Рабочая программа по окружающему миру для 1 - 4 классов
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру для 1 - 4 классов (Плешаков А.А)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennaya_rabochaya_programma_po_okr_miru_1-4.docx94.27 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Сырейка

муниципального района Кинельский самарской области

Утверждаю                             Согласовано:                                     Рассмотрено на заседании

Директор школы                             Зам. директора по УР                              МО учителей начальных классов

                          /Пуряева И.В./                                Тремасова Н.В./                       _                      /Харитонова Н.А./                           

от «        »        20-        г.      от «       »                 20        г.       от «       »                 20        г.  Протокол №      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

1-4 классы

                              Разработчики: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Фураева Ольга Валентиновна

учитель начальных классов;

первой квалификационной категории

Харитонова Наталья Александровна;

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Поколодина Наталья Николаевна;

учитель начальных классов

Уханова Екатерина Александровна

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон об образовании РФ №273-РЗ от 29.12.2012.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373 (Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19707); Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 N 22540)).
  3. Авторская рабочая  программа общеобразовательных учреждений Плешакова А.А. по курсу «Окружающий мир»  для 1 – 4 классов ( А.А.Плешаков. – М.: Издательство «Просвещение», 2011)
  4. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ с. Сырейка.
  5. Положение о рабочей программе ГБОУ СОШ с.Сырейка.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане


Уроки окружающего мира в 1-4 классах  рассчитаны на 2 часа в неделю. Следовательно:  

в 1 классе 66 часов (33 рабочие недели): 4 проверочные работы, 4 проекта,6 экскурсий и 4 практические работы;

во 2 классе 68 часов: 6 проверочных работ, 6 проектов, 3 экскурсии и 9 практических работ (34 рабочие недели);

в 3 классе 68 часов: 5 проверочных работ, 6 проектов, 4 экскурсии и 11 практических работ (34 рабочие недели);

в 4 классе 68 часов: 6 проверочных работ, 2 проектов, 4 экскурсии и 12 практических работ (34 рабочие недели);

Общее количество часов составило - 270 часов .

Данная рабочая программа  составлена  без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.        

Для реализации рабочей программы используется УМК «Школа России», включающий:

        Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1  класса. – М.: Просвещение, 2011.

        Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 2  класса. – М.: Просвещение, 2012

        Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3  класса. – М.: Просвещение, 2013.

        Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 4  класса. – М.: Просвещение, 2014.

.                

        Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1,2,3,4 класса. – М.: Просвещение , 2014.

        Плешаков А.А. От земли до неба : Атлас-определитель. – М.: Просвещение , 2011

        Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов .- М.: Просвещение , 2011

        Электронное приложение к учебнику

Формы организации учебного процесса.

       Форма организации: урок, практическое занятие, экскурсия. Типы уроков: урок–тренинг, урок–викторина, урок–театрализация, урок–игра, урок–КВН, интегрированный урок, урок–экологическая гостиная, путешествие, комбинированный, игра, ознакомление с новым материалом.

Программой предусматривается проведение уроков в традиционной и нетрадиционной форме. На уроках используются парные, индивидуальные и групповые (постоянного, переменного состава) формы организации деятельности детей.

Основными формами текущего контроля являются:

- устный опрос

- диагностические работы

- текстовые задания

- проверочные работы

Форма итогового контроля: комплексная работа

1 класс – проверочных работ 4

2 класс – проверочных работ 6

3 класс – проверочных работ 5

4 класс – проверочных работ 6        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (270ч)

Тематический план

1 класс

п/п

Тема (раздел) программы

Кол-во часов

В том числе

Кол-во

прове-рочных работ

Кол-во проек-тов

Кол-во экс-курсий

Кол-во практических работ

1.

Введение

5

Проект «Моя малая Родина»

3

1

2.

Что и кто?

16

1

1

1

3.

Как, откуда и куда?

12

1

Проект «Моя семья».

1

4.

Где и когда?

11

1

Проект «Мой класс 
и моя школа».

