Методическая разработка раздела рабочей программы по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Методическая разработка раздела рабочей программы по окружающему миру по программе " Начальная школа 21 века" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrab.2222222222222.docx56.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

« Аламасовская начальная общеобразовательная школа»

филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения

« Нарышкинская средняя общеобразовательная школа»

                                         

                                                                     

                                                                       Методическая разработка

раздела образовательной  программы

по окружающему миру.

УМК:  Программа «Окружающий мир» : 1-4 классы/Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф,2012.

             Учебник «Окружающий мир» в 2 частях/2 ч., автор  Н.Ф.Виноградова,

М.: Вентана-Граф

            Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях /2 ч., автор Н.Ф.Виноградова,

 М.: Вентана-Граф

Раздел программы

«Земля - наш общий дом»

                                                                                                                                Класс:  3

Автор: учитель начальных классов

                Пичурова Елена Викторовна           

 педагогический стаж 24 год

2014 год

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                         

Содержание

  1. Введение.
  2. Актуальность проблемы.
  3. Пояснительная записка.
  4. Цели и принципы курса, раздела «Земля - наш общий дом ». Тема раздела.
  5. Содержательная часть программы.
  6. Технологическая карта раздела.
  7. Этапы разработки раздела программы.
  8. Психолого  – педагогическое объяснение специфики восприятия и  освоения учащимися учебными материалами в соответствии с возрастными особенностями..
  9. Специфика восприятия и освоения учащимися учебными материалами.
  10. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу «Земля- наш общий дом»  образовательных технологий, методов, форм организации деятельности.
  11. Система знаний и система деятельности.
  12. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
  13. Методическое и материально – техническое сопровождение программы 

                                                           Введение

     Я представляю вам методическую разработку раздела

     «Земля - наш общий дом»  образовательной программы

     «Окружающий мир»  Н. Ф. Виноградовой («Начальная школа XXI века)

                                        Актуальность изучения темы

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности предмета

 « Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника.     Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя.      Я рассматриваю в своей работе раздел программы по окружающему миру 3-го класса «Земля- наш общий дом». Считаю, что данный раздел программы очень важен для учащихся в познании окружающего их мира. Так как здесь систематизированы и последовательно рассматриваются самые различные природные компоненты (воздух, вода, почва и другие). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, что особо актуально в 21 веке, поскольку экологические проблемы не только не исчезли, а продолжают углубляться. На материале данного раздела происходит формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как своего собственного дома и общего для всех людей, для всего живого.  У ребёнка формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.   Считаю, что учебный материал данного раздела можно изучить наиболее эффективно, используя методы  и формы проблемного обучения.  Элементы проблемного обучения мотивируют  учащихся на самостоятельный поиск информации, позволяют активизировать творческое мышление, а значит сделать знание не отвлечённым, а личностно-значимым. Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в  ней.

                                                                Пояснительная записка

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса познания обучающихся.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному  постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ  к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет  «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

                          «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

УМК учителя: 1) Программа «Окружающий мир» : 1-4 классы/Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф,2012.

2) Учебник «Окружающий мир» в 2 частях/2 ч., автор  Н.Ф.Виноградова,

М.: Вентана-

 3)Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» автор  Н.Ф.Виноградова,

М.: Вентана-Г

4) Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс

УМК учащегося: 1) Учебник «Окружающий мир» в 2 частях/2 ч., автор  Н.Ф.Виноградова,

М.: Вентана-Граф

                           2) Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях /2 ч., автор Н.Ф.Виноградова,

 М.: Вентана-Граф

Особенности комплекта учебников«Начальная школа XXI века(под редакцией Н.Ф. Виноградовой)В основе комплекта -целостная концепция начального образования, где каждый учебный предмет в соответствии со своей спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели -полноценного индивидуального развития каждого ребенка и его успешного обучения.В учебно-методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, в разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации

Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образованная — формирование основных компонентов  учебной деятельности  (если обсуждать. позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную  задачу»,  «каким  способом  я  выполняю учебную  задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи  и что у меня не получается»). Исходя из этого, методика обучения  построена на целенаправленном  использовании моделирующей деятельности, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества.  В   содержании и структуре

обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся ( рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.).            Цели и принципы курса

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Основная цель обучения по предмету - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

 Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг  нас» осуществляется на основе следующих ведущих принципов:-принцип интеграции

-педоцентрический принцип

-культурологический принцип

-принцип экологизации

-принцип поступательности

-краеведческий принцип       Планируемые результаты

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

  3  класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3 – м классе является формирование следующих умений:

•Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

•Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

•Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

•В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

•Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

•Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

•Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

•Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

•В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

•Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

•Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

•Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

•Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

•Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

•Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

•Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

•Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

•Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3-ем классе является формирование следующих умений:

•приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;

•приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

•объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

•приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

•перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

•животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

•доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

•узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

•отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

•объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

•по году определять век, место события в прошлом;

•отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

•учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

 Ожидаемые  результаты освоения  раздела  «Земля - наш общий дом»Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации в открытом информационном пространстве).
  • навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
  • Личностные результаты
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
  • уважительное отношение к тому, что создано не руками человека;
  • ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;
  • готовность и способность к саморазвитию, осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • выражение позитивного отношения к живой и неживой природе;
  • понимание красоты и  природы родного края;
  • этические чувства;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • проявление позитивного отношения к сохранению природы;

осознание ответственности человека  за общее благополучие.

 Метапредметные результаты

  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленнойосвоение  форм познавательной и личностной рефлексии.
  •  задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

•характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения

•находить на физической карте и глобусе материки и океаны,географические объекты и их названия;

•определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

•сравнивать и различать формы земной поверхности;

•моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;

•проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной

   поверхности и водоемы»;

•называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море,

   озеро, пруд, болото);

• находить на географической карте разные водоемы и определять их

   название;

•характеризовать формы земной поверхности;

• ориентироваться на местности при помощи компаса;

• приводить примеры веществ;

•сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

•исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;

•исследовать в группах свойства воздуха;

•сравнивать свойства воды и воздуха;

•извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника,

   хрестоматии и других дополнительных источников;

•характеризовать круговорот воды в природе;

•исследовать в группах свойства полезных ископаемых;

•различать изученные полезные ископаемые;

•характеризовать природные сообщества;

•опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;

•определить характер взаимоотношений человека и природы, находить

   примеры влияния человека на природу;

•помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;

•извлекать необходимую информацию из книг и других источников;

•осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

•обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;

•выполнять правила безопасного поведения в лесу.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, так как   реализуя принцип деятельностного подхода, учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

 Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:•демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

•выходом за пределы учебника в зону словарей и Интернет;

•системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

•специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

•иллюстрированным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).

Система разнообразных форм учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действия, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:

•на выбор источники дополнительной информации;

•участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет;

•социальные игры на уроках.

Учебные тексты учебников комплекта построены с учётом возможности оценки наличных учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:

•задания на самопроверку и взаимопроверку;

•задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные и контрольные задания для членов клуба;

•завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива

                           Содержательная часть программы.                                                                                                                                                                 Раздел программы «Общение» рассчитан на 10 часов. Изучение проходит в начале 1 полугодия. В данном разделе представлены  Раздел программы « Земля - наш общий дом»» рассчитан на 10 часов. Где ты живёшь. Историческое время. Счёт времени в истории. Солнечная система. Условия жизни на Земле. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Водоёмы , их разнообразие.Охрана воздуха.

п/п

Тема урока

Колв

о

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля

Примеча

ние

1

2

3

4

5

6

7

10

Земля наш общий дом

1

Введение Где и когда ты живешь?

1

Комбиниро

ванный

Человек - член общества. Россия - наша Родина. Символика России

Знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России

текущий

2

Земля - наш общий дом. Солнечная система

1

Комбиниро

ванный

Живая и неживая природа. Солнце

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы.

текущий

3

Земля - планета Солнечной системы.

1

Комбиниро

ванный

Земля - планета. Форма, размер Земли

текущий

4-5

Условия жизни на Земле

2

Комбиниро

ванный.

Экскурсия

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года

Знать условия жизни на Земле.

6

Вода - условие жизни на Земле

1

Комбиниро

ванный

Условия жизни на Земле: вода Охрана природных

Знать свойства воды.

текущий

богатств

7

Воздух - условие жизни на Земле

1

Комбиниро

ванный

Условия жизни на Земле: воздух. Охрана природных богатств

Знать свойства воздуха.

текущий

8

Почва - среда жизни организмов

1

Комбиниро

ванный

Почва, наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Знать свойства почвы.

текущий

9

Почва-среда жизни организмов

1

Комбиниро

ванный

Почва. Охрана природных богатств

Знать, как охраняются природные богатства

текущий

10

Обобщение по теме

 « Земля – наш общий дом»

Почва, ее значение для жизни человека.

