Краеведение - основа патриотического воспитания
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Волова Татьяна Васильевна

Целью данной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

а) развивать интерес к настоящему и прошлому Воронежской области;

 воспитывать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, обществу, городу, природе родного края;

б) приобщать детей к истории, культуре, традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;

в) содействовать воспитанию чувства гордости за своих земляков, ответственности и сопричастности тому, что происходит в городе.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ НОВОХОПЁРСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 1

г. Новохопёрск, ул. Советская, д. 142

т. (473-53) 3-32-78

Авторский проект

«КРАЕВЕДЕНИЕ - ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ».

Волова Татьяна Васильевна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ Новохопёрской гимназии №1

Домашний адрес:

п. Новохопёрский, пер. Пушкина д. 40. кв. 15 т. (473 -53) 3-51-57, 8-920-452-77-79

НОВОХОПЁРСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Анализ состояния проблемы в научной и научно-методической литературе………………………………………………………………………..4

Глава 2.Анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А.Плешакова на степень наличия краеведческого материала……………10

Глава 3. Педагогический опыт по воспитанию патриотизма на краеведческом материале……………………………………………………………….. ………13

3.1. Элементы краеведения на уроках окружающего мира………………………………………………………………………………13

3.2. Организация проектной деятельности в рамках курса «Окружающий мир»……………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………22

Литература………………………………………………………………………23


Введение.

Я учитель начальных классов, работаю в школе более 30 лет. За годы педагогической деятельности и общения с учениками сформировалась и окрепла моя позиция: урок окружающего мира занимает одно из особых мест, так как этот урок позволяет более, чем другие решить одну из задач современной школы - привитие чувства принадлежности к малой Родине,

России, к родным корням. Предмет моего исследования — организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами краеведения при изучении курса «Окружающий мир» А.А.Плешакова. Целью данной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

а) развивать интерес к настоящему и прошлому Воронежской области;

 воспитывать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, обществу, городу, природе родного края;

б) приобщать детей к истории, культуре, традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;

в) содействовать воспитанию чувства гордости за своих земляков, ответственности и сопричастности тому, что происходит в городе.


Глава1. Анализ состояния проблемы в научной и научно-методической литературе. 

В практике использования краеведческих материалов в процессе изучения «Окружающего мира» учителя испытывают серьёзные затруднения. Одна из причин слабых знаний учащихся о своём крае связана с недостатком или с отсутствием методической литературы краеведческого характера. Другой важной причиной трудностей в реализации краеведческого принципа обучения является то, что учителя используют краеведческий материал эпизодически, объясняя это тем, что основное урочное время уделяется федеральному компоненту. Включение регионального компонента в программу начальной школы требует от учителя широких знаний о родном крае, чтобы свободно и убедительно обсуждать на уроках краеведческий материал. Для этого необходима более длительная подготовка к уроку, что влечёт трудности.

Задачи данного проекта:

а) изучение литературы вопросы;

б) понимание содержания и методов, которые можно использовать при преподавании курса «Окружающий мир», чтобы осуществлять патриотическое воспитание краеведением.

Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием. Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение. «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» [1: 920]. В словаре русского языка С. И. Ожегова дается такое определение: «Краеведение – это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей» [2: 295]. Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что «краеведение» это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Краеведение лучше других отраслей знаний способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознанию. Для учащихся младшего школьного возраста краеведение – основа воспитания патриотизма. С родного уголка земли, где родился и живешь, начинается для маленького человека огромная страна.

 В общей системе воспитания граждан России приоритетным является патриотическое воспитание. 11 июля 2005 года Постановлением Правительства Российской Федерации N422 утверждена Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2006-2010 гг., которая является инструментом государственной политики в области воспитания. Основной целью новой Программы определено: совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе воспитания любви к Родине, сохранения и приумножения исторических традиций Отечества сформировать у граждан патриотическое сознание, обеспечить поддержание общественной стабильности, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации.

