Я- исследователь "Научно-исследовательский проект"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Элементы исследовательской работы с учащимися начальных классов во время внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация «Зоология и экология позвоночных животных»

Легко ли птицам зимой

                                                

Автор:    Берестов Александр, ученик 2 класса                                           Арсентьевского филиала

                                                              ГБОУ СОШ с. Волчанка

                                                              м. р.  Красноармейский

                                                              Самарской области

                                        Руководитель: Салмина Наталия Николаевна,

                учитель начальных классов

                 Арсентьевского филиала

                                                                ГБОУ СОШ с. Волчанка

               м. р.  Красноармейский

                                                               Самарской области

Самарская область, Красноармейский район, д. Арсентьевка, ул. Ленина, д.3

2015г.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………. стр.3

Теоретическая часть ……………………………………………………. стр. 4

Практическая часть исследовательской работы………………………. стр. 5

  1. Описание птиц………………………………………………..стр. 6-10
  2. Корм для птиц ………………………………………………..стр. 11
  3. Зачем нужны птицы, и как живётся им зимой ……  ………стр.12

Заключение………………………………………………………………. стр. 12

Список литературы………………………………………………………. стр. 13

Введение

Мы живём в деревне Арсентьевка Красноармейского района Самарской области. На территории нашей местности имеются леса, лесопосадки, где обитают разные птицы.

 По своим наблюдениям и рассказам Наталии Николаевны мы узнали, что многие птицы осенью улетают в тёплые края, потому что им зимой не хватает корма.

Но некоторые птицы – зимующие - живут у нас всю зиму. Каждый день по дороге в школу и домой или, когда гуляем, мы можем наблюдать на улице птиц: на ветках деревьев, во дворе возле построек и домов, на дороге. Конечно, интересно и забавно за ними наблюдать. В этом году мы начали изучать предмет «Окружающий мир» и немного узнали о зимующих птицах. Нам захотелось больше узнать о птицах, обитающих в нашей местности. Этому посвящено наше исследование.  

Если мы узнаем, какие птицы живут в нашей местности, что они кушают зимой, как им удаётся выжить зимой, то мы сможем им помочь. Полученные знания помогут нам сохранить как можно больше птиц в природе.

Цель работы: Изучить птиц, зимующих в нашей местности и ответить на вопросы «Зачем нужны птицы, и как живётся им зимой?»

В связи с этим мы поставили задачи:

1. Провести наблюдение за птицами, зимующими в нашей местности.

2. Составить краткое описание птиц по плану: внешнее описание, гнездо птицы, пение птицы.

3. Выяснить чем питаются птицы зимой, какой корм им больше нравится.

4. Ответить на вопросы «Зачем нужны птицы, и как живётся им зимой?»

Теоретическая часть.  Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. У птиц есть крылья. На крыльях у них тоже перья. Они крепятся одним концом глубоко в кожу, другим плотно прилегают друг другу. Перья имеют первостепенное значение для полёта, они предохраняют тело птиц от намокания, пух предохраняет тело от переохлаждения. На ногах у птиц кожа в виде чешуек.

Зимой многие птицы зимуют в наших краях, они не улетают, как другие в тёплые края. Их называют зимующие. Зимой вся земля покрывается толстым слоем снега. Поверхность водоёмов замерзает, превращаясь в лёд. Не все птицы могут найти для себя необходимый корм зимой. Это для них самое голодное и холодное время. Поэтому им нужно помогать зимой.  Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда часто и поедать насекомых, опасных для растений. Значит и летом, они будут продолжать охранять сады, наши растения в огороде.  Чтобы помочь птицам зимой, нужно сделать для них кормушки и подкармливать их подходящим кормом. Только надо запомнить, что семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц подойдут только крошки белого хлеба. Для синиц хороши кусочки несолёного сала.

Птицы создают красоту природы. Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью. Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. Птицы – это тайна и красота. Их перья переливаются всеми цветами радуги.  (1)

        

Практическая часть исследовательской работы.

Наблюдения мы  проводили в деревне Арсентьевка во дворе школы, во время прогулок по дороге домой и в школу, на экскурсиях и уроках «Окружающего мира». Наблюдения проводились с декабря по февраль.

