Конспект урока по окружающему миру «Луг и его обитатели» - 3 класс - ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Фёдорова Анастасия Дмитриевна

Конспект урока + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.03.doc206 КБ
Файл 11.03_lug.pptx1.41 МБ
Office presentation icon lug2.ppt2.34 МБ
Office presentation icon lug_3.ppt2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Луг и его обитатели»

Цель урока: начать знакомство с лугом как с природным сообществом; обобщить и систематизировать знания о луге; учить искать и выделять необходимую информацию в тексте; развивать исследовательские навыки, мышление, наблюдательность, любознательность.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учить определять основные свойства почвы; установить основной состав почвы, в процессе опытов; узнать о преобладающих почах родного края.
  • Личностные:  работать над развитием учебных и познавательных мотивов, над формированием рефлексивного отношения к учёбе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Окружающий мир. 3 класс. Часть 2. / О.Н. Федотова, Г. Трафимова, 2014. – 132 стр.: электронная презентация, рабочая тетрадь; горелка, земля, спички, стеклышко, пипетка, зажим, керамическое блюдце.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

–  Друг на друга посмотрели , улыбнулись и тихо сели.

Слушать учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

2.

Мотивационный

Слов.: проверка Д/З

Слов.: определение темы и цели урока.

≈ 5

- Начнём урок с проверки Д/З.

- Какое было Д/З?

- Какую главу мы начали изучать? («Природные сообщества»)

- С какой темой мы начнём сегодня работать? (Луг и его обитатели) стр. 50 учебник

- Какие цели урока мы поставим.(Сегодня на уроке познакомимся с заливными и суходольными лугами, узнаем об их особенностях и обитателях.)

Отвечать Д\З у доски

Формулируют тему и цель урока.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: Обобщают.

3.

4.

5.

Актуализация знаний

Уст.: фронтальная беседа

Постановка учебной задачи и её решение

Слов.: фронтальная беседа.

Практ.: исследование и наблюдение за почвой

Физ.минутка

Слов.: фронтальная беседа.

Практ.: исследование и наблюдение за почвой

≈5

≈20

1.Клейкие почки, зелёные листочки.
   С белой корой расту под горой. (Берёза)
2.Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
3.Красненькая Матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)
4.Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
5.Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
6.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
7.Как называется фундамент в лесном доме. (Почва)
8.Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет. (Волк)
9.У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса)
10.Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
11.Загорелись, как пожар, на рябине кисти.
   Катится навстречу шар из осенних листьев.
   Ты его не узнаёшь? Приглядись – ка! Это …(Ёж)
12.Над цветком порхает, пляшет,
     Веерком узорным машет. (Бабочка)

 Заливные и суходольные луга

- На низких берегах реки можно увидеть заливные луга, они называются так потому, что часто река заливает эти луга во время весеннего таяния снега.

- Вдали от реки располагаются суходольные луга, так называются луга, которые не заливаются весенними водами (рис. 2). Они получают влагу от выпадающих осадков.

 

- Чем же луг отличается от леса?

 Слои луга

Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособились к жизни в хорошо увлажненных местах вдоль больших и малых рек, на окраинах лесов, на лесных опушках, по краям болот.

- Верхний слой луговой почвы богат перегноем, он быстро впитывает и хорошо удерживает влагу. В нем густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников. Поэтому деревья и кустарники встречаются здесь довольно редко.

- На лугу может быть так же интересно, как и в лесу, нужно быть очень внимательным. Травы на лугу, как деревья в лесу, растут ярусами. Верхний ярус – это светолюбивые растения с высокими прямыми стеблями. Это тимофеевка, василек луговой, колокольчик, тысячелистник

(рис. 3–5).

 Рис. 3. Василек 

 Рис. 4. Колокольчик

 Рис. 5. Тысячелистник

Второй ярус занимают растения, у которых стебель значительно ниже, это клевер (рис. 6), мятник. Они приспособились развиваться в тени.

 Рис. 6. Клевер

Третий ярус составляют мхи (рис. 7).

 Рис. 7. Мхи

- Жизнь в разных ярусах луга научила растений уживаться рядом друг с другом. Например, они различаются по времени своего цветения. Одни успевают вырасти и отцвести ранней весной, а другие цветут в середине лета.