Краеведение, как знание о своих родных местах, зародилось ещё в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь.

Важную роль в становлении краеведения в России сыграл М.В. Ломоносов. Составляя первый географический атлас России, он разослал по всем губерниям специальную анкету, содержащую вопросы о природных богатствах, истории и жизни населения. В процессе развития краеведения в России наметилось два направления: научное и школьное.

Важную роль в развитии школьного краеведения в России сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное значение и образовательное значение изучения своего края. Все эти принципы учтены в нормативно-правовой документации образовательного учреждения.

Актуально звучат и ныне слова, написанные К. Д.Ушинским в 1867году в доказательство необходимости того, чтобы знание своей Родины, её языка, истории, географии составляло основу содержания школьного образования: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится» [15: 358].

В современной начальной школе есть предмет «Окружающий мир». Даже при поверхностном просматривании учебников разных авторов можно сделать вывод, что краеведение – одна из составляющих интегрированных курсов О.В.Поглазова (УМК «Гармония»), Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа ХХI века»), З.А.Клепининой, А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Приятно было узнать, что появились тетради на печатной основе по краеведению. У нас в городе Воронеже и Воронежской области в школах появились тетради по краеведению для 1 класса, готовы к изданию тетради для 2 класса. Автор тетрадей доцент кафедры методики и обучения начального образования ВОИПиКРО Махина Н.С. и, конечно, учителя практики: Онегина Г., Гребенщикова О.И. Для учителей в помощь есть диск. У Клепениной Е.В. и. Клепининой З.А., есть тетрадь по краеведению «Мой край». Эта тетрадь дает ориентиры, предлагает определенную систему в изучении своего края и может быть использована при реализации программ по краеведению, окружающему миру, начиная с 3 класса.

Практика использования местного материала на уроках окружающего мира показывает, что учителям нужна методическая литература краеведческого характера, а её недостаточно или чаще всего нет.

На мой взгляд, статья «Использование на уроках материалов исторического краеведения» Губановой Е.Н. и Махиной Н.С. - важное методическое подспорье для учителя. Учёные разработали методику преподавания краеведческих уроков. О месте местного материала в учебном процессе. «В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока, краеведческий материал может быть изучен до прохождения темы, в начале её изучения, в ходе его изучения и в конце» [2: 35]. Об условиях, связи и соотношении  краеведческого материала с общеисторическим материалом. Краеведческий материал должен соответствовать задачам курса отечественной истории, должен быть связан с общеисторическим. Местный материал нужно использовать систематически, планомерно, используя наиболее оптимальные приёмы и методы.

В сборе и изучении краеведческого материала должны принимать участие школьники с применением исследовательского метода.

В этой статье содержатся требования не только к краеведческим урокам, но и к урокам-экскурсиям. Любая экскурсия предусматривает серьёзную подготовку к ней. Особые требования к теме экскурсии. «При отборе тем экскурсий следует исходить из следующих положений:

а) тесная связь с учебным материалом: экскурсии должны конкретизировать, углубить и расширить знания учащихся по основным разделам учебной программы;

б) целесообразность экскурсии; экскурсия должна способствовать формированию образного исторического мышления;

в) конкретность задач: экскурсия должна иметь чётко сформулированную целевую установку;

г) учёт возрастных особенностей младших школьников: тема и экспонаты должны быть доступны для понимания учащихся» [2: 36].

Губанова Е.Н. и Махина Н.С. считают, что перед экскурсией учитель должен рассказать о её теме и задачах, ею решаемых. Методисты считают, что урок-экскурсию лучше проводить учителю (не привлекать специалиста). После экскурсии необходимо проверить знания материала: знание исторических фактов, имена исторических деятелей, умение делать выводы.

«Проверка знаний – неотъемлемая часть урока-экскурсии. Она необходима для активизации внимания учащихся и проверки результативности самой экскурсии» [2: 36].

