Методическая разработка занятия для детей начальных классов "Планета Земля. Суша и вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Чечельницкая Светлана Владимировна

На занятии дается представление о том, что большую часть поверхности Земли занимает вода, а суша представлена материками; где находятся полюса и что такое экватор. В конце занятия дети приходят к пониманию о значимости воды и суши на планете Земля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Республиканский детский эколого – биологический центр

Планета Земля. Суша и вода.

Методическая разработка занятия для детей начальных классов

по программе «Азбука природы» 1-й год обучения.

Разработала:

Чечельницкая С.В.,

педагог дополнительного образования.

Владикавказ 2015г.

Цель:  дать детям элементарные представления о поверхности планеты Земля

Задачи:

  • дать представление о том, что на планете Земля большую часть ее поверхности занимает вода, а суша представлена материками, дать понятия о полюсах, экваторе;
  • способствовать развитию кругозора, познавательного интереса, развивать моторику пальцев;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, глобус, материал для творчества.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Экскурсия

Три состояния воды.

  1. Теоретическая часть.
  1. Как выглядит Земля с высоты космоса?
  2. Глобус – изображение Земли в миниатюре.
  3. Что такое полюса на Земле?
  4. Что такое  экватор?
  5. Вода на планете.
  6. Суша планеты Земля
  1. Творческое задание.

 Изобразить планету Земля.

Ход занятия.

  1.  Организационный момент.
  2. Экскурсия.

Наблюдения за небом.

  1. Теоретическая часть.

Педагог.

Дети, мы сегодня будем говорить о нашей планете. Планета, на которой мы с вами живём, называется (ответ детей)

Правильно – Земля. Какая же она – наша Земля?

Как она выглядит из космоса, когда на неё смотрят космонавты, летающие в ракете? (ответ детей)

Да, наша планета – это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

(Показываю глобус) Как вы думаете, что это такое? (ответ детей)

Правильно, это глобус, который изображает Землю. В мире есть очень интересные глобусы. Самый большой глобус в мире был сделан во Франции. Внутри этого глобуса могла бы уместиться вся наша группа вместе с нами. (Диаметр глобуса 13 метров- информация только для педагогов.) Он очень тяжёлый, весит столько же, сколько весит современный автобус.

В нашей стране тоже есть удивительные глобусы. Один из них хранится в Санкт-Петербурге. (Информация для педагогов: диаметр глобуса 3 метра; его вывез из Германии Петр I; этот глобус одновременно является и планетарием: на наружной поверхности нанесена карта Земли, а на внутренней – звёздное небо.)

Другой огромный глобус находится в Москве, на площадке Московского планетария. Сейчас выпускают самые разнообразные глобусы. Один из таких глобусов перед вами.

        На Земле есть два полюса. Как они называются? (ответы детей)

        Один Северный, другой Южный. Северный – сверху земного шара (показываю), Южный – внизу. Давайте посмотрим, что ещё есть на планете? (ответы детей)

А что такое экватор? Да, это – это воображаемая линия, окружающая земной шар в самой его широкой части – посередине, на равных расстояниях от Северного и Южного полюса. Его длина – 40075 км. Экватор опоясывает земной шар, разделяя его на северное и южное полушария. На картах экватор представлен как координата нулевой широты, т. е. точка начала отсчета всех широт. Земля имеет форму шара, а экватор опоясывает ее в самой широкой части. Поэтому экватор – это та часть земного шара, которая всегда находится ближе всего к Солнцу, и здесь солнечные лучи падают на Землю практически вертикально. В других местах земного шара солнечный свет падает на Землю под углом и проходит через большую толщину атмосферы, которая поглощает больше тепла; в результате климат в этих областях более мягкий.  В области экватора погоды обычно очень жаркие; эти области называются тропиками.

        Большая часть Земли покрыта водой – это моря и океаны. Может быть, знаете, как называются некоторые моря и океаны? (ответы детей)

  • Северный Ледовитый океан
  • Атлантический океан
  • Индийский океан
  • Южный океан
  • Чёрное море
  • Средиземное море
  • Баренцево море
  • Море Лаптевых
  • Берингово море
  • Чукотское море

Среди океанов есть большие участки твёрдой земли – это материки, суша.

