Адаптированная программа по окружающему миру для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Сорокина Светлана Владимировна

Программа по окружающему миру  для коорекционных классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

«Согласовано»                                                                                                                         «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе                                               директор МБОУСОШ № 1 г. Советский

________________________ Т.В.Дидич                                                                               ________________А.В. Бричеев

«28» августа 2014 г.                                                                                                                «01» сентября 2014 г.

Адаптированная программа учебного предмета

 «Окружающий мир»

для Абдуллиной Марии, Глухих Юрия, Кабановой Ангелины, Оглы Эйнара,

обучающихся 2 «в» класса

2014 - 2015 учебный год

Учитель: Сорокина Светлана Владимировна

Квалификационная категория: без категории

Программа составлена в соответствии с  Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010. Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др., авторской программой  «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение,  2011. Автор: А. А. Плешаков «Окружающий мир»

Количество  часов по учебному плану на 2014-2015 учебный год: 68 часов

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «28»    августа   2014г.

г. Советский

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с  Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010. Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др., авторской программой  «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение,  2011. Автор: А. А. Плешаков «Окружающий мир».

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс: учебник для образовательных  учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2012 (Школа России).

Основная цель курса –  формирование у обучающихся целостного взгляда на окружающую социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения обществе и природе.

При изучении данного курса решаются следующие основные задачи:

• расширения кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей (благодаря улучшению социальной ориентировки;

• обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно практической и продуктивной деятельности;

• систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

• уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

• улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

• активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего кружения ученика);

• систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, технология, экономика, труд).

Абдуллина Мария, Глухих Юрий, Кабанова Ангелина, Оглы Эйнар, обучающиеся 2 «в» класса, решением районной ПМПК выведены на обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития. 

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Учащиеся имеют малый кругозор знаний об окружающем мире, не могут выявить причинно-следственные связи в природе, знают мало представителей растительного и животного мира, не умеют делать логические выводы, строить связный ответ.

Учащаяся Абдуллина Мария имеет маленький словарный запас, нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задание сама, только с помощью взрослых. Плохо ориентируется во времени. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях.  Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе (очень скудный). Сложно самостоятельно составить небольшой текст. Рассказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, иногда про себя, а потом повторение вслух. Кроме того очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности.

Учащийся Глухих Юра имеет маленький словарный запас(пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту), нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Иногда не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задание сам, только с помощью взрослых. Плохо ориентируется во времени. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях.  Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе(очень скудный). Сложно самостоятельно составить небольшой текст. Рассказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, очень тихое, иногда про себя, а потом повторение вслух. Кроме того очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности.

Учащаяся Кабанова Ангелина имеет маленький словарный запас (пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту), нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задание сама, только с помощью взрослых. Плохо ориентируется во времени. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях.  Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе (очень скудный). Сложно самостоятельно составить небольшой текст. Рассказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, иногда про себя, а потом повторение вслух. Кроме того очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности.

Учащийся Эйнар Оглы испытывает трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях.  Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе.  Чтение побуквенное-послоговое, искажает структуру слова, не дочитывает слова, придумывает окончания. Понимание прочитанного нарушено.  Кроме того очень низкий уровень развития внимания и работоспособности.

   Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительностью. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.

С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса окружающий мир в программу более широко включены задания развивающего характера, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; развитие  связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к окружающему миру, к живой и неживой природе; развитие приёмов умственной деятельности.

Учитывая психологические особенности и возможности детей с задержкой психического развития, материал даётся небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического и  формального заучивания. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, видят.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание (определение) природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) выявление и моделирование связей в окружающем мире; 3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ на 2014-2015 уч. год (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 27.08.2014 г. № 1138) на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа  в неделю, то есть 68 часов в год. Курс рассчитан на 34 учебные недели.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

В результате изучения окружающего мира учащиеся  должны

        знать:

  • сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
  • основные сведения о своём городе; домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  • строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

        уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Содержание учебного предмета

Где мы живём? (3 часа)

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета -  Земля, страна - Россия, название нашего города, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (21 час)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления).  Кошки и собаки различных пород. Уход  за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.  Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями

Жизнь города и села (10 часов)

Город, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в городе.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины  города. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры,  их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений  природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Здоровье и безопасность (10 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,  не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая  работа: Отработка правил перехода улицы.

 

Общение (6 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте)

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема раздела

Кол–во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Коррекционно-

развивающая направленность

1

Где мы живём?