Наблюдения в природе. Сравнение свойств наблюдаемых объектов

Знать значение почвы в природе и в жизни людей. Уметь проводить наблюдения зя явлениями природы

итоговый

Составление технологической карты уроков раздела                                                                                          

-продумывание методик и приёмов обучения

- разработка средств обучения

  1. Практическая деятельность

-подготовка опыта

-подготовка практической работы

-создание проекта

  1. Использование ИКТ

      -создание презентации учителя

     - подготовка компьютерной поддержки уроков

  1. Разработка диагностики

  - предварительная                                                                                                                                                               -   тесты                                                                                                                                                                                                  -   итоговая проверочная работа  (выходная )                                                                                                                             -   рефлексия

               Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учащимися учебными материалами.

Восприятие как основа чувственного познания окружающего мира является одним из важнейших факторов обеспечения понимания и закрепления учебного материала. От правильной организации этого процесса зависит эффективность обучения.

На первый план сегодня выдвигается формирование у молодого поколения творческих качеств личности, конструктивности гибкости мышления. Специфика уроков по окружающему миру строится на психологической и дидактической базе – предметно – практической деятельности. Значительное место отводится формированию у второклассников приёмов познавательной деятельности и развитие познавательных интересов. Дети могут выделить существенные качества предмета, абстрагировать его типичные свойства и объединить их в обобщённую характеристику. Говоря об особенностях обобщений детей этого возраста, можно выделить два способа им заданий на обобщение: наглядно -  речевой,  образно – речевой. Совершенствуется процесс классификации. Дети переходят к высшей стадии классификации дифференцированной. Они замечают характерные свойства, общие для определённой группы предметов, классифицируя их не только по несущественным признакам, но по существенным особенностям. Развивающие у детей  умения замечать изменения, происходящие в предметах окружающего мира, сравнивать, обобщать, классифицировать являются необходимым условием понимания школьниками временных, причинно – следственных и других отношений между предметами. При правильной организации процесса умственной деятельности школьников,  достигается осмысленное его восприятие, возможно понимание детьми не только внешних, единичных причин явлений, а обобщённой закономерности. Характерной чертой мыслительной деятельности младшего школьника является логика рассуждения, которая находит своё отражение в осмыслении и выражении в развёрнутых предложениях выполненных действий, установленных причин и следствий. Учащиеся умеют правильно фиксировать в речи не только отдельные чувственные впечатления, но и связи между ними. В этот период развития младшего школьника происходят качественные изменения в связной речи. Дети широко пользуются связями сочинения и подчинения, от простого перечисления качеств и действий предмета переходят к достаточно логичному и полному его описанию, не затрудняются в подборе слов и  высказывают  своё  отношение  к описываемому предмету. Непроизвольное внимание преобладает у младшего школьника: неожиданные раздражители, отличающиеся новизной и силой, могут заинтересовать ребёнка. Произвольное внимание связано с определённым усилием воли, преодолением трудностей, интересом к изучаемому предмету. Когда учитель создаёт ситуацию поиска, он заинтересовывает учащихся не только внешними эффектными приёмами, а содержанием обучения, процессом отбора рациональных путей решения учебной задачи.                                       Задача учителя – создать условия, комфортные для эмоционального благополучия каждого ребёнка, поддержать его познавательный интерес и любой успех деятельности.

Образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся при изучении раздела

При выборе форм, методов обучения и воспитания образовательных технологий при изучении данного раздела педагог обязан руководствоваться возрастными особенностями и возможностями младших школьников и должен обеспечивать с учётом этих факторов:

  • расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни
  • организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах. Широкое использование всех видов коммуникации, в том числе с использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий
  • использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке
  • использование оценочной системы  ориентированной на обучение детей само и оцениванию в парах

При изучении  данного раздела используются следующие основные педагогические технологии:

            -  традиционное обучение

            -  педагогика сотрудничества

            -  развивающее обучение

            -  игровое обучение

            - проблемное обучение

             -программированное обучение

             -активное обучение

             -эмоционально – смысловой подход

             -компьютерные технологии обучения

           - дифференцированное обучение

           - метод проектов

Большое внимание уделяется методу проектов и игровому обучению. Использую игровые методы и поисковый  деятельностный подход в обучении младших школьников через занимательную творческую деятельность на уроках, во внеурочной и внеклассной работе, наряду с традиционными методами обучения широко применяются проектные методы, занимательные текстовые задания, составление кроссвордов, викторин на различные темы, использование электронных учебных тренажёров. Игровые проектные технологии и технология индивидуализации обучения способствуют повышению интереса к предмету, развитию познавательных интересов к окружающему миру и развитию творческих и интеллектуальных способностей.