Опыт использования краеведческого материала на уроках в начальной школе даёт возможность методистам сделать следующие выводы:

1.Уроки с использованием местного исторического материала проходят интереснее, живее, активнее, чем уроки, проводимые на основании лишь материала учебника.

2.Програмный материал, иллюстрированный краеведческим материалом, усваивается учащимися значительно лучше и прочнее, чем на других уроках.

3.Глубокое знание своего города, своего района делает любовь учащихся к родному краю сознательной, способствует их воспитанию в духе патриотизма.


Глава2. Анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А.Плешакова на степень наличия краеведческого материала.

Не один год работаю по учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешакова. Многие темы изучаются на основе краеведческого материала. Использование в преподавании окружающего мира краеведческого материала является одним из эффективных способов обучения младших школьников этому предмету. Кроме того, это, на мой взгляд, один из самых экономных путей воспитания у учащихся патриотических чувств. Без привлечения краеведческого материала невозможно изучение следующих тем:

2 класс: «Жизнь города и села», «Чему учит экономика»

3 класс: «Сохраним удивительный мир растений и животных»

4 класс: «Родной край – часть большой страны»

Практика преподавания этого предмета показывает, что краеведческая работа в содержании курса является основной формой патриотического воспитания учащихся.

Проанализируем содержание программы учебного курса «Окружающий мир» А.А.Плешакова на возможность включения в него краеведческого материала.

В первом классе  ещё не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника). Ребёнок в этом возрасте – первооткрыватель мира, и его интересует всё. Отсюда и темы: «Что и кто?», «Как, откуда и куда?», «Где и когда?», «Почему и зачем?» [18: 129]. Но почти практически на каждом уроке есть у учителя возможность включить краеведческий материал в содержание изучаемого, чтобы расширить знания о родном крае и помочь полюбить его. Например, при изучении тем: «Кто такие насекомые?», «Кто такие рыбы?», «Кто такие птицы?», «Кто такие звери?» как не рассказать малышам о животных нашего удивительного края или не побывать на экскурсии в музее нашего Хопёрского заповедника. В первом классе учащиеся получают элементарное представление о своем крае, его природе и жизни людей.

Во втором классе дети знакомятся с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших элементарных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни [18: 130]. Ещё одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества. Темой «Путешествие по городам и странам» завершается программа третьего класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира.

В четвёртом классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, её граждане, - как часть человечества. Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Наш край-часть большой страны. Следующая тема программы – «Страницы всемирной истории» формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени». Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребёнка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью, для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времён и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечества.

Таким образом, в ходе изучения материала курса решаются вопросы патриотического воспитания детей, изучения истории родного края и гордости за людей, живших и живущих в этой местности, а так же знания истории своего рода.


Глава3. Педагогический опыт по воспитанию патриотизма на краеведческом материале

3.1. Элементы краеведения на уроках окружающего мира

При изучении темы «Путешествия по городам и странам» (3класс) уместно поговорить о родном городе Новохоперске, включенном в список исторических городов России. Но сведения не даются учителем в готовом виде, а детям предлагается на основе различных источников найти тот или иной материал. Ученики 3 класса навыками поисковой работы владеют ещё недостаточно хорошо, поэтому я прошу родителей оказывать детям посильную помощь. Конечно, есть и такие сведения, которые доносит до детей сам учитель. Только такая совместная работа даёт свои результаты. Ребята знакомились с историей города Новохоперска. Ученики посетили краеведческий музей, беседовали с директором музея Дробышевой Раисой Алексеевной, читали дополнительную литературу, искали статьи в газетах. Помогали родители, бабушки и дедушки. Юные краеведы узнали много нового, почему знаменитый на всю область ансамбль казачьей песни называется «Пристанской». В середине 17-го века на границе с землями воронежских монастырей и помещиков стоял Пристанский городок, оплот казачьей бедноты. Дети узнали, что свой отсчет Новохоперск ведет с 1710 года, поэтому в этом году отмечали 300 летний юбилей. В 1710 году по указу царя Петра 1 вблизи сожженного бунтарского Пристанского городка закладывается Хоперская крепость. Новый город на Хопре называется – Новохоперск. Стало понятно, почему около краеведческого музея лежит корабельный якорь. Именно на нашем Хопре строили первые корабли Азовской флотилии. Здесь начинал будущий флотоводец Федор Федорович Ушаков. Побывали дети на экскурсии у памятников истории и архитектуры нашего города: у Собора Воскресения Христова, 1865 год; у бывшей мужской гимназии, 1908 год; у бывших купеческих особняков. Это была незабываемая экскурсия к бывшему месту корабельной верфи. Мы шли к Хопру по крутой извилистой дороге («старому казацкому тракту»), булыжное покрытие которой сохранилось и поныне.

