Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Коваленко Людмила Владимировна

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс разработана с указанием УУД и деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx44.03 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф. И. О. УЧИТЕЛЯ:  Коваленко Людмила Владимировна

КЛАСС:  2Б

ПРЕДМЕТ:  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ТЕМА УРОКА:   НАРОДЫ РОССИИ

ТИП УРОКА: УОНЗ (урок открытия новых знаний)

ЦЕЛЬ:

Создать условия для формирования  представлений о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Понимать свою принадлежность к многонациональному народу России. Интересоваться культурой, обычаями других народов, уважительно относиться к ним. Осознавать важность уважительного отношения ко всем народам России.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Знать названия некоторых народов, населяющих Россию, осознавать свою этническую и национальную принадлежность. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью, уважительно относиться к истории и культуре других народов. Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Понимать и принимать учебную задачу. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному  учителем плану.

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, вступать в учебный диалог в группе, находить новую информацию в источниках информации, оценивать свои достижения на уроке.

СРЕДСТВА:

Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Часть 1. Стр. 12-13, рабочая тетрадь Окружающий мир. 2 класс. Часть 1. стр.5-6.

-карточки-схемы (условные обозначения учебника)

-карточки с заданиями (для работы в группах)

-листы самооценки работы группы

-цветные смайлики и «Дерево успеха» (для самооценки )

-презентация урока

Этап

урока

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ
      ДОСТИЖЕНИЯ

Содержание учебного    материала

Предметные Метапредметные

1.Самоопреде-ление к деятельности

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь.
Всем, всем добрый день! 
Прочь с дороги наша лень! 
Не мешай трудиться, 
Не мешай учиться! 

Громко прозвенел звонок.                                                

Это начинается новый наш урок.                                             Много интересного будем изучать,                          

Значит, будут нам нужны                                      

Книжка и тетрадь.

А что ещё может пригодиться на уроке?

Планирование деятельности по карточкам-схемам.

Работа в группах. Правила. Давайте вспомним правила работы по группам:

Внимание, мышление, память, умение высказывать своё мнение, умение работать в группе, дружба, взаимопомощь,

1.Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым.

2.Не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу.

3. Вовремя оказывать помощь, слушать товарища, принимать помощь.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им      (Коммуникативные УУД)

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Как называется наша страна? Что такое федерация?

Союз, объединение чего? (разных народов)

Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей.

Что объединяет этих людей?

Что их отличает, в чем их различие?

внешний вид

костюмы

праздники и традиции

религия

язык

Какое наше государство? (многонациональное)

Предположите, о чем пойдет речь на уроке? (о народах России). Назовите те тему нашего урока.

- Какую цель ставим? (узнать некоторые сведения о народах нашей страны)

Сегодня на уроке мы постараемся узнать новые сведения о народах РФ, о разных национальностях, о традициях, религии.

С помощью учителя формулируют тему урока.

Россия, Российская Федерация

Федерация это «союз», «объединение»

Эти люди россияне. Они держат в руках флаги нашей страны.

Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои

С помощью учителя ставят цель.

Ключевые слова нашего урока «национальность», «традиции», «религии»

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

3.Актуализация знаний

1. Работа по группам. Найдите в справочниках понятия, о которых мы будем говорить на уроке

 «национальность», «традиции», «религия».

Нужно выбрать нужную формулировку.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ -

ТРАДИЦИЯ - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например : идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

РЕЛИГИЯ- это совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.   Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Находят и зачитывают понятия, работают с толковыми словарями.

Оценивают работу группы в листе самооценки.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД)

УУД). 

Оценивать работу по критериям (Регулятивные УУД)

4.Первичное усвоение  новых знаний

Работа с текстом по группам.

1.Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии.

2.Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики.

3.В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.

4.240 народностей – национальный состав России по данным Всероссийской переписи населения.

5.В Российской Федерации 83 субъекта, 21 из которых является республиками.

6. Мы, например, живем в благодатном краю, в Саратовской области, в котором проживают 110 национальностей!