Сначала  мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов.

Мы задали учащимся вопросы и получили их ответы.  (Приложение 3)

Из ответов ребят мы узнали только о некоторых птицах. Мы решили сами понаблюдать за ними. Объектами наблюдений стали птицы, зимующие в нашей местности. Наталия Николаевна записывала наши наблюдения, потом мы вместе обсуждали и составляли описания птиц по плану, подбирали картинки, делали фотографии.

Описание птиц.

Воробей. Маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный.  Ножки короткие, но сильные. Хвостик держит поднятым вверх.

Своё жилище строит поблизости с жильём человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Иногда он захватывает чужое – скворечник или ласточкино гнездо.

Часто мы слышим весёлое чириканье этих маленьких пташек.(2)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел,  а все же птица.

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я:

Когда приходят холода,

Не улетает никуда!  (В. Степанов)

Ворона. Чёрная голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, крепкие сильные ноги. Ходит она важно. Клюв крепкий, большой. Днем птицы промышляют в деревне, а на ночь улетают и ночуют в гнёздах на деревьях. Все могут отличить громкое карканье вороны.(2)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев -  черный цвет.

Видишь – кружат двадцать пар

И кричат: кар-кар-кар! (Э. Шим)

Голубь. Тело небольшое плотное. Оперение шеи и груди фиолетово – зеленое. На крыльях широкие черные полосы. Живут они стаями. Гнезда строят под крышей, на чердаках, деревьях.

Голуби воркуют. (2)

Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги,

Смело ходит по дороге

И боится только кошек.

Ей даём семян и крошек.

С нами птица круглый год,

Воркованием поет. (В. Степанов)

Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Летает дятел не очень хорошо. Большую часть времени сидит на дереве. Своим крепким клювом стучит по нему, долбит кору и вытаскивает насекомых, их личинок.(2)

Живёт в дуплах деревьев. Пение дятла перекликается со стуком.

Дятел – вежливая птица,

Это знает старый лес.

Он к букашке постучится,

А потом букашку съест.

Тук-тук, трясётся сук,

Тук-тук, несётся стук!

Фыр-фыр, шестнадцать дыр,

Др-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р!... (Э. Шим)

Синица. Синицы - красивые птички размером с воробья. На голове черная шапочка, щеки белые, на горлышке и брюшке черная полоска–галстук, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Гнездо у птички в дуплах дятлов, в углублении гнилых пней, стволов.

Назвали её так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции»,  похоже на звон серебряного колокольчика.(2)

-Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал её? (В. Степанов)

Сорока. Эта птица-непоседа, её знают все и называют своим именем сорока, стрекотунья-белобока. Крупная птица с красивым черно-белым оперением, на самом деле зеленовато-синим. Хвост чёрный длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Любит прыгать с места на место, ходит небольшими шажками с приподнятым хвостиком. Гнездо сорока строит на дереве или кусте.  Легко запоминается голос сороки – резкое стрекотание. (2)

Непоседа пестрая, 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая! (В. Степанов)

Свиристель. Жители Самары заметили этой зимой в городе обилие свиристелей. Несмотря на достаточно низкие температуры для зимнего времени года. Эти птицы прилетают к нам на зимовку из таёжных лесов. Любопытно, что птицы остались зимовать в нашем крае, хотя были крепкие морозы и свиристели могли бы улететь южнее.  Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаза черные. По краю хвоста жёлтая полоса, на крыле узкая белая полоска.  Птица с хохолком на голове. Название этой птицы связано со словами «свист, визг».  Гнездо строит из травы, волос, мха и ветвей хвойных деревьев в верхней кроне деревьев. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. (2)

К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник
-Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник…
Есть крушина, есть калина,
А в колхозе, у овина,
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели.
Заскрипели, засвистели…
Все до ягодки поели.  (А. Барто)

Снегирь. Увидать его легко. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета.  Их называют «снегирями», потому что появляются они у нас вместе со снегом. Издают снегири низкий звонкий посвист: «Жю…жю…жю… Гнёзда вьют на деревьях. (2)