При изучении темы «Природа России» (3 класс) мы, конечно, говорим о формах земной поверхности, полезных ископаемых, водоемах, охране природы родного края. Класс разделился на две группы – «Географы» и «Знатоки природы». «Географы» обратились за помощью и к учителям географии нашей гимназии и директору станции юных натуралистов. Незабываемо звучали строки местного поэта под музыку Рахманинова (навеенную красотой нашей природы) о красоте нашего Хопра.

Купается в Хопре березка с кленом,

Их согревают нежные лучи.

На них глядят по-птичьи удивленно

С лугов прибрежных бойкие грачи.

Тема программы – «Страницы всемирной истории» - формирует у четвероклассников представления об основных периодах развития человечества. Тема предусматривает и первоначальное знакомство детей с историей своего края. Великая отечественная война. Год 2010 – особенный. Год 65-летия Победы. Соответственно, работа по этой теме проходила по многим направлениям как во время уроков, так и во внеурочное время. Вот что мы делали в рамках уроков « Окружающий мир». Это было два направления: имена героев-земляков в названиях улиц города и участие членов моей семьи в Великой Отечественной войне. Четвероклассники написали сочинения о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Сделали папку «Они подарили нам жизнь». Вот одно из сочинений. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» Эти несколько песенных строк необычайно точно передают трагедию и героизм нашего народа, проявленные в годы Великой Отечественной войны. Я хочу рассказать о своем прадедушке Ломовцеве  Николае Федоровиче. Он родился в 1906 году под городом Черниговом, что на Украине. Там он работал инженером –землеустроителем. В Новохоперский район он приехал вместе с первыми вагонами эвакуированных, куда привез свою жену и детей. А потом отсюда добровольцем ушел на фронт. Воевал в пехоте, был неоднократно ранен, награжден орденами и медалями. 29 апреля 1945 года умер от ранений в полевом госпитале. Захоронен в селе Радейсдорфт в Германии в братской могиле.

Шестьдесят пять лет прошло с той поры. Затянулись военные раны. И только памятники землякам, не вернувшимся с фронта, напоминают о неимоверной цене Победы. Вечная слава героям! Вечная память!»

В рассказах учеников часто звучало название Парк Победы. Именно там находится Вечный огонь и расположены памятные стелы с фамилиями погибших жителей. Проводя поисковую работу, некоторые дети с родителями побывали у стел, и нашли фамилии своих родственников.

Так дети снова и снова убеждаются в том, что история - это не только рассказы о далёком прошлом, проходившем где-то далеко от места их проживания. История – это, прежде всего жизнь людей разных поколений, их участие в событиях государства, как бы далеко они ни происходили. И память людская сохраняет события, подвиги людей в географических названиях. Так в нашем городе существуют улицы Иванова, Булавина, Степана Разина, Либкнехта.

