Проектная задача "Природные зоны России", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Терентьева Марина Петровна

Описание прпоектной задачаи по теме "Природные зоны России", проводимой в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_zadacha_prirodnye_zony_rossii.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • Обобщить и углубить знания по теме “Природные зоны России”
  • развивать познавательный интерес, речь, память, умение работать в группах, пользоваться дополнительной литературой, справочниками;
  • Воспитать у учащихся чувство гордости за Родину и любовь к родной природе.

Ход урока.

1.Ребята, у нас сегодня необычный урок. Работать вы будете в группах.

Задание для групп.

Представьте, что к нам  в школу должны приехать Ваши сверстники из Англии. Нужно  рассказать английским ребятам об уникальности нашей страны, ее растительном и животном мире, ее природных зонах. Для этого вам предстоит  оформить  информационный    стенд  о   природе   на   тему  «Природные зоны России».

Подготовьте и оформите информационный плакат, содержащий:

1) заголовок – название темы;

2) небольшой текст– описание природной зоны (нужно  найти и выбрать из предложенных текстов  в файле с раздаточным материалом № 1);

3) иллюстрации, по выбранной теме;

4)  одно- два   стихотворения (можно найти в файле с раздаточным материалом№ 2);  

5)  загадки, ребусы, занимательные вопросы  по теме;

6) экологические задачи

7) раздел «Красные страницы», об исчезающих животных и растениях.

В нижней части плаката обязательно укажите состав вашей группы. 

(На группы дети были разделены заранее и собирали необходимый материал)

Время выполнения работы –  2  урока

 - Прежде, чем вы начнете работать с темой, начните заполнять Лист продвижения. (Приложение 1)

2.Выполнение работы.

3.Презентация своей природной зоны (не более 3 минут)

4. Рефлексия.

- Как вы думаете, урок цели достиг?

- Заполните лист самооценки. (Приложение 2)

Планируемый педагогический результат

          Демонстрация учащимися:

  • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных ситуациях;

  • умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - оформить информационный плакат, иллюстрирующий особенности каждой природной зоны России.

Способ и формат оценивания работы

Оценивается:

  • владение предметными знаниями и умениями;

  • умение применять их для решения практической задачи;

  • умение взаимодействовать в малой группе ( распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый «продукт»). Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения, в ходе которого заполняется экспертный лист

Приложение 1.

Лист планирования и продвижения по заданию

Название группы ___________________________________________

Тема, выбранная группой ___________________________________________________________

запишите выбранную вами тему

Форма представления проекта: информационный плакат

Кто делает ________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка о выполнении  ( + или  – )

  1. Распределяем обязанности ______________________________
  1. Ищем пословицы и поговорки _______________________________________________________
  1. Работаем с заголовком  ___________________________________
  1. Ищем загадки и занимательные задания _______________________________________________________
  1. Ищем научные и интересные факты _______________________________________________________
  1. Вырезаем  _______________________________________________
  1. Приклеиваем  ____________________________________________
  1. Пишем __________________________________________________
  1. Представляем работу ___________________________________

Приложение 2

Лист самооценки

Название группы ___________________________________________

Фамилия имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы..

  А. Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.

  Б. Почти все сделали без меня.

Приложение 3

Арктика.

Здесь круглый год метет пурга,

Куда ни глянь, одни снега.

Не всякий выживает тут,

Без теплой шубы холод лют.

И даже летом и весной

Покров не тает ледяной.

Тундра.

По широкой тундре едешь дни и ночи;

Но нигде не встретишь леса или рощи,

Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.

Да в снегу кустарник борозду полощет.

Лес.

Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Степь

На все стороны степь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь,

Неоглядный простор!

Пустыня.

Куда ни кинешь взгляд- песок,

И прямо, и наискосок.

Не знают здесь, что значит тень,

Ведь солнце жарит целый день.

Но если дождик вдруг польёт,

Пустыня мигом оживёт.

Да только в том загвоздка вот,

Что дождик льёт всего раз в год.

Но те, кто проживает тут,

Другой погоды и не ждут.

Приложение №4.

Описание природной зоны

_____________________________

- это зона островов лежащих около  Северного полюса.

Несколько месяцев здесь длится полярная ночь. Затем наступает полярный деньЗима долгая,  дуют ветры, бушует  пургаТемпература опускается  до  - 60.   Иногда возникают удивительно красоты полярные сияния. Летом  тепла тоже мало. Лето короткое, холодное. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

________________________________

 - эта зона протянулась вдоль берегов  северных морей. Здесь длинная  морозная зима (7-8 месяцев), довольно суровая (мороз до -50), много снега и сильная метель. В середине зимы два месяца длится полярная ночьКороткое и прохладное лето, и хотя наступает полярный деньчасто  бывают заморозки. Летом земля оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлотаВоде некуда уходить, ведь она впитывается в землю. Поэтому  здесь  много  болот и озёр, а почва очень влажная .

