Окружающий мир 1 класс "Как путешествует письмо?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Стрельцова Татьяна Васильевна

Конспект урока с наглядным и раздаточным материалом для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_puteshestvuet_pismo.docx49.17 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир                                                                                                  1 класс

Тема. Как путешествует письмо?

Цель:  формировать  представления о работе почты и разнообразии почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка); раскрыть значение почтовой связи; показать путь письма от отправителя к адресату.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений; получат возможность научиться различать почтовые отправления (письмо, бандероль, открытки, посылки); выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: овладеть  начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации;  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия.

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о работе почты; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию; уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; строить понятные речевые высказывания.

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний. Повторение изученного.

На доске картинки: утюг, телевизор, пылесос, магнитофон.

- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке.

- Как называются эти предметы? (электробытовые приборы)

- Электробытовые приборы хотят, чтобы вы повторили правила их безопасного использования и  передать эстафету следующей теме предмета Окружающий мир. Они приготовили для вас  игру «Отгадай букву в слове»

О – Что зажигает свет, нагревает утюг, заставляет работать пылесос и другие приборы? (электричество)

С - Где вырабатывается электричество? (На электростанции)

П – Как в дом приходит электричество? (провод)

- Можно ли прикасаться к оголенным проводам? Нет. (картинка)

И – Что мы можем увидеть, если два электрических провода коснутся друг друга? (искры)

- Что нужно сделать, если вы заметили искру, когда нажали на выключатель или сунули вилку в розетку? Рассказать взрослым.(картинка)

М – Назовите электробытовой прибор, проигрывающий музыку. (магнитофон)

Ь – Назовите ручной электрический инструмент, которым сверлят отверстия.  (дрель)

- Из данных букв сложите  слово. (письмо)

- А кто приносит письма в дом? (почтальон)

Раздаётся стук в дверь.

- Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он, городской наш  почтальон!

Входит ученик, исполняющий роль почтальона.

Аким Яков

Неумейка

Слыхали?
Сегодня в подъезде
Восьмом
Ходил почтальон
С необычным
Письмом.

Измятый конверт,
А на нём
По линейке
Написано чётко:
"ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ"

На первый этаж
Письмоносец
Зашёл.
Увидел, как Вову
Сажали
За стол.

Со сказкою
Вове
Вливали бульон.

- Письмо Неумейке! -
Сказал почтальон.

За ложку
Схватился
Испуганный
Вова,
А мама ответила:
- Нету такого!

В квартире
Над ними
Жил мальчик
Андрюшка.
По комнате всей
Раскидал он
Игрушки.

Услышав про адрес,
Смутился
Андрейка:
- Не думайте, дядя,
Что я - Неумейка!

Я, дядя,
Ещё не окончил
Игру.
Вот выстрою
Домик
И всё уберу.

Идёт письмоносец
В другую
Квартиру
И видит на кухне
Такую
Картину:

Тарелки
Помыты
И сложены в груду,
А мама и дочь
Вытирают
посуду.

Сказал почтальон,
Улыбнувшись:
- Беда!
Простите,
Я снова
Попал не туда!

Спустился во двор
Письмоносец
И вскоре
Чуть-чуть не упал
На трёхлетнего
Борю -
Цветы поливал он
Из маленькой лейки.

И здесь
Не нашёл
Почтальон
Неумейки!

Присел почтальон,
Отдохнул
И опять
Отправился в путь -
Неумейку искать.

Письмо
Получателя ищет по свету.
Но что же в письме?
Рассказать по секрету?

Два слова
В конверте
Письма заказного:
"ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ!"
Обидных два слова.

И я вас прошу:
Постарайтесь, ребята,
Чтоб это письмо
Не нашло
Адресата!