Любовь к родине и у наших малышей начинается с малого. Понюхал цветок. Увидел росинку на траве, звездочку на небе. Это просто. А вырастет этот человек, и до его сердца можно достучаться. Я глубоко убеждена в том, что нужно учить детей видеть, слышать, понимать красоту окружающего мира. Любовь к родине и начинается с услышанного шелеста листьев, песни кузнечика, переливов жаворонка. И не жаль мне прервать урок, чтобы послушать стоны метели, увидеть вальс снежинок, провести урок на свежем воздухе. Как здесь не вспомнить «Школу под голубым небом» В.А. Сухомлинского [14: 48]. А.А.Плешаков в пояснительной записке пишет «Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки » [18: 129].

В моей работе мне очень помогает чтение детям хороших, умных книг. Как сказки, не одному поколению учеников рассказываю легенды, а может быть, и были о родном крае. Рассказываю об одной из самых красивых рек средней полосы России - Хопре. Очень красива природа нашего края. Может быть, эти строки нашего краеведа Б.С. Лащилина научат детей полюбить красоту родной природы, беречь её.

«Солнце только что скрылось за горизонтом. Шафранно-жёлтым пламенем пылает охватившая полнеба заря. В густой синеве быстро надвигающихся сумерек тонут в степи седые7 повидавшие немало на своём веку курганы. А на крутых песчаных берегах Хопра пряно пахнет чабрец, и на лугу где-то в густой и высокой траве однотонно кричат коростели-дергачи. Родной и любимый край, как ты мил и дорог тому, кто родился и вырос в твоих степных просторах, у тихой и светлой реки» [8: 5].


3.2. Организация проектной деятельности в рамках курса «Окружающий мир».

Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Начиная с 2002 года, наша гимназия включилась в эксперимент по разработке и апробации ПИТ как средства реализации целевой программы «Формирование общей культуры личности».

 Возможно, что термин «проектно-исследовательская технология» слишком серьёзный для начальной школы. Но мы глубоко убеждены, что исследования не на научном, а на ученическом уровне посильны для младших школьников. Дети этого возраста исполнительны, поэтому справятся с заданиями, которые берут сами или даёт учитель. А исследовательская работа по краеведению поможет ребятам не только лучше узнать родной край, но и полюбить свою землю.

Я думаю, моим ученикам на всю жизнь запомнится праздник «Чудесный мир музыки СВ. Рахманинова». Это был совместный проект «Гимназия - школа искусств». Проект удался. Урок был напечатан в сборнике ВОИПКРО [13: 209-213].

СВ. Рахманинов - великий русский композитор. Его творчество стало достоянием широких кругов музыкантов и любителей музыки, прочно вошло в жизнь многих народов мира. Это послужило толчком к более глубокому изучению его жизни и творчества, тем более, что наш край вдохновлял Рахманинова на создание всем известных произведений. Например, свой знаменитый второй концерт, романс «Судьба» и другие произведения композитор создавал в новохопёрском крае. Таким образом, был разработан проект исследования данной темы.

Цель проекта:

1. Приобщить детей к культурному наследию родного края, познакомить с жизнью и творчеством СВ. Рахманинова, развить эстетический вкус.

2. Сформировать умение и навыки коллективной исследовательской деятельности у учащихся посредством привлечения историко-краеведческого материала, энциклопедической литературы.

3. Воспитание любви к малой родине, чувство гордости за родной край.

Формы реализации:

1. Экскурсия в краеведческий музей.

2. Посещение Школы искусств.

3. Прослушивание произведений С. В. Рахманинова.

4. «Музыкальная гостиная»

Оборудование:

1.Фотостенд «Родина второго концерта».

2.Фотостенд «Дом-музей в Ивановке».

З.Фонограмма второго концерта С.В.Рахманинова.

4.Рисунки детей на музыку С.В.Рахманинова.

Вот фрагмент этого урока.

Ученица:

Сергей Васильевич очень тонко чувствовал, и понимал природу. Может быть, неповторимая красота нашей природы сказалась на том, что именно здесь знаменитый музыкант работал над вторым симфоническим концертом, здесь написал обработку украинской песни «Чоботы» и романс «Судьба». Село Красненькое можно по праву считать родиной бессмертного второго концерта.