Вот самый большой материк (демонстрирую контур Евразии.) Это вместе Европа и Азия. Они не разделены океаном. Вот следующий материк – Африка (показываю). Что-нибудь знаете про Африку? Слышали про неё? (ответы детей).

Теперь я вам покажу очень интересную сушу: вот такую длинную, состоящую из двух частей. Обе они соединяются тонкой полоской, как тонкой шеей (показываю Америку)

Кто-нибудь знает, как называется этот материк? (ответы детей)

Америка состоит из двух частей: верхняя часть – это Северная Америка, нижняя – Южная Америка.

Она протянулась по всему земному шару – от Северного полюса к Южному. Кто знает, что есть на полюсах земного шара? (ответы детей)

Оба полюса – это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе суши нет, там океан всегда покрыт льдом. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. На Южном полюсе ещё холоднее, чем на Северном. Там есть суша – материк, который из-за холода тоже покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида.

Остался последний материк. Он небольшой – это Австралия. Слышали что-нибудь про Австралию? (ответ детей)

Эта суша как большой остров, окружена со всех сторон океаном (показываю)

Теперь посмотрим на наш глобус. Дети, чего больше на нашей планете Земля: воды или суши? (ответ детей)

Да, воды (океанов и морей) намного больше, чем суши.

Кто же живёт в морях и океанах? (ответы детей)

А на суше живет кто-нибудь? Кто же? (ответы детей)

Конечно. На всех материках обитает много живых существ: растения, живут крупные и мелкие животные, люди. Много разных народов живет на всех материках. Только  одна суша необитаема – это Антарктида. Из – за сильного холода там не растут растения, люди тоже не могут жить там постоянно. Только некоторые животные обитают в прибрежных водах океана. Об этом мы поговорим в другой раз.

 Если моря и океаны на глобусе закрашены голубым цветом, то как же закрашена суша? Одинаково? (ответы детей)

Правильно, там где суша постоянно покрыта снегом, там она белая. Это Антарктида, северная часть Америки, Европы, Азии.

Везде, где не слишком холодно и не слишком жарко, растет много зелёных растений, поэтому большая часть суши закрашена зелёным.

В средней части земного шара (показываю широкий пояс экватора) совсем не так, как на полюсах. Тут очень жарко круглый год. Кто знает: в Африке жарко или холодно? (ответ детей)

Там очень жарко. В Африке много пустынь, покрытых песком, нет воды, растений мало. Поэтому большую часть Африки закрасили желтым цветом.

Мы знаем, где полюса на земном шаре, где материки (суша), где вода – океаны и моря. Весь глобус разноцветный.

А где же на земном шаре живем мы с вами? Где наш материк? Как называется наша страна, наше государство? (ответы детей)

Я покажу вам, где находится Россия. Наше государство – Россия – расположено вот на этом материке (Европа и Азия). Наша страна большая и занимает много места на глобусе. Кто знает, как называется главный город России? (ответ детей)

Правильно, Москва. Смотрите, где она находится.

Теперь вы знаете, что такое земной шар, где на нём находится наша страна Россия и где расположен наш родной город.

        Мы с вами поговорим о воде.

Вода – это жидкость без запаха, вкуса, цвета. При температуре ноль градусов – превращается в лёд, при ста градусах – в пар. Если посмотреть на глобус, то мы увидим, вода занимает семьдесят один процент поверхности земли, а остальное – это суша.

Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов (около шестидесяти процентов человеческого тела составляет вода.) Особо чистая вода необходима в производстве продуктов питания и в медицине. К воде нужно относиться  очень бережно. Как вы думаете, почему? (ответ детей)

        Послушайте стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана –

Кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду –

Зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет

И нет водицы –

Нет, нет, нет.


Физкультминутка. Игра « РУЧЕЕК»

Предлагаю вам отгадать загадку:

        Кругом вода, а с питьём беда.

