разработка урока в 1 классе "Почему их так назвали?"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (1 класс) на тему

разработка урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир – (1 класс)

Почему их так назвали

                                                  Урок  разработала  учитель                        

                                                                                      начальных   классов

                                                                                      МБОУ «СОШ № 4»

                                                                                      Краморова  Галина    

                                                                                      Михайловна

                     

ТЕМА:  « Почему  их  так  назвали».

ЦЕЛИ: - познакомить с  названием  растений  и    

        насекомых;

                   -  воспитывать  бережное  отношение  к

природе;

  • развивать  логическое  мышление, стремление

  глубоко вникать  в  смысл  названия  предметов,

  анализировать и  делать  выводы.

    ХОД  УРОКА

1.Орг.  момент

2.Сообщение  темы  и  цели  урока

 Сегодня  на  уроке  мы  продолжим  разгадывать  тайны Природы, а  поможет  нам  в  этом  наш  друг  Муравьишка.

3.Основной  материал

-  Посмотрите, что  показывает  нам  Муравьишка.

-  Как  это  можно  назвать  одним  словом (растения)

-  Правильно, это  растения  с  очень  интересными  названиями.

   Сейчас  мы  попытаемся  узнать,  почему  и  как  их  назвали.

( Учитель  читает  объяснение  названия растения, дети  показывают  его  на  доске  и  читают  название – хором).

  1. Листья  этого  растения  похожи  на  след  лошадиного  копыта

 ( копытень).

  1. У  этого  растения  цветы  похожи  на  звездочки (звездчатка).
  2. В  цветках  этого  растения  много  сладкого  сока – нектара, из  которого  пчелы  делают мед (медуница).
  3.  Если  дотронуться  до  плода  этого  растения, он  резко  скручивается  и  

« выстреливает» семенами (недотрога)

  1. Старинная  легенда  рассказывает, что  в  это  растение  превратились       брат  и  сестра. Они  всегда  вместе: фиолетовые  листочки – брат, желтые  цветки  -  сестра (Иван – да – Марья).

  - А  теперь  ребята  попробуйте  сами  объяснить  названия  растений (слайд  с  растением  и  названием, дети  читают  название  и  объясняют  его).

                  ПОДОРОЖНИК

                  КОЛОКОЛЬЧИК

                  ВОРОНИЙ   ГЛАЗ

-Эти  растения  назовите  сами  и  объясните  его  название.

Из - под  снега  вышел  друг,

И  весной  запахло  вдруг. (подснежник)

Черненькая, маленькая, сладенькая,

Ребятам  миленькая.  (черника)

Он  желтым  цветком  распускается,

А  после  цветенья  сдувается. (одуванчик)

Физминутка

Спал  цветок  и  вдруг  проснулся,

Больше  спать  не  захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился  в  верх  и  полетел.

Солнце  утром  лишь  проснется

Бабочка  кружит  и  вьется.

-    Ребята  скажите,  бабочка  это  кто?  (насекомое)

Если  вы  правильно  отгадаете  загадку, то  узнаете,  с  каким  насекомым  дружит  наш  Муравьишка.

                                   

                       Жу - жу, жу – жу

                       Я  на  ветке  сижу

                       Я  на  ветке  сижу

                       Букву  Ж  все  твержу

                       Зная  твердо  букву   эту  

                       Я  жужжу  весной  и  летом.  (жук)

-   Правильно  ребята,  это  жук, наш  Муравьишка  дружит  со  многими  жуками, но  вас  он  хочет  познакомить  с  непростыми  жуками.  Посмотрите  на  листы  на  столе. Эти  жуки  напоминают  зверей  и  вы  должны  соединить  линиями  жука  с  тем  животным, которого  он  напоминает.

   А  теперь  давайте  проверим,  правильно  ли  вы  это  сделали  и  узнаем  как  зовут  этих  жуков.

                            ЖУК  - ОЛЕНЬ

                            ЖУК -  НОСОРОГ

                            ЖУК  -  СЛОНИК

     У  нашего Муравьишки  есть  еще  один  друг, отгадайте,  как  его  зовут.

         Этот  жук  опасный  вредитель. Он  обгрызает  листья  деревьев, особенно  берез, еще  опасней  его    личинки.  Они живут  в  земле  и  грызут  корни  растений.  А  появляется  этот  жук  в  мае.  (майский  жук)

Мин. релаксации

 ( послушаем  пение  птиц  в  тишине)

-  Ребята, наш  Муравьишка  нашел, что-то  в  траве.

