Круговорот воды в природе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Манушарова Ольга Владимировна

Открытый урок по окружающему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока.

Тип урока: ОНЗ с экспериментально – исследовательской деятельностью.

Тема: Круговорот воды в природе.

Цель: Сформировать у учащихся представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе.

Формировать УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Задачи: Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.

              Развивать наблюдательность, внимание, мышление.            

              Работать над развитием устной речи, формировать умение высказывать свою                  

              точку зрения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, мульт-презентация, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения       в учебную деятельность.

- Самоопределение (Л);

- Внутренняя позиция школьника (Л);

- Учебно-познавательная мотивация (Л).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш класс превратится в волшебную научно - творческую лабораторию, где вас ждут удивительные открытия, и эти открытия свершите именно вы!

- Положите свои ладошки друг другу и повторяйте за мной волшебные слова:

- Сегодня я открою для себя много нового и интересного. Я хочу сделать это для себя. Я добьюсь успеха в любом деле, потому что я умный, добрый и замечательный человек.

2. Актуализация знаний.

Цель: организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Организовать фиксацию затруднения в пробном действии.

- Смыслообразование (Л);

- Сравнение, представление (П);

- Извлечение необходимой информации (П);

- Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации (К).

- Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р).

1. Музыкальные загадки. П.И. Чайковский « Времена года».

 - Слушайте музыку и представляйте картины, которые будет рисовать ваше воображение.

Это ваше первое открытие: сопоставление времени года с музыкой. Запишите в ваши карты исследования.

Работа в группах: нарисовать определённое время года, используя приём олицетворения.

Дети вывешивают работы на доску, рассказывая стихотворения.

В гости к нам спешит зима,

Наступили холода,

Как художник Дед Мороз

Нам румянит щёки, нос.

Следом за зимой пришла

К нам красавица весна,

Во дворе сирень цветёт,

А на ней скворец поёт.

Море радости и света –

Значит, наступило лето,

В лес по ягоды идём,

Всю малину соберём

Вот и осень наступила, нам пора

В школу поспешишь с утра.

Так природа круглый год

По своим часам живёт.

2. Практическая работа.

- Что происходит в природе с водой в разные времена года?

- Проведём научный опыт: преобразуем воду из твёрдого состояния в жидкое и затем в парообразное. Нам понадобится: лёд, чайник с горячей водой, стакан воды, стекло, аролампа.

- Сделайте вывод: вода может быть твёрдой, жидкой, газообразной. (Вывесить карточки с названиями состояний воды).

- Вы сделали  второе открытие. Запишите его в исследовательские карты.

- Ребята, что же это такое – вода? (Это полезное ископаемое).

Академик А.П.Карпинский назвал воду «наиболее полезным ископаемым».

- Где хранится это ископаемое? ( Вода есть повсюду: в водоёмах, на высоких горах, у полюсов).

Известный французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери так говорил о воде:

«У тебя нет вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты -  сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».

3. Решение кроссворда. (Вывешивание карточек  + каждый у себя решает кроссворд).

 

1. Без крыльев летит,                                                                    

Без ног бежит,

Без паруса плывет. (Облако)

2. На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела 6 горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град)

3. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

4. Зимою на дворе растет белою горою.

Но исчезает без следа весеннею порою. (Сугроб)

5.Вечером родится,

Ночь живет,

Утром умирает. (Роса)

6. Речка бежала,

Упала с горы.

Это явление ты назови. (Водопад)

7. Не вода, не суша -

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото)

8. Кругом вода,

А с питьем беда. (Море)

9. Растет она вниз головой.

Растет не летом, а зимой.

Но солнце ее припечет -

Она заплачет и умрет. (Сосулька)

10. По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода. (Тучи)

11. Кто он, сказочный герой,

Жизнь свою связал с водой? (Водяной)

12. Зеркало большое

Средь полей лежит.

Небо отражает,

Землю украшает. (Озеро)

13. В огне не горит

И в воде не тонет.  (Лёд)

14. Кто Великий Умывальник,

Умывальников Начальник?

Кто мочалок Командир? (Мойдодыр)

- Ребята, внимательно посмотрите  на кроссворд, у вас должно получиться интересное словосочетание. (Круговорот воды).

 Пробное задание:

- Объясните, что такое круговорот воды в природе?

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения.

- Учебно-познавательный интерес (Л);

- Волевая саморегуляция (Р);

- Почему возникли затруднения?

(Мы ещё с этим не знакомы, не можем объяснить это явление природы).

- Когда возникает затруднение, что надо сделать? (Остановиться и подумать).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения.

- Постановка познавательной цели (П);

- Познавательная инициатива (Р);

- Адекватное использование речи для регуляции своей деятельности (К).