1

5.

Почему и зачем?

22

1

Проект «Мои домашние питомцы

1

1

6.

Итого

66

4

4

6

4

                

2 класс

п/п

Тема (раздел) программы

Кол-во часов

В том числе

Кол-во

прове-рочных работ

Кол-во и темы

проектов

Кол-во экскурсий

Кол-во практических работ

1.

Где мы живем

4

1

«Где мы живём»

-

-

2.

Природа

20

1

 «Красная книга, или возьми под защиту»

1

3

3.

Жизнь города и села

10

1

«Профессии»

1

-

4.

Здоровье и безопасность

9

1

-

-

3

5.

Общение

7

1

«Родословная»

-

1

6.

Путешествия

18

1

«Города России», «Страны мира»

1

2

Итого

68

6

6

3

9

3 класс

п/п

Тема (раздел) программы

Кол-во часов

В том числе

Кол-во

прове-рочных работ  

Кол-во  и темы проек-тов

Кол-во экскурсий

Кол-во практических работ

1

Как устроен мир

5

Проект «Богатства, отданные людям»

1

-

2

Эта удивительная природа

19

1

Проект «Разнообразие природы родного края»

2

6

3

Мы и наше здоровье

10

1

Проект «Школа кулинаров»

-

2

4

Наша безопасность

7

1

Проект «Кто нас защищает»

1

-

5

Чему учит экономика

11

1

Проект «Экономика родного края»

 

3

6

Путешествие по городам и странам

11

        1

Проект «Музей путешествий»

-

-

 

Итого

68

5

6

4

11

4 класс

п/п

Тема (раздел) программы

Кол-во часов

В том числе

Кол-во

прове-рочных работ

Кол-во проек-тов

Кол-во экскурсий

Кол-во практических работ

1

Земля и человечество

11

1

-

2

2

Природа России

11

1

1

3

Родной край – часть большой страны

12

1

1-Проект по теме из предложенных в учебнике или по собственному выбору

3

1

4

Страницы всемирной истории

6

1

2

5

Страницы истории Отечества

20

1

1

4

6

Современная Россия

8

1

1-Проект по теме из предложенных в учебнике или по собственному выбору 1

-

2

Итого

68

6

2

4

12

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результаты освоения курса за каждый год обучения

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в первом классе является формирование следующих умений:

  • знать домашний адрес, имена и отчества родителей;
  • проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям;
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее);
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
  • освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  • развивать эколого-этическую деятельность (анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметными  результатами  изучения   курса   «Окружающий мир» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности  на  уроке с  помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке.

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

  •   учиться  выстраивать  проблемный  диалог  (ситуации),  коллективное решение проблемных вопросов;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-учиться  совместно  с  учителем  и  другими  учениками  давать  эмоциональную оценку

     деятельности класса на уроке.

-учиться  технологии оценивания  образовательных  достижений  (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний:  отличать  новое  от  уже  известного с помощью учителя.

-делать  предварительный  отбор  источников  информации:  ориентироваться в учебнике (на

     развороте, в оглавлении).

-добывать новые знания: находить ответы на  вопросы, используя учебник,  свой  жизненный  опыт  и информацию,  полученную на  уроке,  выполнять индивидуальные задания;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

-уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

-преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  подробно пересказывать

     небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять  свою мысль  в  устной и письменной речи (на   уровне предложения или небольшого текста).

-слушать и понимать речь других.

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

-совместно договариваться о правилах общения  и поведения  в школе и следовать им  (основные  формы приветствия,  просьбы,  благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

-учиться  выполнять  различные  роли  в  группе  (лидера,  исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

-формировать умение работать в группах и парах.

-составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

Предметными  результатами изучения  курса  «Окружающий мир» в первом классе является сформированность следующих умений:

  • название  нашей  планеты,  родной  страны  и  ее  столицы;  региона,  где живут учащиеся;

      родного города (села);

  • государственную символику России: флаг, герб, гимн; государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форма, сравнение);
  • вести наблюдения в природе.
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и  живой природы; называть их роль в жизни человека;
  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть основные особенности каждого времени года, уметь определять своё отношение к миру; знать названия дней недели;
  • вырабатывать соответствующие нормы  и правила по экологической этике;
  • выполнять   посильную деятельность по охране окружающей среды;
  • объяснить,  какое значение имеет окружающая природа для людей;
  • группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
  • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
  • различать овощи и фрукты;
  • выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
  • особенности труда людей наиболее распространённых профессий;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
  • правила ОБЖ, уличного движения:
  • знать безопасную дорогу от дома до школы;
  • знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,
  • правила перехода улицы;
  • знать правила безопасности движения (в частности, касающейся  пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
  • назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
  • правила сохранения и укрепления здоровья.

Личностными результатами изучения курса изучения курса «Окружающий мир»  во втором классе является формирование следующих умений:

  • продолжать  знакомство  с государственными  символами  (гербом,  флагом, гимном), с народами России;
  • уметь выполнять учебные проекты «Родной город», «Города России»;
  • знать   основные сведения  о своем городе; наиболее  распространенные профессии; домашний адрес;
  • освоение  социальной роли  обучающегося,  развитие  мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование  представлений о нравственных нормах,  освоение  культуры  поведения  в  семье,  школе,  в  общественных  местах  (на  основе анализа текста и собственных наблюдений  учатся  формулировать правила поведения для себя).
  • формировать этические чувства,  доброжелательность и Эмоционально – нравственную отзывчивость,  понимание  и  сопереживание  чувствам других людей.
  • знать  имена  и  отчества  родителей;  основные  способы  приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения  в общественных местах;
  • осваивать навыки  сотрудничества  с  взрослыми и сверстниками  в  различных  социальных  ситуациях,  умение  не  создавать  конфликтов  и находить выходы из спорных ситуаций.
  • оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей)  с  точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать  конкретные  поступки,  которые  можно  оценить  как  хорошие или плохие;
  • объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно  определять  и  высказывать  самые  простые  общие для   всех  людей  правила  поведения   (основы  общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в  предложенных ситуациях,  опираясь  на  общие  для  всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  • установка на безопасный, здоровый  образ жизни, мотивация  к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными  результатами  изучения   курса   «Окружающий мир» во втором классе  является  формирование  следующих  универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться  обнаруживать  и  формулировать  учебную  проблему  совместно с учителем;
  • учиться  планировать  учебную  деятельность  на  уроке;

☺ Развитию умения  планировать  учебные  действия  и  работать  на  результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 1 -4 классов.

  • высказывать свою  версию,  пытаться предлагать  способе проверки. (в  учебнике  каждого класса  имеются  «Странички для  самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль)
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
  • средством  формирования  этих  действий  служит  технология  проблемного диалога  на  этапе изучения  нового материала (к  каждой теме формулируется проблемный вопрос или создается проблемная ситуация);
  • определять  успешность  выполнения  своего  задания  в  диалоге  с учителем.

☺ Средством формирования этих действий служит технология оценивания  образовательных достижений (учебных успехов). В конце  каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения».

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, ИКТ и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  • овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,  установления  аналогий  и  причинно-следственных  связей,  построения  рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • построение  рассуждений  об  экологических  связях  по  аналогии  с прочитанным   рассказом,   установление   причинно-следственных связей при знакомстве с сезонными изменениями в природе.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни.

