбаски”, и они рассыпаются на тысячи крошечных “самолетиков”. И вот они лежат передо мной. Мне надо было торопиться. Но я стоял и смотрел. Вот снова налетел ветер. Он сгреб снег, а вместе с ним и семена берез, потащил их и часть бросил в ямку. В те самые ямки, которые остались от следов человека, прошедшего впереди меня… ” - Совпали ваши версии с разгадкой? - Кто же помог посадить берёзки в таком порядке? (Человек, ветер, могли пройти крупные животные) | Исследовательский метод. Соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением. Обобщение по проблеме. | Дети рассказывают о том, что они узнали. Одновременно идёт показ презентации о распространении семян в природе. | Развивать умение делать предположения, доказывать правоту своего мнения. |
5. Подведение итогов. Рефлексия. | - Что вы узнали сегодня на занятии? (Последний слайд презентации) - Мне хочется узнать, как вам работалось на уроке. - Возьмите кружки и нарисуйте своё настроение, с которым вы уходите с этого занятия. - Вы все молодцы, очень хорошо помогали разгадывать секрет берёзок. | Исследовательский метод. Обобщение по проблеме в целом | Отвечают на вопросы обобщающего характера. | Поддержание хорошего настроения по результатам выполненной работы. |
6. Домашнее задание. | Дома я предлагаю вам загадать эту загадку родным, выслушать их мнение по этому поводу и рассказать о том, что узнали с помощью: -рисунка (розовая карточка) - сочинения (жёлтая карточка) | Получают настрой закрепить данную тему дома. |
Материалы:
- Поворезнюк Н.Е. «Кто посадил в лесу берёзы?». Статья по окружающему миру. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2009г.
- Детская мультимедиа-энциклопедия «Кирилла и Мефодия».
Приложение.1.
Как-то жил я летом на даче. Помню, бежит ко мне соседка Маринка со всех ног, глаза испуганные, вот - вот заплачет…
- Дядя, скорее снимите его!
- Кого?
- Того, кто у меня на спине.
Повернул я Маринку – батюшки! – весь сарафанчик сзади в «собачках», как ребята называют колючие репья.
-Гадкие, противные! – сердилась девочка, стараясь растоптать упавшие на пол колючие шарики.
-Напрасно ты их ругаешь. Они ни в чем не виноваты. Просто семена этого растения так путешествуют, переселяются на новые места.
Не только семена репейника так путешествуют.
Дунет ветер, и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения. Для этого у семян есть специальные приспособления. У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашютику». У клёна есть «крылышки». У хлопчатника, у тополя пух напоминает снег. В центре каждого белого комочка семя. У плода берёзы семя окружают два крылышка. Хоть и невелики они по размеру, а порой ветром их занесёт даже на крышу старого дома. И березе, и клену, и елке ветер тоже помогает – крутятся их летучие семена ,словно вертолетики, и улетают далеко- далеко
2. Как-то жил я летом на даче. Помню, бежит ко мне соседка Маринка со всех ног, глаза испуганные, вот - вот заплачет…
- Дядя, скорее снимите его!
- Кого?
- Того, кто у меня на спине.
Повернул я Маринку – батюшки! – весь сарафанчик сзади в «собачках», как ребята называют колючие репья.
-Гадкие, противные! – сердилась девочка, стараясь растоптать упавшие на пол колючие шарики.
-Напрасно ты их ругаешь. Они ни в чем не виноваты. Просто семена этого растения так путешествуют, переселяются на новые места.
Пройдет лошадь- корзиночка с семенами цап шипами – колючками за лошадиную шерсть – и поехала. Где-нибудь семена отцепятся от лошадиной шерсти и упадут на землю. И на козах, и на лосях «ездят» репейниковые «собачки», и, конечно, на собаках. Вот для чего репейнику колючки – цеплялки.
Птицы тоже помогают семенам расселяться. Вот сойка и клёст, неся к себе в гнездо лакомство, роняют некоторые семена, которые потом прорастают.
Белки, бурундуки и многие другие животные питаются плодами и семенами растений, делая запасы на зиму. Но не все семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные забывают.
.
3. Как-то жил я летом на даче. Помню, бежит ко мне соседка Маринка со всех ног, глаза испуганные, вот - вот заплачет…
- Дядя, скорее снимите его!
- Кого?
- Того, кто у меня на спине.
Повернул я Маринку – батюшки! – весь сарафанчик сзади в «собачках», как ребята называют колючие репья.
-Гадкие, противные! – сердилась девочка, стараясь растоптать упавшие на пол колючие шарики.
-Напрасно ты их ругаешь. Они ни в чем не виноваты. Просто семена этого растения так путешествуют, переселяются на новые места.
Не только семена репейника так путешествуют. Семена череды имеют зазубринки, которые крепко цепляются за одежду людей и прорастают там, где их сбросит человек.
Некоторые сухие плоды ездят на одежде человека.. Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами, просто на прогулку. Семена могут насыпаться в корзинки, в обувь, в складки одежды, а вытряхиваются уже совершенно в другом месте Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. Косточки и семечки, оставшиеся после поедания ягод или фруктов, могут прорасти там, где их оставили.
А есть растения, которые стреляют своими семенами! Например, бешеный огурец. Созреет такой «огурчик», и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие – в кого угодит, тот их с собой и унесет. Потом подсохнут семена и отвалятся. Стреляющих растений у нас много. И недотрога, и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"
Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....
внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...
Внеклассное занятие по окружающему миру "Удивительный мир растений"
Данная разработка предназначена для работы с учащимися 3-4 классов во внеурочной деятельности.На уроке учащиеся повторяют классификацию растений, значение растений в жизни человека, з...
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру «Как животные исследуют мир».(декада по окружающему миру)
занятие к декаде по окружающему миру для 1-4 классов...
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру "Растения леса"
Игровое занятие в форме викторины с элементами беседы....
Внеурочное занятие по окружающему миру, Разновидности растений, 3 класс
Представлен конспект внеурочного занятия по окружающему миру, ребятам необходимо узнать строение растений и закрепить знания....
Внеклассное мероприятие по окружающему миру " Удивительные растения" 2 класс
Внеклассное мероприятие по окружающему миру...