Главные вкладки

    1 класс. Учебно-методический комплект по теме: "Какие растения весной цвести торопятся" (конспект+презентация)
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Ситдикова Айсылу Раефовна

    Класс: 1

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Цель: познакомить учащихся с раннецветущими растениями, воспитывать чувство бережного отношения к природе.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    - углубят знания о жизни растений;

    - научатся отличать раннецветущие растения от других;

    Личностные:

    - быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

    - чувство бережного отношения к природе

    Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир, 1 класс, рабочая тетрадь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

        Конспект урока по окружающему миру

                                    

    Тема: Какие растения весной цвести торопятся

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Цель: познакомить учащихся с раннецветущими растениями, воспитывать чувство бережного отношения к природе.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    - углубят  знания о жизни растений;

    - научатся отличать раннецветущие растения от других;

    Личностные:

    - быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

    - чувство бережного отношения к природе

    Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир, 1 класс,  рабочая тетрадь.

    Этап урока

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Организационный.

    ≈1-2

    Мин

    Встали ровно, подтянулись,

    И друг другу улыбнулись.

    Поздоровайтесь со мной-

    Вы кивните головой.

    А затем за парты сядьте.

    - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Айсылу Раефовна. Сегодня я проведу у вас урок Окружающего мира.

    Приветствовать учителя

    К: настрой на урок, знакомство с учителем

    2.

    Актуализация знаний.

    ≈ 5-7 мин

    - Давайте мы с вами вспомним весенние опасности.

    - Какие опасности вам известны?

    Учитель выслушивает мнения учащихся.

    - Не забывайте эти опасности и, конечно, соблюдайте правила.

    - Ребята, послушайте стихотворение.

    Я иду в лесу весною,

    Надо мною – синева…

    Подо мною плотным слоем

    Прошлогодняя листва.

    Хоть пригорок и оттаял,

    Но в тени лежит снежок,

    И на шаг не отступая,

    Рядом с ним растет цветок.

    Он под снегом пробирался,

    Он искал себе пути,

    Он нисколько не боялся

    Слишком рано расцвести!

    У него прохладный стебель,

    Пять прозрачных лепестков…

    Тихо тают в синем небе

    Хлопья белых облаков.

    - Может кто-то знает, о каком растении говорится в стихотворении? (О подснежнике)

    - Ребята, в стихотворении говорится о подснежнике. А что автор сказал нам о том, как появился цветок? Когда расцветает подснежник? (Ранней весной)

    - Подснежником или первоцветом можно назвать все растения, которые вырастают когда еще в лесах, на полях не растаял снег.

    Слушать стихотворение

    Отвечать на вопросы

    Л: учебный интерес к новому учебному материалу

    П: строить речевое высказывание

    3.

    Сообщение темы урока.

    ≈ 10-15 мин

    - А теперь откройте учебник на с.48.

    Прочтите название темы нашего урока. (Какие растения весной цвести торопятся)

    - Как вы понимаете «цвести торопятся?» (Рано зацветают)

    -   О каких растениях мы будем говорить на уроке? (О тех, которые раньше всех расцветают)

    - Какие цели перед собой мы поставим?

    (-  узнать о раннецветущих растениях, деревьях;

    - узнать причину, по которой растения рано зацветают;

    - запомнить их названия)

    - Посмотрите на рисунок, представьте, что мы летим на вертолете. Можем ли мы увидеть цветущие деревья и распустившиеся листья? (Нет)

    - Мы на вертолете увидим с вами только изменение окраски кроны деревьев.

    А вот цветы, деревья рассмотреть сможем лишь рядом. Маша и Миша оказались в лесу ранней весной. И они приглашают нас познакомиться с теми растениями и деревьями, которые раньше всех зацветают.

    - Рассмотрите на 48 странице рисунки – подсказки. Какие цветущие растения здесь изображены? (Орешник, Ива, Осина)

    Есть ли на веточках этих деревьях листья? (Нет, есть только цветущие почки).

    - Сравните цветы орешника ивы и осины? Чем отличаются друг от друга?

