Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Лес и его обитатели"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: Окружающий мир
Класс: 3-2
Тема:  Лес и его обитатели.

Цель:  создать условия для обобщения знаний о слове, об ударении, о роли ударения в различении смысла слов и правильном написании слов с безударной гласной в корне; обогащение словарного запаса

Планируемые результаты:
предметные: обобщить и систематизировать знания о лесе

личностные:  способствовать воспитанию у учащихся чувства товарищества, культуры общения, прилежания, умения работать в паре, взаимопомощи.
Оборудование:  учебники, хрестоматии, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_i_ego_obitateli.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Челябинск, 2016

Предмет: Окружающий мир
Класс: 3-2
Тема:  Лес и его обитатели.

Цель:  создать условия для обобщения знаний о слове, об ударении, о роли ударения в различении смысла слов и правильном написании слов с безударной гласной в корне; обогащение словарного запаса

Планируемые результаты:
предметные:
обобщить и систематизировать знания о лесе

личностные:  способствовать воспитанию у учащихся чувства товарищества, культуры общения, прилежания, умения работать в паре, взаимопомощи.
Оборудование:  учебники, хрестоматии, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деят-ть учащихся

УУД

Орг.момент

Словесный

2 мин

Встали, подравнялись, настроились на урок. Присаживаемся.

Приветствовать учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Этап первичной проверки понимания изученного

Практичес-

кий

 

6 мин

Начинаем урок окружающего мира с минутки синоптика. Какая погода за окном.

В начале урока проверим ваших знаний по изученному материалу.

1) Что такое почва?

а) вещество чёрного, коричневого, серого цвета

б) верхний слой земной коры

в) верхний, рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.

2) Почва состоит …

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

г) из песка, глины, солей.

3) Чем полезны для почвы растения и животные?

а) они сохраняют влагу

б) они не пропускают воздух

в) из останков образуются перегной и минеральные вещества

4)Чем почва отличается от горной породы?

а)плодородием

б) увлажненностью

в)твёрдостью

5) Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…

а)  водой и кислородом

б) питательными веществами, водой и кислородом

6) Самыми бедными почвами являются почвы

а) Африки

б) Антарктиды

в) Южной Америки

г) Евразии

Листочки сдать с последней парты на 1.

Отвечать на вопросы. (дежурный)

Отвечать на вопросы самостоятельно.

.

Принимать и сохранять учебную задачу. (П)

Умение самостоятельно давать ответ в мире мыслей, чувств.(Л)

Постановка учебной задачи и ее решение.

Физ. минтка

Практический метод

Словесный:

учебный диалог

5 мин

Послушайте вступление к уроку (звуки леса)

Чью песню вы услышали? (птиц)

- Где больше всего живёт птиц? (в лесу)

Шуми, шуми, зеленый лес! 
Знаком мне шум твой величавый
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой. (И.С. Никитин)

Есть просто храм, 
Есть храм науки.
А есть природы храм – 
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам. (Смирнов)

Как вы думаете какому храму будет посвящен наш урок?

Храму природы.

Сформулируйте тему урока. (Лес и его обитатели)

Сформулируйте цели на урок.

Познакомиться с разными видами лесов.

Узнать в каких лесах кто живет.

Есть ли в Челябинске или Челябинской области леса? (да)

Какие вы знаете, посмотрите в карту и назовите эти леса?

(тайга, смешанный лес или лиственный)

Прочитайте в словарике, что такое тайга

Что такое тайга?( леса в северном полушарии, в которых преобладают хвойные деревья: ель, сосна, пихта, лиственница)

А лиственный лес что такое? (лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели).

Что такое смешанный лес? (лес, в котором растут лиственные, так и хвойные деревья)

Как вы думаете, чем отличаются эти леса?(обитателями и растительностью)  Найдите на карте, какие растения и животные встречаются в нашем крае?

Что такое лес? (место где растут деревья, растения и т.д)

Лес нередко называют «царством деревьев».

Почему? Прочитайте в учебнике на стр 43-44)

Что сказано в учебнике?(что в лесу много растительности и деревьев, им нужны свет, влага, воздух, пит вещества, вся растительность приспособилась жить рядом  друг с другом).

Что такое лишайники? Найдите определение в словаре (единый организм, состоящий из гриба и водорослей. Растет на камнях, на коре деревьев, на земле.)

Как деревьям удается жить рядом и не мешать друг другу? Прочитайте, что заметил Костя Погодин? Кто согласен с ним поднимите руку. Что об этом сказано в учебнике? Рассмотрите рисунок на с. 44, что вы можете сказать?(что все растёт от большого к меньшему).

Прочитаем в учебнике и узнаем, какие деревья, какой ярус занимают. Сколько ярусов?(4)

Прочитаем про каждый ярус на стр 44-45.

Какие растения находятся в верхнем ярусе? (Дуб, липа, клён, береза, осина, сосна, ель).