  • А может всё-таки Неумейка есть среди вас? Нет (отвечают дети).
  • Что вы, уважаемый почтальон! Мы много что умеем! А если что-то и не умеем делать, то обязательно научимся. Правда, ребята? (Да)
  • Это хорошо, ребята. Ну что ж, пойду искать дальше…
  1. Самоопределение к деятельности
  • Тогда давайте скорее начнем учиться.
  • Кто из вас уже получал письма?
  • Кто сам умеет писать письма?
  • Кто знает, как их подписывать?
  • Куда нести?
  • Когда и как оно дойдет до того, кому пишем письмо?
  • А что ещё можно получить по почте?
  • Кто же мне скажет, чем сегодня нам придется заняться на уроке. О чем мы будем сегодня говорить? (ответы детей)
  • Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо, как оно путешествует и как работает почта.
  • Прочитайте тему урока (на доске)

  1. Первичное восприятие и усвоение нового материала.
  • За время учебы вместе с нами Муравей Вопросик научился неплохо читать и писать. Ему захотелось рассказать об этом своему другу Муравьишке из далёкой страны Австралии. И он написал ему письмо. А как доставить его не знает. Мы ему в этом поможем.
  • Что такое письмо? (Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь).
  • Текст письма у нас есть. (продемонстрировать) Мы не будем читать его, так как читать чужие письма нельзя, это неприлично.
  • Что нужно, чтобы письмо смогло дойти? (Нужен конверт и марка).
  • Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. (На доску прикрепляется большой конверт)
  • Давайте его рассмотрим. Найдите слова "От кого", "Кому".
  • От кого письмо? (От Муравья Вопросика) Он – отправитель письма. (На доске вывешивается слово «отправитель»)
  • "Отправитель" - это тот, кто пишет и отправляет письмо.
  • Кому написано письмо? (Муравьишке) Он – получатель письма или адресат. (На доске вывешивается слово «адресат»)
  • "Адресат" - это тот, кто получает письмо.
  • На конверте обязательно указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс.
  • В нашем случае адреса мы запишем так: (на конверт крепятся адреса)

  • Что такое почтовый индекс? Слово означает "указатель". "Индекс" - это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем.

В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три - номер почтового отделения.

Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец.

  • Индекс Австралии состоит из 4 цифр.
  • На письме должна быть марка.  (крепится марка)
  • Марка - это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют - это филателисты. 
  • Вот мы и закончили оформлять конверт.
  • Теперь его можно отправить, но как? (ответы детей)
  • Как это сделать мы узнаем, отгадав загадки и расставив картинки в нужной последовательности.

Загадки к каждой картинке. (Дети по очереди читают загадки, а на доске поочередно выставляются в нужном порядке картинки).

1 загадка

Я синего цвета

Вишу на стене

И много приветов

Хранится во мне. (Почтовый ящик)

2 загадка

Все вести

Собрались вместе. (Мешок с письмами)

  • Рассылкой писем занимается почта. Нужно опустить письмо в почковый ящик. Из этого ящика работник почты заберёт его в специальный мешок и отвезёт на почту для сортировки.

3 загадка

На столе на видном месте

Собирают вести вместе.

А потом его жильцы

Полетят во все концы. (Письма на столе)

  • Сортирует письма, то есть  расшифровывает почтовый индекс и раскладывает по направлениям (адресам), специальная машина. Это особое устройство с бегающим лучом, который считывает линии. Поэтому-то цифры и должны быть определенного образца. Чтобы машина смогла их прочесть. Если с этим не справилась машина, тогда письма сортируют вручную. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. (картинка)
  • Давайте посмотрим, как работает машина по считыванию индексов. (видео)

4 загадка

Что за птица

Песен не поет

Гнезда не вьет

Людей и груз везет? (Самолет)

5 загадка

Полотно, а не дорожка

Конь не конь – сороконожка

По дороге той ползет

Весь обоз один везет. (Поезд)

  • Из почты письма отправляются в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах.

6 загадка

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне… (Почтальон) 

7 загадка

Дома из жести,

А жильцы в них – вести. (Почтовые ящики)

 

  • По прибытию в нужный город, письма  развозят по почтовым отделениям. А доставляет их адресату почтальон. Он раскладывает их в почтовые ящики.

  1. Физминутка. «Песенка почтальона»

  1.  Применение теоретических положений в условиях практического выполнения упражнений и решения задач. 

Работа в парах. Определение последовательности  в работе почты.

  • Ну а теперь вы сами помогите доставить письмо Муравьишке. На партах у вас лежат картинки.
  • Все эти предметы участвуют в путешествии письма. Каждая пара должна  расположить их в нужной  последовательности.

