конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Рогачева Ирина Геннадьевна

конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_otchego_my_inogda_boleem.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Автор

Рогачёва И.Г., учитель начальных классов МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области.

Класс

4 класс

Автор УМК (Программы учебного курса)

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир

Тема урока

«Отчего мы иногда болеем»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

личностная

осуществляемые действия

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Организационный этап.

Прозвенел для нас звонок,

Начинаем мы урок.

2. Проверка домашнего задания,

воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.

Давайте вспомним, из чего состоит организм человека?

- Как называют группу органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу в организме?  

- Какие системы вы помните?

- Из чего состоит опорно-двигательная система?

- Из каких органов состоит нервная система?

- Из каких органов состоит пищеварительная система?

- Из каких органов состоит выделительная  система?

- Чем представлены органы дыхания?

- Какие органы кровообращения вы знаете?

- Вспомните, что вам известно о микробах?

- Какие ткани защищают нас от микробов?

- По каким признакам можно понять, что человек болен?

Во фронтальном режиме отвечают на вопросы

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания

Слушают отвечающего одноклассника

Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя

Самоконтролируют знания по теме

Принимают и сохраняют учебную задачу

3. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

- Определите тему сегодняшнего урока.

Формулируют тему урока: «Сегодня мы будем говорить о том, отчего мы иногда болеем.»

Взаимодействуют с учителем

Контролируют правильность ответа

Принимают и сохраняют учебную задачу

4. Актуализация знаний.

- Какие бывают травмы?

- В чём будет заключаться лечение, если вы порезали палец?

- Как человек чувствует себя при гриппе?

- Как чувствует себя человек при ангине?

- Как мы можем заболеть этими заболеваниями?

- Что является причиной этих заболеваний?

- Где можно встретить возбудителей заболеваний?

- Какие правила личной гигиены необходимо выполнять, чтобы не заразиться?

Во фронтальном режиме отвечают на вопросы

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания

Слушают отвечающего одноклассника

Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя

Самоконтролируют знания по теме

Принимают и сохраняют учебную задачу

5. Введение новых знаний.

5.1 - Как можно усилить защиту организма?

- Занятия спортом и физкультурой – один из основных способов укрепления организма. А крепкий организм может дать отпор микробам.

- Сорви лепесток ромашки и скажи, на развитие каких органов и мышц влияет данный вид спорта

5.2 Выступление учеников. 

- Вы, наверное, замечали, что одни люди болеют редко, а на другого ветерок дунул – и он закашлял.

Почему это происходит?

- Что такое закаливание? И только ли вода может закалить организм? На эти вопросы нам помогут ответить ребята, которые готовили сообщения.

5.3 Инсценировка.

- В каких продуктах есть ещё витамин А?

- В каких продуктах содержится витамин В?

- Что ещё нужно есть, чтобы организм получил витамин С?

Выступают с сообщениями по теме.

Участвуют  в инсценировке.

Морковь.

И сладка я, и вкусна.

Витамин во мне есть А.

Кто меня в друзья берёт,

Тот растёт, растёт. Растёт.

Дядя Стёпа от чего Вырос великаном?

Оттого, что ел морковь,

Яйца, лук, сметану…

Молоко, сливочное масло, печень. Щавель, зелёный горошек, салат.

Ржаной хлеб.

Да, я с виду чёрный очень.

Но скажу вам между прочим,

Рад ржаной своей судьбе-

Витамин во мне есть В

И скажу без лишних слов:

Ели щи и борщ отменный

Лишь со мною непременно

И Гагарин, и Титов!

Дрожжи, молоко, капуста, крупы, сыр, рыба, грецкий орех, гранаты, банан.

Картофель.

Меня любят все ребята.

И знают, что в моём лице

Представлен витамин здесь С.

Шиповник, клюква, мандарины, апельсины, клубника, сладкий перец.

Ученик 4

Всю азбуку здоровья

Нужно крепко знать.

И в жизни эти знания

Повсюду применять!

Запомни каждый –

Нет богатства больше,

Чем здоровье ваше!

Понимают  и воспринимают на слух словесную информацию

Вызванные обучающиеся строят монологическое высказывание

Слушают отвечающего одноклассника

Самоконтролируют знания по теме

Принимают и сохраняют учебную задачу

6. Воспроизведение знаний и овладение обучающимися способами деятельности.

Физминутка.

6.1 Рассказ учителя.

Простудными заболеваниями, гриппом, ангиной человек может болеть снова и снова. Но есть болезни, которыми человек болеет один раз в жизни.

- Назовите такие болезни.

- Как вы думаете, почему этими заболеваниями человек болеет только один раз?

С инфекционными заболеваниями  человечество знакомо со времён своего возникновения. В самых ранних памятниках письменности уже содержались сведения о них. В летописях Древней Руси инфекции называли поветриями, повальными или моровыми болезнями. От чумы, которую называли « чёрной смертью» в Средние века  погибла треть населения Европы. В 1918-1929 г. в Европе бесчинствовал грипп, прозванный « испанкой». Тогда из 20 млн заразившихся умер каждый четвёртый.

- Скажите, чем эти заболевания отличаются от других?

Слово «инфекция» в переводе с латинского значит « заражать».