Звучит фонограмма из второго концерта Рахманинова.

Ученица:

Свои впечатления от прослушанной музыки мы попытались выразить в рисунках. Вот что у нас получилось: бурная героическая стихия моря; картины весны (к романсу «Весенние воды»), безмятежный островок (к романсу «Островок»).

Отчет музыкальной группы.

Учитель:

Группа ребят, которые посещают Школу искусств и успешно там учатся, подготовили музыкальную программу «Чудесный мир музыки Рахманинова». Ребята познакомились с сочинениями композитора, как крупных, так и малых форм.

Сейчас вы прослушаете в исполнении активной участницы проекта Воловой Ани весёлую задорную музыку Рахманинова «Итальянская полька». Прообразом этой музыки был чешский танец полька. Позже этот танец распространился по всей Европе.

Исполняется «Итальянская полька».

Учитель: Сейчас прозвучит романс «Островок» на стихи английского поэта-романтика П.Шелли в переводе К.Бальмонта. Романс выдержан в прозрачных акварельных тонах, проникнут спокойным созерцательным настроением и отличается исключительной тонкостью и поэтичностью.

Исполняет его Лаенко Алина.

Учитель:

«Вокализ» примыкает к романсам, связанным с русской песенностью. О связи с русской протяженной песнею говорит широта неторопливой мелодии.

Исполнят «вокализ» Пасечник Никита и Масякина Лера.

В реализации этого проекта вместе со мной трудились ведущий специалист школы искусств Тулинова Т.В. (председатель родительского комитета класса) и учитель истории Светлова Л.А.

Одна из содержательных линий курса «Окружающий мир» изучает семью. Вот только некоторые вопросы, которые можно рассмотреть в этой теме. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Уже два  раза я проводила очень интересное мероприятие «Моя семья».

Цели мероприятия:

  1. пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям семейным традициям и реликвиям;
  2. расширить представление о связи времён, углубить представление детей об именах;
  3. воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей родины.

Оформление класса. На центральной стене эмблема праздника «Гнездо аиста», девиз - «Мы умеем предками гордиться». На доске размещаются родословные, составленные и оформленные семьёй ребёнка. Выставка семейных реликвий (рушник, библия, иконы).

Отчетные материалы. Накопительные папки групп, родословные, фотоальбомы.

Трудно ребятам было собирать материал для родословной. Пришлось провести опрос родственников о своих предках. Они писали письма, звонили в другие города, искали старинные фотографии. Самой глубокой и содержательной  родословная оказалась у Калашниковой Юли. Она узнала историю своего рода за двести лет. Диденко Владик рассказал о семейной традиции служить в милиции, о семейной династии хлебопёков рассказал Молчанов Денис вместе со своей бабушкой - директором Новохопёрского хлебозавода. А сколько старинных семейных реликвий принесли ребята на праздник!

 В декабре 2010 года я вновь провела урок-праздник, урок-отчёт «Моя семья». Ещё в сентябре я провела родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребёнка». Рассказала родителям о предстоящем празднике, о совместной работе с детьми по составлению родословных и сбору материала о своём роде. Показала свою родословную и пояснила, как мне  тяжело собирать материал о своём роде, когда в живых нет родных старшего поколения. Показала родителям и ученикам класса предыдущий праздник, записанный на диске.  Два месяца трудились мои исследователи. Который раз я убедилась в том, что  очень важно в нашей работе увлечь, заинтересовать, повести за собой, и тогда всё получится. Закипела работа. Мне кажется, на этот раз равнодушных не было. Каждый день консультации, беседы, советы. Но я то знаю, какое великое дело мы мы делаем! В результате исследовательской работы учащиеся и родители  увидели друг в друге помощников и друзей. Радость общего дела, познание своих корней объединило их, расширило кругозор детей о нашей Родине, о связи поколений. А самое главное, я надеюсь, вырастет такой человек и до его сердца можно достучаться.

