Петр I
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ануфриева Екатерина Владимировна

Урок нацелен на формирование образного представления о России начала XVIII века, характеризующий Петра I как выдающуюся историческую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petr_i.doc442.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Пётр I, царь и человек».

Цели урока:

  • формировать образное представление о России начала XVIII века, охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества;
  • развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное;
  • воспитывать у учащихся уважение к людям, борющимся за независимость и процветание своей страны.

Ход урока

I. Орг. момент

Улыбнулись, подтянулись,

На уроке не зевать.

Ну, ребята, все за дело

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний

Работа с датами.

На доске карточки.

1613г.

1613 - 1645 гг.

1645 - 1676 гг.

Начало правления династии Романовых

Царствование Михаила Романова

Царствование Алексея Романова

- Что общего в этих датах? (Здесь указаны события XVII века, так как 1600 год уже прошёл.)

 (Здесь общего не только то, что все даты XVII века, а то, что все это время царствования Романовых.)

- Что можете сказать о датах? (1613 год – год начала правления династии Романовых, 1613-1645 года -  в это время царствовал Михаил Романов, 1645 – 1676 года – года царствования Алексея Романова

-  После смерти Ивана Грозного и двух его сыновей прекращается царский род Рюриковичей. Наступает Смутное время. На троне за короткое время сменяется несколько царей. В 1613 году был избран новый царь – Михаил Романов. Цари из рода Романовых правили Россией более трёхсот лет.

III. Постановка учебной проблемы.

D:\Home\IMG2.jpg                D:\Home\petr_gollandii.jpg

- На каком рисунке, по вашему мнению, изображен русский царь? (Мнения детей)

- Почему человека на втором рисунке вы не назвали царем? В чем его необычность? (Царь Алексей Михайлович изображен в царских одеждах и с символами власти, а Перт I одет необычно, в европейскую одежду)

Интересно, кто же этот человек? «Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был он уже за делом. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми им зубами. Но особенно привлекало его корабельное дело» (Наверное, это врач или может быть, это мастер, которые делает корабли)

- Рост этого человека 2 метра 4 сантиметра. Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку. (Затрудняемся ответить. Этих фактов недостаточно.)

(Учитель показывает портрет Петра I)

D:\Home\image001.jpg

- Ребята, посмотрите на портрет и скажите, кто это? (Это царь Пётр I.)

- С одной стороны –

  1. носил скромную одежду;
  2. стремился овладеть различными ремёслами;
  3. мог строить корабли;
  4. врачевать…

А с другой стороны – это царь. Это выдающаяся личность.

Какова тема нашего урока?

IV. Формулирование темы урока

- Как бы необычно ни выглядел Петр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Сегодняшний урок будет посвящен изучению особенностей правления и нововведений Петра I, этого необычного русского царя.

V. Работа по теме урока

Учитель включает аудиозапись духовной музыки «Ростовские звоны».

- Появление на свет Петра I было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

Учитель включает аудиозапись отрывков из музыкальных произведений на выбор: С.В.Рахманинов «Колокола»; коронация из Пролога к «Борису Годунову» М.П.Мусоргского.

- Прочитайте текст.

В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этом момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

Ранние годы Петра протекали беззаботно и весело, но на четвертом году жизни Петр потерял отца.

- Прочитайте следующий текст, закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку.

После смерти своего старшего брата царем был провозглашен Петр. Но так как ему было 10 лет, то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи. Она была дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной.

Итак, государством российским реально стала управлять Софья, так как Петр … . (Был ещё маленьким)

- Подумайте и выберите правильный вариант развития последующих событий:

1. Софья стала управлять государством, во всем советуясь со своей мачехой, матерью Петра.

2. Софья стала управлять единолично, а Петр с матерью были удалены подальше от Кремля. (Мнения детей.)

- Действительно, Петр с матерью вынуждены были переселиться в подмосковное село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом.

- Вы узнаете название крепости, которую построили Петру, если с помощью стрелочек найдете пару к слову «забавный».

необычный

забавный

преобразование, изменение

реформа

потешный

странный, непривычный

- Итак, как называлась крепость в селе Преображенском? (Потешная)

- Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы два потешных полка – Семеновский и Преображенский. Потешные солдатики Петра были одеты в темно-зеленую форму. Петр приказал иностранным офицерам обучать его и солдат артиллерийской науке. И сам Петр  начал свою службу простым барабанщиком. Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приёмов боя.

- Как вы думаете, какие полки в будущем стали настоящей и верной опорой для взрослого царя? (Семеновский и Преображенский)

- Почему? (Мнения детей)

"Потешные полки" превратились в грозную силу и военную опору юного царя. С них началась новая регулярная русская армия.

- Прочитайте следующий текст:

Однажды Петр в усадьбе своего родственника обнаружил брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те, какие делались в России. Это был английский бот, который может плавать под парусом даже против ветра. Это открытие поразило и заинтересовало Петра.