        Кто знает, где это бывает.

                                (в море)

Так почему морская вода непригодна для питья?

Да потому, что содержит значительное число солей, что делает её непригодной к употреблению. На долю всех пресных вод приходится менее 2%.

На Земле осталось мало районов с чистой водой. Почти каждый второй житель планеты пьёт загрязнённую воду. Чистая вода – дефицит во многих странах. Сохранность пресной, чистой воды – одна из важных экологических проблем большого города.

        Вы слыхали о воде?

        Говорят она везде!

        В луже, в море, в океане

        И в водопроводном кране.

        На плите у нас кипит,

        Паром чайника шипит,

        Растворяет сахар в чае.

        Мы её не замечаем.

        Мы привыкли, что вода –

        Наша спутница всегда!

         Без воды нам не умыться,

        Не наесться, не напиться!

        Смею вам я доложить,

        Без воды нам не прожить!

        Помните, что вода – это жизнь. А там, где кончается вода, кончается и жизнь.

Дети, в следующий раз мы продолжим наши исследования воды. Поговорим о многих интересных и замечательных вещах, которые существуют на нашей планете.

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как ветер с лугом.

Как парус с морями, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету.

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она?

(И. Мазин)

Творческое задание.

Изобразить планету Земля. Как она выглядит из космоса?

  1. Итог занятия.

Литература.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Республиканский детский эколого – биологический центр

Планета Земля. Суша и вода.

Методическая разработка занятия для детей начальных классов

по программе «Азбука природы» 1-й год обучения.

Разработала:

Чечельницкая С.В.,

педагог дополнительного образования.

Владикавказ 2015г.

Цель:  дать детям элементарные представления о поверхности планеты Земля

Задачи:

  • дать представление о том, что на планете Земля большую часть ее поверхности занимает вода, а суша представлена материками, дать понятия о полюсах, экваторе;
  • способствовать развитию кругозора, познавательного интереса, развивать моторику пальцев;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, глобус, материал для творчества.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Экскурсия

Три состояния воды.

  1. Теоретическая часть.
  1. Как выглядит Земля с высоты космоса?
  2. Глобус – изображение Земли в миниатюре.
  3. Что такое полюса на Земле?
  4. Что такое  экватор?
  5. Вода на планете.
  6. Суша планеты Земля
  1. Творческое задание.

 Изобразить планету Земля.

Ход занятия.

  1.  Организационный момент.
  2. Экскурсия.

Наблюдения за небом.

  1. Теоретическая часть.

Педагог.

Дети, мы сегодня будем говорить о нашей планете. Планета, на которой мы с вами живём, называется (ответ детей)

Правильно – Земля. Какая же она – наша Земля?

Как она выглядит из космоса, когда на неё смотрят космонавты, летающие в ракете? (ответ детей)

Да, наша планета – это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

(Показываю глобус) Как вы думаете, что это такое? (ответ детей)

Правильно, это глобус, который изображает Землю. В мире есть очень интересные глобусы. Самый большой глобус в мире был сделан во Франции. Внутри этого глобуса могла бы уместиться вся наша группа вместе с нами. (Диаметр глобуса 13 метров- информация только для педагогов.) Он очень тяжёлый, весит столько же, сколько весит современный автобус.

В нашей стране тоже есть удивительные глобусы. Один из них хранится в Санкт-Петербурге. (Информация для педагогов: диаметр глобуса 3 метра; его вывез из Германии Петр I; этот глобус одновременно является и планетарием: на наружной поверхности нанесена карта Земли, а на внутренней – звёздное небо.)

Другой огромный глобус находится в Москве, на площадке Московского планетария. Сейчас выпускают самые разнообразные глобусы. Один из таких глобусов перед вами.

