Учебно-методический комплект на тему " Русь расправляет крылья" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy.doc86 КБ
Файл okruzhayushchiy.pptx51.88 КБ

Предварительный просмотр:

РУСЬ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию представлений учащихся о возрождении Руси, подвигах защитников Руси, о Москве времен Ивана III; умения сравнивать её со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; создать условия для развития интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир», определения границ знания и «незнания»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Личностные: проявляют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение
к собственным поступкам

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; историческая карта; схема «Родословное древо московских князей»; фотографии Троице-Сергиева монастыря

Основные
понятия

Иван Калита, шапка Мономаха

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово-подсказку новой темы урока . (Иван Калита.)

Сегодня на уроке мы узнаем о правлении московского князя Ивана Калиты.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный опрос.

– Расскажите о монголо-татарском нашествии на Русь по плану:

1) Кто такие монголо-татары.

2) Кто возглавлял войско завоевателей.

3) Когда захватчики вторглись на Русь.

4) Как оборонялись русские города.

Отвечают
на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классифика-

Устные ответы,

выполнение

задания

теста


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Тестирование

– Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

Предлагает нескольким ученикам выполнить тест 

Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам

цию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые

III. Изучение
нового материала

Работа
по учебнику
и карте.

Беседа по содержанию прочитанного.

– Александр Невский успешно воевал с крестоносцами. Но с монголо-татарами, считал он, нужно вести осторожную, продуманную политику и сохранять мир, чтобы собрать силы для отпора врагу.

Найдите в учебнике на карте (с. 61) города Северо-Восточной Руси.

Эти города были более безопасными для жизни, так как они далеко располагались от Орды. Прочитайте текст в учебнике «Как возрождалась Русь» (с. 65–

66).

После чтения проводит беседу по вопросам:

– Какие ремесла возрождались в городах Северо-Восточной Руси?

– Как вели себя князья Северо-Восточной Руси? Что строили князья Северо-Восточной Руси в своих городах?

– Какой монастырь возник около города Радонежа?

– Кто основал Троицкий монастырь?

Отвечают
на вопросы, выполняют
задания.

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

2

3

4

5

6

7

Рассказ учителя с опорой на демонстрационный материал.

Работа
по схеме.

Работа
по учебнику (с. 66–69).

Беседа по содержанию прочитанного

Рассказывает о Троицком монастыре .

Демонстрирует фотографии Троице-Сергиева монастыря.

 Младший сын Александра Невского, Даниил Александрович, явился основателем Московского княжества, которое становится политическим центром, центром борьбы с монголо-татарским игом. За 3 года территория Московского княжества увеличилась вдвое. Вся Москва-река оказалась в пределах княжества.

– Рассмотрите родословное древо московских князей .

Какой князь стал управлять Московским княжеством в 1325 году? Почему его так звали?

В 1325 году московским князем стал Иван по прозвищу Калита. Он при себе носил сумку с медными деньгами (по-древнерусскому калита – сумка, мешок, карман), которые раздавал нищим и убогим.

После чтения проводит беседу по вопросам:

– Что возводили каменщики на Боровицком холме?

– Какую работу выполняли плотники?

– Как стали называть крепость?

– Что образовалось возле стен Кремля?

– В чем заслуги князя Ивана Калиты?

– Что такое шапка Мономаха?

Дополняет ответы учащихся о заслугах Ивана Калиты

Внимательно слушают.

Читают
в учебнике текст «Московский князь Иван
Калита».

Отвечают
на вопросы учителя.

Внимательно слушают

высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы ин-формации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета

1

2

3

4

5

6

7

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного

Закрепление изученного материала: фронтальный опрос.

Дидактическая игра – историческое домино «Древняя Русь».

– Какие земли Руси оказались более безопасными для жизни в начале XIV века?

– Какие города располагались в Северо-Восточной Руси?

– Чем занимались князья этих городов?

– Какие ремесла возродились в этих городах?

– Какой монастырь возник около города Радонежа?

– Кто его основал?

– Кто правил в Москве в те времена?

– Что происходило с Москвой при его правлении?

– Какую политику вел Иван Калита с ханом Золотой Орды?

– Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

– Каковы заслуги Ивана Калиты в истории?

– Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.

Кириллица

Князь
Александр

монголо-

татарский хан

Шапка

Мономаха

Символ
власти

Батый

Монастырь

Калита

сумка,

мешок,
карман

Троице-

Сергиев

Ледовое
побоище

Князь
Ярослав

Мудрый

5 апреля

1242 года

Невский

Князь Олег

Вещий

Красное

Солнышко

Князь
Владимир

988 год

Крещение
Руси

Нестор

монах,

летописец

славянская
азбука

Отвечают
на вопросы.