Создание  проекта – это творчество в первую очередь учеников  работающих над проектом. Следует учитывать, что личная заинтересованность ученика в  моделировании, в том числе и компьютерном  получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.  Учитывая уровень развития самостоятельности ребёнка, помощь учителя может состоять:

  • в подборе литературы и других источников информации по теме
  • в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь
  • в показе способов и приёмов работы с найденным материалом
  • в обсуждении собранного материала

                 Способы учебной информации

              -коллективные способы обучения

               -частично-поисковый метод

               -модельный метод обучения

               -проблемный метод

               -творческие задания

               -метод проектов

Эти методы обучения помогают развивать и поддерживать  познавательный интерес учащихся. Для этого в своей работе я применяю разнообразные технологии сотрудничества, проблемные и поисковые методы. Для определения качества усвоения ЗУН, полученных при отработке темы, предлагаю следующую систему контроля и проверки знаний, основанную на указаниях методической литературы, с элементами дополнительных работ, позволяющих выявить усвоение учащимися теоретических вопросов.Эта система включает в себя следующие виды проверочных работ: самостоятельные работы,тесты,итоговую проверочную работу.

Задача учителя – любая личность должна отвечать основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно – значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.                                                                                                                                            

Эти социальные качества развивались через различные формы работы:      

  • В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанных рассказов, рисование, работа с пословицами, работа в группах.
  • Во внеурочной деятельности -  подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений. Ожидаемые результаты
  • Требования к результатам образования
  • Учащиеся должны иметь: По итогам изучения раздела программы учащиеся должны знать:
  • Учащиеся должны уметь: Коммуникативные и информационные умения:

- уметь работать в группах, с текстом; добывать, обрабатывать и использовать самостоятельно полученную информацию, анализировать и обобщать свою практическую деятельность;

- уметь оценивать свой уровень усвоения темы и свою деятельность на уроке

- проявлять творчество, грамотно, интересно преподносить её своим товарищам

                                  Методическое и материально – техническое сопровождение программы 1) Программа «Окружающий мир» : 1-4 классы/Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф,2012.

 2) Учебник «Окружающий мир» в 2 частях/2 ч., автор  Н.Ф.Виноградова,

М.: Вентана-Гра

3)Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» автор  Н.Ф.Виноградова,

М.: Вентана-Граф

4) Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс

5) Учебник «Окружающий мир» в 2 частях/2 ч., автор  Н.Ф.Виноградова,

М.: Вентана-Граф

 6) Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях /2 ч., автор Н.Ф.Виноградова,

 М.: Вентана-Граф

7) Видеоэнциклопедия. Видеопособие по программе «Окружающий мир 1, 2, 3 класс.

8) «Ознакомление с окружающим миром». Сборник фильмов.

9) «Увлекательная природа». Видеофильм.

10) «Мир вокруг нас». Часть 1.  Природа. Видеофильм.

11). Основы здорового образа жизни:  региональная образовательная    программа. – изд. 2-е, допол. и  перераб. – Автор. коллектив: Барыльник Ю. Б., Дмитриева Н. В., Елисеев Ю. Ю. и др. - Министерство образования Саратовской области, министерство здравоохранения Саратовской области. - Издательство «Добродея», 2008 г.;

12) Е.Г. Каткова Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Окружающий мир. 3 класс./ Каткова Е.Г.-М.: «Интеллект – Центр», 2006 – 80 с.

13)Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»/ авт.- сост. Т. Н. Бровкина.- Волгоград: Учитель, 2008. – 11с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Окружающий мир» автор – А.А.Плешаков

Возможности использования проблемного обучения как способа стимулирования  творческой познавательной активности младших школьников на уроках естествознания»....

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру в 3 классе по теме "Царства природы"...

Методическая разработка раздела образовательной программы . Окружающий мир -2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка раздела образовательной программы. Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема: "Кто ты такой? "...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру

Методическая разработка раздела образовательной  программы по окружающему миру...

Методическая разработка раздела образовательной программы по предмету «Окружающий мир» во 2 классе

        В данной методической разработке раздела «Человек и общество» курса «Окружающий мир» 2 класс, определена важность изучения данного раздела в школе. Даны психолого-пе...