________________________________

 - эта зона расположена южнее тундры большей частью на ВосточноЕвропейской и Западно-Сибирской равнинах. Лето теплое, зима короче  и мягче, чем в тундре. Хорошо  выражены все четыре времени года.  Это самая большая природная зона. В ней три части: самая большая часть – тайга, вторая –смешанные леса, третья – широколиственные  леса.

________________________________

 - эта зона раскинулась южнее  зоны лесов. Здесь достаточно  теплое,    продолжительное,  засушливое  летоЧасто  дуют теплые  сухие  ветры (суховеи). Иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редкоОбычно они ливневые. Зимы короткие, холодные и малоснежные. Эта зона славится самой плодородной почвой – чернозёмом.

_____________________________________

- эта зона в Росси занимает маленькую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. . Лето  здесь  очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до +70, а температура воздуха в тени поднимается выше + 40. Порой за всё лето не бывает ни капли дождяа лето длится здесь пять месяцевНочью  прохладно, потому что песок и глина быстро  остываютЗима по сравнению с летом суровая: температура опускается  до  - 10 градусов, и длится 2-3 месяца. Снег выпадает не везде.



Приложение №5.

Для  рубрики «А знаете ли Вы…?»

  • Чёрная рыбка даллия 10 месяцев без просыпу спит, да ещё вмерзши в лёд.

  • Белые медведи летом могут стать красноватыми и даже зеленоватыми. Отчего так бывает?

  • В Арктике бывает "водяное небо". Что это?

  • Белая сова днём и ночью  хорошо видит и охотится и днём, и ночью.

  • Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник рыбу, леммингов, птиц и яйца.

  • Гагары ходить не умеют, они на животе по земле ползают.

  • У дятла язык длиною в половину туловища. Муравьи липнут на него дюжинами.

  • Живёт в степи зверюшка, у которой всё не как у других, всё наоборот. Все по земле бегают, а она под землёй. Все у травы вершки объедают, а она - корешки. У неё сначала зубы, а потом губы, чтобы земля в рот не попадала, когда зверюшка роет её зубами. Бегает зверюшка задом наперёд и «включает то задний, то передний ход. И имя у неё необычное - слепушонка».

  • Суслик умеет пыль в глаза пускать. Увидит лису, юркнет в нору, она за ним, а он ей лапами пыль в глаза. Пока лиса прочихается, проморгается, ищи его.

  • Птица-щур кусачих ос не боится. Глотает вместе с жалом.

  • Розовые скворцы могут справится с целой стаей саранчи.


  • Тюленята с рождения лежат на голом льду и хоть бы что! Ещё здоровее становятся: за месяц вдвое растут и впятеро тяжелеют.

  • Киты-белухи умеют щебетать, щёлкать, клокотать, стрекотать и свистеть по-птичьи. За это прозвали их морскими канарейками.

  • Если бы Буратино сделали из саксаула, то он бы утонул в пруду черепахи Тортиллы. Почему?

  • Ушастый ёжик может съесть самую ядовитую змею, скорпиона, ядовитого паука-тарантула- и хоть бы что. Даже живот не заболит.

Приложение №6.

1. Сладков Н. В лес по загадки. - Л.: Детская литература, 1983г.

2. Сладков Н. В степи. - М.: Малыш, 1981г.

3. Сладков Н. Земля солнечного огня. - Л.: Детская литература, 1970г.

4. Сладков Н. Медовый дождь. - Л.: Детская литература, 1984г.

5. Суслов В. В краю поющих сугробов. - М.: Малыш, 1981г.

6. Соколов-Микитов И. Русский лес. - М.: Детская литература, 1984г.

7. Снегирёв Г. Я путешествую. - М.: Малыш, 1991г.

8. Степаненко В. Саварка. - М.: Советская Россия,1976г.





Группа № ______

ЗОНА ___________________________________________________

Подготовительная работа:

  1. Найти и подготовить фото и рисунки данной природной зоны, растений и животных.
  2. Найти загадки,  пословицы, ребусы, занимательные  задания.
  3. Интересные факты, экологические задачи.
  4. Сведения о животных и растениях данной природной зоны, занесенных в Красную книгу.



Группа № ______

ЗОНА ___________________________________________________

Подготовительная работа:

     1.Найти и подготовить фото и рисунки данной природной зоны, растений и животных.

  1. Найти загадки,  пословицы, ребусы, занимательные  задания.
  2. Интересные факты, экологические задачи.
  3. Сведения о животных и растениях данной природной зоны, занесенных в Красную книгу.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.

Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека....

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема: «Природные зоны России. Ледяная зона»

В разработке урока преследуются цели: 1.Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны.2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориен...

тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс

тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс...

Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ в 4 классе по теме « Природные зоны России. Зона степей. Правила поведения на льду в осеннее-зимний период»

Урок формирует у учащихся представление о природной зоне степей, знакомит со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями;  особенностями растительного и животного мира ...

Проектная задача по окружающему миру «Природные зоны России» для 4 класса

Проектная задача  повышает у учащихся мотивацию к изучению нового материала, позволяет освоить в ходе деятельности большой объем знаний по предмету, способствует формированию познавательных, комм...

Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"

Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...