Растения - обощение
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

Урок по окружающему миру, обобщение по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Растения - обощение29.12 КБ
Office presentation icon Растения - обощение2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Растения»

Цели:

  1. Обобщить представление о растениях, как особом царстве живой природы.
  2. Способствовать развитию логических и регулятивных УУД - классификация, обобщение, самооценка и контроль.
  3. Формировать коммуникативные УУД - умение работать в группе, подчиняться общему мнению.

Задачи:

  • Предметно-информационные:
  • выполнение классификации растений.
  • изучение основных признаков групп растений.
  • Деятельностно-коммуникативные:
  • развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
  • развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
  • расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
  • Ценностно-ориентированные:
  • развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

Отгадайте загадку:   Дышит, растет,
                                 А ходить не может?  
(Растение)

-Определите тему урока.

Слайд 1

Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.

С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.

Работа в группе: Вы должны узнать ключевое слово по вертикали

  1. Дерево, дающее плоды – желуди.
  2. Цветок для гадания.
  3. Зелёный ковер земли.
  4. Хоть не огонь, а жжётся.
  5. Хвойное дерево.
  6. О ней говорят “плакучая”.
  7. Лакомство коров и зайцев.
  8. Красивый цветок красного цвета, семена которого используют в кулинарии.

Проверка: слайд 2

Слайд 3  Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.

Учёные утверждают, что растения – живые организмы.
Практическая работа: Определите части растений.

Слайд 4 - проверка

  • Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/
  • У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
  • Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
  • Яркий, благоухающий… /Цветок/.
  • Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. /Плод/.
  • Из него вырастает новое растение. /Семя/.

– Подумайте, все ли растения имеют названные части?
– Учёные-ботаники делят царство растений на группы в зависимости от  наличия частей.

На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.

– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке?
– На какие группы делится царство растений?
– По каким признакам учёные разделили растения на группы?
- Определите цели урока: научиться определять вид растения с разных точек зрения.

Физкультминутка

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.

  1. Обобщение о растениях.

Работа в группах:

Разделить растения на группы: сосна, пихта, сфагнум, яблоня, огурец, ландыш, шиповник, боровик, лиственница, сирень, малина, чеснок, мятлик, ягель, сыроежка, ламинария, спирогира, пармелия, кукушкин лён, орляк, щитовик.

Проверка слайд 5

Хвойные: сосна, пихта, лиственница

Цветковые: деревья: яблоня,

кустарники: малина, шиповник, сирень

травы: огурец, ландыш, мятлик, чеснок

Папоротники: орляк, щитовик.

Мхи: сфагнум, кукушкин лён

Лишайники: ягель, пармелия

Водоросли: спирогира, ламинария

Грибы:  сыроежка, боровик

Выступления представителей от каждой группы. Рассмотрим ещё раз особенности растений каждой группы. Слайды 6-16

Хвойные растения – деревья и кустарники с листьями – иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных – вечнозелёные.

Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений: сосна, можжевельник, ель, кедр.

Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник то есть растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.

Цветковые растения – деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.

Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.

Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Молодые листья скручены как пружина, находятся у поверхности земли и постепенно разворачиваются.

У взрослого растения на обратной стороне листа видны тёмно-бурые пятнышки, это прикрытые сверху плёнкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Самые большие папоротники достигают в высоту 24 метра, а длина листьев у них 5 метров. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12 мм.

Мхи – низкорослые растения, стелющиеся по земле, чаще всего распространённые во влажных затенённых местах под покровом деревьев. Мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество.

Устроены мхи несложно. У них нет корней, не бывает цветков, плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне. Мхов на Земле очень много, около 27 тысяч видов.

Мхи играют важную роль в формировании почв, на которых потом могут укореняться и другие растения. Отмирая, они обогащают почву перегноем.

Сфагновый мох имеет ещё одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на растения. Мох может с успехом заменить вату или марлю, так как хорошо впитывает выделения из раны, и, кроме того, оказывает обеззараживающее действие.

Водоросли – растения, живущие в водной среде. Они не имеют корня, стебля, листьев, цветов.

Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.

Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод. На побережье морей созданы специальные фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм животным, на производство тканей, шампуня и крема.

Самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли зеленого, реже желтого цвета.

Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев.

Слайд 17 Графический диктант:  Да – квадрат, Нет – треугольник

Вопросы:

1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. У мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет)
3. У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
4. У папоротников есть цветы? (нет)
5. Растение – живой организм? (да)
6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)

3. Рефлексия. Слайд 18

Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.

– очень интересно  ? – остались вопросы  * – работали  плодотворно

  • Кто остался доволен своим результатом?
  • Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
  • Что было самым трудным?
  • Что помогало вам справиться с заданиями?
  • Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
  • Что полезного для себя вы узнали на уроке?
  • Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

Слайд 19 Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:

Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...

– Как вы понимаете слова Руссо?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Слайд 2

д у б р о м а ш к а т р а в а к р а п и в а с о с н а и в а к л е в е р м а к

Слайд 3

Ботаника – наука о растениях

Слайд 4

ЦВЕТЫ КОРЕНЬ СТЕБЕЛЬ ЛИСТЬЯ ПЛОДЫ И СЕМЕНА

Слайд 5

ВОДОРОСЛИ ПАПОРОТНИКИ МХИ ЦВЕТКОВЫЕ ХВОЙНЫЕ

Слайд 6

ВОДОРОСЛИ ПАПОРОТНИКИ МХИ ЦВЕТКОВЫЕ ХВОЙНЫЕ лишайники грибы

Слайд 7

Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, цветов и плодов красные бурые зелёные

Слайд 8

Имеют: цветы, плоды, корни, стебли, листья. Самые разнообразные - насчитывают 350 000 видов.

Слайд 9

СОСНА

Слайд 10

СРАВНИ:

Слайд 11

ХВОЯ ШИШКИ С СЕМЕНАМИ На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений

Слайд 12

У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами . Учёные изучили около 27 000 видов мхов

Слайд 13

Багрянка Эпифитный Кустистый Пармелия

Слайд 14

Зелёные Бурые Красные спирогира ламинария филлофора Водоросли

Слайд 15

Не имеют цветов, плодов и семян. Сейчас насчитывается более 10 000 видов папоротников

Слайд 16

шляпочные грибы дрожжи плесень

Слайд 17

Графический диктант

Слайд 18

Оцени себя! ? ! *

Слайд 19

«Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звёздам на небе: но звёзды далеко, а растения у ног моих...» Ж.Ж.Руссо

Слайд 20

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Обощение знаний об имени существительном"

Урок для учащихся  3 класса  с использованием занимательного материала....

Открытый урок русского языка "Обощение по теме "Предложение. Текст" 4 класс

Урок проводится в форме аукциона. Групповая форма работы....

Обощение опыта

Дифференцированный подход на уроках математики...

конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.

Урок рефлексии по технологии деятельностного метода.  Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...

Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение

Цель урока :-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....

Обощение опыта по формированию семейных традиций

Как важно воспитывать в семье уважение к старшему поколению. Празднуя дни рождения бабушек и дедушек, всячески подчёркивайте их авторитет в семье, их участие в воспитании внуков.  ...

Обощение опыта работы по теме "Эффективные приёмы закрепления изученного на уроках русского языка"

Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только ...