Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира "Горные породы".
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Чурсина Валентина Васильевна

    Повторить и углубить знания учащихся, связанные с общими представлениями детей об атмосфере Земли; познакомить с первоначальными сведениями о горных породах как о природных телах, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли, дно океанов; о видах горных пород; о происхождении магматических и осадочных пород. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать стремление бережно относиться к предметам неживой природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gornye_porody.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Горные породы

    Цели: повторить и углубить знания учащихся, связанные с общими представлениями детей об атмосфере Земли; познакомить с первоначальными сведениями о горных породах как о природных телах, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли, дно океанов; о видах горных пород; о происхождении магматических и осадочных пород. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать стремление бережно относиться к предметам неживой природы.

    Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматия. Образцы полезных ископаемых из школьной коллекции (гранит, базальт, каменный уголь, известняк, торф, нефть). Коробочки для индивидуального отбора образцов из общей школьной коллекции, лупы, презентация «Горные породы».

    Ход урока

    1. Работа с новым материалом.

    1) Работа в парах. Проблемный вопрос

    Знаете ли вы, где проходит граница атмосферы?

    Прочитайте 1 абзац параграфа «Горные породы» и найдите ответ с соседом на поставленный вопрос, выделите те сведения, которые до этого вам были неизвестными. Проводится беседа.

    Верхняя граница точно не определена. Высоко над землёй атмосфера постепенно переходит в безвоздушное пространство. Нижней границей атмосферы считают поверхность Земли, т. е. поверхность водного пространства и поверхность суши. Поверхность суши, по которой мы ходим, состоит из особых горных пород большинство, из которых твёрдые.

    2) Работа с рисунком.

    Рассмотрите рисунок в учебнике, опишите неживую природу, составляющую поверхность Земли, по которой мы ходим. (На рисунке показан берег реки, хорошо виден слой песка, глины и камней).

    3) Работа с презентацией.

    Показ образцов горных пород и рассказ о них.

    Слайды №1, 2. 

    Речная и морская галька, песок, глина, известняк, гранит, базальт, каменный уголь – это горные породы. Как правило, они залегают в земле большими массами. Из горных пород сложены равнины, дно водоёмов, вся твёрдая часть земли до глубины 30-40 километров и более.

    Слайд №3, 4. 

    Большинство горных пород твёрдые, но есть жидкие горные породы (ртуть, нефть) и газообразные (природный горючий газ).

    Показ образцов горных пород. Вы, может быть, видели по телевизору или читали об извержениях вулканов? (ответы ребят)

    Слайды №5, 6.

    На земле насчитывается несколько тысяч вулканов. Одни из них действующие. Они дымятся, грохочут, извергаются. Их активность может длиться часы, дни, недели. Из вулканического кратера вырываются огонь, пепел, горячие газы, потоки расплавленной жидкой массы, летят огненно-красные камни, вырываются клубы водяного пара.

    Действующие вулканы служат как бы окнами вглубь Земли. Во время их извержений на поверхность выбрасываются глубинное расплавленное вещество Земли – магма. Магма, излившаяся на поверхность Земли, называется лавой.

    При извержении вулкана раскалённые огненные потоки магмы с огромной силой вырываются из глубины недр Земли. Они изливаются на её поверхность и остывают. Это приводит к образованию ГОРНЫХ МАГМАТИЧЕСКИХ (вулканических) ПОРОД. К ним относятся ГРАНИТ и БАЗАЛЬТ.

    Слайды №7, 8. 

    А, вот каменный уголь, известняк и торф образовались по-другому.

    Бурные реки, которые образующиеся при разрушении гор. Реки впадают в море, вместе с речной водой в море впадают камни, песок и глиняные частички. Они опускаются на дно моря.

    Так год за годом сотни тысяч и миллионы лет накапливаются громадные толщи осадков на дне океанов и морей. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют ОСАДОЧНЫМИ, потому что образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

    Слайд №9.

    В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет накапливается огромное количество скелетов и образуется горная порода – известняк.

    Слайды №10, 11. 

    Вокруг мелких озёр и болот растёт множество деревьев. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает глина и песок. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь.

    Слайд №12. 

    А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

    Что такое мел?

    Слайд №13.

    Оказывается, вначале мел был животным. В водах океанов существуют различные виды мельчайших растений и животных. Одним из них является одноклеточное существо под названием «фораминифера» с панцирем из извести. Отмирая, эти существа опускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из их панцирей. Конечно, на это уходят миллионы лет. Постепенно этот слой цементируется и превращается в мягкий известняк, который мы называем мелом. Различные изменения на Земле превращали морское дно в сушу. Слои мела, находившиеся на морском дне, были подняты над поверхностью моря. Наиболее рыхлые участки были размыты водой, оставив высокие меловые скалы.

    Слайд №14

    После пульверизации, промывки и фильтрации из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!

    Слайд №15. 

    Там, где из болот отводят воду, где их осушают, обнажаются залежи торфа, одной из разновидностей горючих полезных ископаемых. Его образование начинается ещё до того, как появилось болото. На дне озера накапливаются остатки отмирающих растений и животных, образуется чёрный ил. Торф способен гореть именно потому, что в нём присутствуют углеводороды.

    Слайд №16. 

    В болотах растения разлагаются почти без доступа кислорода. Через несколько лет такого процесса образуется коричневая смешанная масса веточек, корней и листьев. Если из этой массы удалить воду (торф на ¾ состоит из воды), высушить, разрезать на брикеты, то получим неплохое топливо. На нём могут работать даже электростанции.

    Рассмотрите кусочки торфа с помощью луп. Что вы заметили? (веточки, песчинки)

    3. Закрепление.

    - Почему каменный уголь, известняк и торф называются осадочными горными породами?

    Работа с учебником стр.

    4. Итог.

    - Выделите две группы горных пород. (Магматические или вулканические и осадочные) Слайды №17,18.

    - Приведите примеры вулканических и осадочных пород.

    Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении. Слайд №21. (фото хранение нефти)

    – Что на уроке понравилось, запомнилось?

    5. Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

    В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

    Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

    Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

    Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

    Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

    Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

    Конспект урока окружающего мира «Горные породы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

    Цели деятельности учителя: формирование понятия горные породы, ознакомление с различными видами горных пород и со сферами их применения в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные: знакомиться ...