                             

                           И  на  горке, и  под  горкой,

                           Под  березой, и  под  елкой.

                           Хороводами  и  в  ряд

                           В  шапках  молодцы  стоят.  (грибы)

Давайте,  попробуем  отгадать, какие  грибы  увидел  Муравьишка.

                                 Серенькие  шляпки

                            Рябенькие  ножки

                            Под  березою  растут

                            Как  их  зовут?  (подберезовики)

-  Почему  их  так  назвали?

                            Очень дружные  сестрицы

                             Ходят  в  рыженьких беретах

                             Осень  в  лес  приносят  летом   (лисички)

-   Почему  их  так  назвали?

    Я  родился  в  день  дождливый

    Под  осиной  молодой

    Круглый, гладкий  и  красивый

    С  ножкой  тонкой  и  прямой  (подосиновик)

-  Почему  их  так  назвали?  

        А  этот  красавец  на  беленькой  ножке

                              Он  в  красненькой  шляпке

                              На шляпке  горошки.   (мухомор)

Настоями  этого  гриба  раньше  морили  (травили)  мух.  Этот  гриб  является  ядовитым  для  человека, но  встретив   его  в  лесу  не   спешите  уничтожать  его,   т.к  он  является  лекарством  для  многих  животных.

                                Люблю  я  в  разных  шляпках  быть,

                                То  в  желтой, то  в  зеленоватой,

                                То  в  красной  или  сероватой

                                 Собирай  не  мешкай  -  это   (сыроежки)

А  назвали  их  так  не  потому, что  их  можно  есть  сырыми, а  потому  что  они  любят  сырые  места.

4. ИТОГ   УРОКА

Ну  вот  и  подошла  к  концу наша  прогулка  с  Муравьишкой. Мы  отгадали  много  загадок  природы.

- Что  нового вы  узнали  на  уроке?

-  Что  научились делать  на  уроке?

   

  Давайте  узнаем  как  Муравьишка  оценивает  нашу  работу  на  уроке?

 

  В  конце  нашего  урока, ребята, Муравьишка  обращается  к  вам  с  просьбой.  Давайте  ее  прочитаем  и  постараемся  ей  все  время  следовать.

                    Природу  не  уродуй,

                    Природу  не  обидь.

                    Родился  человеком

                    Так  надо  им  и  быть.

         



Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

« Ванновская  средняя  общеобразовательная  школа  № 4»

Литературная гостиная:

Тайны  природы.

« Встреча зимы»

              Разработала учитель начальных

                                          классов:  Краморова Г.М.

Ученик 1

Зимним холодом пахнуло

 На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

  Пред закатом небеса.

Ученик 2.

Ещё земли печален вид,

 А воздух уж весною дышит,

 И мёртвый в поле стебель колышет,

И елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.

Ученик 3.

Летний вечер тих и ясен,

Посмотри, как дремлют ивы.

Запад неба бледно - красен,

 И реки блестят извивы.

- 1 -

Ученик 4.

Веют осенние ветры

В мрачной дубраве.

С шумом на землю валятся

Жёлтые листья.

Учитель:  О чём эти строки? ( О зиме, весне, лете, осени) А как одним словом  назвать все эти четыре периода жизни природы? (Времена года)

Ведущий: Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать Землю, одевать в нарядные уборы леса,  поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

        Первой взялась за свою волшебную кисть Зима – земля покрылась пушистым снегом, побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Звучит пьеса С. Прокофьева « Утро».

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина!

Ученик 1.

А как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

Ученик 2.

Звенят сосульки в тишине –

- 2 -

Осколки хрусталя.

Уснули реки подо льдом.

Под снегом спят поля.

Ученик 3.

Рисует поутру мороз

Узоры на окне,

Друзья, хорошая зима

У нас в родной стране!

Ученик 1.

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая всё кругом

Мягким бархатным ковром.

Ученик 2.

Солнце полно светлой ласки,

Всё блестит, как в дивной сказке.

Пруд зеркальный недвижим

Под покровом ледяным.

Ученик 3.

Зима пришла. За окнами,

Где чёрных ёлок ряд,

Пушистые и лёгкие

- 3 -

Снежиночки летят.

Летят, порхают, кружатся

Пушистые, летят

И белым мягким кружевом

Окутывают сад.