3

-Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

 -различать государственные символы России;

- анализировать информацию учебника;

-различать национальные языки и государственный язык России;

- извлекать из различных источников сведения о символах России.

Развитие  пространственных отношений

Развитие мыслительных операций

Развитие мыслительных операций

2

Природа

21

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. 

-классифицировать объекты природы по существенным признакам;

-различать объекты неживой и живой природы;

-устанавливать связи м/у живой и неживой природой;

-работать в паре.

3

Жизнь города и села

10

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. - рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

-сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

-рассказывать о строительных объектах в своём селе;

-предлагать вопросы к тексту.

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

-определять названия профессий по характеру деятельности;

Развитие навыков самоконтроля

Развитие мыслительной операции

Развитие пространственных отношений

Развитие процессов анализа

Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость  мыслительной деятельности. Усвоение соответствующих правил

4

Здоровье и безопасность

10

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. называть и показывать внешние части тела человека;

-определять на муляже положение внутренних органов человека; -составлять рациональный режим дня школьника; различать дорожные знаки;

 -формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

Развитие навыков самоконтроля

Развитие мыслительной операции

Развитие процессов анализа пространственных отношений

Развитие мышления, памяти

Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности, отработка практических навыков.

Достаточное развитие процессов самоконтроля, мышления. Формировать мыслительную операцию синтеза.

5

Общение

6

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия.

Отработка практических навыков.

6

Путешествия

18

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. -различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;-анализировать текст учебника;

-формулировать вывод о форме Земли. -наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. - находить Москву на карте России;

Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности.

Итого

68

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список литературы для учащегося

  • Окружающий мир: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.
  • Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас.- М.: Просвещение 2013.
  • Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова

Список литературы для учителя

  • Окружающий мир. Рабочие программы А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
  • Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / О.В.Казакова, Н.А. Сбоева. – М.: Вако, 2013.
  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012

Цифровые образовательные ресурсы

Электронное аудиоприложение к учебнику Т.Г. Рамзаева.  Русский язык 2 класс

Оборудование и приборы

Компьютер

Интерактивная доска

Магнитная доска

Мультимедийный проектор

Календарно – тематическое планирование на 2014-2015 учебный год

п/п

Дата

   

Тема урока, раздела

Кол.час

Форма проведения, тип урока,

Научные понятия, термины, категории,

Характеристика деятельности

Коррекционно-развиваюшая направленность

план

факт

Где мы живём? (3 часа)

1

1.09

Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. 

Комбинированный урок

Адрес, Родина

Формирование представлений о Вселенной, систематизация представления о нашей планете, родной стране, своем селе.

Развитие  пространственных отношений

2

6.09

Россия – священная наша держава.

Изучение нового материала

Россия, страна, держава, гимн, герб, флаг

Развитие мыслительных операций

3

8.09

Что нас окружает? Наше отношение к окружающему.

Закрепление изученного материала

Различие объектов природы и объектов, созданных человеком

Развитие мыслительных операций

Природа  (21 час)

4

13.09

Живая и неживая природа. 

Изучение нового материала

Природа живая и неживая, объекты природы

Понятия «неживая природа», «живая природа», раскрытие связей (значение солнца, воздуха и воды для живых существ).

Развитие навыков самоконтроля

5

15.09

Явления природы.

Изучение нового материала

Явления природы

Различия объектов природы и происходящих с ними явлений.

Развитие мыслительной операции

6

20.09

Как измеряют температуру?

Изучение нового материала

Термометр, шкала, температура

Устройство и работа термометра.

Развитие навыков самоконтроля

7

22.09

Что такое погода?

Изучение нового материала

Погода, метеопрогноз

Знакомство с понятием. Обозначение явлений погоды с помощью условных знаков.

Развитие пространственных отношений

8

27.09

В гости к осени.

Экскурсия в природу

Наблюдение за осенними явлениями в природе.

Развитие процессов анализа

9

29.10

Неживая природа осенью.

Комбинированный урок

Расширение знаний об осенних явлениях в неживой и живой природе.

Развитие мышления, памяти

10

4.10

Живая природа осенью. Перелётные птицы.

Комбинированный урок

Перелётные птицы

Развитие процессов смысловой памяти

11

6.10

Звёздное небо.

Изучение нового материала

Звёзды, созвездия, планеты

Знакомство со звездным небом.

Развитие процессов анализа

12

11.10

Заглянем в кладовые Земли.

