Урок по окружающему миру "Что вокруг нас может быть опасным" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Дети, путешествуя по комнатам квартиры, выявляют опасные предметы, сформулируют правила пользования опасных предметов. Используется групповые и коллективные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

УМК: Школа России

Школа: МБОУ МО г.Нягань СОШ №14

Класс: 1 класс

Учитель: Мардамшина Фидания Гайатовна, 1 квалификационная категория.

Тип урока: изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы «Что вокруг нас может быть опасным»

Тема

Задача.

Цели

Образовательные: Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей. Соблюдать осторожность при обращении с ними. Повторить правила перехода улицы.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой  работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности, контролировать свою деятельность оценивать результат своей работы сверяя его с образцом; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: уважительно вести диалог с товарищами, работая в группе и в паре, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: овладение логическими действиями обобщения, классификации по заданным параметрам, построения суждений.

Планируемый результат

Предметные:

познакомить детей с потенциально опасными окружающими предметами и элементарными правилами дорожного движения.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Безопасность, бытовые приборы, проезжая часть, светофор, экстренные службы.

Межпредметные связи

Окружающий мир, ОБЖ

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 34-35

  1. Мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с  тестами. Фен, утюг, электрочайник, спицы, швейные иглы, нож, гвозди, ножницы, таблетки,  бутылочка из под уксусной кислоты,  дезодорант,   таблетки в блистере, бутылка из  под отбеливателя «Белизна»
  2. Карточки с номерами телефонов: 01, 02, 03, 04.
  3. Конверт с кружочками: 10 зеленых, 10 желтых, 10 красных (у каждого учащегося).

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Дети повторяют тему прошлого урока.

Работа в парах.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Организует проверку домашнего задания.

Организует работу в парах.

1. Ребята, слышали звонок?

Это начинается новый наш урок. (Садитесь)

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны книжка и тетрадь.

Хорошо известно всем, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

2. -С чем познакомились на последнем уроке? (Узнали, что такое компьютер)

-Расскажите, что умеет компьютер.

-Вспомните названия устройств составляющих компьютер.

-Проверим себя, работаем в парах. На листочках соедините линиями устройства компьютера с их названиями.

Посмотрите, так ли вы соединили устройства с названиями. Поднимите руки, у кого нет ошибок.

-А  как вы считаете компьютер вещь в доме полезная или вредная? Почему?

-Сколько времени вы должны проводить за компьютером?

-А какие еще полезные вещи есть в вашем доме, и какая польза от них?

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений находить лишний предмет, обобщать предметы, используя связь целого и частей;

-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Проговаривают, что повторили.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

 На предметный стол у доски  учитель выкладывает опасные предметы: фен, утюг, электрочайник, спицы, швейные иглы, нож, гвозди, ножницы, таблетки,  бутылочку из-под уксусной кислоты,  дезодорант, таблетки в блистере, бутылка из под отбеливателя «Белизна»

Организует обобщение актуализированных знаний.

3.- Отгадайте загадку.

Стоит бычище,

Проклеваны бочища. (дом) Сегодня на урок я принесла много предметов, которые есть в вашем доме. Посмотрите на них. У них у всех есть один общий признак. Догадается ли кто из вас, что объединяет эти предметы?

- Разрешают ли взрослые брать в руки эти предметы маленьким  детям? Почему?

-Всегда ли эти предметы опасны?

Уметь объединять предметы в группы

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что может быть опасным).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

1. – Что же будем делать? (Сами искать способ)

2. - Какую цель ставим? (Узнать, что может быть опасным в доме).

3.- Что вы повторили в начале урока? (в доме нас окружает посуда и бытовые приборы)

4.- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, какие предметы могут представлять опасность.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Физкультминутка

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V.Изучение нового материала

Работа в группах:

1 группа - предметы, которые нас ждут в зале

2 группа - предметы, которые нас ждут в кухне

3 группа - предметы,  которые нас ждут в ванной комнате

-Подготовьте рассказ,  какие травмы могут принести эти предметы и как нужно с ними правильно обращаться, чтобы этого не случилось?

( Дети ведут обсуждение в группах, один человек от группы загадывает загадки и  рассказывает, другие команды дополняют ответ, если он не полный)

-Откройте учебник с. 34, посмотрите на рисунок и скажите, о каких предметах мы не говорили? Какую опасность несут они?

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(8  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задание по учебнику, закрывая предметы кружочками трех цветов

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику с. 34.