        На Земле есть два полюса. Как они называются? (ответы детей)

        Один Северный, другой Южный. Северный – сверху земного шара (показываю), Южный – внизу. Давайте посмотрим, что ещё есть на планете? (ответы детей)

А что такое экватор? Да, это – это воображаемая линия, окружающая земной шар в самой его широкой части – посередине, на равных расстояниях от Северного и Южного полюса. Его длина – 40075 км. Экватор опоясывает земной шар, разделяя его на северное и южное полушария. На картах экватор представлен как координата нулевой широты, т. е. точка начала отсчета всех широт. Земля имеет форму шара, а экватор опоясывает ее в самой широкой части. Поэтому экватор – это та часть земного шара, которая всегда находится ближе всего к Солнцу, и здесь солнечные лучи падают на Землю практически вертикально. В других местах земного шара солнечный свет падает на Землю под углом и проходит через большую толщину атмосферы, которая поглощает больше тепла; в результате климат в этих областях более мягкий.  В области экватора погоды обычно очень жаркие; эти области называются тропиками.

        Большая часть Земли покрыта водой – это моря и океаны. Может быть, знаете, как называются некоторые моря и океаны? (ответы детей)

  • Северный Ледовитый океан
  • Атлантический океан
  • Индийский океан
  • Южный океан
  • Чёрное море
  • Средиземное море
  • Баренцево море
  • Море Лаптевых
  • Берингово море
  • Чукотское море

Среди океанов есть большие участки твёрдой земли – это материки, суша.

Вот самый большой материк (демонстрирую контур Евразии.) Это вместе Европа и Азия. Они не разделены океаном. Вот следующий материк – Африка (показываю). Что-нибудь знаете про Африку? Слышали про неё? (ответы детей).

Теперь я вам покажу очень интересную сушу: вот такую длинную, состоящую из двух частей. Обе они соединяются тонкой полоской, как тонкой шеей (показываю Америку)

Кто-нибудь знает, как называется этот материк? (ответы детей)

Америка состоит из двух частей: верхняя часть – это Северная Америка, нижняя – Южная Америка.

Она протянулась по всему земному шару – от Северного полюса к Южному. Кто знает, что есть на полюсах земного шара? (ответы детей)

Оба полюса – это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе суши нет, там океан всегда покрыт льдом. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. На Южном полюсе ещё холоднее, чем на Северном. Там есть суша – материк, который из-за холода тоже покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида.

Остался последний материк. Он небольшой – это Австралия. Слышали что-нибудь про Австралию? (ответ детей)

Эта суша как большой остров, окружена со всех сторон океаном (показываю)

Теперь посмотрим на наш глобус. Дети, чего больше на нашей планете Земля: воды или суши? (ответ детей)

Да, воды (океанов и морей) намного больше, чем суши.

Кто же живёт в морях и океанах? (ответы детей)

А на суше живет кто-нибудь? Кто же? (ответы детей)

Конечно. На всех материках обитает много живых существ: растения, живут крупные и мелкие животные, люди. Много разных народов живет на всех материках. Только  одна суша необитаема – это Антарктида. Из – за сильного холода там не растут растения, люди тоже не могут жить там постоянно. Только некоторые животные обитают в прибрежных водах океана. Об этом мы поговорим в другой раз.

 Если моря и океаны на глобусе закрашены голубым цветом, то как же закрашена суша? Одинаково? (ответы детей)

Правильно, там где суша постоянно покрыта снегом, там она белая. Это Антарктида, северная часть Америки, Европы, Азии.

Везде, где не слишком холодно и не слишком жарко, растет много зелёных растений, поэтому большая часть суши закрашена зелёным.

В средней части земного шара (показываю широкий пояс экватора) совсем не так, как на полюсах. Тут очень жарко круглый год. Кто знает: в Африке жарко или холодно? (ответ детей)

Там очень жарко. В Африке много пустынь, покрытых песком, нет воды, растений мало. Поэтому большую часть Африки закрасили желтым цветом.

Мы знаем, где полюса на земном шаре, где материки (суша), где вода – океаны и моря. Весь глобус разноцветный.

