разработка урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кобзева Ольга Александровна

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме:"Что входит в солнечную систему",

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Что входит в Солнечную систему»

Цель урока: изучить строение Солнечной системы

Задачи:

Обучающие: сформировать представление о Солнечной системе, о её составе; о месте Земли в Солнечной системе.

Развивающие:

- развивать пространственное воображение, абстрактное мышление;

- создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию;

- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся.

Воспитательные:  

- воспитывать интерес к изучению астрономии

Предполагаемые результаты урока:

Личностные: 

  • оценивать своё знание и незнание; желание улучшать результаты своего учебного труда, развивать свои творческие способности.

Предметные: 

  • иметь  представление о Солнечной системе как системе космических тел, обращающихся вокруг солнца; знать  названия планет и их последовательность расположения в Солнечной системе;  уметь  различать  планеты-гиганты и планеты земной группы.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные :

  • овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства для её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

  • ставить познавательную задачу и целенаправленно решать её; уметь работать с научно-популярным текстом, выделять основную информацию; критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями; уметь характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под  понятие; уметь моделировать объекты окружающего мира, их отношения, взаимное расположение.

Коммуникативные:

  • обмениваться информацией, собранной из различных источников с одноклассниками, учителем.
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками.

 Технологии,  используемые на уроке:  

  • технология  самостоятельной деятельности

Методы, использованные на уроке:

  • объяснительно-иллюстративные методы, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

  Формы организации деятельности обучающихся на уроке:

  • фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

  Оборудование урока:

  • учебник  (Окружающий мир: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин. – 8-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.-176 с.: ил.- ISBN  978-5-418-00517-5(ч.1)
  • рабочая тетрадь (Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса учреждений. В 2 ч. Ч.1/ О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – 11-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.-64 с.: ил.- ISBN  978-5-418-00782-7(ч.1)
  • персональный компьютер;
  • электронная доска;
  • презентация;

                                                                        Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация учебной деятельности

Организует мотивирование к учебной деятельности. Предлагает решить кроссворд (ключевое слово «астрономия»)

Задаёт вопросы:

-Как переводится с греческого «астрономия?

-Что изучает?

Включаются в учебную деятельность. Решают кроссворд. Отвечает на вопросы учителя.

Личностные

Регулятивные

2.Актуализация знаний

Предлагает послушать стихотворение о планетах Солнечной системы и подчеркнуть названия планет в тексте стихотворения, напечатанном на листе. Листы с текстом лежат на партах. Предлагает перечислить планеты, встретившиеся в тексте.

Задаёт вопросы.

Что вы знаете о планетах? Об их месте в Солнечной системе?

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение о планетах. Слушают стихотворение. Выполняют пробное учебное действие.  Учащиеся подчеркивают названия планет. Перечисляют планеты. Извлекают необходимую информацию из текста. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

3. Объяснение нового материала

Организует работу    с иллюстративным материалом, демонстрирует на доске изображения слайд №1 с изображением Солнечной системы

 Задает вопросы:

  • Что изображено?
  • Какова будет тема урока?

На какие вопросы мы сможем ответить, познакомившись с этой темой?

Предлагает разбиться на пары сменного состава. Прочитать 1 абзац и отметить, что нового узнали?

-Сформулируйте правильно вопросы и задайте любой паре.

Предлагает прочитать второй  абзац и сформулировать два основных вопроса по нему.

Вызывает помощников – консультантов для сообщений.

Привлекает учащихся к оцениванию выступающих по критериям.

1)соответствие теме

2)объём сообщения

2) интересны ли сведения?

3) читал с листа или наизусть?

Рассматривают изображение Солнечной системы

Отвечают на вопросы учителя.

Пытаются сформулировать тему сегодняшнего урока. Ставят учебные задачи:

-Что такое Солнечная система?

-Какие тела входят в Солнечную систему?

-Чем планеты отличаются от Звезд?

Делятся на пары сменного состава. Читают учебник, выделяют новую информацию и пытаются сформулировать вопросы, которые зададут другим  парам.

Выбирают пару, которой задают вопрос по тексту. Отвечают на вопросы одноклассников, корректируют неверные ответы.

Представляют одноклассникам подготовленные сообщения о планетах Солнечной системы.

Слушают сообщения одноклассников о планетах, оценивают выступление по критериям.

Учащиеся после своего выступления вывешивают условные знаки планет на доску под теми номерами, какие планеты занимают в Солнечной системе

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

4. Первичное закрепление с проговариванием вслух

Предлагает распределить планеты по двум группам: планеты типа Земля и планеты-гиганты.

Продолжают работать в парах.

Распределяют планеты на группы. Одна пара работает у доски.

Сравнивают полученные результаты. Проверяют полученный результат. Делают выводы.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует выполнение самостоятельной работы в тетрадях на печатной основе.

Предлагает обменяться работами и проверить их, сверяясь с правильно оформленной таблицей.

Выполняют самостоятельную работу в тетрадях на печатной основе. Подписывают названия планет Солнечной системы. Обмениваются тетрадями, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (слайд с изображением Солнечной системы), выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действия, которые вызывают у них затруднения, и их.

Познавательные

Регулятивные 

6. Включение в систему знаний и повторение

Задаёт вопрос:

-Далёкие звёзды, которые мы видим на ночном небе, входят в Солнечную систему?

Почему мы видим планеты, похожими на звёзды?

Чем они отличаются от Звезд?

Предлагает выполнить задание в тетради на печатной основе.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение в тетради, распределяют космические объекты по группам (звёзды, созвездия и планеты), называют их существенные признаки.

Познавательные

Коммуникативные

7. Рефлексия учебной деятельности

Задаёт  вопросы:

- какую задачу ставили?

-удалось решить поставленную задачу?

-каким способом?

-какие получили результаты?

-что еще нужно сделать?

- где можно применить новое знание?

-что на уроке получилось хорошо?

-над чем ещё можно поработать?

Отвечают на вопросы.

Оценивают процесс и результат деятельности.

Адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

Формулируют и аргументируют своё мнение.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."

Цели урока:Образовательные-         формировать представления детей о далеком прошлом Земли;-         пополнить знания у...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...