По его приказу среди иностранцев, живших в Москве, нашли опытного моряка, который починил бот. При помощи «потешных ребяток» спустили на воду реки Яузы. Когда бот поплыл резво как по ветру, так и против ветра, не было конца восторгам Петра. Тут начал юный моряк обучаться управлять парусом.

Плавания на боте пробудили в нем, царе государства, не имеющего в то время выхода к незамерзающим морям, страстную любовь к мореплаванию.

- Рассмотрите рисунки в рабочих листах.

D:\Home\botik_petra1.jpg        C:\Documents and Settings\xelix\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 119.jpg                C:\Documents and Settings\xelix\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 119_.jpg

- Впишите, как впоследствии Петр I называл этот старый английский ботик, если известно, что Россия при Петре I стала сильной морской державой. («Дедушка русского флота»)

- Но это будет еще не скоро, а что было тем временем, вы узнаете, решив задачу:

Между 17-летним Петром и правительницей Софьей назревал конфликт. В этом же году Петру удалось устранить от власти сестру-соперницу. Определите год устранения Софьи от власти? (1689 год. Петр родился в 1672 году. 1672 + 17 = 1689)

- Придя к власти, Петр не сразу начал свои преобразования в государстве. Еще несколько лет у него ушло на потехи и увеселения. Вблизи от Преображенского располагалась Немецкая слобода. Там жили иностранцы. И поэтому все в ней было непривычно для русского человека: и язык, и обычаи, и наряды.

- Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и жителя Немецкой слободы:

C:\Documents and Settings\xelix\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 119__.jpg

(Мнения детей)

Комментарий учителя. Действительно, ее жители брили бороды, носили парики и небольшие удобные кафтаны; в то время как русские люди париков не носили, бороды не брили, а домотканые кафтаны были с длинными рукавами, закрывающими руки.

Проживали в слободе и механики, и военные, и врачи. Они с большим почтением относились к мастерству и науке. Общаясь с ними, молодой царь понимал, насколько он необразован, т.к. образование получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца своей жизни писал с ошибками.

Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться.

- Какие последствия это имело, вы узнаете, подслушав разговор двух купцов.

Два ученика разыгрывают мини-сценку.

Савелий: Кузьма, узнал я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да еще под именем и в одежде простого дворянина.

Кузьма: Скажи, Савелий, а на что ж ему это?

Савелий: Да, говорит, учиться всем ремеслам: и плотницкому делу, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.

Кузьма: Не царское это дело, а мужицкое.

- Итак, в чем же необычность поступка Петра I? (Мнения детей)

- Зачем царь Петр I отправился за границу? (Мнения детей)

- Сразу по возвращении царя из-за границы русских людей ждали большие перемены и преобразования. Пользуясь схемой, расскажите о переменах и преобразованиях, которые произошли сразу же по возвращении Петра I из-за границы.

- Опираясь на предыдущую схему, достройте следующие предложения.

1. Некоторые до суеверия набожные люди думали, что остаться без … - значит испортить образ божий. (бороды)

2. Общегосударственной нормой стало ношение кафтанов без длинных …. (рукавов)

3. Царь издал специальный указ: если дворянин не закончит «цифирную» (начальную школу), ему не разрешалось …. (жениться)

4. Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный …. (кофе)

5. Чтобы молодые люди могли познакомиться и жениться по согласию, Петр I приказал мужьям и отцам приезжать на все праздники при дворе, на все обеды и вечера со своими … и …. (женами и дочерьми)

- Петр еще не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращении из Европы, Россия все более и более становилась похожей на европейскую страну.

- А сейчас давайте сыграем в игру «Веришь – не веришь?»

- Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью, 1 сентября? (мнения детей)

- И зря не верите. Именно Петр I ввел в 1700 году новый календарь, по которому год начинался с 1 января.

- Верите ли вы, что со времен Петра I появилось телевидение? (мнения детей)

- Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России петровских времен стали выпускать газету? (мнения детей)

- Действительно, первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости».

- Верите ли вы, что первый самолет был построен при Петре I? (мнения детей)

- Верите ли вы, что в своем образе жизни он подавал пример простоты  обхождения?  

С каждым из своих подданных он обращался как с равным, совершенно просто.  От своих подданных он требовал: «Будь исправен, будь проворен и говори правду.  Боже тебя сохрани солгать, хотя бы что и худо было»

- Верите ли вы, что летом он ездил в одноколке, а зимой в санях в одну лошадь?  

- Верите ли вы, что Петр запретил падать перед ним на колени или на землю?

Действительно Петр запретил падать перед ним на колени или на землю, а велел просто кланяться. Но низкопоклонства он не любил. «Не кланяйся так, братец, не кланяйся, - сказал он одному из своих приближенных.- Я вам от бога приставлен, и должность моя смотреть, чтобы во всем соблюдалась должная справедливость». Он не любил, если кто, встретив его, остановится. Таким он обыкновенно говорил: «У тебя свои дела, а у меня свои: ступай себе своей дорогой».  