Ведущая: Поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит околдованный чародейкой Зимою лес.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою».

Песня «Берёза»- стих.С .Есенина, муз.В. Веселова.

Ведущая: Все мы рады « проказам матушки-зимы»; лепим снежную бабу, Мчимся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаемся с гор на лыжах и санках.

Ученик 4.В тёплых шубах и ушанках

Снежной зимнею порой

Детвора на быстрых санках

Вихрем мчит с горы крутой.

На ветру ребячьи лица

Разгорелись кумачом.

Пусть колючий снег пылится,

Пусть мороз сердитый злится –

Всё ребятам нипочём!

Звучит пьеса «Проводы зимы» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Ученик 5.

Буря мглою небо кроет,

- 4 -

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Ученик 6.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Ученик 7.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче…

Ученик 8.

Погляди в окно:

- 5 -

Под  голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

 И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ученик 9.

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стёклах небо ярко-сине

И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно.

Ученик 10.

Утро тихо, радостно и молодо,

Белым снегом всё защищено.

И всё утро яркое и чистое

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моём окне.

Ученик 11.

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром.

- 6 -

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились листья белой бахромой.

Ученик 12.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Ученик 13.

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блести.

Ученик 14.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

Ученик 15.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

- 7 -

Он весь вспыхнет и заблещет

 Ослепительной красой.

Ученик 4.

Зашумела, разгулялась

В поле непогода.

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась  -

Не осталось следу.

Поднялась метель и вьюга –

Не видать и свету.

Ученик 5.

Да, удалому детине

Буря не забота:

Он проложит путь-дорогу,

Лишь была б охота.

Не страшна глухая полночь,

Дальний путь и вьюга,

Если молодца в свой терем

Ждёт краса-подруга.

Учитель: Много прекрасных строк написано великими русскими поэтами и писателями о красавице зиме. Русский народ всегда любил зиму, с её морозами и метелями, с её праздниками и забавами. Давайте вместе отгадаем зимние загадки.

  1. Кто, угадай-ка:

- 8 -

Седая хозяйка

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки. (ЗИМА)

  1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (ЗИМА)

  1. Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ)

  1. Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи за месяц это? (ЯНВАРЬ)

  1. Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (ФЕВРАЛЬ)

  1. Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым

Перестал медведь реветь:

- 9 –

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (ЗИМА)

  1. Меня не растили –

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки.

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто же я такая? (СНЕЖНАЯ БАБА)

  1. Чтобы сень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады. (МОРОЗ)

Учитель: Люди с давних времён заметили, что «чем позднее отлёт журавлей, тем позднее зима начинается», « строгой зиме быть, если птица дружно в тёплые края пошла», « не тот снег, что метёт, а что сверху идёт».

       Давайте вместе вспомним народные приметы, пословицы и поговорки о зиме.

СНЕГИРЬ ПРИЛЕТИТ – О ЗИМЕ ИЗВЕСТИТ.

ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, А  ЗИМУ НАЧИНАЕТ.

ЗИМОЙ ЗЕМЛЯ ОТДЫХАЕТ, ЧТОБЫ ЛЕТОМ РАСЦВЕСТИ.

ЗИМА С ЗАМОРОЗКОВ НАЧИНАЕТСЯ, КАПЕЛЯМИ КОНЧАЕТСЯ.

ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕ ЧТО МАЧЕХА: СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ.

Учитель: Приметы зимы так рассказывают о предстоящих весне и лете, будто их разделяет один день.

РАННИЙ СНЕГ – К РАННЕЙ ВЕСНЕ.

МАЛО СНЕГУ ЗИМОЙ – ЛЕТО С РЕДКИМИ ДОЖДЯМИ.

ОБИЛЬНЫЕ СНЕГОПАДЫ В НАЧАЛЕ ЗИМЫ – К СИЛЬНЫМ ДОЖДЯМ В НАЧАЛЕ ЛЕТА.

СНЕЖНАЯ ЗИМА – К ЗАТЯЖНОЙ ВЕСНЕ, К ДОЖДЛИВОМУ ЛЕТУ.

ТЁПЛАЯ ЗИМА – К ХОЛОДНОМУ ЛЕТУ.

СУХАЯ И ХОЛОДНАЯ ЗИМА – К СУХОМУ И ЖАРКОМУ ЛЕТУ.

-  10 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...