На ярус ниже, какие деревья растут? (Рябина, черёмуха, ива).

Назовите растения, которые занимают третий ярус? (Малина, калина, жимолость, орешник, крушина).

Какие растения находятся ниже кустарников? (Черника, брусника и травянистые растения ландыш, кислица).

А в самом нижнем ярусе, какие растения располагаются? (Мхи, лишайники).

Как вы думаете, корни растений тоже располагаются ярусами и не мешают друг другу?(да)  Почему? Прочитаем в учебнике на стр 45 и узнает правильные ответ на вопрос.

Как люди в большом доме живут, так и животные в лесу проживают на разных “этажах” и квартирах, в зависимости от того, чем они питаются и где находят себе укрытия.

Работа с рисунком на с. 46

Работа в парах.

- Дети рассматривают рисунок леса. Сколько ярусов растений изображено на рисунке. Кто из животных, на каком ярусе живёт?

На 1 взгляд вроде бы 3 яруса, 1-летающие птицы, 2- белки и птицы которые питаются деревьями и жуками, 3-животные наземные,

А теперь немного отдохнем!

Отвечать на вопрос.

Целепола-гать

Читать текст.

Отвечать на вопрос

Работать в паре

Рассматри-вать рисунок

Строить логическое рассуждения (П)

Решение частных задач

Практический метод.
Работа с рисунком.

 25 мин

Прочитаем и узнаем кто в каком ярусе живет, и сколько ярусов вообще.

1 ярус – жуки которые питаются листьями - майские жуки, жук олень, дубовая листовёртка, желудевый долгоносик, дубовая орехотворка, птицы которые питаются насекомыми – зяблики, щеглы, пищухи, дятлы; с верхних ярусов рассматривают добычу ястреб, сокол, сова, филин, красный коршун.

2 ярус – дрозды, славки, снегири, синицы, белки, бурундуки, лось, косуля, кабан, заяц.

3 ярус – грызуны, черви, улитки, клещи, различные насекомые, пауки, хищные жуки – жужелицы, змеи, ящерицы

Чтение второй части рассказа

Почему лес можно назвать “многоэтажным” домом, где много “квартир”?(потому что каждое животное живет на своем этаже, этих животных много и они занимают каждый свою территорию)

Назовите лесных жителей нашего региона, которые обитают на деревьях;

ведут наземную жизнь;

обитают в почве.

Работа в группах. ( 3группы) Составьте три цепи питания, которые складываются в лесу.

Чтение и обсуждение рассказа по хрестоматии “Кто в лесу живёт на дереве, а кто под деревом?” с. 91

Так кто же на каком этаже живёт?

(На пятом этаже живут мыши, кроты, землеройки. На четвёртом - гнездятся рябчики, глухарь, тетерев и козодой, а также ёж, заяц, косуля и кабан. Певчие птицы вьют гнёзда на кустарниках и низких деревьях. Жильё дятла сороки, сойки чуть выше, а на первом этаже устраиваются иволги и крупные хищные птицы).

Отвечать на вопросы.

Работать с хрестоматией

Преобразовывать практическую задачу в самостоятельную.  (Р)
Строить предложения в устной форме.  (П)
Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)
Умение самостоятельно дать ответ.  (Л)

Этап закрепления изученного

Практический метод.

7 мин

Теперь откроем  П.т., найдем с. 15 №18 Выполним его, используя полученные знания. Проверяем.

Выполнять задание в тетради.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Подведение итогов.

Рефлексия

Словесный
Запись домашнего задания.

3 мин

Домашним заданием у вас будет стр 43– 49 (учить), а в тетрадях -  № 19 вып. Если на уроке вам было все понятно, покажите мне палец вверх, а если нужна помощь , то большой  палец в сторону. Выставление оценок за работу на карточках + работа на уроке. Всем спасибо за урок, до свидания!

Показывать карточки.

Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)


1 ярус

2 ярус

3 ярус

4 ярус

5 ярус

дуб

липа

клён

берёза

осина

сосна

ель

рябина

черёмуха

ива

малина

калина

жимолость

орешник

крушина

черника

брусника

травянистые

растения

ландыш

кислица

мхи

лишайники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Лес и его обитатели"

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. ВиноградоваТема: «Лес и его обитатели».Данный  урок разработан и проведен с учетом во...

Конспект урока по окружающему миру Лес и его обитатели

Предмет: Окружающий мирДата: 11.03Класс: 3-7Тема:  Лес и его обитатели.Цель:  создать условия для обобщения знаний о слове, об ударении, о роли ударения в различении смысла слов и правильном...

Конспект урока по окружающему миру Луг и его обитатели.

Предмет: Окружающий мирДата: 15.03Класс: 3-7Тема:  Луг и его обитатели.Цель:  сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществеПланируемые результаты:предметные: обобщить ...

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса»....