Изучение нового материала

Полезные ископаемые

Понятия «горные породы» и «минералы».

Развитие навыков самоконтроля

13

13.10

Про воздух

Изучение нового материала

Воздух, ветер

Причины и последствия загрязнения воздуха.

Развитие мыслительной операции

14

18.10

Вода в жизни человека

Изучение нового материала

Вода

Меры по охране воды и экономному использованию

Развитие навыков самоконтроля

15

20.10

Какие бывают растения?

Комбинированный урок

Растения: деревья. кустарники, травы

Формирование представлений о многообразии растений.

Развитие пространственных отношений

16

25.10

Какие бывают животные?

Комбинированный урок

Дикие, домашние животные

Основные группы животных, их существенные признаки.

Развитие процессов анализа

17

27.10

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

Изучение нового материала

Цепи питания

Выявление связи, их моделирование и классификация.

Развитие мышления, памяти

18

1.11

Дикорастущие и культурные растения

Изучение нового материала

Дикорастущие, культурные растения

Разнообразие растений.

Развитие процессов смысловой памяти

19

10.11

Дикие и домашние животные.

Комбинированный урок

Дикие, домашние животные

Понятие «дикие животные», «домашние животные».

Развитие мышления, памяти

20

15.11

Комнатные растения

Изучение нового материала

Комнатные растения, уход за ними.

Название, отличительные признаки, их родина, уход за растениями.

Развитие процессов смысловой памяти

21

17.11

Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Комбинированный урок

Живой уголок

Воспитание любви и заботливого отношения к домашним питомцам.

Развитие мышления, памяти

22

22.11

Красная книга.

Изучение нового материала

Красная книга,

Знакомство с Красной книгой.

Развитие процессов смысловой памяти

23

24.11

Будь природе другом.

Закрепление изученного

Охрана природы

Обобщение представлений о факторах угрожающих живой природе.

Развитие мышления, памяти

24

29.11

Обобщающий урок по теме «Природа».

Обобщение материала

Развитие процессов смысловой памяти

Жизнь города и села (10 часов)

25

1.12

Город и село. Наш дом. 

Комбинированный урок

Город, село, деревня

Выявление особенностей города и села.

Развитие процессов анализа пространственных отношений

26

6.12

Что такое экономика?

Изучение нового материала

Экономика, деньги

Выявление связи между составными частями экономики.

Развитие мышления. памяти

27

18.12

Из чего что сделано?

Комбинированный урок

Материал

Формирование представлений о некоторых производственных процессах.

Развитие процессов смысловой памяти

28

13.12

Строительство и транспорт. Виды транспорта.

Комбинированный урок

Транспорт, виды транспорта

Знакомство со строительством в городе, селе, строительными машинами и материалами.

Развитие навыков самоконтроля

29

15.12

За покупками.

Комбинированный урок

Разнообразие предприятий торговли.

Развитие мыслительной операции

30

20.12

Культура и образование. Все профессии важны.

Изучение нового материала

Культура, образование

Знакомство с учреждениями культуры и образования. Расширение знаний о профессиях.

Развитие навыков самоконтроля

31

22.12

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

Экскурсия в природу

Расширение знаний о зимних явлениях в неживой и живой природе.

Развитие процессов анализа пространственных отношений

32

27.12

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

Комбинированный урок

Развитие мышления. памяти

33

12.01

Невидимые нити в лесу

Изучение нового материала

Раскрытие тесной зависимости в природе на примере связи между елью и рядом животных.

Развитие пространственных отношений

34

17.01

Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села».

Обобщение материала

Развитие навыков самоконтроля

Здоровье и безопасность (10 часов)

35

19.01

Строение тела человека. 

Изучение нового материала

Органы человека

Внешнее и внутреннее строение тела человека.

Развитие навыков самоконтроля

36

24.01

Если хочешь быть здоров

Комбинированный урок

Закаливание, режим дня

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены.

Развитие мыслительной операции

37

26.01

Поговорим о болезнях.

Изучение нового материала

Болезни, профилактика

Признаки, способы предупреждения и лечение заболеваний.

Развитие навыков самоконтроля

38

31.01

Правила дорожного движения. Берегись автомобиля!

Комбинированный урок

Правила дорожного движения

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Развитие процессов анализа пространственных отношений

39

2.02

Домашние опасности

Комбинированный урок

Опасность

Безопасное поведение в домашних условиях.

Развитие процессов анализа пространственных отношений

40

7.02

Пожар

Комбинированный урок

Пожар, помощь

Правила противопожарной безопасности.

