открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Якубова Лениара Линуровна

- названия органов чувств;   

- признаки органов чувств

- группы органов чувств;

- опыты с помощью учителя;

- результат опыта;

- взаимосвязь результатов опыта и темы урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_organy_chuvstv.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

Богатовская средняя школа  

Конспект открытого урока окружающего мира для 3 К класса

по программе «Школа России»,

реализуемой согласно ФГОС.

Тема: «Органы  чувств».

                                                                                             

                                                                                       

         Разработка урока принадлежит

                                                                                                учителю начальных классов

                                                                                                                     Якубовой Л.Л.

22.12.2015


Класс: 3 К класс

Предмет: Окружающий мир

Тема: « Органы чувств».

Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых  природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

Уважение к мыслям и настроениям другого человека.

Коммуникативные УУД:

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  • Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы; 
  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Методы: 

Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ПК,  презентация, материалы для  экспериментов (3 стакана с водой, соль ,сахар; 4 коробки, резиновый мячик, пластмассовый  кубик, желез- ная  вилка,  деревянная  ложка и тп); духи, цветы, банка кофе, лимон, мука, крахмал, ванилин, сахарная пудра;таблички с названиями команд, таблички с номерами для команд.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:  урок – исследование.

Основные понятия: органы чувств

Форма работы : фронтальная, групповая

Планируемый результат  :  

Знать

 - названия органов чувств;    

- признаки органов чувств

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы органов чувств;

- ставить опыты с помощью учителя;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока


Ход урока.

     I.   Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И как радушные хозяева мы должны поприветствовать гостей.

- Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь  кивком головы.

Посмотрите-ка на нас,

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться.

Не болтать, не отвлекаться,

А стараться заниматься!

II.  Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

-Какой раздел мы начали с вами изучать? (мы и наше здоровье)

-Какую тему прошли на прошлом уроке?(Организм человека)-Из чего он состоит?

А что такое «системы органов»?(Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов)

-Какие системы органов вы знаете? Какие органы в них входят? Какую работу они выполняют?

-С каким великим ученым мы познакомились?(И.П.Павлов)

-Что такое анатомия(наука, изучаюшая строение организма), физиология(наука, изучающая работу органов органов), гигиена(наука о сохранении и укреплении здоровья)?

-Дома вы должны были подготовить пословицы о здоровье.(ответы детей)

III.  Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока.

Сегодня мы продолжим изучать организм человека.

Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами разгадаем кроссворд.

1.С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?

2.С помощью какого органа мы узнаём, что написано или нарисовано в этой книге?

3.Какой  орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?

4.Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?

5.С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?

Прочитайте ключевое слово (органы)

Какие это органы? (органы чувств)

Правильно. «Органы чувств» это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением.

     к

1 у

о

5 я

  х

ж

з

  о

р

2 г

а

4  н

ы

  л

о

к

  а

с

  з

Давайте поставим  цель нашего урока.

Для чего мы сегодня собрались? (Ответы  детей: для  выяснения, какой  орган  чувств самый главный).

Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.

А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

Кстати, кто такие исследователи?


Это люди, которые что-то изучают, исследуют.


А где работают исследователи?(в лаборатории)

Так что же будет предметом нашего исследования?


Мы будем исследовать человека.


Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы –три группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

IV.    Изучение нового материала.

Давайте приступим к исследованию.

  1. Орган зрения.

- С какого органа мы начнем разговор узнаем, если отгадаем загадку:

Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)

- Глаза - самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

А)  - Закройте глаза. Что у меня в руках? /Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос./

- Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?  /Глаза были закрыты, и мы ничего не видели./

.  Сейчас мы узнаем, что нам помогают определять глаза. Каждая группа получит своё задание.

1-я  - конверт с листами картона одинакового размера, но  различных цветов. И с геометрическими  фигурами  одного цвета, но разной формы и размера. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

2-я – игрушки (машинки). Рассмотрите игрушки,   покатайте.

3-я – журналы. Рассмотрите журналы.

- Проведите исследование  с помощью этих предметов и сделайте вывод.        

Выступление представителей от групп:

1-я – приходит к мнению, что глазами мы различаем форму, величину и цвет предмета.

2-я  - с помощью глаз мы можем наблюдать движение предметов.

3-я - с помощью глаз мы можем читать журналы и книги.

Вывод:

- Благодаря глазам мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При  помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.

В) - А рассматривали вы когда-нибудь свои глаза?

- Возьмите зеркальце и рассмотрите свой глаз. Какой он формы?

- За то, что глаз круглый и плотный его назвали «глазным яблоком», весит глаз 7-8 грамм.

- Что ещё вы видите? /В глазном яблоке есть белая оболочка.  А середина глаза не белая, а окрашенная/

- Окрашенная часть глаза называется радужкой.  Какого цвета радужки  у ваших соседей, загляните к ним в глаза?

- Глаза бывают разного цвета.

- Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Что ещё вы видите? /Чёрная точка – зрачок./

- Зрачок регулирует количество света.

- У глаза есть свои стражи. Они оберегают от пыли, грязи, ветра. Догадались, о каких стражниках идет речь? /Брови, веки, ресницы/.

- Погладим брови. Они отводят пот, стекающий со лба.

- На каждом веке у нас по 80 ресниц, каждая ресница живет 100 дней.

- Человек моргает в среднем 3 раза в минуту. Зачем?

- При моргании у человека глаз смачивается слезной жидкостью, это предохраняет от высыхания и очищает от пыли.

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?

Сообщение И.Фериде.