Игра «Зажигаем фонарики»

У каждого ребенка конверт с кружочками: 10 зеленых, 10 желтых и 10 красных.

- Положите зеленые кружочки на те предметы, которыми можно пользоваться самому, без взрослых. Желтые кружочки положите на предметы, которыми можно пользоваться на глазах у взрослых. Красные кружочки положите на предметы, которыми детям вообще не стоит пользоваться.

Уметь различать бытовые предметы по уровню опасности.

Уметь обосновывать свои мысли

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Включение в систему знаний и повторение. (7 мин)

- организовать включение новое знание в систему знаний;

- организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Выполняют задание по учебнику, отвечают на вопросы учителя.

Составляют сказку, объясняя правила перехода улицы.

Выполняют задание самостоятельно.

Задания на пропедевтику изучения

     последующих тем

Организует задания, в которых новое

     знание связывается с ранее изученными

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы

Работа по учебнику. Стр.35

- Где еще мы должны с вами быть очень внимательны и осторожны?

- Рассмотрите рисунок. Что на нем видите? (проезжая часть дороги)

- Что установлено на перекрестке, чтобы движение было безопасным? (светофор)

- А для пешеходов есть светофор? Покажите.

- Чем он отличается? (два цвета и человечки)

- Как муравьи переходят улицу? (по пешеходному переходу)

- Как обозначен пешеходный переход? (нарисована зебра)

- А что установлено на перекрестке? (дорожный знак)

- Что означает этот знак? (пешеходный переход)

- Составьте сказку о том,  как муравьи учились переходить улицу.

- Рассмотрите рисунок в нижней части. Что нарисовано? (светофор для транспорта, светофор для пешеходов и дорожный знак)

- Раскрасьте сигналы светофора и дорожный знак.

Уметь различать виды светофоров

Уметь обдумывать последовательность действий

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

VIII. Самостоятельная работа.

Дети самостоятельно отвечают на вопросы

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы

Проводит проверку

Что вокруг нас может быть опасным?

1   Обычные вещи могут стать опасными если:

  1.  С ними неосторожно обращаться
  2. Они острые
  3. Включить их в розетку

2  Что нужно сделать, выходя из дома?

  1. Посмотреться в зеркало
  2. Взять вещи
  3. Выключить электроприборы

3  Травма от горячего предмета – это:

  1. Порез
  2. Синяк
  3. Ожог

4   Где надо переходить дорогу?

  1. Где не видно машин
  2. Где стоит полицейский
  3. Где есть пешеходный переход

  IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Когда обычные вещи могут быть опасными для нас? (Если с нами неправильно обращаться)

- Еще раз назовите номера телефонов экстренных служб.

- С какими правилами перехода проезжей части вы познакомились?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа России». Тема. «Что вокруг нас может быть опасным?»

Данный урок учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей, которые окружают нас в повседневной жизни. Направляет детей на соблюдение осторожности при обращении с ними, воспитывает ...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 1 класс по теме «Что вокруг нас может быть опасным»

Предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииКласс: 1 классТип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода).Конспект представлен в виде технологической карты...

Урок окружающего мира в 1 классе на тему: «Что вокруг нас может быть опасным?»

Урок «Что вокруг нас может быть опасным?» построен в форме обучения сказочного героя домовенка Кузи. Ребята и домовенок Кузя знакомятся с теми опасностями, которые могут их окружать дома (газ; электри...

План конспект урока по окружающему миру по учебнику А.А. Плешакова в первом классе на тему "Что вокруг нас может быть опасным?" учителя начальных классов МБОУ "Хучельская ООШ" д. Хучель Канашского Района Чувашской Республики Григорьевой Ренаты Валерьевны.

Научить детей видить потенциальную опасность окружающих предметов и соблюдать осторожность при обращении  с ними. Закрепление знаний основных правил перехода улицы. Развитие понимание....

Презентация к уроку окружающего мира "Что вокруг нас может быть опасным?" 1 класс

Презентация разработана для 1 класса. Автор учебника  "Мир вокруг нас. 1 класс." Плешаков А.А. Презентация может быть использована на этапе актуализации знаний и мотивации, открытии нового знания...

Презентация к уроку окружающего мира "Что вокруг нас может быть опасным?" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Что вокруг нас может быть опасным?"  1 класс...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Что вокруг нас может быть опасным?"

Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что вокруг нас может быть опасным?" по учебнику А.А. Плешакова. В разработке указаны цели деятельности учителя, планируемые обра...