- Верите ли вы, что государь не любил роскоши?

Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года. Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой. Царь Петр не раз говорил: «Мне мотать не из чего: заслуженного жалованья у меня не много, а с государственными доходами надо осторожно поступать – я должен в них отдать отчет Богу».

- Верите ли вы, что царь Петр был бережлив?

Когда императрица подарила ему вышитый блестками кафтан, и несколько блесток упало на пол, он сказал ей: «Знаешь ли, Катенька, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно бы сутки прокормить солдата.»

- Верите ли вы, что царь Петр за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книги, заспиртованных уродов, старинное оружие и т.д.? (мнения детей)

- Таким образом, были созданы: первый русский музей, который назывался Кунсткамера, и Публичная библиотека. Они существуют и по сей день в Санкт-Петербурге.

VI Первичное закрепление

- Рассмотрите следующие изображения предметов:

- Выберите и обведите те из них, которые помогут вам вспомнить о переменах в быту и нововведениях в России, связанных с правлением Петра I, - этого необычного царя. Подумайте, ребята, помогли ли вам изображения данных предметов вспомнить о переменах в быту и нововведениях в России?

  1. Изменена система летоисчисления: с так называемой византийской эры Пётр велел перейти на принятую в Европе систему «от Рождества Христова»
  2. Создана регулярная армия
  3. Создан русский флот
  4. Выход к Балтийскому морю
  5. Основал город Санкт-Петербург
  6. Открыты новые школы
  7. Ношение «русского платья» и бород карается каторгой и конфискацией имущества в царскую казну
  8. Открыта Академия наук
  9. Открыт первый музей – Кунсткамера
  10. Издана первая газета «Ведомости»
  11. Начинает развиваться промышленность

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного

Ваше отношение.

- А какое впечатление на вас произвёл личность Петра I?

- Очень многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к образу Петра, по-разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который реформами погубил Россию; кто-то восхищался его преобразовательной деятельностью.

Работа в парах.

Давайте посмотрим, как известные личности относились к Петру в своих трудах.

- Как вы понимаете высказывание историка Н.М.Карамзина: "Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр!".

(Петр I перенимал обычаи европейцев, многое что было в России искоренил, нравилось это народу или нет. Карамзин сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Голландией. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».)

- Как характеризирует Петра А.С.Пушкин в своем произведении «Стансы»

«Стансы» А.С. Пушкин.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(Пушкин восхищается его огромной работоспособностью и пишет о нем «на троне вечный был работник», «неутомим». Царь не боялся никакой работы, сам освоил несколько ремесел и специальностей: инженер, плотник, кузнец, токарь, шил одежду, обувь.)

- А в этом стихотворении Пушкин характеризует Петра:

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

(Здесь показано, что Петр не только величествен, но и жесток. Он, не думая о себе, заботится только о народе, мечтая, пусть даже ценой силы, сделать его более просвещенным.)

- Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3. Современники считали Петра лучшим корабельным мастером. При Петре 1 Россия сделала огромный шаг вперёд. Пётр был предан России, верил в её гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А.С. Пушкин называл Петра I "вечным работником".

Незадолго до смерти Петра I Сенат провозгласил его императором и повелел величать Великим. Россия с этого времени стала империей.

VII. Итог урока.

- Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе? (Благодаря преобразованиям Петра I.)

-Изречение Петра: «И впредь надлежит трудиться и все заранее изготовлять, понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно», наиболее всего характеризует эту историческую личность и как человека, и как государственного деятеля.

Домашнее задание

Прочитайте текст в учебнике и составьте от лица Петра I рассказ о его рождении, приходе к власти, осуществленных им переменах в быту и нововведениях в государстве. Начните свой рассказ со слов: «Я, Петр I, законный сын царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономические реформы Петра I.

Конспект  урока по истории в 7 классе. Рассчитано на 2 занятия....

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Конспект урока по теме "Петр I, царь и человек"

 Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля помогло мне установить правильность выполнения домашнего задания и корректировать пробелы. На основе опорных знаний я смо...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Россия при Петре I" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Урок новых знаний. Материалы урока направлены на знакомство с личностью Петра I и преобразованиями, связанными с эпохой его правления .  Групповая работа способствует реализации системно-деятельн...

Разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Русская народная сказка «Петр и Петруша» .

Это разработка урока по сказке "Петр и Петруша". Тема сказки очень нравится учащимся, они очень живо обсуждают поступки героев и пытаютя объяснить их....

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Петр I" в 4 классе (виртуальная экскурсия "Град Петров").

В данной методической разработке представлен материал по соновным достопримечальностям Петербурга связаный с исторической эпохой Петра I и возникновением города. Данный материал можно использовать на ...