7.Это:  немцы, украинцы, азербайджане, армяне, казахи, чеченцы, дагестанцы, татары, молдаване, осетины, цыгане, русские и другие.

8.Много различий между народами, но ещё больше между ними схожего, общего. Все они составляют человечество. Все народы одинаково стремятся к счастливой, радостной и мирной жизни.

Работают с текстом, отвечают на вопросы, маркером выделяют нужные предложения, зачитывают

Оценивают работу группы в листе самооценки.

Знать, чем различаются народы России, и что их объединяет.

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по предложенному учителем плану

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

(Регулятивные УУД).

5.Первичная проверка понимания

Выпишите на карточки народы, проживающие в Саратовской области (французы, англичане, американцы, шведы, чехи, канадцы). Вывешиваем на доску:

немцы,

украинцы,

азербайджане,

армяне,

казахи,

чеченцы,

дагестанцы,

татары,

молдаване,

осетины,

цыгане,

русские

Выделяют маркером народы, которые проживают в РФ, в Саратовской области.

Выносим на доску названия народов России

Оценивают работу группы в листе самооценки.

Уметь работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

 Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

6.Первичное закрепление

Работа в тетради с.5

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ- это костюм,  характерный для данной нации, свойственный именно ей.

- Назовите название национальностей, которые есть на карточке. Узнайте представителей народов России по их национальным костюмам, правильно расположите их. Проверьте себя по учебнику, наклейте картинки.

Проверка. Лист самопроверки

2 Рассказ детей по презентации о национальных традициях и праздниках разных народов.

-  Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решают проблемы. Но у каждого народа есть свои традиции и национальные праздники.

Какие праздники отмечают народы России? Масленица, Сабантуй, Новруз, Курбан-байрам, Пасха.

3. Сообщение по презентации о религии

4. А есть ли у вас друзья других национальностей? Как вы к ним относитесь?

1.В нашей школе, где я учусь, учатся дети разных национальностей: русские, армяне, чуваши, татары, цыгане. Но, ни кому и в голову не приходит обращать внимание на чью-то национальность.

2. На моей улице живут русские, татары, украинцы, чуваши. Но это не мешает нам дружить и общаться. Никто никого не попрекнул, не обидел.

3. А я с уверенностью могу сказать, что если мне понадобится их помощь, или захочется поделиться своей радостью или горем, в любом доме мне откроют дверь, выслушают, порадуются вместе со мной или погрустят, обязательно помогут. Россияне отличаются дружелюбием и гостеприимством.

4. Немало людей любят посмеяться над особенностями представителей других наций. Могут обозвать обидным словом. Как правило, это люди не очень умные и не очень доброжелательные. Те, кто не знает, что такое благородство. Это бескультурные люди.

5. У каждого народа есть прекрасные люди – добрые, гостеприимные, разумные и открытые. И есть другие – глупые, злые и жестокие. Это не зависит от национальности.

6. Все люди разные, но у всех у нас одна родина, один общий дом – Россия. Мы, представители разных народов, должны уважительно относиться друг к другу, чтобы жить дружно в нашей общей стране.

узнают представителей народов России по их национальным костюмам, располагают в правильном порядке, приклеивают.

Осуществляют проверку по учебнику, корректируют работу.

Оценивают работу группы в листе самооценки.

рассказывают о праздниках, учитель демонстрирует слайды

рассказывают о своих друзьях разной национальности, о межнациональном общении

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по предложенному учителем плану

Уметь соотносить выполненную работу с образцом,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

(Регулятивные УУД).

Уметь осознавать свою национальную принадлежность, уважительно относиться к культуре других народов. (Личностные УУД).

8.Рефлексия (подведение итогов)

Составление правил межнационального общения.

Мы – жители многонациональной страны и обязаны обладать культурой межнационального общения

Какими должны быть эти правила? Исправьте ошибки и составьте правила межнационального общения

Будьте уважительны, терпимы, отзывчивы.