    У орешника цветком будут желто-зеленые «сережки» свисающие с голых веточек. Если толкнуть «сережки» орешника, то в воздухе появится легкое желтое облачко пыльцы, которое быстро рассеется. И вот, что удивительно: на тех же веточках орешника есть еще другие цветки. Их чаще всего принимают за почки. Растут они парами. Только на верхушках каждого цветка есть розовые  ниточки – язычки. Эти язычки ловят пыльцу. Отцветет орешник, отвалятся цветки, сережки. Но каждый цветок превратится в орех.

    - По берегам лесных рек, по ручьям, канавкам растет ива. Цветет ива желтыми пуховинками. Особый   род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветение вербы – верный признак прихода весны.

    -  На веточках осины весной тоже появляются многочисленные сережки. Вначале они короткие. Плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц.

    - Посмотрите на рисунок в центре. Найдите раннецветущее дерево. Как оно называется?

    - А есть ли у нас в области такие деревья?

    - А теперь, давайте рассмотрим рисунок-подсказку на с. 49.

    - Объединитесь в четверки. Ваша задача – рассказать классу о растении на карточке. Учитель раздает информационные карточки.

    - Прочитайте названия цветов, рассмотрите их внимательно, запомните, как они выглядят. (Печёночница, Первоцвет, Мать-и-мачеха, Ветреница, Прострел (сон-трава), Хохлатка)

    Печеночница красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями похожими на трилистник.

    Первоцвет весенний называют ещё золотыми ключиками. В конце весны это растение  украшается прелестными жёлтыми цветками, собранными в группы, и напоминающие связку миниатюрных ключиков.

    Мать-и мачеха. Растение с желтыми цветкам, которые появляются среди проталин. А также есть большие листья, верхняя сторона которых холодная, а нижняя теплая и нежная.

    Ветреница цветёт всего несколько дней, часто называют подснежником, т.к. зацветает когда ветрено, холодно.  

    Прострел (сон-трава)  Какое удивительное изобретение природы! Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан.

    Хохлатка – изящное растение снежным ароматом. Ее цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки.

    - Давайте, одним словом назовем все эти цветы. (Первоцветы)

    Работать с учебником

    Ставить цели

    Рассматривать рисунки

    Отвечать на вопросы, пользуясь подсказками

    Слушать рассказ учителя

    Работать в книге. Находить на рисунке изображение

    Работать в группах.

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    П: осуществлять анализ объектов анализ объектов с выделением признаков

    К: учитывать разные мнения 

     

    Физ. минутка

    ≈1-2

    Мин

    - Давайте мы с вами немного отдохнем.

    - Присаживайтесь.

    Выполнять движения (упражнения)

    Л: установка на ЗОЖ

    4.

    Первичное закрепление.

    ≈ 4-5 мин

    - Откройте рабочую тетрадь на с. 33. Выбери рисунки растений, которые можно увидеть ранней весной. Подпиши их названия (можно цифрой). Раскрась рисунки тех растений, которые тебе особенно запомнились.

    - Поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш, отметьте + верные ответы.

    Ответы на экране.

    - Давайте поиграем в игру «Лишнее растение».

    Учитель показывает учащимся карточки с растениями, в которых есть лишнее. Ученики пользуясь учебником, рабочей тетрадью находят «лишнее» растение.

    Выполнять задание в Р.Т. на с. 33

    Взаимопроверка выполнения задания

    П: осуществлять поиск информации в учебнике

    П: выявление затруднений в собственной   деят-ти

    5.

    Закрепление.

    ≈ 10-13 мин

    Давайте с вами ответим на вопросы Миши.

    1)Почему эти цветы так назвали?

    Почему эти цветы назвали первоцветами?

    2)Почему они уже цветут?

    3)Разве им не холодно?

    4) А других первоцветов не бывает?

    *Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы и поэтому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет. Какие же особенности позволяют им так рано зацветать, ведь большинство травянистых растений цветет летом? Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, с нашей точки зрения, там не так уж и тепло – около нуля градусов (это та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промерзала. А если и промерзнет, тоже не беда. Все эти растения хорошо переносят морозы, потому, что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.*

    - Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов.

    - Как вы считаете, хорошо это? (нет, первоцветы нельзя рвать. Многие из них занесены в Красную книгу)

     - Но разве дело в одних только запретах? Унося цветы, что крадём мы у леса? Может быть его весеннюю улыбку?