 По очереди выходят несколько представителей пар и показывают свой результат. Все остальные сравнивают со своими схемами.

- Какие мы молодцы! Покажите, кто думает, что ребята все сделали правильно.

- Муравей Вопросик хочет отправить своему другу не только письмо, но еще интересную книгу, теплые вещи, ароматные крымские яблоки. Но в письмо все это не войдет.  Как это  можно отослать?

Детям предлагаются на выбор конверт, пакет для бандероли и ящик для посылки. После того, как дети распределят вещи, идет сообщение учителя.

-  Небольшие вложения можно отправить бандеролью.

Бандероль - почтовое отправление в мягкой упаковке весом не более двух килограммов.

- Вложения свыше 2 кг отправляются посылкой.

Посылка - почтовое отправление, предназначенное для пересылки вещей.

- Самые большие почтовые отделения называются почтамт. Самый большой почтамт Керчи находится на центральной площади города – площади им. Ленина. (фото) 

- С момента отправки письма до момента получения иногда проходит много времени.

  1. Продолжение объяснения нового материала.

- Как вы думаете, ребята, каким образом много лет назад люди могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолётов, радио и телеграфа, компьютеров? (ответы детей).

- Вы знаете, много лет назад почтальоном был голубь. Его так и называли -почтовый голубь, который мог пролететь 3000 км и лететь быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние. (Рассматривают фото)

Голубям, которые имели особые заслуги и спасли жизни людям, установлены памятники. Такой  памятник установлен во Франции в городе Лиль.

В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Это произошло в 1942 году. Было это так. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат - местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы.

- Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки на дорогах.

Во время ВО войны голуби доставляли за одни сутки около 85 донесений.

В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: враг не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы его не схватят.

- Также в старину для доставки сообщений  мореплаватели, терпящие кораблекрушения, использовали бутылки. В них вкладывали записку с координатами бедствия, тщательно закупоривали и бросали в море в надежде, что бутылка будет выброшена на берег и люди прочтут призыв о помощи.

  1. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
  • Работа с учебником с. 65.Чтение заключительного высказывания.

  1. Рефлексия.  

- Чему научил вас этот урок?

- Что для вас на уроке было самым интересным?

- Выразите свое отношение к уроку. (Памятка на доске с началом фраз: «На уроке я узнал…», «Я научился…» «Теперь я знаю…», «Я смог…», «Стало понятно…», «Было интересно…» и т.д.)

Почтальон спешит по свету. 

В каждый дом идти он рад. 

Если долго писем нету – 

Почтальон не виноват.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Заочное путешествие в лес"

Урок может быть проведён в начале изучения темы "Лес" или в конце темы как итоговый урок....

Интегрированный урок-игра(окружающий мир+математика) "Путешествие по пустыне"

Удетей формируется целостное представление о природе, обществе. Этот урок формирует у учащихся эстетическое, экологическое и нравственное воспитание. На этом уроке, соприкасаясь с природой, мы заставл...

Интегрированный урок (окружающий мир - математика) "Путешествие из Петербурга в загадочную Австралию"

Ведущая идея урока: "Познание стран мира - украшение человеческих умов" (Леонардо да Винчи).Предметные образовательные результаты:знания о математических  величинах,  умении применять их на ...

Урок окружающего мира "Удивительное путешествие в мир деревьев"

    Урок окружающего мира по теме «Удивительное путешествие в мир деревьев"       На уроке обучающиеся путешествуют на поезде «Зеленая стрела» и с ...

Урок окружающего мира "Как путешествует письмо"

Уурока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России», знакомит детей  с работой почты, видами почтовых отправлений и другими способами отправления писем....

Открытый урок по окружающему миру 2кл. "Путешествие по городу Здоровейску"

Представлен материал о правильном питании и здоровом образе жизни. Рекомендую использовать на уроке....

Окружающий мир. Урок - путешествие по родной стране. Тема "Природа России"

Урок-путешествие по родной стране.Тема: «Природа  России»Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы России;развитие познавательной активности;воспитание бережного отношения к природе.Обору...