☺ Средством формирования этих действий служит  технология проблемного диалога  (побуждающий и  подводящий  диалог) и  технология продуктивного чтения.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • широкое  применение  таких организационных форм  как  работа  в  парах и группах, выполнение заданий в сотрудничестве с взрослыми, реализация учебных проектов, т.о. решается вопрос активного использования   речевых средств  и  средств  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во втором классе является формирование следующих знаний и  умений:

  • знать неживую и живую природу; 
  • уметь   различать  объекты  природы,  созданные  человеком,  объекты неживой и живой природы;
  • различать  растения дикорастущие и культурные,  деревья,  кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, птиц, рыб, зверей;
  • называть основные признаки времен года;
  • знать и выполнять правила поведения в природе;
  • освоить  основы  экологической грамотности;
  • знать основные стороны горизонта и определять их с помощью компаса;
  • знать разнообразие водоемов; части реки;
  • учится  измерять температуру воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • осваивать доступные  способы  изучения  природы и  общества  (наблюдение,  запись, измерение,  опыт, сравнение, классификация и др.  с  получением  информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать  причинно-следственные  связи  между  изменениями  в неживой  и живой природе,  а в  темах «Красная книга», «Будь природе другом!»   —  между  деятельностью человека  и  состоянием  окружающей среды;
  • осваивать  современный способ фиксации наблюдений — фотографирование.  (Так,  в  учебнике  2 класса даются задания: подготовить  фоторассказ на тему «Красота осени», «Красота зимы», «Красота весны»);
  • учиться работать с семейными архивами (проект «Родословная»);
  • уметь  различать  изученные  виды  транспорта;  вести  наблюдения  за жизнью людей под руководством учителя;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. с людьми;
  • выполнять  правила  поведения  в  общественных местах; различать  изученные виды транспорта;
  • описывать  проявления  внутреннего  мира  человека.  (За  какие  душевные качества вы цените этого человека?);
  • знать  названия  нашей страны  и  ее столицы,  символики и названия  нескольких других стран мира;
  • уважительно относиться  к  России,  родному краю,  своей семье,  истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • приводить  примеры  достопримечательностей  родного  края,  Москвы, Санкт – Петербурга;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • освоить нормы здоровьесберегающего поведения;
  • правила ОБЖ, уличного движения:

-знать безопасную дорогу от дома до школы;

- знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,

-правила перехода улицы;

-знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров  транспортных средств) и соблюдать их.

Личностными результатами изучения курса изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование следующих умений:

  • оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей)  с  точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
  • объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально, нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • самостоятельно  определять  и  высказывать  самые  простые  общие для  всех  людей  правила  поведения  (основы  общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в  предложенных  ситуациях,  опираясь  на  общие  для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

☺ Средством  достижения  этих  результатов  служит  учебный  материал  и  задания  учебника,  нацеленные  на  умение  определять  своё отношение к миру.

  • знакомство с историческим и культурным наследием страны (выполняется учебный проект  «Кто нас защищает»,  знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной  службой пожарной охраны, МЧС России);
  • формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы,  народов, культур и религий;
  • принятие  и освоение  социальной  роли обучающегося,  развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (в  разделе  «Чему  учит  экономика»  предусмотрены  темы  «Что  такое деньги»,  «Семейный бюджет», «Экономика и экология»);
  • формирование  самостоятельности   и личной ответственности  за  свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

☺ Развитию  самостоятельности  и ответственности за свои поступки служит  раздел «Чему учит  экономика»  в  учебнике  3 класса, где вводятся  понятия  «потребности»,  «товары»,  «услуги»,  «доходы»,  «расходы»,  «налоги», «бюджет»; все эти понятия увязаны с личным опытом ребенка и его семьи.

  • формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;
  • установка на безопасный, здоровый  образ жизни, мотивация  к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формированию ценностных ориентаций младшего школьника;
  • умение уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • освоить навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не  создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметными  результатами  изучения   курса   «Окружающий мир» в третьем классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели  урока  после  предварительного обсуждения;
  • совместно  с  учителем  обнаруживать  и  формулировать  учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять  свои действия  с  целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с  учителем вырабатывать критерии оценки  и определять степень успешности  выполнения  своей работы и работы  всех, исходя из имеющихся критериев.