Старайся дружить и общаться только с ребятами своей национальности.

Проявляй к людям такое отношение, какого ждёшь от них по отношению к себе.

Нельзя, чтобы люди другой национальности жили в «чужой местности»: татары должны жить в Татарии, башкиры – в Башкирии, чуваши – в Чувашии.

Уважай национальные чувства, традиции и обычаи других народов.

-Какая была тема урока?

-Какую цель ставили? Как можно оценить её выполнение?

- Достигли цели?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

я узнал

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый. Прикрепите их на «Дерево успеха»

На просторах нашей страны
Много разных народов живёт.
Все народы, как братья равны,
Всем народам — любовь и почёт.

Русские, татары, адыгейцы  и армяне,
Мы чёрные, и русые, и смуглые, и белые.
В России  — на земле родной,
Живём мы все большой и дружной семьёй.

За руки возьмемся,  станем в круг,                      

Каждый человек, человеку друг,                              

Мы будем в мире, дружбе жить,                                  

И нашей дружбой крепкой дорожить!                                    

Немцы, русские, башкиры, и казахи и мордва,
Проживаем в добром мире
Как на дереве листва.                                                            

И еще десятки разных
Наций, сел и городов!

Работают с правилами, исправляют ошибки, высказывают мнение, с чем они не согласны.

Оценивают работу группы в листе самооценки.

рассказывают по схеме, чему научились на уроке, что узнали:

-я узнал, что разные народы имеют свою внешность, традиции, национальные костюмы, религию

-что какой бы национальности, мы бы не были, мы все россияне

-надо жить дружно

-уважать людей разных национальностей

оценивают свою деятельность с помощью смайликов, прикрепляют их к «Дереву успеха»

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

   Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь осознавать свою национальную принадлежность, уважительно относиться к культуре других народов. (Личностные УУД).

понимать свою принадлежность к многонациональному народу России, интересоваться культурой, обычаями других народов, уважительно относиться к ним, осознавать важность уважительного отношения ко всем народам России (Личностные УУД).

проводить рефлексию своей деятельности на уроке и оценивать работу группы

(Регулятивные УУД).



Предварительный просмотр:

                                              САМОАНАЛИЗ  УРОКА

Место и роль данного урока: урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною не давлось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.

Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. На этапе закрепления «новых» знаний использовалась дифференцированная работа в парах и группах. Это спосбствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать своё  мнение, выслушивать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образног мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся  усвоили инфориацию, а также воспроизвели в памяти «новое». Работоспособность детей на данном этапе обеспечивалась сиеной видов деятельности, формой организации работы.

На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для активизации знаий учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному.

На уроке я использовала мультимедийную презентацию по теме урока, изготовила дидактический материал для самостоятельной работы: карточки с дифференцированными заданиями.

Использовала новую терминологию. Предложенные задания, парная и групповая работа носили ка развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т. к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

Пстепенно увеличивалась степень сложности заданий. Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока. Дети самостоятельно разукрашивали национальный костюм и «расселяли» народы России на карте России, что и помогло им сделать вывод.

Применение проблемного обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивдуализация обучения и дифференцированный подход, при дифференцированном подходе перед разными категориями учщихся  ставились различные цели: одни достигали уровня базовой подготовки, другие должны были достичь более высоких результатов. в соответствии с этим класс был поделён на группы. Разноуровневые задания, составленные с учётом возможностей учащихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У школьников возникло чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания, что повышало их познавательную акивность. У слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.

При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик ( при групповой работе), самоконтроль, ученик- учитель ( сравнение своей работы с образцом на доске).

Порядок и дисциплину на уроке я поддерживала с помощью организации, интересного материала и корректности. Постоянно приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока.

Высовая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы           ( фронтальной, парной, групповой, индивидуальной), а также применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.

Домашнее задание имело оптимальный объём, для его выполнения был проведён инструктаж, предоставлено право выбора.

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели.  По моему мнению, урок пршёл на положительном эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»

Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...