Если я называю растение или животное из верхнего яруса леса, то вы поднимаете руки вверх. Например: дуб

Если я говорю животное или растение из среднего яруса – хлопок перед собой. Например: белка.

Если из третьего – присесть. Например: улитка.

Косуля, сосна, крот,

 Животные на лугу

- Каких животных можно встретить на цветущем лугу?

- На открытой местности с травяным покровом крупным животным негде спрятаться, поэтому на лугу они не живут. Зато мелких животных – множество: птицы, пресмыкающиеся, земноводные. А как разнообразен мир насекомых! Цветки облюбовали пчелы, шмели, цветочные мухи, муравьи. Каких только бабочек здесь нет (рис. 8–10)!

 Рис. 8. Лимонница

 Рис. 9. Крапивница

 Рис. 10. Махаон

Лимонницы, крапивницы, махаоны.

- В зеленой траве прячутся гусеницы бабочек, которые питаются растениями. Стрекочут кузнечики и кобылки, которых едва можно рассмотреть среди зеленой травы.

- Кобылки – это насекомые, похожие на крупных кузнечиков, у них тоже есть по две пары крыльев. В отличие от кузнечиков, которые поедают и мелких животных, кобылки питаются исключительно растениями. Они тоже хорошо маскируются в траве, выдавая свое присутствие лишь громким стрекотанием (рис. 12).

 Рис. 12. Кобылка (Источник)

- Кто поет крыльями? ( Это кузнечики.)

- Если кузнечика не сразу увидишь, то его стрекотание услышишь наверняка. Как будто кто-то часто-часто стучит молоточками. Эти звуки он издает специальными приспособлениями. (рис. 13).

 Рис. 13. Кузнечик

- На лугу живут жабы, ящерицы, они питаются насекомыми. (слайд)

- Насекомые являются основной пищей для луговых птиц: перепелов, коростелей, трясогузок.(слайд)

- Свои гнезда они устраивают на земле, среди травы. Хищные луговые птицы – канюк, пустельга, лунь – питаются мышами, полевками и мелкими птицами.(слайд)

- В почве, как нам известно, живут черви, бактерии, насекомые. Без них почва луга не была бы такой плодородной.

- Как и в лесу, на лугу совместно обитают растения, животные, грибы, микробы. Они тесно связаны друг с другом. Вот поэтому луг и называют природным сообществом.

Слушать учителя, отгадывать загадки. Отвечать на вопросы учителя.

Исследовать почву; отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника.

Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника.

Читать параграф.

Работать в ТСР.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания
Р.: осмысляют учебный материал.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

≈2

- Что узнали нового?

- Какие бывают луга?

- Какие растения растут на лугу?

- С какими животными познакомились?

- Покажите, какое у вас настроение?

-  Домашнее задание: стр.43-49 – пересказ, ТСР стр.16 № 19

Делать выводы; записывать Д/З


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Слайд 2

Л уг и его обитатели

Слайд 3

З аливные луга

Слайд 4

С уходольные луга

Слайд 8

В ерхний ярус луга

Слайд 9

В торой ярус луга

Слайд 10

Т ретий ярус луга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Лимонница Махаон Крапивница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Трясогузка Рябчик Коростель

Слайд 3

Пустельга Канюк Лунь

Слайд 4

стр. 50-54 – пересказ, ТСР № 20, 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

Конспект урока по окружающему миру "Лес и его обитатели"

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. ВиноградоваТема: «Лес и его обитатели».Данный  урок разработан и проведен с учетом во...

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс

Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...

Конспект урока по окружающему миру Лес и его обитатели

Предмет: Окружающий мирДата: 11.03Класс: 3-7Тема:  Лес и его обитатели.Цель:  создать условия для обобщения знаний о слове, об ударении, о роли ударения в различении смысла слов и правильном...

Конспект урока по окружающему миру Луг и его обитатели.

Предмет: Окружающий мирДата: 15.03Класс: 3-7Тема:  Луг и его обитатели.Цель:  сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществеПланируемые результаты:предметные: обобщить ...