А где же на земном шаре живем мы с вами? Где наш материк? Как называется наша страна, наше государство? (ответы детей)

Я покажу вам, где находится Россия. Наше государство – Россия – расположено вот на этом материке (Европа и Азия). Наша страна большая и занимает много места на глобусе. Кто знает, как называется главный город России? (ответ детей)

Правильно, Москва. Смотрите, где она находится.

Теперь вы знаете, что такое земной шар, где на нём находится наша страна Россия и где расположен наш родной город.

        Мы с вами поговорим о воде.

Вода – это жидкость без запаха, вкуса, цвета. При температуре ноль градусов – превращается в лёд, при ста градусах – в пар. Если посмотреть на глобус, то мы увидим, вода занимает семьдесят один процент поверхности земли, а остальное – это суша.

Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов (около шестидесяти процентов человеческого тела составляет вода.) Особо чистая вода необходима в производстве продуктов питания и в медицине. К воде нужно относиться  очень бережно. Как вы думаете, почему? (ответ детей)

        Послушайте стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана –

Кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду –

Зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет

И нет водицы –

Нет, нет, нет.


Физкультминутка. Игра « РУЧЕЕК»

Предлагаю вам отгадать загадку:

        Кругом вода, а с питьём беда.

        Кто знает, где это бывает.

                                (в море)

Так почему морская вода непригодна для питья?

Да потому, что содержит значительное число солей, что делает её непригодной к употреблению. На долю всех пресных вод приходится менее 2%.

На Земле осталось мало районов с чистой водой. Почти каждый второй житель планеты пьёт загрязнённую воду. Чистая вода – дефицит во многих странах. Сохранность пресной, чистой воды – одна из важных экологических проблем большого города.

        Вы слыхали о воде?

        Говорят она везде!

        В луже, в море, в океане

        И в водопроводном кране.

        На плите у нас кипит,

        Паром чайника шипит,

        Растворяет сахар в чае.

        Мы её не замечаем.

        Мы привыкли, что вода –

        Наша спутница всегда!

         Без воды нам не умыться,

        Не наесться, не напиться!

        Смею вам я доложить,

        Без воды нам не прожить!

        Помните, что вода – это жизнь. А там, где кончается вода, кончается и жизнь.

Дети, в следующий раз мы продолжим наши исследования воды. Поговорим о многих интересных и замечательных вещах, которые существуют на нашей планете.

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как ветер с лугом.

Как парус с морями, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету.

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она?

(И. Мазин)

Творческое задание.

Изобразить планету Земля. Как она выглядит из космоса?

  1. Итог занятия.

Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей 6-7 лет "Животные планеты Земля".

Методическая разработка занятия "Животные планеты Земля" включает конспект учебного занятия , красочную презентацию к занятию и информационную карту учебного занятия...

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста (6 - 7) лет. "Путешествие по стране Красивой речи".

Обобщить и систематизировать знания детей о изученных буквах в игровой форме....

Методическая разработка занятия для детей начальной школы: "Конфеты мира. История, изготовление"

Презентация для детей начальной школы (подходит для занятий ГПД, внеурочной деятельности)Краткое описание истории конфет, из чего они изготавливались.Рецепт создания "полезной конфеты"...

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты"

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты". Занятие направлено на формирование осознанного использования электронных устройств. Раскрываются полож...

Методическая разработка занятия для обучающихся начальной школы с ОВЗ на тему: "Стихи детям «Мир детства Агнии Барто»

Технологическая картавнеклассного занятия : Стихи детям «Мир детства Агнии Барто» ______ для обучающихся  П1 Б класса ...

Методическая разработка занятия для детей с ОВЗ в ГПД на тему «Путешествие в Мир Чистоты»

Методическая разработка на тему "Путешествие в Мир Чистоты" для детей с ОВЗ в группе продленного дня.Цель занятия: Обучение правилам личной гигиены.Задачи:- формировать  и обучать...

Методическая разработка занятия для детей 7-9 лет. Моделирование. Работа в технике "папье-маше". Дополнительное образование.

Данная  методическая разработка будет полезна педагогами начальной школы и дополнительного образования. Моделирование из бумани, изготовление изделий в технике "папье-маше"....