Загорелось небо ало,

И январская заря

Алый фартук завязала

На груди у снегиря.  (В. Степанов)

Вот снегирь в оконной раме

Подлетел, потом исчез…

Загорелся снегирями

Белый – белый зимний лес.    В. Скиф

Поползень.  Птица-акробат, лазает по деревьям, может спускаться по стволу вниз головой и отлично бегает вокруг него. Небольшая серенькая птичка. От верхней части клюва через глаза проходит чёрная полоска. Хвост - точно обрубленный. Сами выдолбить дупло они не в состоянии, часто использует старое гнездо дятла. Издаёт частые короткие посвисты «тью-тью-тью». (2)

Он белкой кружится по древу,
Как дятел долбит по коре,
Вниз бегает, направо, влево,
Выискивая корм себе.
Орешки в щёлочки ствола
Заправски клювиком вбивает,
А как придёт потом зима,
Их поедая,  выживает.
Когда же поползень сидит,
То песенку поёт: Твит-твит!
У них что, тоже интернет?
Кто знает на вопрос ответ? (С. Прилуцкий)

Вывод: Оказывается, что все зимующие птицы имеют пушистое, тёплое оперенье, не длинный, толстый и крепкий клюв, сильные ноги. Строят гнездо сами или занимают свободные гнёзда других птиц. Им не страшна зима. Круглый год можно услышать пение этих птиц, у каждой птицы свои песни.

Корм для птиц. С наступлением холодов насекомые прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов и построек; на ветках деревьев и кустарников остались почки, ягоды, плоды и семена; из-под снега торчат сухие стебли трав, на верхушках которых остались семена. Этими плодами, семенами, почками и насекомыми кормятся птицы. А поползни и синицы отыскивают и запасы, которые они сделали осенью. Многие птицы отыскивают корм около жилья человека. И всё же птицы зимой голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду очень много птиц погибает от голода. Поэтому птиц зимой надо подкармливать. Можно сделать кормушки и устраивать для них столовые.  Люди развешивают кормушки во дворе или в саду на ветки деревьев.  Мы выяснили, что почти в каждом дворе нашей деревни есть кормушки. Мы сами тоже сделали кормушки, повесили во дворе дома и в школе. Только не надо забывать каждый день насыпать корм.

Важно не только сделать кормушку, но и знать, смогут ли ваш корм есть птицы. Мы смотрели за птицами, следили какая птица, что любит.

Семена подсолнечника - любят все птицы.

Семена овса – синички.

Семена арбуза - синицы, поползни.

Пшено, просо – воробьи, синички.

Семена тыквы, дыни, кабачков – поползни, синицы, воробьи.

Кедровые орешки – поползни, дятлы.

Ягоды рябины, калины – снегири, свиристели.

Семена льна – любят все птицы.

Семена клевера – воробьи, синицы.

Сухие хлебные крошки нравятся всем птичкам.

Зачем нужны птицы, и как живётся им зимой?

Птицы являются санитарами леса, сада и огорода. Птицы – наши помощники, защитники наших лесов, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов. Зимой нужно помогать нашим маленьким помощникам.

Вывод: Невозможно представить нашу Землю без птиц! Поэтому хотим к вам обратиться словами поэта  А. Яшина:

Подкормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Заключение:

  1. Составили краткое описание 9 птиц, зимующих в нашей местности.
  2. Выяснили,  какой корм нужен птицам, что им больше нравится.
  3. Ответили на вопросы «Зачем нужны птицы, и легко ли зимой?»

В дальнейшем мы планируем продолжить начатое исследование с тем, чтобы узнать, какие ещё птицы обитают в наших краях зимой, а также хотим выяснить, отличается ли их жизнь летом.

Список литературы

  1. Балбышев И.Н. Из жизни леса.- Издательство Ленинград «Лениздат».- 1987г.- 175с.
  2. Клепинина З.А. Природоведение.-  Издательство Москва «Просвещение».-1977г.- 126с.
  3. Максимова Т.Н. Окружающий мир.- Издательство Москва «ВАКО».- 2012г. – 400с.
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. - Издательство Москва «Просвещение».- 2011г.

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....