Развитие мышления, памяти

41

9.02

Лесные опасности

Комбинированный урок

Правила безопасного поведения в лесу.

Развитие навыков самоконтроля

42

14.02

Как нужно купаться?

Изучение нового материала

Правила поведения на воде.

Развитие мышления, памяти

43

16.02

Очень подозрительный тип

Изучение нового материала

Ситуации «один дома», «потерялся»

Развитие мышления, памяти

44

21.02

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность».

Обобщение материала

Развитие навыков самоконтроля

Общение (6 часов)

45

25.02

Наша дружная семья 

Комбинированный урок

Семья, поколение

Понятия «культура», «общение».

Развитие навыков самоконтроля

46

28.02

В школе

Комбинированный урок

Общение на уроках переменах. Школьные обязанности, правила поведения в школе.

Развитие мыслительной операции

47

2.03

Правила вежливости

Изучение нового материала

Правила

Соблюдение правил вежливости при общении

Развитие навыков самоконтроля

48

7.03

День рождения

Комбинированный урок

Поздравление, подарок

Культура поведения в гостях, за столом, правила этикета.

Развитие процессов анализа пространственных отношений

49

14.03

Мы – зрители и пассажиры.

Комбинированный урок

Зритель, пассажир

Правила поведения в общественных местах.

Развитие пространственных отношений

50

16.03

Обобщающий урок по теме «Общение».

Обобщение изученного

Развитие мышления, памяти

Путешествия (18 часов)

51

21.03

Посмотрите вокруг 

Комбинированный урок

Понятия «горизонт», «линия горизонта».

Развитие навыков самоконтроля

52

4.04

Для чего нужен компас?

Изучение нового материала

Компас, стороны горизонта

Знакомство с компасом и пользование им.

Развитие мыслительной операции

53

6.04

Формы земной поверхности.

Изучение нового материала

Гора, холм, равнина, склон, вершина, подошва, овраг

Понятия «равнина», «горы», «холм», «овраг»

Развитие навыков самоконтроля

54

11.04

Водоёмы

Изучение нового материала

Океан, море, река, озеро, ручей. пруд

Разнообразие водоемов.

Развитие пространственных отношений

55

13.04

В гости к весне.

Экскурсия в природу

Наблюдение за весенними явлениями в природе.

Развитие пространственных отношений

56

18.04

Путешествие по родной стране

Комбинированный урок

Граница

Знакомство с физической картой.

Развитие мышления, памяти

57

20.04

Что такое карта и как её читать?

Изучение нового материала

Карта, стороны света, обозначения

Знакомство с условными знаками.

Развитие навыков самоконтроля

58

25.04

Путешествие по Москве

Изучение нового материала

Столица, достопримечательности

Представление о плане.

Развитие мыслительной операции

59

27.04

Московский Кремль

Изучение нового материала

Кремль, куранты, собор

История создания Кремля

Развитие навыков самоконтроля

60

2.05

Город на Неве

Изучение нового материала

Достопримечательности, памятники

Памятник Петру 1

Развитие процессов анализа пространственных отношений

61

4.05

Путешествие по Оке

Комбинированный урок

Памятники

Знакомство со старинными русскими городами.

Развитие процессов анализа пространственных отношений

62

6.05

Путешествие по планете

Изучение нового материала

Материки, океаны

Океаны и материки.

Физическая карта мира.

Развитие мышления. памяти

63

11.05

Страны мира

Изучение нового материала

Страна

Политическая карта мира.

Развитие навыков самоконтроля

64

16.05

Путешествие в космос

Изучение нового материала

Космос, планеты, звёзды

Формирование знаний о космосе и его освоении.

Развитие мыслительной операции

65

18.05

Впереди лето

Комбинированный урок

Знакомство с растениями и животными, которых можно увидеть летом.

Развитие навыков самоконтроля

66

23.05

Обобщающий урок по теме «Путешествия».

Обобщение изученного

Обобщение изученного. Проверка знаний.

Развитие процессов анализа пространственных отношений

67

25.05

Итоговый тест за учебный год

Урок контроля знаний

Развитие процессов анализа пространственных отношений

68

30.05

Итоговый урок-викторина

Комбинированный урок

Развитие мышления, памяти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) в 4 классе на тему: "Тайны жизни насекомых".

Цель: изучение характерных признаков класса «Насекомые», формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии. Задачи:  Образовательные: способствовать обогащению ...