Более 200 лет назад жил в Англии скромный провинциальный доктор Эдуард Дженнер. Этот человек открыл удивительный способ помогать организму справляться со многими заболеваниями. В те времена одной из самых страшных заразных болезней считалась оспа. От неё умирали тысячи детей и взрослых. Доктор Дженнер не только лечил людей: он много размышлял над причинами болезней. Наблюдая за течением оспы, он заметил, что в каждом местечке, где прошла эпидемия встречались люди, которых болезнь не трогала. Дженнер внимательно расспрашивал этих людей и узнавал, что все они в детстве переболели оспой, но выздоровели. И Дженнер понял: тот, кто уже перенёс оспу, может теперь не бояться этой болезни – в его крови появилось что-то, убивающее оспенных микробов. Тогда  доктор решил рискнуть. Он выбрал восьмилетнего мальчика по имени Джон, острым ножичком сделал ему четыре надреза на руке и помазал ранки капельками крови, взятыми у работницы, болевшей в детстве оспой. Прошло 6 дней и Джон заболел. Ни днём, ни ночью Дженнер не отходил от постели Джона. Неужели он ошибся, и Джон умрёт? Неужели он, врач, станет виновником его смерти?

Но прошло 3 дня, и Джон снова был здоров. Смелая догадка Дженнера подтвердилась. И тогда он решился на ещё более смелый опыт. Он привил Джону капельку гноя, взятую от больного оспой человека. На этот раз Джон даже не прихворнул. Оспа ему была не страшна. В его крови были лейкоциты, которые научились побеждать микробов, вызывающих эту болезнь.

Эту способность организма называют иммунитетом.

- Что же такое иммунитет?

- Что нужно делать, чтобы у человека выработать иммунитет к инфекционным заболеваниям?

- В современном мире появились болезни о которых наши предки ничего не знали, например, гиподинамия. Кто знает про эту болезнь?

-К каким последствиям приведёт то, что человек не делает зарядку, сидит у телевизора или компьютера?

Чтобы этого не произошло, нам нужно сделать зарядку.

Слушают учителя

Проводит ученик

Мы умеем топать, топать

И в ладоши хлопать, хлопать.

Мы умеем потянуться.

Друг на друга оглянуться.

И кругом все повернуться,

Мы, как зайцы. Прыг да скок.

Мы, как мишки то, топ, топ.

А потом шагать, шагать,

Никому не отставать.

Бодрым шагом и с любовью

Мы идём в Страну здоровья.

Понимают  и воспринимают на слух словесную информацию

Самоконтролируют знания по теме

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

7. Оперирование знаниями в новых ситуациях.

7.1 Рассказ учителя.

- Что же делать, если вы уже заболели?

Г.Остер советует:

Чтение стихотворения

- Что произойдёт, если вы будете выполнять эти советы?

Все рекомендации врача необходимо выполнять точно, принимать все лекарства, какими бы невкусными они не были.

7.2 Анализ ситуации.

Представьте себе такую ситуацию.

Катя учится в 4 классе, она уже совсем большая. Сегодня её отпустили с урока, потому что у неё поднялась температура. Катя пришла домой. Дома никого не было. Она достала аптечку, которая хранилась в шкафу, нашла вкусные таблетки, которые даёт ей мама. Девочка запомнила их по красивой упаковке. Голова не переставала болеть. Катя взяла ещё 2 таблетки для лучшего эффекта. Запила тёплым молоком и легла спать.

- За что можно похвалить Катю?

- Что Катя сделала неправильно?

- Какую памятку вы написали бы детям, которые собираются себя лечить.

Слушают вопросы учителя.

 Отвечают на вопросы учителя.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем во время опроса.

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

8. Обобщение и систематизация знаний.

8.1 Стихотворение – памятка.

Как проснулся, так вставай –

Лени волю не давай.

Чтобы это не забыть.

Надо снова повторить:

Как проснулся, так вставай –

Лени волю не давай.

Подружись ты с чистотой,

Руки мой перед едой.

Чтобы это не забыть.

Надо снова повторить:

Подружись ты с чистотой,

Руки мой перед едой.

Зубы щёткой лучше три

И снаружи и внутри.

Чтобы это не забыть.

Надо снова повторить:

Зубы щёткой лучше три

И снаружи и внутри.

Утром делай по порядку

Физкультурную зарядку.

Чтобы это не забыть.

Надо снова повторить:

Утром делай по порядку

Физкультурную зарядку.

Свежий воздух не вредит,

Человека он бодрит.

Чтобы это не забыть.

Надо снова повторить:

 Свежий воздух не вредит,

Человека он бодрит.

Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья!

Чтобы это не забыть.

Надо снова повторить:

Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья!

Понимают  и воспринимают на слух словесную информацию

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

9.1 Тест (см. Приложение)

9.2 Игра « хорошо» - «плохо».

( учитель называет привычки, а дети хором говорят хорошо это или плохо для здоровья.)

- мыть руки;

- не чистить ногти;

- чистить зубы;

- долго смотреть телевизор;

- мыться 2 раза в день;

- спать до обеда;

- рано вставать;

- курить;

- ходить на спортивные секции;

- драться;

- закаляться;

- пить пиво.

9.3 Организует работу в группах

Выполняют тест.

Осуществляют проверку тестового задания в парах

Выполняют задание в группе.

Умение обнаруживать ошибки и отклонения; вносить соответствующие коррективы (исправления)

Самостоятельное создание способов решения проблемы

Работают в парах

Обсуждают задание в группах

Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь, обосновывать и доказывать свою точку зрения.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Рефлексивный контроль

Умение давать оценку результатов учебной деятельности

Выполнять учебные действия в материализованной форме.

Ориентация на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе; формирование границ собственного знания и «незнания»

10. Рефлексия.

Определение и разъяснение  домашнего задания.

Организует рефлексию и самоанализ деятельности.

Получен от природы дар

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус, не арбуз-

Здоровье! Очень хрупкий груз!

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить!

- Желаю всем здоровья!

С.56-59, составить памятку

Дают самооценку своей работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...