Правила

1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

- Врачи – окулисты наблюдают за состоянием глаз людей и проводят необходимое лечение. У некоторых людей слабое зрение. Чтобы улучшить зрение, им нужна помощь. Поэтому многие люди носят улучшающие зрение очки или контактные линзы. Не стесняйтесь носить очки. Зрение нужно беречь!    

 - После проведённого исследования нам необходимо сделать вывод.

 Глаза – это орган зрения. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

Вывод: (Орган зрения очень важен.)

-  Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Физкультминутка (для глаз)

  1. Орган слуха.

О каком органе следующая загадка?

У зверушки –на макушке,

А у нас –ниже глаз..(уши)

Правильно, с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.

Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг.

Игра «Угадай голос».

-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий  должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

- Что помогало ведущим угадывать?

 Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

Сообщение С.Фериде.

Береги уши  

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)

Физминутка.  Релаксация «А за окном зима»  Дети слушают музыку.

3. Орган обоняния.

- Проведём  опыт. Вы должны с закрытыми глазами определить по запаху предметы.

/Приглашаются представители от групп.  Дети закрывают глаза и определяют по запаху чеснок, апельсин, лук, кофе/.

- Что? Как узнали?

-Вы хорошо справились с заданием.

Какой орган чувств помогает услышать запах?

- Как называется этот орган чувств?  

- О самом любопытном органе, который вы любите совать куда надо и куда не надо, расскажет А.Аким.

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)

Физминутка (музыкальная) Эй, лежебоки…

                                                                 

                                                                   4.Орган вкуса

- Какой орган мы будем исследовать дальше,  вы узнаете,  отгадав загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь. / Язык /

- Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.

- А для работы на уроке нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. /Стаканчики стоят на отдельном столике./

- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?   /Затруднение в ответе/

-Значит, нам необходимо ещё одно исследование – попробовать.

- А можно ли пробовать неизвестные вам вещества на вкус? /Нет/

- Воду я разрешаю вам попробовать. /Дети определяют воду по вкусу/

- Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? /Язык/

- Язык - это орган ...вкуса.  

- А знаете ли вы, что язык весит  около 50 граммов? За минуту он может совершить до 80 движений.

 - Посмотрите на свой язык с помощью зеркала. Наверняка не все обращали на него внимание. Что вы видите?

Выступление  Н.Рианы.

«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.

А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.

А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.

Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? (Орган вкуса тоже очень важен.)

5. Орган осязания.

- И ещё одна загадка:

Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта. (Кожа)

А) Опыт 1. (Рассматривание кожи)

- Какого цвета наша кожа? /Телесного/

- А бывает другого цвета? /Да, тёмного, у жителей Африки./

- Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? /Ровная, гладкая/

- Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? /На коже есть мелкая сеточка, бугорки, волоски, складочки, впадинки/

- Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?

Сообщение А.-У.Эльвиса

Игра «Узнай, что это?»

Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или  кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

- Что чувствуешь?  (Тепло, боль, холод)

-Что помогает определить, какой это предмет?

-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.

- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

Какой вывод мы сделаем? (Орган осязания тоже очень важен.)

6. Роль головного мозга.

- Проведём последний опыт. На тарелочках порошкообразное вещество (мука, крахмал, ванилин, , сахарная пудра). А теперь соберитесь и подумайте: «Что лежит перед вами?» Можете ли вы сразу дать ответ? Здесь должны сработать несколько органов чувств.

Зрительно – всё одинаковое.

На ощупь – одно можно определить – крахмал,

На запах – одно вещество имеет запах – ванилин.

На вкус – можно отличить сахарную пудру и муку.

- Где же объединяются органы чувств? Есть одна особенность, которой обладает человек. Учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг».

Как же это понять?

На слайде:

Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.

Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.

V. Закрепление нового материала.

 - Для закрепления нового материала, я предлагаю вам тест в группах.

1.У человека есть органы ______________(чувств)

2.Глаза-этоз орган __________(зрения)

3.Уши-это орган __________(слуха)

4.Нос-это орган _________(обоняния)

5.Кожа-это орган _________(осязания)

6.Органы чувств нужно _________(беречь)

7.Всеми органами чувств руководит ________(головной мозг)

-Вот и закончилось наше исследование.

Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Какое название отсюда следует?    (Органы чувств)

VI.   Итог урока.

- Наш урок подходит к концу.

Все ли органы чувств у вас сегодня были задействованы?(Все)

-Ау наших гостей какие органы были задействованы?(Зрение, обоняние и слух)

-А вот, чтобы были задействованы и органы вкуса и осязания мы дарим вам эти фрукты, которые по запаху напоминают нам, что приближается Новый год.

 Оценки за урок… Домашнее задание.

- Урок хочу закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

 А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет»

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

VII.    Рефлексия:

-Мысленно положите на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По моей команде ваши ладошки соединятся в хлопке (знания объединились), и вы хором скажите «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру.3 класс Школа России. Органы чувств.

Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и ф...

Открытый урок по окружающему миру 2 класса на тему: «Водоемы. Уникальные факты «голубой» стихии»

Урок объединяет в себе школьную информацию, которая должна быть выдана ученикам, а также информацию, которая выходит за пределы программы (эта информация познавательная и интересна ученикам)...

Урок по окружающему миру 1 класс " Наши помощники -органы чувств"

На уроке показана роль и специфика разных органов чувств,. Ученики усваивают  связи между своими ощущениями и органами чувств, которые их обеспечивают....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему: Про воздух. (ФГОС "Школа России")

Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс "Про воздух" с планом урока, указанием планируемых результатов и технологической картой.По учебнику А. А. Плешакова 2 класс Окружающий м...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Органы чувств".

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Органы чувств" 3 класс "Школа России"....