☺ Средством формирования  этих действий служит  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться  в  своей  системе  знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем  словарей, энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать  информацию из  одной формы  в  другую:  составлять простой план учебно-научного текста;
  • преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
  • преобразовывать  информацию,  анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  рассуждать,  решать творческие задачи;
  • наблюдать  за  объектами  окружающего  мира,  составлять  их  устное  описание,  соотнесение  полученных  результатов  с  целью  наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
  • проводить  простейшие  измерения  разными способами с  использованием соответствующих приборов и инструментов;
  • работать  с  простейшими  моделями  для  описания  свойств  и  качеств изучаемых объектов;
  • работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;
  • слушать  других,  пытаться  принимать  другую  точку  зрения,  быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести  «диалог  с автором» (прогнозировать будущее чтение;  ставить  вопросы к  тексту и  искать  ответы;  проверять  себя); отделять новое  от  известного; выделять главное; составлять план.
  • договариваться  с людьми: выполняя  различные роли в  группе,  сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • учиться  уважительно относиться  к  позиции  другого,  пытаться  договариваться.

☺ Средством формирования этих действий служит работа в парах и  малых группах.

Предметными  результатами изучения  курса  «Окружающий мир» в третьем классе является формирование следующих умений.

Учащиеся должны знать:

  • человек — часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые  вещества, жидкости и газы (приводить примеры);
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные  группы  живого  (растения,  животные,  грибы,  бактерии); группы  растений  (водоросли,  мхи,  папоротники,  хвойные, цветковые);  группы  животных  (насекомые,  рыбы,  земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
  • доказывать  необходимость  бережного  отношения  людей  к  живым организмам.
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • приводить примеры взаимосвязей  между природой (живой и неживой) и человеком  (значение  природы для  человека,  отрицательное  и положительное  воздействие  людей  на  природу,  меры  по охране  природы, правила личного поведения в природе);
  • объяснять значение круговорота веществ в  природе  и жизни  человека;
  • строение  тела  человека,  основные  системы  органов  и  их роль в  организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила  противопожарной  безопасности,  основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать  природные  объекты  с  помощью  атласа-определителя; различать  наиболее  распространенные  в  данной  местности  растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять  в пределах  требований  программы взаимосвязи  в  природе и между природой и человеком;
  • соблюдать  правила  безопасности  движения  (в  частности,  касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять  правила  личного  поведения  в  природе,  обосновывать  их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности,  оказывать первую помощь  при  небольших  повреждениях  кожи;  обращаться  с  бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов  России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
  • отличать друг  от  друга  времена  Древней Руси,  Московского государства,  Российской  империи,  Советской  России  и  СССР,  современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
  • узнавать о жизни людей из исторического текста и делать выводы;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • уметь  объяснять  своё  отношение  к  родным  и  близким  людям,  к  прошлому и настоящему родной страны.

Личностными результатами изучения курса изучения курса «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование следующих умений:

  • ценить и принимать следующие базовые  ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;
  • уважение к  своей семье, родственникам, родителям;
  • оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей)  с  точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
  • объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • в  предложенных  ситуациях,  опираясь  на  общие  для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  • формирование ценностных ориентаций младшего школьника  (введение  понятия  «Всемирное  наследие»  в  теме  «Сокровища  Земли под охраной человечества»);
  • принятие  и освоение  социальной  роли обучающегося,  развитие  мотивов  учебной  деятельности  и  формирование  личностного  смысла  учения;
  • сформировать  начальные  навыки  адаптации  в  динамично  изменяющемся  и развивающемся  мире (умение работать  с  информацией, с заданиями приложения к учебнику);
  • формировать самостоятельность и личную ответственность за свои  поступки  на  основе  представлений  о нравственных нормах,  социальной справедливости  и  свободе  (знакомство  с  Основным  законом  страны, правами человека,  правами и обязанностями гражданина  России,  правами ребенка);  
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально, нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • уметь  оценивать   целостный,  социально  ориентированный  взгляд на  мир в  его органичном единстве  и разнообразии природы,  народов, культур и религий;
  • уважительное  отношение  к своему и другим  народам,  их религии, культуре,  истории. Основные  религии  народов  России:  православие, ислам, иудаизм, буддизм;
  • знакомство с историческим и культурным наследием страны;
  • уважительное  отношение  к  иному  мнению,  истории  и  культуре других народов;
  • навыки  сотрудничества  с  взрослыми и  сверстниками в  различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развивать эстетические потребности, ценности и чувства;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе.