 На этот раз Соколов Илья оказался представителем большого семейного рода, 7 поколений! Он и его мама начали свой рассказ с 1822 года! Всем присутствующим было интересно, как удалось собрать такой материал. Оказалось, что ещё девочкой Илюшина мама  расспросила своего прадедушку о своём роде. Она показала нам исписанный детской рукой альбомный лист. А я ещё раз убедилась в том, что я на правильном пути. Как важно вовремя направить детей на эту работу.

Занимаясь с учениками краеведческой работой, я сама открыла для себя много нового. Оказывается и сейчас во многих семьях более 65 лет хранятся фронтовые письма. Моим ребятам посчастливилось увидеть, подержать в руках фронтовые треугольники, военные открытки, погладить рукой боевые ордена и медали. Мы читали письма. Почти все они начинаются со слов: «Здравствуй, мама!» Не было на войне человека, который не скучал бы по родному дому.

 На праздник к нам пришёл  военный комиссар нашего района  -  папа моего ученика. Он нам принёс свою семейную реликвию – орден и медали своего деда. Его правнук Будаев Матвей рассказывал трогательные фронтовые истории из семейного архива.

 Совместная работа, проведённая к семейному празднику, ещё раз убедила детей, что исторические события, происходящие в государстве, затрагивают не только жизнь каких-то далеких людей, но входит в каждую конкретную семью. И члены каждой семьи в той или иной степени принимают участие в событиях, а память об этих людях остается в сердцах родственников. Каждый ребенок, проводивший поисковую работу, почувствовал причастность к тем великим событиям через дела и подвиги прадедов и прабабушек. Это очень важный воспитательный момент в жизни ребят.

 Безусловно, к материалу, собранному к этому празднику мы будем много раз ещё возвращаться.

 


Заключение.

С введением в школьную программу интегрированного курса «Окружающий мир» (человек, природа, общество, история) краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этого курса изучается в значительной степени на краеведческой основе. В Российском просвещении необходимость школьного краеведения не ставится под сомнение. В той или иной форме краеведение всегда являлось органичным элементом учебно-воспитательной работы школ и внешкольных учреждений. Особенно важно и ценно, если изучением родного края занимается подрастающее поколение — граждане нашей страны, в чьих руках находится будущее России. Ведь краеведение помогает сформировать нравственные понятия и чувства школьников на основе живого восприятия окружающей деятельности, воспитывает у ребят сознательную любовь к родному краю.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что проанализирован учебно-методический комплект «Окружающий мир» А.А.Плешакова на степень наличия краеведческого материала и обобщен педагогический опыт по воспитанию патриотизма у учащихся начальной школы.

Дело благородное и ответственное – учить детей любить и уважать свой народ, прививать любовь и уважение ко всему русскому, национальному. Это особенно актуально в наше время. И мы знаем, какие мультфильмы смотрят наши дети, в какие игры любят играть, а очень часто любимые герои - Шварцнеггер, Покемоны, Человек-паук. Любимые игрушки трансформеры и куклы Барби.  Вытесняется всё русское, родное, народное в погоне за чем – то модным, европейским. А те, кто постарше, с восхищением смотрят на Америку, как желторотые птенцы. Среди молодёжи престижно уехать жить за границу. Американские студенты, обучающиеся в наших вузах, уверены в том, что Америка победила во Второй Мировой войне. Нам, учителям, нужно учить детей не только математике, чтению, письму, но и научить любить Родину. Моя цель – научить детей уважать себя, свою семью, свой язык, свой край, свою Родину, воспитывать патриота своего края, своей Родины - России.

Результаты работы могут быть использованы учителями средней школы при организации учебно-воспитательного процесса.


Словари

  1. Большая Советская Энциклопедия . 3 -е  издание . - М .: Советская Энциклопедия , 1968 - 1979
  2. Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. — С.295.