Класс делится на 3 команды.

Выполняют
задания.

Фронтальная.

Групповая.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию в коммуника-

Устные ответы,

записи
в тетради

1

2

3

4

5

6

7

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Какие человеческие качества помогли Ивану Калите управлять государством?

– Почему он запомнился русскому народу?

– Кто-нибудь из вас, ваших знакомых обладает такими качествами?

Читают вывод  в учебнике (с. 69).

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную

деятельность на уроке. 

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 65–69. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», выполнить задания

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


Ресурсный материал

Кроссворд

1. Зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани. (Иго.)

2. Столица Древнерусского государства, город Южной Руси, павший 6 декабря 1240 года под натиском монголо-татар. (Киев.)

3. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими. (Калка.)

4. Подарки ханам от русских князей. (Дань.)

5. Ханская грамота с правом на княжение. (Ярлык.)

6. Город Руси, первым подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар. (Рязань.)

7. Город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом». (Козельск.)

8. Название войска с воинами на конях. (Конница.)

9. Монголо-татарский хан, возглавивший поход на Русь. (Батый.)

10. Столица Золотой Орды. (Сарай.)

Ключевые слова: ИВАН КАЛИТА.

Рассказ учителя о Троицком монастыре

Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил, бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть.

И вдруг Варфоломей увидел старца-монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Сергий Радонежский был уверен в победе на Куликовском поле. Это он благословил князя Дмитрия на битву и отпустил туда двух монахов-богатырей Пересвета и Ослябю.

Отец Сергий стремился искоренить зло на Земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда он дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.

Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиева, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.

Дополнительная информация о правлении московского князя Ивана Калиты

1. Москва становится центром ремесла и торговли.

2. Москва становится центром религиозной жизни. Глава Православной церкви – митрополит Петр приехал в Москву после того, как Иван Данилович выполнил его просьбу, воздвигнув храм Пречистой Богородице.

3. Ивану Калите удалось добиться у татар права сбора дани с русских земель и вывоза ее в Орду. При этом он не забывал про свое княжество, казна его росла так, что он покупал у бедных князей деревни, села и даже города.

4. При нем продолжилось расширение княжества, в состав которого вошли Галич, Углич, Белоозеро.

5. В XIII веке Москва стала центром одного из русских княжеств. В XIV веке великий московский князь Иван Калита спешит укрепить Москву. Строят новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 году. Отесанные дубовые бревна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 метров. Эта крепость прослужила более 25 лет.

6. Московские князья в наследство от Ивана Калиты получили символ власти – шапку Мономаха.

Во время торжественных выходов или приемов московские великие князья и цари обязательно имели при себе особые знаки власти – регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой – державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха. (Учитель показывает фотографии.)

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале XII века киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху. Легенда возникла в конце XV века. Тогда усиливалась власть потомков Владимира – московских князей, и им нужно было обосновать идею, что Москва – «третий Рим», преемница Древнего Рима и Византии.

На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в XIV веке. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVII века, а в 1724 году шапку заменили императорской короной. В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

Тест «Трудные времена на Руси»

1. Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый;                   б) Чингисхан;                   в) Темучин.

2. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Рязань;                    б) Новгород;                     в) Козельск.

3. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) Дань;                       б) выкуп;                           в) налог.

4. Первый удар в 1240 году с северо-запада на Русь нанесли:

а) немцы;                       б) шведы;                      в) монголы.

5. На какой реке разбил шведов князь Александр?

а) Нева;                         б) Калка;                        в) Дунай.

6. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.;   б) 20 мая 1242 г.;           в) 5 апреля 1241 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ИВ А Н К А ЛИ Т А

Слайд 3

тест

Слайд 4

Карта стр61

Слайд 5

Эти города были более безопасными для жизни, так как они далеко располагались от Орды Стр 65-66

Слайд 6

Троицкий монастырь

Слайд 7

Родословное древо московских князей

Слайд 8

Стр 66-69


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по теме лёгкая атлетика 2 класс.

Конспект урока.       Общие задачи:1.      Сформировать представление о правилах безопасного поведения на стадионе при занятиях  физической культурой.2....

Учебно-методическое пособие по теме "Алгоритм" для 3 классов

Пособие можно использовать  в разделе "Алгоритмы" на уроках информатки. математики, в дополнительном образовании в начальной школе....

Учебно- методический комплект по теме "Пластилиновая живопись" 3 класс

Конспект и презентация по технологии в 3 классе...