- Определите тему урока.

- Поставьте цель.

Игра. Распределите слова по состояниям воды.

Жидкое       →   Твёрдое   →   Парообразное

Роса        Град        Облако

Водопад        Сугроб        Туман

Болото        Сосулька        Туча

Море        Лёд

Озеро

5. Реализация построенного проекта.

Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, направленное на приобретение недостающих знаний.

- Осознание ответственности за общее дело (Л);

- Поиск необходимой информации (П);

- Учёт разных мнений (К).

- Почему между модулями стоят стрелки? (Вода постоянно из одного состояния переходит в другое).

- Как называется это «путешествие»? (Круговорот воды в природе).

Вот ваше третье открытие.

Вывесить карточку  КРУГОВОРОТ.

- Назовите орфограмму.

- Какие слова спрятались в этом слове?

6. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: решение коммуникативных задач, планирование учебного сотрудничества.

- Подведение под понятие (П);

- Планирование учебного сотрудничества (К).

Инсценировка. С. Погореловский «Весенний разговор».

- Куда ты несешься,

Постой, ручеёк,

Побудь, непоседливый, с нами!

- Спешу я, ребята,

Ведь путь мой далек,-

Бегу я на родину, к маме!

- А кто твоя мама?

- Большая волна,

Волна океана седая,

О бурях неистовых пела она,

Меня на груди колыхая.

Всегда бы ту песню я слушать хотел,

Но солнце пригрело сильнее -

И к страннице – тучке

Я паром взлетел,

Понесся по свету я с нею.

- Какой ты счастливец!

Увидел с небес.

Всю Землю с ее чудесами!

- Да, много в пути         Повидал я чудес,

Но помнил, грустил я о маме.

- Так что же ты к ней

Не вернулся опять

Веселым сверкающим ливнем?

- Жестокая стужа

Успела сковать,

Укутать все панцирем зимним,

Я снегом на землю

Упал – и уснул,

С полями уснул и лесами.

- А что тебе снилось?

- Что, славя весну,

Бегу я на родину, к маме!

И вот я проснулся,

Преграды крушу,

Вперед пробиваюсь упрямо.

Прощайте, ребята,

Я очень спешу…

Мы скоро увидимся, мама!

7. Физ. минутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась

8. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать  самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

- Развитие эстетических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- Использование знаково-символических средств (Р);

- Постановка познавательной цели (П);

- Достижение договорённостей (К).

Творческая работа в группах: сочинить сказку о капельке → нарисовать → презентовать.

Эталон: схема круговорота воды в природе.

- Какие процессы происходят с водой во время её путешествия? (испарение, замерзание, конденсация, таяние).

9. Включение в систему знаний.

Цель: организовать повторение учебного содержания.

- Моделирование, преобразование модели (П);

- Умение структурировать знания (П);

- Постановка вопросов (К).

- Вспомните русскую народную сказку о круговороте воды в природе: «Снегурочка».

Презентация сказки + беседа.

- Соединим сказку и науку в одно целое.

- Из чего слепили Снегурочку?

- Что случилось со Снегурочкой, когда она прыгала через костёр?

- Как Снегурочка попала на землю зимой?

- Почему процесс преобразования воды в природе называется круговоротом?

Вывод: КРУГОВОРОТ ВОДЫ БЕСКОНЕЧЕН.

Мульт – презентация + песня.

- Как вы думаете встретится ли волчонок с Капитошкой? Почему?

10. Рефлексия.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

- Внутренняя позиция школьников (Л);

- Самооценка на основе критерия успешности (Л);

- Контроль результатов деятельности (П).

- С каким процессом вы познакомились  на уроке?

- Какую цель вы ставили?

- Вы достигли поставленной цели?

- Что должен помнить каждый землянин о воде?

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течёт на просторе.

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана.

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превратятся в облака.

А облака, проплывая над нами.

Дождём проливаются, сыплют снегами.

Весной соберётся вода в ручейки,

Они побегут до ближайшей реки.

- Ребята, вы побывали сегодня в роли учёных, и в этой роли были очень убедительны. Надеюсь, новые открытия помогут вам и дальше увлечённо познавать этот удивительный мир во всём его многообразии.

- Оцените свою работу. (На картах исследований нарисуйте флажок нужного цвета).

11. Домашнее задание.

Ответьте на вопрос:

- Может ли вода исчезнуть с лица Земли? ( Мини – сочинение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс

Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...

Вода. Круговорот воды в природе.

На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...

«Превращение воды. Круговорот воды в природе».

Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...

Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека.

Цель урока:формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к ресурсам водынаблюдение за учащимися с помощью методики критического ...

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...