    Учитель читает стихотворение.

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвёшь цветок,

    Если все: и я, и ты,

    Если мы сорвём цветы –

    Опустеют все поляны

    И не будет красоты.

    - А можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? Как вы думаете?

    - Давайте ответим на этот вопрос, прочитав стихотворение хором.

    Мы не будем рвать цветы-

    Это капли красоты!

    Пусть они растут, цветут,

    Радость нам они несут.

    Отвечать на вопросы учителя

    Слушать стихотворение

    Читать хором

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры

    П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

    Л: строят предметную модель описанной ситуации

    Л: ориентация в  нравственном смысле поступков как своих, так и окружающих людей

    6.

    Итог урока. Рефлексия.

    ≈1-3 мин

    - Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, добрым отношением к первоцветам.

    Кто о себе может так сказать:

    - Теперь я знаю, что ….

    - Я понял, что ………

    - Я буду …..

    Продолжите любое из этих предложений.

    - Спасибо за урок! До свидания!

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни



    Предварительный просмотр:

    Печёночница – украшение весеннего сада. Другое название перелеска. Это длительное нарядное цветение, которое невозможно не заметить. Аккуратные округлые кустики, с небольшими голубыми цветками и листьями похожими на сердце, цветет в конце апреля - начале мая.

    http://n-med.ru/flower/pechenochnica.jpg

    Первоцвет весенний называют ещё золотыми ключиками. В конце весны это растение  украшается прелестными жёлтыми цветками, собранными в группы, и напоминающие связку миниатюрных ключиков.  ( Латинское название первоцвета – примула.)

    http://trawka.ru/images/pervocvet2.jpg

    Мать-и-мачеха это растение с желтыми цветками. Получило название из-за своих листьев, которые появляются значительно позднее цветков. Листья крупные. Верхняя сторона листьев совершенно гладкая, на ощупь холодная. Нижняя сторона листа, покрытая волосками, мягкая и теплая. Из-за этого растение и получило название: теплая сторона напоминает о материнской ласке, а холодная – о суровости мачехи.

    http://stringer.ucoz.ru/_si/0/35769182.jpg

    Цветки ветреницы на тоненьких стебельках покачиваются от самого слабого ветерка, поэтому оно так и называется. Цветет всего несколько дней. Очень любит свет, старается закончить свое развитие, пока лес не оденется листвой. Ветреница внесена в список редких растений России.

    http://oblepiha.com/uploads/posts/2010-05/1272813095_a0.jpghttp://n-med.ru/flower/vetrenica.jpg

    Хохлатку назвали по внешнему виду. У хохлатки цветки небольшие, собранные в нарядную кисточку. И у каждого цветка, будто, небольшой хохолок. Поэтому ее и назвали хохлаткой. Цветет всего несколько дней, и также быстро увядает.  На свете известно больше 100 видов хохлаток.

    Прострел весенний, или сон-трава очень похож на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены. Прострел также внесен в список редких растений России.

    http://lecherbs.com/wp-content/uploads/2009/09/prostrel.jpg


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Найди лишнее!

    Слайд 5

    МОЛОДЦЫ!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование 3 класс. Учебно-методический комплект "Школа России".

    календарно-тематическое планирование 3 класс к учебно-методическому комплекту "Школа России"...

    Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

    На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

    Конспект урока "какие растения весной цвести торопятся"

    Конспект урока по окружающему миру  " Какие растения весной цвести торопятся" по УМК "Перспективная начальная школа"...

    Тематическое планирование по русскому языку (2 класс) учебно методический комплект Школа 2100.doc

    Тематическое планирование по русскому языку (2 класс) учебно методический комплект Школа 2100 в соответствии с ФГОС...

    План-конспект урока «Окружающий мир» на тему: «Какие растения весной цвести торопятся»

    План-конспект урока «Окружающий мир» 1 класс программа «Перспективная начальная школа»...

    Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Какие растения весной цвести торопятся».

    Предмет: Окружающий мирКласс: 1-3Тема: «Какие растения весной цвести торопятся».Цель: познакомить с понятием первоцветы,  какие цветы появляются раньше всех.Планируемые результаты: Предметные: ут...