Литература 

  1. Анчуков Г.А., Петров В.Т. Из истории земли Новохопёрской / Г.А. Анчуков,  В.Т. Петров. – Воронежская областная типография, 2005. – 200 с.
  2. Губанова Е.Н., Н.С. Махина. Использование на уроках материалов исторического краеведения / Е.Н. Губанова, Н.С. Махина // Начальная школа, 2002. - №6. - С. 35-40.
  3. Дрыгина Н.Н. Факультатив “Ознакомление младших школьников с родным краем’’ / Н.Н. Дрыгина // Начальная школа, 1996. - №11. - С. 35-36.
  4. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски / Л.К Ермолаева., Н.Г Гаврилова // Начальная школа, 1999. - №1. - С. 27-40.
  5. Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История нашего края / В.П. Загоровский., Ф.С. Олейник., Е.Г. Шуляковский // Центрально-чернозёмное книжное издательство,  Изд. 2-е, испр. и доп. Воронеж. – 1968. –175 с.
  6. Край родной Воронежский. Классные часы, праздники, внеклассные мероприятия по краеведению (1-4 классы) 1-й выпуск / Составление О.Е. Жиренко, Н.С. Махиной, Л.В. Свердловой, Е.А. Шестопаловой, В.А. Яровенко.  Воронеж ВОИПКиПРО, 2009. – 140 с.
  7. Край родной Воронежский. Классные часы, праздники, внеклассные мероприятия по краеведению (1-4 классы) 2-й выпуск / Составление О.Е. Жиренко, Н.С. Махиной.  Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. –  140 с.
  8. Лащилин Б.С. На родных просторах. Записки краеведа / Б.С. Лащилин.  Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1968.  –191 с.
  9. Мир вокруг нас: учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2005. – 127 с.
  10.  Мир вокруг нас: учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2006.
  11. Мир вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2006.
  12.  Мир вокруг нас: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2007.
  13. Проектно-исследовательская технология: Теория и практика: Учеб.-метод. пособие. Ч.1.  Воронеж: ВОИПКРО, 2004. . 221 с.
  14.  Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. – М.Педагогика, 1979. – т.1. – 558 с.
  15.  Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. – М: 1968. – с. 206 - 207.
  16. Формирование общей культуры личности: Учеб.-метод. пособие.  Воронеж: ВОИПКРО, 2005. . 108 с.
  17.  Шамилёва И.А. Проблема вариативности изучения окружающего мира в начальной школе: региональный аспект / И.А. Шамилёва // Начальная школа, 2006.- №1.- С. 104 - 107.
  18. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1 / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2007. – с. 126 – 148.
  19. Экологические задачи для младших школьников // Начальная школа. 1997.- №4. - С. 69.
  20.  Яременко Е.О. Образовательный компонент «Окружающий мир» в четырёхлетней начальной школе / Е.О. Яременко // Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №7.- С. 5-7.
  21.  Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения / Сост. Л. А. Багрова; Под общ. ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков»

Методическая разработка для внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса о жизни и деятельности людей, которые прославили Иркутскую область и внесли огромный вклад в развитие культуры и искусства, а...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.

Интегрированный урок  по русскому языку с элементами краеведения для учителей начальных классов  по УМК «Русский язык» В. П. Канакиной. Цель использования краеведческого материала: воспитани...

Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения через экскурсионную деятельность.

    В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему покол...

Русская культура как основа патриотического воспитания в начальной школе

В статье рассматривается важность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, в основе которого- национальнаякультура своего региона.Автором предлагается многоуровневый подход по при...

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...

Краеведение как средство патриотического воспитания

Из опыта работы по программе "Краеведение"...

Краеведение как система формирования патриотического воспитания младших школьников.

Формирование  патриотического воспитания у детей, особенно младшего школьного возраста, в современной ситуации является важной и актуальной задачей....