Метапредметными  результатами  изучения   курса   «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока  после  предварительного обсуждения;
  • совместно  с  учителем  обнаруживать  и  формулировать  учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои  действия  с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в  диалоге  с учителем  вырабатывать критерии оценки  и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

☺ Средством  формирования  этих  действий  служит  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться  в  своей  системе знаний: самостоятельно  предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • отбирать необходимые для решения  учебной задачи источники информации  среди предложенных учителем  словарей,  энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать  информацию из  одной  формы  в  другую:  составлять простой план учебно-научного текста;
  • преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  письменной  речи с учётом своих  учебных и  жизненных речевых ситуаций;
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать  других,  пытаться  принимать  другую  точку  зрения,  быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты  учебников  и при  этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и  искать  ответы; проверять себя); отделять новое  от известного; выделять главное; составлять план;
  • договариваться  с  людьми: выполняя различные  роли в  группе,  сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • учиться  уважительно, относиться  к  позиции  другого,  пытаться  договариваться.

☺ Средством формирования этих действий служит  работа в парах и  малых группах.

Предметными  результатами изучения  курса  «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование следующих умений.

  • знать  государственную  символику  и  государственные  праздники  современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
  • замечать и объяснять, какие  поступки людей противоречат  человеческой совести,  правилам  поведения (морали  и праву),  правам  человека  и  правам  ребёнка.  Предлагать, что ты сам  можешь сделать для исправления видимых нарушений;
  • понимание  особой  роли  России  в  мировой  истории,  воспитание чувства  гордости  за  национальные  свершения,  открытия,  победы;
  • формирование  первоначального  представления  об уникальности  России  как  единого  неделимого многонационального и  многоконфессионального государства. Историческая  роль многонационального народа России как  народа-созидателя,  хранителя  российской государственности
  • приводить примеры народов России;
  • знать  исторические  периоды:  первобытное  общество,  Древний  мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • понимать суть исторических побед России, сыгравших  решающую роль в  мировой истории: борьба  с монгольским нашествием и спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая

     Отечественная  война  и  решающий  вклад  нашей  страны  в разгром фашизма. Вклад  России в   развитие мировой культуры и науки;

  • выявлять причинно-следственные  связи между различными  историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие  Русью христианства и расцвет  культуры,  монгольское  нашествие  и потери в культуре и  хозяйстве,  Вторая  мировая  война  и создание ООН);
  • уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • объяснять, какие  интересы объединяют  тебя с  твоими родственниками,  друзьями,  земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • осознание  целостности  окружающего мира, освоение  основ  экологической  грамотности,  элементарных  правил  нравственного  поведения в  мире  природы и людей,  норм  здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение  основ  экологической  грамотности.   Выявление  экологических  связей  в  окружающем  мире,  моделирование  этих  связей, применение  знаний о них при объяснении  необходимости бережного отношения к природе - знать некоторые современные       экологические проблемы;
  • уметь  в  учебных  и  реальных  ситуациях  в  доступной  форме  давать оценку деятельности людей с точки зрения  ее  экологической допустимости;  определять  возможные  причины  отрицательных  изменений  в природе;  предлагать  простейшие  прогнозы  возможных  последствий воздействия   человека   на   природу;  определять  необходимые   меры охраны  природы, варианты личного участия в  сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России  и международной Красной книги;
  • освоение   доступных  способов   изучения   природы  и  общества (наблюдение,  запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.  с  получением информации из  семейных  архивов,  от  окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены  дня и ночи и времен года;
  • знать   способы  изображения   Земли,  ее   поверхности:  глобус,   географическая карта; природные  зоны России – уметь  устанавливать причины  смены  природных зон в нашей стране;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • распознавать  природные  объекты  с  помощью  атласа - определителя; различать  важнейшие  полезные  ископаемые  своего  края,  растения  и животных,  характерных  для  леса,  луга  пресного  водоема,  основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • самостоятельно  находить  в  учебнике  и  дополнительных  источниках сведения  по определенной  теме  природоведческого и  обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять  иллюстрацию  учебника  как  источник  знаний,  раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами  чтения  географической и исторической карты.
  • знать и  соблюдать правила безопасности дорожного движения  (в частности,  касающейся  пешеходов,  пассажиров  транспортных  средств  и велосипедистов).
  • уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения  пешехода  и (или)  велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения  в качестве  пешехода, пассажира транспортного  средства  и  (или)  велосипедиста  в  различных  дорожных

      ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

  • объяснять  роль  основных  органов  и  систем  органов  в  организме человека;
  • применять  знания о своём организме в жизни (для составления  режима дня, правил поведения;
  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список дополнительной литературы для учителя и обучающихся

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради и т. п.).

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас - определитель для учащихся начальных

классов. М.: Просвещение. 2011

«Зеленые страницы» А.А.Плешаков

Контрольно-измерительные материалы ФГОС Окружающий мир 1,2,3,4 классы авт. И.Ф.Яценко М. «ВАКО» 2014г

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Методические пособия для учителя. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1, 2, 3, 4 классы Т.Н.Максимова М. «ВАКО»

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).

Географические и исторические настенные карты.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Технические средства обучения (ТСО)

Proklass, Prolog.

Экспозиционный экран.

Аудиопроигрыватель.

Цифровой микроскоп

Водео камера

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры

Лупа.

Компас.

Глобус.

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Наглядные пособия:

1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы: 

  1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы М. Просвещение 2011г.
  2. Методические пособия для учителя. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1, 2, 3, 4 классы М. «ВАКО
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебники для 1-4  класса с электронным приложением. – М.: Просвещение, 2011, 2012 ,2013, 2014г..
  4. .Плешаков А.А. Рабочие тетради к учебнику для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Просвещение , 2014.

Список дополнительной литературы для учителя и обучающихся:

  1. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов .- М.: Просвещение , 2011
  2. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель. – М.: Просвещение , 2011

ИКТ и ЦОР:        

  • http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
  • http://it-n.ru – сеть творческих учителей
  • http://www.ipkpro.aaanet.ru- сайт РО ИПК и ПРО
  • http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • http://som.fsio.ru/-  сетевое сообщество методистов
  • http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  
  • http://www.auditorium.ru/  - Российское образование – сеть порталов
  • http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
  • http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
  • http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
  • http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
  • http://www.profile-edu.ru  - сайт по профильному обучению;
  • http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
  • http://www.standart.edu.ru  - Новый стандарт общего образования
  • http://www.ug.ru  – Учительская газета
  • Дистанционная поддержка профильного обучения // http://edu.of.ru/profil/
  • Информационно-коммуникационные технологии в образовании
  • // http://ict.edu.ru/lib/
  • МО РФ. Федер. агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/
  • Объединение педагогических изданий "Первое сентября"
  • // http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm
  • Профильное обучение в старшей школе // http://www.profile-edu.ru/
  • Российский общеобразовательный портал  http://www.school.edu.ru
  • Сайт Министерства образования http://mon.gov.ru/structure/minister/
  • Система федеральных образовательных порталов
  • // http://www.edu.ru/db/portal/sites portal_page.htm
  • Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15
  • Федеральный портал «Российское образование»  // http://www.edu.ru
  • Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...